Будем знакомы. Африканская гроза

Ирина Побережная
Разнообразна и многолика африканская природа. Круглый год радуют глаз крупные, причудливой формы и яркой окраски цветы на кустах и деревьях. У каждого времени года свои оттенки. Африка  постоянно  меняет своё одеяние, поражая разнообразием цветовой гаммы. Интересно, что южные пальмы зелены и зимой, и летом. А наши, европейские, деревья на африканской земле, сохранив свою многовековую привычку, осенью сбрасывают листья и стоят, пугая голыми ветками, буяющую вокруг  зелень.

Впервые оказавшись в южном полушарии, мы не переставали удивляться всему, что нас окружало вокруг: движению солнца по небосводу против обычного; непривычных размеров луне; знойному дождливому лету в то время, когда в Европе снег и метели; Новому году в бассейне; тряслись от холода в африканскую зиму, слушая прогноз о тридцати пятиградусной жаре в Киеве.

И всё же, особого внимания, как мне кажется, заслуживают африканские грозы. Нет, в наших широтах такого светопреставления не увидишь! Да и представить - не представишь.
Это взбунтовавшаяся стихия, ревущая многоголосым рыком, извергающая потоки воды и стегающая изогнутыми молниями землю.

Не стой у неё на пути! Словно огромное чудище, осознающее свою силу и власть, дающее волю накопившейся страсти, простирает огненные лапы, раздирая  на части дрожащий небосвод! Что человек против такой силищи? Былинка.

С таким монстром и нам довелось встретиться и запомнить, как говорится, на всю оставшуюся жизнь.

Был месяц май. Конец африканской осени. Муж уехал на две недели в командировку, оставив меня с дочкой и собакой на хозяйстве.

Утро того дня не предвещало никаких катаклизмов. А потом вдруг погода резко изменилась.
Поднялся ветер. Зашумели, словно лопасти пропеллера, широкие ветки пальм.  Небо затянуло сизыми тучами, настолько плотными, что вокруг потемнело  - на глазах полдень превратился в вечерние сумерки. На короткое мгновение природа замерла, притаилась в ожидании …
Затихли птицы, укрывшись в кронах деревьев и расположившись на ветках ближе к стволу, сложились в бутоны лепестки цветов…

Неожиданно, совсем рядом блеснула слепящая глаза молния, разорвав тишину раскатом грома до звона в ушах.

И началось! Казалось, стихия только ждала этого сигнала, чтобы разверзнуть небесную твердь ливнем и градом! Огромные ледяные куски, величиной со сливу, забарабанили по крыше, заглушая мой собственный крик.

А переживать было от чего. Дочку вот-вот должны были привезти домой из местной школы. Связи с ней не было – беда одна не ходит – села батарейка в мобильном телефоне. Успела ли она добежать до машины? Да и как в такую непогоду можно было ехать по дороге, если я с трудом различала деревья в саду? Так и металась я по дому, от одного окна к другому, не находя себе места.

Наконец к гаражу подъехал посольский «рафик». Я выскочила на улицу, пытаясь хоть немного укрыть ребенка от лавины ледяного дождя, и тут… ударило, казалось, над нашими головами, оглушив настолько, что мы упали на землю!

Как потом выяснилось, молния попала в тарелку спутниковой антенны на крыше и  в наружную сигнализацию, как бритвой обрезав стальной провод толщиной 5 миллиметров.  Наружная сигнализация, кроме того, была под напряжением около 12 тысяч вольт. Можно себе представить мощь вырвавшейся на волю энергии!

От грохота, который был сродни взрыву, заложило уши. Спотыкаясь и скользя подошвами кроссовок по обледеневшим плиткам, мы добежали до входной двери дома, промокнув до нитки…
Гроза наконец-то выдохлась, выплюнув последнюю порцию злости… Через прореху в облаках промелькнуло умытое дождём солнце. В саду несмело защебетала какая-то птичка: «Жизнь продолжается! Жизнь продолжается!».

А вся земля вокруг была укрыта толстым слоем смерзшихся кусков льда. Этот своеобразный белый ковёр еще долго радовал чернокожую детвору, лепившую из градин настоящие снежки. В укромных уголках, куда не добирались лучи солнца, градины пролежали два дня…

Чем закончилась та гроза для нас? Мы благодарили и благодарим высшие силы за то, что молния не попала в кого-нибудь из нас или в машину. Слава Богу!

И всё же наш дом пострадал.

Во-первых, мы остались без сигнализации (как наружной, так и внутри дома), что для пребывания в ЮАР было очень опасно.

Во-вторых, сгорела почти вся электротехника в доме: телевизор, видеомагнитофон, монитор, компьютер, у которого внутри остались одни «угольки». След копоти отпечатался даже на стене.

В гараже обуглилась проводка, и оплавились розетки. Не поднимались ворота для въезда машин – вышла из строя система управления. По той же причине входную калитку можно было открыть только ключом, причем со стороны улицы, просовывая руку через решетку, а не пультом, как раньше, изнутри дома.

Блок спутниковой антенны, естественно, тоже пострадал.

Молния не пощадила и большого голубя. Мы обнаружили мертвую птицу возле пальмы с открытыми глазами и маленькой ранкой на груди – видимо его достал электрический разряд. Несколько мелких пташек побило градом.

Огромная, 15-метровая, пальма, пронзённая невидимой стрелой, засохла, и её потом пришлось спилить.

Счастье наше, что не сгорели электрическая плита и холодильник. Вот без них нам было бы совсем худо.

Конечно, в беде нас не бросили. В тот же день приехал электрик и определил для себя «фронт» работ. А вот сам ремонт растянулся на длительное время. В Африке, увы, никто никуда не торопится.

P.S. Ну вот, стоило вспомнить африканские страсти, как и родная гроза пожаловала… Ух, как загремело – стекла задребезжали!…