Эдит Пиаф - Французские духи

Нина Милова
Бывает раним души безискустно,
Не ангелы, но мы не так плохи.
О чём поёт то pадостно, то грустно
Эдит Пиаф - французские духи.

Эдит Пиаф, как и духи - это одно из очарований, одно из вдохновений Франции. В ней её дух, её шарм, её чувственность. Мы все знаем, что Эдит Пиаф - это замечательная певица. Но о чём она поёт? Я думаю, что её трудно оценить не вникая в смысл её песен. Ведь из песен слов не выкинешь, правда? На самом деле у неё есть песни двух направлений. Её первый, и более ранний стиль - это песни о тёмных тайнах женской души и о её маленьких трагедиях. Второй - её более поздний стиль - это песни о блаженстве женской души, и о том как это прекрасно понимать, очаровывать и быть любимой. Я предлагаю вам оценить переводы нескольких текстов обоих направлений.

Должна вас предупредить, что хотя из песни слов не выкинешь, но мелодии не выкинешь из неё и подавно. Поэтому еcли вы просто будете читать тексты песен в отрыве от их мелодий, они могут вам показаться некоeй нестройной поэзией, постоянно теряющей ритм. На самом деле эти стихи не теряют ритм, а просто подлаживаются под мелодию песни, которая иногда меняет ритм несколько раз. Чтобы правильно ощютить их ритм надо их просто пропеть на соотвтетствующую мелодию песни (хотя бы мысленно). Для того чтобы вы могли ознакомиться с мелодией я привожу ссылки на соответствующие музыкальные файлы. Это может показаться вам несколько необычым упражнением, но на самом деле ничего необычного в этом нет. Мы просто немного "избалованы" современной поэзией, уже имеющей в себе мелодический ритм, но для того чтобы правильно освоить более древнюю поэзию, например "Памятник" на латынe (без Пушкиского перевода), нам приходилось петь его на мотив "Беловежская Пуща" для того чтобы найти его ритм, и когда он декламируется, он как-бы полу-поётся. Я думаю для тех кто любить петь - это будет увлекательно. Остальным приношу свои извинения и надеюсь что когда-нибудь найдётся певица способная это спеть не хуже Эдит Пиаф.

Толпа
http://www.youtube.com/watch?v=opVH_sa951Q

Город празднует, танцует, веселится
Задыхаясь в звонком смехе и в лучах
И я слышу гул толпы и вижу лица
Все кружатся и танцуют и кричат.

Затерявшись в той толпе я завернула
И не знала мне куда идти и как
И случайно вдруг толпа меня толкнула
Так и оказалась я в его руках...


И вот толпа нас тащит,
Только дальше всё, и дальше
Наши руки cжаты вместе
И глаза глядят в глаза
И душа поёт, и кругом играют песни
И смеёмся мы не зная что сказать...

А толпа нас так и тащит
Только дальше всё, и дальше
И танцует и смеётся
И проказам нет конца
А я лишь слышу то, как сердце моё бьётся
Или это бьются наши сердца

Город залит был весенними лучами
Праздник радостной волной кипел вокруг
Только вдруг толпа прорвалась между нами
Разорвав объятья наших сжатых рук...

И вот она нас тащит,
Друг от друга дальше, дальше
И танцует и смеётся
И проказам нет конца.
И его голос уж всё тише раздаётся
Прорываясь сквозь другие голоса

А толпа меня всё тащит
От него всё дальше, дальше
Я рыдала от несчастья
И метала и рвала
И в сердцах сжимала я свои запястья
Клеймя толпу, что мне его дала и забрала.



Незнакомец
http://www.youtube.com/watch?v=1SsiVPefJYo

Он был тих, он был хорош
На Есенина похож...
Этот прохожий
В голубых своих глазах…
Золотых своих кудрях…
И улыбкой тоже
А я б прошла мимо него
Не заметив ничего
Сказал он: Здравствуй!
И вот тогда я поняла
Что в этот вечер для меня
Всё произойдёт.

Тот нежный взгляд пленил меня.
Откуда он, не знала я.

-Где живёшь, кто ты такой?
-Мой корабль - мой дом родной,
Живу я в море
А имя моё секрет,
Я просто парень юных лет
В тоске и в горе
На сердце тяжесть у меня,
Мне любовь твоя нужна,
Немного ласки...
И моя девичья душа
Ему открылась поспеша
Пасть в его руках.

Тот нежный взгляд пленил меня
Откуда он, не знала я.

Отогнав сомненья прочь
Провела я с ним всю ночь
С лаской и с тоскою.
И так глупо я ждала
Чтоб он сказал: люблю тебя!
Пойдём со мною!
И я б сказала, что люблю
И что на край земли пойду
За ним я следом,
Но он исчез внезапно так,
Что не пойму теперь никак
Что произошло.

Тот нежный взгляд пленил меня
Откуда он, не знала я.

И вот я думаю о нём,
О любовнике своём
Странном и секретном,
И кружится голова
От любви и от вина
В дыме сигаретном
Вpоде кто-то мне сказал
Что на наш морской вокзал
Моряк приехал
И от любви несчастной он
На дне морском нашёл свой дом.
Там его нашли...

Тот нежный взгляд пленил меня
Где он теперь, не знаю я.


Она бывала часто там,
На этой улице Пигале…
http://www.youtube.com/watch?v=T_ipHlcxQtU&feature=related

Она бывала часто там,
На этой улице Пигале
Где листья жёлтые шуршат
На мокром сером трoтуаре.
Её огромные глаза
Так удивительно прекрасны
Ах эти чудные глаза,
Как голубые небеса
Над этой улицею грязной.

А он сказал: Люблю тебя!
И не поверилось бы ей
Она забыла о любви
Из-за профессии своей.
Как мог он это ей сказать?
И где? Представьте! На Пигале!
Такие вещи говорят
На этой улице едва ли!

Она оставила Пигаль
И поспешила вслед за ним
Но не забыл он этот мрак
Что её прошлое затмил
Мимо борделя проходя
Кривился он косо глядя
Она молит: "Забудь про всё,
Мы переедем в Монт-Парнасе"

Она хотела быть другой,
Но только изменился он.
Однажды он ей говорит:
"Любовь для нас была лишь сон.
Я знаю что ты хороша,
Но не твоя моя душа,
И в жизни разные пути
У нас, я думаю, с тобою."

Она вернулась на Пигаль
Куда же было ей идти?
Там обрела она печаль
И свои прежние грехи.
Но каждый раз сквозь божий свет
Она глядит влюблённым вслед
И слёзы катятся от бед
Из глаз её небесно-синих.


Небо Парижа
http://www.youtube.com/watch?v=fm7qeyZ2NSc

В небе Парижа песня летит без конца
Она родилась сегодня в наших сердцах
Под небом Парижа юные пары идут
Счастье для них навек поселилося тут
А под мостом Берси, там философ сидит
Два музыканта, пара зевак и десятки людей.

А вот Нотр Дам.
Там тысячи драм.
Послушать бы нам
Как страсти кипят.
Несколько солнечных лучей
И свет безоблачных очей
Аккордион!
Не смолкает и он!

Ночи и дни одни только песни слышны
Где-то вдали огни нам сияют во мгле
Ночи и дни одни вдоль по Cенне гуляем мы.
Небо Парижа с нас не сведёт своих глаз.

И много сотен лет
Есть у него секрет
С давних времён
Был он влюблён
В остров наш Сант-Луиз

Если она ему шлёт с улыбкой привет,
Небо нам дарит всем голубой свой букет.
Если ревнует он к миллионам влюблённых пар,
Громом громит на них он небесный пожар.
Только не может он
Слишком долго сердитым быть.
Радугой шлёт поклон
Чтоб простить и забыть.

Жизнь в Розах
http://www.youtube.com/watch?v=MgW2gAGwB_w&feature=related

Глаза, что излучают свет,
Улыбки радостной алюр
Вот он словестный мой портрет
Того, кого на век люблю!

Я в объятиях его
Не вижу ничего,
Вся жизнь моя как розы
Все его слова любви,
Они навек мои,
Они наводят грёзы
Он всегда в душе моей,
Он занял место в ней,
Он мой и смех и слёзы!
Будет ли лето,
Придёт ли зима,
Tеплом согрета
И счастья полна...
Солнца ясного лучи
Печаль, не омрачи,
Душа поёт!

Настали радостные дни
Навеки сгинула беда
Он вечной обещал любви
Он мне поклялся навсегда!

Я в объятиях его
Не вижу ничего,
Вся жизнь моя как розы
Все его слова любви,
Они навек мои,
Они наводят грёзы
Он всегда в душе моей,
Он занял место в ней,
Он мой и смех и слёзы!
Будет ли лето,
Придёт ли зима,
Tеплом согрета
И счастья полна...
Солнца ясного лучи
Печаль, не омрачи,
Душа поёт!
Ла, ла-ла, ла-ла, ла-ла
Душа поёт!