Неокла знает всякий

Петр Золин
 
Неокл. Горгиппия. 2 век н.э.                Демосфен 4 в. до н.э.
История Европы. Том 1.  http://gumilevica.kulichki.net/HEU/images24.html
http://www.s9.com/images/portraits/7642_Demosthenes.jpg
Смирнова Н. В. Наместники Горгиппии // ДБ . - № 4 . - 2001 . - С. 350-367
    
http://www.clow.ru/a-world/1310-1.jpg
http://enc.lib.rus.ec/bse/008/pictures/001/292972810.jpg
Неокл – имя нашей античной истории

Да, справа вверху – это не Путин. Это – конечно – Демосфен.
А вот рядом уступающий Демосфену в возрасте почти 6 веков наместник-правитель Горгиппии (части Анапы) Неокл («новорожденный», «новонаследник»).
Имя типа Патрокл, Софокл, Геракл… Последний греками признавался родоначальником скифов.

Скульптуры различаются. Вместе с тем изображают явно в чем-то близких людей - задумчивых, больше отягощенных мыслью, чем жаждой покорять и повелевать. Хотя внешность бывает и обманчивой.

В статье о Демосфене есть допущение, что со времен Демосфена какие-то его родичи по линии матери в Приазовье оставались. http://proza.ru/2009/06/08/86
Неокл представляется образом таких родичей.

Многое про Демосфена говорят. Но вот скифские корни жены деда по матери, обитание деда в Приазовье нередко замалчивают. А чего стесняться ?!

Либаний ВВЕДЕНИЕ К РЕЧАМ ДЕМОСФЕНА1 (перевод С.И. Радцига – и моего вузовского преподавателя, лекции которого довелось слушать в 1965 г. в Новгороде)

Отцом оратора Демосфена был Демосфен, человек, по-видимому, безупречный с точки зрения происхождения, как свидетельствует даже его личный враг Эсхин. Последний по крайней мере говорит дословно так: «Отцом его был Демосфен пеаниец, человек свободный; было бы ложью отрицать это»4. Ввиду того, что у него была мастерская рабов-ножовщиков, от этого он получил прозвище «ножовщика».
С материнской же стороны происхождение оратора, как говорят, не было аттическим, та как дед Демосфена Гилон, изгнанный из Афин по обвинению в измене, проживал на берегах Понта и там женился на женщине скифского происхождения, от которой у него была дочь Клеобула, мать Демосфена. За это-то и нападали на него некоторые, а в том числе и Эсхин5, говоря, будто он – скиф, варвар, только говоривший на греческом языке. (3)
Так вот о происхождении его достаточно того, что сказано. Оставшись же после смерти отца сиротой, он в ранней молодости был, как говорят, слабого здоровья и болезненный, так что даже не посещал палестры, какие обычно посещают все афинские мальчики. Оттого, даже достигнув зрелого возраста, он подвергался насмешкам со стороны противников за изнеженность и получил прозвище Батал6. Рассказывают, что был один флейтист эфесский Батал, который первый на сцене стал выступать в женской обуви и с непристойными песнями и вообще опошлил своё искусство7. От него и стали звать Баталами людей распущенных и изнеженных. (4) Говорят, что Демосфен получил сильное и страстное влечение к ораторскому делу вот при каких обстоятельствах. В Афинах славился как оратор Каллистрат. Ему предстояло, как говорят, выступать в каком-то общественном процессе, я думаю, в деле об Оропе8.
И вот Демосфен, будучи ещё мальчиком, просил у приставленного к нему раба (педагога) разрешение побывать на процессе, и тот ему позволил. Прослушав этот процесс, он пришёл в такое состояние, что с того времени обо всём забывал ради речей. Учителем себе он взял весьма искусного оратора Исея, а как только был внесён в список совершеннолетних, сейчас же предъявил иск к своим опекунам за плохое распоряжение его имуществом. И хотя он доказал их виновность, он не мог вернуть себе всего, что потерял. (5) Некоторые утверждают, что речи против опекунов принадлежат Исею, а не Демосфену, так как считают это невероятным по возрасту оратора (когда он судился с опекунами, ему было восемнадцать лет), а также и потому, что эти речи как-то очень похожи по слогу на речи Исея. Другие, наоборот, думают, что ни, хотя и составлены Демосфеном, но выправлены Исеем.
Однако нет ничего удивительного, что Демосфен уже в этом возрасте мог сочинять подобные речи (позднейшие его успехи служат ручательством этого); занимаясь же с юности под руководством Исея как учителя, он во многих случаях подражал его манере. После этих процессов, уже несколько в более зрелом возрасте он пробовал заниматься наукой софистов; но затем, покончив с этим, он обратился к ведению дел в судах. Воспользовавшись этим опытом как подготовительными упражнениями, он, наконец, перешёл к выступлениям перед народом и к политической деятельности. (6)
Нужно упомянуть ещё и о том, что Демосфен от природа картавил и имел слишком слабое дыхание. Вследствие этих двух причин ораторское исполнение оказывалось у него весьма слабым, и первоначально он со своими речами не имел успеха. Поэтому, когда его кто-то спросил: «В чём состоит ораторское искусство?» - он отвечал: «В исполнении»9 и возмущался тем, что из-за этого оказывался ниже более слабых людей. Однако и эти, и другие недостатки, мешавшие ему в деятельности оратора, он исправил усердными занятиями. Он первоначально отличался робостью и до такой степени смущался перед шумным криком толпы, что тотчас же сходил с трибуна.
Чтобы преодолеть это, он, как рассказывают, выходил на берег моря и старался говорить при бурном ветре или при сильном волнении и таким образом, привыкая к шуму моря, приучал себя к крикам толпы. (7) Припоминаю также, что у него было подземное помещение и что он безобразно остригал себе волосы, чтобы в таком виде стыдно было выходить из своей комнаты из дому; что он будто бы не спал по ночам, подготавливая речи при свете лампы. Оттого-то Пифей, смеясь над ним, говорил, что от речей Демосфена пахнет светильниками10. На это Демосфен отвечал ему метко и язвительно: «Я знаю, что тебе не нравится, когда я зажигаю светильник». Дело в том, что про Пифея ходила молва, будто по ночам он бесчинствует по улицам.
Кроме того, по общему свидетельству, Демосфен пил обычно только воду, чтобы сохранить больше бодрости в сознании. Известен также рассказ о том, что он привесил к потолку меч и произносил речи, становясь под ним. А это он делал вот с каким расчётом. У него была привычка во время речи безобразно подёргивать плечом. Так он вешал меч прямо над самым плечом, и таким образом опасение поранить себя могло удержать его в надлежащем положении. (8) Необходимо рассказать также и о том, в каком состоянии находились дела греков и афинян в то время, когда Демосфен обратился к политической деятельности.
Фиванцы в сражении при Левктрах в Беотии победили лакедемонян, главенствовавших в то время над греками и обладавших наибольшей силой, и сами достигли могущества, а вскоре начали войну против фокидян. Фокидяне было племя на границе с Беотией, имевшее двадцать два города. Они захватили и разграбили находившийся поблизости храм Пифийского бога. Вот из-за этого фиванцы и начали войну против них. А в это время и афиняне вели так называемую «союзническую войну»11. Дело в том, что хиосцы, родосцы и византийцы, бывшие с давних пор в подчинении у афинян, в это время, вступив в сговор и заключив между собой союз, начали против них войну. Так Греция оказалась разделённой на много частей, причём афиняне воевали с вышеназванными, фиванцы с фокидянами, лакедемоняне с пелопоннесцами. (9) С другой стороны, около этого же времени Филипп (воевал со скифским царем Атеем), сын Аминта, вступил на македонский престол. У македонского царя Аминта было три сына от иллирийской царевны Эвридики – Александр, Пердикк и Филипп. Старший из них был злодейски убит; Пердикк погиб в бою с иллирийцами, младший же из сыновей Филипп находился в это время в Фивах в качестве заложника. Когда он узнал о смерти Пердикка, он тайно ушёл из Фив и, быстро прибыв в Македонию, взял в свои руки власть. Между тем афиняне старались с помощью многочисленного войска посадить на престол кого-то другого12, хотя и происходившего из царского рода, но изгнанного из Македонии. Филипп напал на это войско и победил в сражении. При этом афинян, взятых в плен, он отпустил без выкупа вовсе не из расположения к афинскому государству и не из благочестивых побуждений..

Про Неокла сведений значительно меньше. Собственно – вот статуя.
Обычно указывается:
Статуя Неокла, сына Геродора, из Анапы. Мрамор. 187 г.
Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Происхождение: Найдена в 1939 г. в Анапе.
Дается краткое описание.
С малоазийской школой скульптуры, несомненно, связан выдающийся памятник искусства рассматриваемой эпохи, найденный в 1939 году на далекой периферии римского мира, на территории Боспорского царства, в городе Горгиппии (современной Анапе)*. Рядом со статуей, хранящейся теперь в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, были найдены обломки надписи, вероятно к ней относящиеся. Надпись сообщает, что Геродор, правитель Горгиппии, поставил эту статую отцу своему Неоклу, сыну Геродора, в 187 году н. э.
Внешность изображенного свидетельствует, что перед нами — отнюдь не грек или римлянин, а представитель местного населения, мужчина средних лет, в тунике и длинном, закрывающем всю фигуру плаще; он стоит в традиционной позе греческого оратора: правая рука заложена за складку плаща, левая опущена вниз. Голова более объемна, чем фигура. Лицо, обрамленное короткой бородой, напоминает антониновские портреты исполнением глаз, полузакрытых верхними веками, с вырезанным зрачком, а также кудрявой бородой.
Но волосы, падающие на лоб почти прямыми прядями и закрывающие уши, длинные, опущенные книзу усы и самый тип несколько плоского, широкоскулого лица характерны для местных жителей. О принадлежности изображенного к числу местной знати свидетельствует и массивная гривна, завершающаяся змеиными головками, и медальон с головкой быка на его шее — знаки власти у варварских племен, никогда не применявшиеся ни римлянами, ни греками.
Фигура Неокла отличается от античных скульптур своими пропорциями, плоскостностью и некоторой графичностью исполнения. Можно предположить, что эта скульптура была выполнена на Боспоре приезжим мастером-греком, скорее всего малоазийцем, отразившим в своем произведении традиции местного искусства. Но отсутствие достаточного материала не позволяет нам утверждать это с уверенностью. Нельзя исключать и возможность ее изготовления, по заказу боспорского правителя, в одном из малоазийских центров, со скульптурой которых она имеет много общего. Эта статуя интересна как доказательство широкого распространения традиций антониновского портрета на всю территорию античного мира, вплоть до далеких его окраин.
———————
Н.Н. Бритова, Н.М. Лосева, Н.А. Сидорова. РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. М., «Искусство», 1975, с. 68, илл. 116. http://www.maps.su/htm/10886.htm


Наименование Горгиппия , вероятно, уже существовавший город получил в честь именного одного из первых наместников – Горгиппа, члена царского правящего рода Спартокидов во второй половине V в до н.э.
В период наивысшего расцвета площадь города занимала примерно 35-38 гектаров. Часть «нового города» поглотила ранние могильники (V в. до н.э.) и перекрыла их. В IV в. до н.э. формируется планировка города. Возведенные в этот период каменные постройки многократно перестраивались, с вторичным использованием строительного материала (камни, блоки, плиты). В эллинистический период в городе формируется система водоснабжения и водостоков. Агора – центр города расположен в районе современной гостиницы «Анапа». При раскопках там были найдены остатки зданий общественного назначения (барабаны колонн, фрагменты скульптур, блоки дорического ордера, Сима в виде львиной головы). По сопровождающему археологическому материалу комплекс датируется IV-III вв. до н.э.

Найдены остатки главной улицы в общем направлении восток-запад (вдоль моря) от восточных ворот города к его центру. Ширина ее достигала 8 метров, поверхность-покрытие из мелких камней, обломков плит, крупных амфорных черепков – на подушке из желтой глины поверх скальной породы. Найденные монеты IV-III вв. до н.э. помогают установить время строительства и функционирования этой магистрали. Параллельно ей вдоль моря шла еще одна улица шириной 4-4,5 метров, проложенная позднее. Обе эти улицы под прямыми углами пересекались поперечными улицами, идущими от моря шириной до 5 метров.

Дома горожан, возведенные на каменных фундаментах, имели 1-2 этажа, с подвалами и иногда с внутренними двориками. Дома имели 2-4 смежных комнаты разной величины. Самая маленькая обычно была крайней и использовалась для хозяйственных нужд. Глубина подвалов достигала 1,5 метров. Некоторые из них были жилыми. Часть подвальных помещений вырубалась в скальном грунте, стены выкладывались из плохо обработанных камней на глиняном растворе. Полы были глинобитными. Неровности засыпались строительным мусором, насыщенным обломками бытовых предметов. В одном из домов сохранился участок пола, выложенный галькой на известковом растворе. Стены домов возводились из камня или сырцовых блоков – кирпичей, размером 45-50х30-45х6-10 см. Деревянные стропила крепились в специальных пазах. Дома перекрывались черепицей местного изготовления (на некоторых были обнаружены клейма «Гор» и «царская»). Остатки гончарных мастерских найдены в северо-восточной части города.

В I в. до н.э.- V в. н.э. магистральная улица была вымощена заново небольшими камнями, уложенными поверх старой вымостки. В этот период в центре возводится крупное здание общественного назначения. Его фундамент имел толщину до 2,4 м. В восточной части города функционировала гончарная мастерская. Неподалеку от нее открыты давильные площадки и винодельни.

Согласно эпиграфическим источникам при Савромате I на рубеже I-II вв. восстанавливаются городские укрепления, город переживает новый строительный бум. В 110 году наместник Горгиппии возвел храм, посвященный богине Афродите Навархиде. В городе сооружаются памятники боспорским царям и их наместникам. При строительстве гостиницы были найдены обломки двух больших мраморных статуй и целая статуя уже известного наместника Неокла.

Во второй половине II – начале III вв. возводятся новые монументальные строения в центре города, заново вымощен ряд поперечных улиц, а главную магистраль выложили большими (до метра длиной) каменными плитами. Создана система водостоков и водосборных колодцев. В это время союз судовладельцев города воздвиг статую и восстановил храм богу Посейдону. Для строительства были использованы плоские хорошо обожженные кирпичи. Одно из полуподвальных помещений этого периода, по-видимому жилого назначения, имело каменные, обмазанные глиной и оштукатуренные стены с росписью цветными полосами по белому фону с имитацией пестрого мрамора. Открыты подвалы хозяйственного назначения с зерновыми ямами, пифосами и амфорами – до 15-20 в одном помещении.

Судя по размаху строительных работ и площади, Горгиппия по величине была вторым после Фанагории городом азиатской части Боспорского царства. О его культурном расцвете свидетельствует находка мраморной стелы с упоминанием 226 человек, одержавших победы в спортивных состязаниях на празднествах в честь бога Гермеса.

Город погиб в 30-е годы III в. – слои этого времени представляют собой пожарища. Многие строения были разрушены. В IV веке жизнь в городе возобновляется, но на гораздо меньшей площади. Большая часть строений так и осталась лежать в руинах. В средние века и в Турецкое время многие античные постройки были разобраны на строительный материал. http://kultura.kubangov.ru/html/nato-6jvbpw.html

Так как Боспорское царство во времена Неокла находилось в тесной связи с Римской империей, стоит вспомнить – к примеру - Марка Аврелия.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии )
 
Марк Авре;лий Антони;н (лат. Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) — римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. В истоке стоицизма указывается и скиф Анахарсис.

Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 декабря 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы.

В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование. Диогнет вводил его в философию и обучал живописи. По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.

Ещё при жизни Адриана Марк, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле.

Он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем. В 140 году Марк стал в первый раз консулом. В 145 году — вторично, вместе с Пием.

В 25 лет Марк переключился на философию. Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим. Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Л. Волузий Мециан.

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть консула. 1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк правил единолично.

[Большое внимание Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Не обладавшему воинственным характером, Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». Учителем философии у Марка был Максим Клавдий.

В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность — владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.

Сочинения: Наедине с собой
Размышления. Перевод: А. К. Гаврилова
Размышления. Перевод: князя Л. Урусова. Книга 1882 года, Тула (pdf)
Размышления. Перевод: С. М. Роговина (1885—1940) историк, философ
http://ru.wikipedia.org/wiki/Марк_Аврелий

Поглядывая на статую Неокла, неизбежно возникают мысли, что под влиянием римских философских настроений той поры наместник Горгиппии  являл частичное обладание человеком своим телом, душой и духом. В нем проявлялась благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность — владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Хотя внешность и могла быть обманчивой. Но ведь элита Боспора той поры почти строго следовала политике и идеологии Рима.

Боспорским царям периодически приходилось конфликтовать со скифами. Тиберий Юлий Савромат I (93/94 — 123/124 гг.) дважды воевал с ними, и оба раза — успешно. Возможно, именно в благодарность за эти его победы Савромат был обожествлен. Тиберий Юлий Савромат II (174/175 — 210/211 гг.) совершил поход вглубь Крымского полуострова, разгромил позднескифское царство и овладел его территорией. Возможно, в этой войне на стороне боспорцев участвовали римские войска. Савромату II удалось также победить сарматское племя сираков и нанести серьезный урон пиратам, нападавшим на корабли боспорских купцов. Его сын, Тиберий Юлий Рескупорид II (211/212 — 228/229 гг.), называл себя «царем всего Боспора и тавроскифов».
http://www.zooeco.com/0-kr/0-kr52-01-4.html

За год до установления статуи Неоклу
«В 186 г. н.э. Савромат II провел денежную реформу, введя новые номиналы бронзовых монет: денарий, двойной денарий и сестреций, драхму. Особенно красива серия двойных денариев с изображением подвигов Геракла. Тут следует заметить, что описываемая монета, по номиналу двойной денарий, сделана из меди, но Савромат II искусственно приравнял ее по стоимости, как и другие медные монеты, к серебряным римским денариям».

Реформа царя имела весьма условный характер. Эти деньги вряд ли могли представлять какую-то ценность в Риме и имели лишь внутреннеее хождение в пределах Боспорского царства.Почему Савромат обратился к изображению на монетах двенадцати подвигов Геракла? Версий существует несколько.
На Боспоре значение культа Геракла возросло после установления связей с Фракией и обнаружения родства боспорской династии с фракийской, среди представителей которой этот культ тоже был в особом почете. Во-вторых, победы Савромата II над сираками, скифами и присоединение к Боспору Таврики (боспорская надпись 193 г. н.э.) дают основание сопоставить его военные успехи с подвигами Геракла».
Для того, чтобы установить логическую связь между своей личностью и чеканкой на монетах подвигов Геракла-Геркулеса, Савромат II изображает себя на одном из сестрециев в полный рост в обнаженном виде с палицей и трезубом. Это подчеркивало происхождение царской династии (как продолжения рода царей Скифии) от греческого мифического героя.
В I-II вв. во всех сферах боспорской жизни наблюдается сарматское влияние. Процесс сарматизации продолжался и постоянно усиливался на протяжении всей римской эпохи. Римляне, движимые желанием держать Боспорское царство в повиновении, предоставляли помощь боспорским царям и верхушке местной аристократии деньгами, а в случае необходимости и войсками. Римское проникновение на Боспор шло в основном из Малой Азии, частично, может быть, и из придунайских провинций. В первые века н. э. Боспору приходилось выдерживать нападения сираков, скифов, аланов.

Поскольку Боспорское государство должно было служить защитой от варваров на подступах к империи, римляне держали там свои войска (КБН, 666; 726; 691), давая ежегодные субсидии на их содержание, вследствие чего боспорские отряды вынуждены были принимать участие в некоторых военных мероприятиях римских властей. В течение II в. н. э. Боспор испытывал давление сарматских племен, главным образом сираков, на свои восточные рубежи. В конце этого столетия боспорский царь Савромат II одержал над ними победу. Однако больше всего неприятностей доставляли скифы в Крыму. На протяжении длительного времени, боспорские цари Савромат I, Котис II и их преемники вынуждены были укреплять западные границы своих владений от скифской угрозы. С этим связано усиление обороноспособности ряда боспорских крепостей, а также возведение новых укреплений.
С ростом активности тавро-скифов нередко возникала потребность в установлении боспорского протектората над Херсонесом, которая, впрочем, никогда не была длительной. В первой половине II в. н. э. римляне не хотели допускать чрезмерного усиления Боспорского государства в Крыму и на Северном Кавказе, ибо его усиление могло повлиять на боспоро-римские отношения и стать причиной самостоятельной политики боспорских царей. С этим, возможно, связаны разногласия царя Боспора Реметалка с римской провинциальной администрацией и последовавшее за этим предоставление элевтерии Херсонесу. Но, несмотря на ухищрения римских властей, в конце II в. н. э. при Савромате II наступил период усиления Боспорского царства. Его границы охватывали всю Таврику. Тогда же стабилизировалось экономическое положение, усилилась торговая деятельность, чему способствовало очищение Понта от пиратов. Благодаря финансовой поддержке римских властей Савромату II удалось провести монетную реформу, в соответствии с которой номиналы боспорских монет стали адекватными по стоимости денежным единицам римской чеканки. Это, естественно, активизировало связи торгово-ремесленной боспорской знати с римскими провинциями.

Боспорские цари в знак уважения к Риму и в связи с тем, что их права на престол были подтверждены в свое время (при Аспурге) римскими императорами, постоянно носили их praenomen и nomen Тиберий Юлий, являлись первосвященниками культа Августов.
http://www.kulichki.com/~gumilev/HEU/heu1216.htm

Был Неокл философом или не был.
Но вид у наместника Горгиппии (Анапы) 2 века нашей эры весьма философский.
Почти как у Демосфена.
Да и стал бы сын славить именно в таком образе своего отца,
если бы тот не оставался в памяти современников именно таким.