Шпоры

Владимир Гугель
               

        Работая старшим следователем в областном управлении милиции,  я расследовал много так называемых хозяйственных дел. Оперативную разработку по этим делам вёл ОБХСС (отдел борьбы с хищениями социалистической собственности)..Это была сложная, но очень интересная работа, требующая серьёзных интеллектуальных усилий. Расследование по этим делам,  как правило,  велось долго. Приходилось  разбираться в особенностях и тонкостях  различных, специальных видов  производств – литейное дело и хлебопечение, строительство и выделка кожаных изделий и т.п.. Чтобы добиться успеха в расследовании таких дел, нужно было, как теперь выражаются. «быть в теме». То есть, нужно было  владеть знаниями, по крайней мере, на уровне ловких расхитителей соц. собственности. То, что речь шла  не о  «личной» собственности - принадлежащей гражданам, (понятия «частной собственности» в советском праве не существовало!) а о расхищении  собственности социалистической, то есть – государственной,  дела не меняло – всё равно воры, что бы они не воровали!
!
      Так сложилось, что в то время в  БХСС был очень слабый оперативный состав. Сотрудников туда набирали, как говорят, с бору по сосенке. Поэтому ко мне – следователю - в основном попадали «сырые» материалы,  из которых, чтобы дело не развалилось, нужно было делать «конфетку»..У меня это получалось, за что  у оперативники  БХСС  относились ко мне с уважением.


     Как-то меня пригласил  к себе начальник областного управления БХСС подполковник Уткин. У него сидел начальник паспортного стола капитан  Терезин. Я знал его, но близко знакомы мы не были. Внешне это был уже немолодой, морщинистый человек с короткими, тщательно зализанными волосами, с маленькими, бегающими глазками, с беспокойным взглядом человека,  который всегда чего-то опасается, поэтому напряжен и насторожен. Оказывается, его недавно  назначили  на должность старшего оперуполномоченного ОБХСС.  Здесь  в отличие от работы в паспортном столе, у него была  перспектива роста: со временем он мог получить звание майора, а затем на пенсию...Но оперативного опыта – никакого.

   Уткин попросил меня   посотрудничать с Терезиным, то есть реально помочь ему войти в новое  дело.  Я не возражал   Ближе познакомившись с Терезиным,  понял что он из категории людей закомплексованных, но при этом чванливых.. С начальством  всегда  угодливо подобострастен, а с теми, кто ниже его по служебной лестнице, высокомерен и  пренебрежителен.

     Ему поручили бороться с хищениями на пищевых предприятиях, где воровали все, кто  имел к этим предприятиям хоть какое-то отношение, и всё, что там можно было украсть.Воровали  почти в открытую. Директор мясокомбината в доверительной беседе с нами говорил, что если в день у него украдут тонну мяса, то это – нормально! А местный масокомбинат был предприятием высокого ранга, он  поставлял мясо на экспорт в ГДР.  Найти там для  отправки целую, кондиционную мясную тушу было большой проблемой. На свежую тушу мяса, поступавшую с бойни, как саранча, набрасывались работники разделочного цеха и, первым делом, вырезали из неё ленты самого ценного мяса -„вырезки”.   Эти  ленты, как шарфы, надевали на шею, или, оборачивали их вокруг туловища, как пояса. Такие же манипуляции проделывали и с другими частями мясных туш. Ворованное мясо выносили   через проходную.. Там «несунов» никто особенно и не проверял – охрана была в сговоре с ними и имела долю..

       Терезин вместо серьёзной разработки системы хищения,   хотел поскорее отличиться – поймать кого-нибудь с поличным. Но  о его появлении на мясокомбинате почему-то всегда сразу становилось известно. Порука была круговая! Так что с поличным никто никак не ловился.
 
      Однажды он пригласил меня, чтобы я помог ему юридически оформить задержание. Сказал, что уверен:  вот-вот   кого-нибудь, что назвается, схватит за руку.. Но, как всегда, попытка оказалась пустой, никого задержать не удалось,  и  мы с ним только зря до полуночи перемёрзли в засаде.
 
     Далеко заполночь идём  по скрипучему снегу вдоль забора с внешней стороны мясокомбината. И вдруг... что-то большое и тяжелое летит сверху и падает прямо на голову Терезина. Я успеваю заметить, что „это” перелетело через забор мясокомбината. Терезин с перепугу упал на снег  с криком : „Ложись, теракт!”Лёжа на снегу, он выхватил из кармана пистолет „ТТ” и выпустил из него сразу всю обойму в воздух! На шум и выстрелы сбежалась охрана мясокомбината. Оказалось,  ему на голову  упал огромный мешок сосисок, переброшенный через забор неуловимыми ворюгами.

 
                И надо же, чтобы этот мешок упал прямо на главного борца с расхитителями! Ситуация, прямо сказать, трагикомическая. Честно говоря, я,  совсем не по-товарищески, еле сдерживал смех, видя. лежащего на спине Терезина, стреляющего из боевого оружия по «террористам».   Вокруг него валялись «отстрелянные»  сосиски. Да ещё его крики о террористическом акте, то есть о покушении на него, как на должностное лиц! .Было от чего развеселиться - теракт посредством...сосисок!
   
               „Чудом уцелевший от покушения”, Терезин немедленно вызвал директора мясокомбината, поднял на ноги всех и стал бегать по цехам в поисках „государственных преступников”. Пришлось и мне следовать за ним.. Но конечно, никого и ничего не нашли, хотя все наверняка знали, кто это сделал.

     На следующий день Терезин написал руководству докладную, в которой  обстоятельно изложил, как он едва не стал жертвой террористического нападения, и потребовал направить материалы в прокуратуру для расследования такого серьёзного преступления. Уткин, его начальник, не лишенный чувства юмора,  резонно спросил :

-Чем тебя  убить-то хотели?
-Мешком – промямлил Терезин.
-Ну, а в мешке-то чего было? Камни, или ещё чего-то тяжелое?
-Да нет, сосиски...
-Так значит, тебя сосисками хотели убить? Или – из сосисок? –издевался подполковник

Смеху было на всё управление. Надо мной тоже издевались:
-А в тебя сколько сосисок попало?!

      Но  постепенно эта комическая история затихла. Постепенно  Терезин более-менее входил в курс дела и мы с ним  провели довольно успешно несколько небольших дел по хищениям.
 И вот в один из дней Александр Дмитриевич заходит ко мне в кабинет необычайно важный и значительный и говорит:

     -Поздравь меня. Мне присвоили звание майора.
При этом на лице  никакой радости.Как всегда,  оно у него постное, но с оттенком   величавой надутости и  с выражением нескрываемого  превосходства надо мной: мол, вот, ты такой грамотный, всё умничаешь, а майор – я!
-Да, кстати  - добавил он -  у тебя уже давно лежат мои материалы без движения.  Шевелиться надо!

   Я буквально ошалел от этого, вдруг появившегося у него начальственного тона.
 
    И тут обычно снисходительное отношение к нему ( с учётом его возраста и неопытности в оперативной работе) меня покинуло.
 - Ну, сука, подожди! – подумал я – Я тебя сейчас сделаю!
 
     Горячо, с чувством тряся его руку,   поздравил его и на полном серьёзе  говорю:

    -Тебе дважды повезло, Александо Дмитриевич! Мало того, что ты уже майор, так ещё  же вчера вышел новый  приказ министра:  тем, кому присвоили звание майора,  теперь выдают шпоры!  –  Как у меня родилась эта дурацкая выдумка, понятия не имею. Спонтанно, на ходу придумал .

   - Да ты что?! – обрадовался Терезин – А где?

     Я тут же травлю дальше:
    -У Потапова Ивана, на вещевом складе. Я сам видел их у него  - новенькие! Но  их там мало, так что, давай, вперёд!


     Иван Потапов, матёрый старшина, фронтовик, умный мужик и с потрясающим чувством юмора. Мы часто обменивались с ним свежими анекдотами, могли позубоскалить друг над другом,  или по адресу некоторых, „отдельных” начальников. Для него мой розыгрыш Терезина был настоящим подарком. Дальнейшее передаю со слов Потапова:
„Сижу я один на складе. Скучаю. Стук ко мне в окошечко. Открываю – Терезин. Здоровается, но лицо какое-то необычное,торжественное.  Вообще-то он всегда хмурый такой. А тут радостный какой-то.  Просит разрешения войти на склад. Думаю, чего ему надо, вроде обмундирование всё получил, ничего ему не положено... Ну, впустил его. А он:

       -Поздравь меня, Ванюша! Майора мне присвоили, так я пришел шпоры получить.

  Я остолбенел, не могу его даже слова произнести,  поздравить, сполз со стула на пол,  от смеха меня аж корчить стало. И  я заорал:

- Гу-у-у-гель!- Сразу понял, что это - твои штучки, ты ведь с ним работал. Терезин сразу  со склада пулей  выскочил. А тут ко мне  на шум кто-то  зашел.. Как узнали, в чём дело, тоже  хохотать стали.. Тут же побежали рассказывать, как работник  БХСС пришел на склад получать   кавалерийские шпоры. 
Ну, ты и артист!”

     Спустя некоторое время мне по телефону звонит  секретарь партбюро БХСС  Иван Сергеевич Медведев:

     -Слушай, Гугель. Ну, ты со своими хохмами уже достал. У меня  тут заявление от Терезина лежит, что ты послал его получать шпоры на склад  к Ивану.

 Медведев не выдерживает и тоже хохочет:

 – Знаешь, я не поверил, позвонил Потапову, а он  ржет, как лошадь,  и говорит:

   - Ты ко мне всех майоров из ОБХСС посылай, у меня шпор навалом. -  Предложил сделать кавалерийский эскадрон БХСС. Машин-то у нас мало -  Имей в виду, Терезин просит рассмотреть твоё персональное дело и тебя наказать!

   Я говорю:
   - Иван Сергеевич, , я понятия не имею, о чём ты говоришь. А на Терезина я тебе тоже заявление напишу за клевету и потребую лишить его  звания майора и отправить на психиатрическую экспертизу!

   Ничего конечно мне не было. Терезин долго дулся,  ко мне не подходил, не здоровался. Потом как-то его припёрло: дельце сложное попалось. Он  начал работать по нему  с другим следователем. А там  не сложилось. Пришел ко мне мириться. Начал издалека. Мол, я его обидел, пошутил над ним. Прохода теперь ему нет – все смеются.. Я ему конечно сказал, что ни о каких шпорах не имею представления. А затем  -неуёмная натура! - сделав паузу, говорю:

    - Александр Дмитриевич, я вижу, ты всё-таки очень хотел эти шпоры?... Может. купим?...

    Терезин озверело посмотрел на меня и, хлопнув дверью, выскочил из кабинета. Я вздохнул с облегчением. Надоел он мне...
Эта история потом , обрастая всякими подробностями, стала одной из весёлых легенд управления милиции.

 А Терезин вскоре вышел на заслуженную майорскую пенсию...