Амити и Агада. глава 41

Александр Михельман
Чаппенский лес. Мало чем отличается от прочих подобных, разве что, произрастает в нём любопытная ягодка – чапелика. Обладает она не только чудесным вкусом, но и той особенностью, что если кто слишком много съест данной ягоды, приобретёт его кожа цвет индиго. Именно поэтому, ягода сия весьма любима самками племени Чиммейн, ведь именно такой цвет кожи считается в этом племени идеальным. Кроме Чиммейн, обитают в лесу этом Фучески, Копичи, Радди и, конечно же, Коранайды. … "Легенды Агады. " Написано Шисом летописцем...               

-Эй вы, выпустите меня. Шакран яростно тряхнул решётку. Я же говорю, не виновен я! Не брал я вашего приполля!

- Зачем кричать так. Вздохнул я. Думаешь, кто ни будь из вождей Коранайдов услышит тебя?

- А то нет. Огрызнулся патир, эти карлики слышат любое слово, даже произнесённое шёпотом и за много миль от их местонахождения! Их счастье, что неуязвимы они для любого оружия, а иначе я…

- Лучше не грози им понапрасну, а скажи, кому продал эту самую приполлю. Прервал я товарища.

- Да говорю же тебе, не брал я ничего у карликов. Всего раз побывал я в их землях, да и то так спешил, что не успел бы украсть. Неужели не веришь ты мне?

- Послушай, Коффи, а может рогатый не врёт? Осторожно спросила Гиль. При его то репутации ему вполне могли приписать чужой проступок. Ведь до этого Шакран никогда не врал нам, да и в его же интересах, чтобы быстрее нашли и вернули мы карликам их имущество, они весьма решительно настроены и шутить не любят.

- Вполне возможно. Я пожал плечами. Ситуация весьма скверная, да и этот их свидетель, этот Шаркун. Он клянётся и божится, что именно наш патир и похитил священное полотнище. Могло ли в одном месте оказаться два патира мошенника?

- В одном месте? Гиль печально усмехнулась. Я не уверена, что на всём материке найдётся два патира мошенника. Копытные, ребята серьёзные и ответственные. Шакран у нас чуть ли не единственный весельчак из всего их племени.

- Скверно. Кстати, а кто же гнался за тобой, что бежал ты так быстро, что не успел ничего стащить? Уточнил я. Просто хотелось бы знать на будущее, с кем ещё придётся столкнуться.

- Да мои же сородичи и гнались. Мрачно вздохнул копытный. Понимаете ли, мой папаша среди патиров, личность известная и весьма уважаемая, а я, к несчастью, его первенец. Соответственно, в положенный срок должен был я взять себе жену, дабы продолжить род свой. И такую деву нашёл мне родитель мой. Я, конечно же, был решительно против.

- Что, была она некрасива или характером не сошлись? Вновь прервал я друга.

- Да что ты, девчонка была что надо. Рогатый вздохнул. Всё при ней, просто свобода для меня всегда была дороже всего, да что я тебе рассказываю, ты и сам в курсе. Владычица псиглавцев не единственная красотка, что бросил я у алтаря. Короче, за день до бракосочетания, я смотался.

- Удивительно. Я пожал плечами. А я всегда был уверен, что ты сбежал, потому что стащил, что то у своих соплеменников.

- Ну, не без этого, конечно. Согласился Шакран. Не мог же я пуститься в путь с пустыми руками, но в основном, удрал я для того, чтобы сохранить свободу.

- Бедная девушка. Гиль сочувственно вздохнула. Как она огорчилась. Это ведь такой позор, быть брошенной у алтаря.

- Да ладно тебе. Патир махнул рукой. Меня ведь изгнали, а изгнанник считается всё равно, что умершим, то бишь, невеста моя становится вдовой и, по законам нашим, выходит за моего младшего братца. А уж брат мой совсем на меня не похож. Серьёзен он до отвращения и только и думает, что о долге стража единорогов. Никогда его не понимал. Зануда, но муж из него выйдет отличный.

- Это не оправдание. Покачал я головой. Ну, да бог тебе судья. Как думаешь выпутаться на этот раз? Если не знаешь, как вернуть приполль и виновным себя не признаёшь. Что нам сделать, дабы тебя не вздёрнули?

- Да есть одно существо. Шакран почесал в затылке. Сечжай прозываемое. Боимся мы, весельчаки авантюристы существо сие, больше чем крошки мотричи зубастых клазов, ибо обладает оно умением распознавать виновных. Как говорится – когда Сечжай видит ссору, он бодает виновного. Когда слышит спор, то бодает неправого. Только Сечжай может доказать мою невиновность. Уж ему то поверят безоговорочно. Узнать его не сложно – однорогий баран, у него зелёная шерсть и похож на медведя. Живёт сия тварь на холме девяти совершенств. Лишь одна тропа ведёт наверх. Говорят, чтобы преодолеть её, надо выполнить пять заданий.

- Да уж, легко не будет. Я вздохнул, ну да ладно, чего не сделаешь ради друга? В какой стороне искать этот самый холм?
                ***

- Думаешь, обязательно было оставлять Нисси с Шакраном? Спросила Гиль.

- Не доверяю я карликам. Пояснил я. Могут они и не дождаться нашего возвращения. Нисси же, если что, поспешит вслед за нами, дабы предупредить. Спасти Шакки, мы всё равно не успеем, но вот отомстить сможем.

- Какое облегчение. Хмыкнула вечно меняющаяся дева. Я всё же предпочла бы спасти его.

- Я тоже, кивнул я. Но, как говориться, думай о жизни, но готовься к смерти.
               
                ***
И предстал глазам нашим холм высокий и обширный. Вот уж настоящее чудо. Произрастала на нём трава серебряная (Жемчужная роса блестела в той траве.) и золотые деревья с нефритовыми листьями. Пели на ветвях тех алмазные птицы. Бабочки с шёлковыми крыльями, украшенными сапфирами и изумрудами, порхали в воздухе. Милые зверьки с шёрсткой цвета меди, паслись среди деревьев.   

- Вот это да! Гильгуль всплеснула руками. Такая красотища, а Шакки не с нами. Вот уж кто в полной мере смог оценить всё совершенство этого места.

- Думаешь? Хмыкнул я. Оценить он бы оценил, да только не красоту. Пойдём, поищем тропу.
 
Нашла тропу, как и всегда, моя славная Пара.

Перегораживало ту тропу упавшее дерево. Мы с Гиль перебрались бы без труда, но вот Пара, мой ездовой монстр ни за что не смогла бы перепрыгнуть огромный ствол.

Привязал я верёвку к стволу, а другой конец к хвосту Пары.

Напрягла ездовой монстр огромные мышцы свои, но дерево не сдвинулось ни на йоту.

Взялся я сам за верёвку, и потянули мы вместе. Никакого результата.

Гильгуль присоединилась к нам. Её волосы-щупальцы обвили гигантский ствол, но даже втроём не могли мы сдвинуть преграду.

- Может поджечь? Предложил я.

- Золото? Разве оно горит. Хмыкнула вечно меняющаяся дева.

- Не горит, но плавится. Возразил я. Если нельзя сдвинуть преграду, можно проплавить путь.

- А я считаю, что это не выход. Возразила Гиль. Наверняка, дерево это – первое задание, а значит, должны мы как то преодолеть его без крайних мер.

- А это значит. Поинтересовался я.

- Это значит, нужно постучаться и попросить пропустить нас. Вздохнула вечно меняющаяся дева.

Приблизилась она к стволу и постучала.

- Просим прощения мы, что побеспокоили, но молим мы о разрешении войти. Попросила Гиль.

Выполз из еле приметной трещинки золотой червячок с изумрудными глазами. И произнёс таковы слова.

- Приветствую вас, путники. Желаете войти? Тогда ответьте мне на вопрос простой – Существует одна вещь, совершенная по смеси. Она родилась прежде Неба и Земли. О, как она безмолвна и бесформенна. Стоит одна и неизменна, ходит кругом, и ей ничто не угрожает. Назовите, о, путники, имя сей вещи.

- Вот это вопрос. Я пожал плечами. Боюсь, сиё, мне не ведомо.

- Аналогично. Гильгуль вздохнула. Никогда не слышала я о таком. Знать, потерпели мы поражение не начав. Мне неизвестно её имя.

- Молодцы. Улыбнулся червяк. Это и есть правильный ответ. Никто не знает имя сей вещи. Был, правда, один мудрец не из нашего мира, что всё же дал имя сей вещи – Дао (путь) сказал он так – «наделяю эту вещь прозвищем «Дао» и через силу отыскиваю для него имя «Великое». Великим называю уходящее, уходит – значит, далеко находится, а далеко находятся, значит, возвращается.»

- И что всё это должно значить? Не понял я. Какой то бред.

- Лишь пройдя весь путь, поймёте вы всё до конца. Пояснил червяк. Суть пути в познании и нахождении правильных ответов. Либо узнаете вы путь и ступите на него, либо уйдёте прочь, не добившись желаемого.

Исчезло дерево и странный червь (то ли мудрец, то ли безумец). Двинулись мы дальше. Пребывал я в некоторой прострации от услышанного, что же это за путь? Кто был тот мудрец, и что это за иной безумный мир?

И поднялся туман великий, столь густой, что не видели мы не только тропы, но и друг друга. Видимо пришло время второго испытания.

- Извините, не могли бы вы указать нам, куда идти? Попросил я.
- А надо ли вам следовать дальше? Раздался глас невидимый. Как сказал мудрый – Премудрый человек пребывает в деле недеяния.

- Простите, но не можем мы позволить себе прервать путь, ибо от этого зависит жизнь нашего друга. Пояснил я.

- Долго на носках не устоять, далеко широким шагом не пройти. Отвечал голос. Ответьте на следующий вопрос и пройдёте дальше. Что есть добродетель?

- Простой вопрос. Улыбнулся я. Соблюдай в точности заповеди господа нашего, почитай старших и поступай всегда по совести. Во что есть добродетель.

- Хорошо сказано. Произнёс голос, но лучше сказал мудрец – «Добродетель - это когда нет в тебе греха, поэтому всё, что встречаешь по ходу жизни, не вызывает ответной агрессии. Т.е., ты не противишься ничему, что может с тобой произойти. Только расслабляешься и ждёшь событий».

- Сомнительное высказывание. Возразил я. Если не действовать, как проявить добродетель свою?

- Дао, будучи незыблемым, находится в бездействии, но оно при этом непременно действует. Отвечал голос. Следуйте дальше.
И рассеялся туман.

- Я с ума сойду от этих мудрствований. Взвыл я. Уж лучше прорывались мы с боем, чем так то.

- Прорываться с боем? Явилась пред нами птица, чудесная видом. Значит, считаешь ты себя воином, но ведь сказал мудрый – «умеющий быть воином не ведает воинственности, умеющий сражаться – не бывает гневен, умеющий одерживать победу над противником с ним не вступает в схватку, умеющий использовать людей становится их ниже.» Ты же гневаешься и сердишься напрасно, вместо того, чтобы черпать из источника мудрости, что льётся на тебя непрестанно.

- Прости меня, о, мудрая птица. Склонился я. Боюсь, слабый разум мой не способен понять всей мудрости слов ваших.

- Знать о том, чего не знаешь, всего выше; а не знать, что знаешь, значит быть больным. Отвечала птица. Вот вопрос мой – есть у меня три сокровища, что я их держусь и берегу. Назови их.

- Явно речь идёт не о материальных благах. Драгоценным материалам на сем холме нет числа. Почесал я в затылке. Значит, это духовное сокровище. Лично я ценю больше всего доблесть, благородство и скромность.

- Счастье твоё, что угадал ты одно сокровище. Вздохнула птица. Можно простить тебе незнания прочих, ибо ты всё ещё в начале пути. Услышь же, что сказал мудрец – « Одно сокровище зовётся материнской любовью, второе – бережливостью, а третье – скромностью (как ты и сказал). Люблю по-матерински я и поэтому способен преисполниться бесстрашия, обладаю бережливостью и потому способен обрести широкость, не смею находиться впереди других и потому способен стать распорядителем готовых чаш». Проходите дальше.

В этот раз промолчал я, ибо боялся услышать, что ни будь столь же не понятное. Хотя, если задуматься, много мудрого было в словах, что изрекали все эти существа.

Следующим, кто встречал нас, был колючий куст.

Молча поклонились мы, ожидая нового задания.

- Приветствую вас, следующие, путём. Произнёс куст. Вот вам вопрос мой, что есть высшее добро?

- Добро? Задумался я. Пожалеть несчастного, помочь нуждающемуся, возлюбить ближнего и простить врага, вот что есть добро. Так учили меня.

- Достойно сказал ты. Одобрил куст, но мудрец сказал ещё лучше – откройте слух свой: « Высшее добро сходно  водой. Добро воды состоит в том, что она приносит пользу десяти тысячам вещей и при этом не соперничает. Добрым местом обитания является Земля, добром для сердца выступает глубина, добро в общении составляет человечность, добро в высказывании – это искренность, добро в правлении исчерпывается порядком, добро деяния заключается в способности, добро движения есть время».

Оставалось нам только поблагодарить мудрый куст и следовать дальше.

Очередным нашим собеседником было странное животное, нечто среднее, между зайцем, собакой и лисой.

- Мои слова понять так просто, так просто выполнить. Пожаловалось существо. Но их понять никто не может, никто не может выполнить. У слов имеется исток, а у поступков то, что ими управляет. Их-то как раз не понимают.

- Ничего удивительного. Вздохнул я. Много мудрых слов слышали мы, но чтобы понять их в полной мере, надо чтобы внушали их с самого детства. Наш разум не подготовлен. Смысл слов мне частично ясен, но недостаточно.

- Несомненно, ты прав, кивнуло создание, но если будешь ты учиться, поймёшь всё и познаешь. Сказал мудрец об учении – «когда учатся, имеют каждый день прибыток».

- Замечательно сказано. Согласился я, но некогда нам заниматься учением. Наш друг в опасности, долг наш спасти его. Возможно, позже вернёмся мы, дабы в полной мере познать вашу мудрость.

- Нельзя дважды ступить на путь. Покачало головой существо. Не понимаете вы, что все ваши действия напрасны. Суетитесь вы, а жизнь проходит. Лишь самопознание есть истинная цель и достойная задача. Все мы смертны, в том числе, и друг ваш. Останьтесь здесь, познайте себя в полной мере. Обретите мудрость и совершенство.

- Так, может, лучше дашь ты задание своё. Предложил я, поглаживая посох. Нет у нас времени.

Прыгнуло на меня существо и сбило с ног, да так быстро, что не успел я ничего предпринять.

- Милее славу заиметь или живым остаться? Ценней живым остаться или разбогатеть? Больнее приобрести или утратить? Взрычало существо.

- Это вопрос или утверждение? Прохрипел я. Славу я, несомненно, предпочту жизни. Жизнь – богатству. Утратить, конечно же, больнее.

- Не так уж безнадёжен ты. Существо освободило меня. Запомни, что сказал мудрец – «Слова мои объясняют, как дорого приходится расплачиваться за свою привязанность, и сколь велик убыток, приносимый накопительством. Кто знает то, что для него является достаточным, не подвергается бесчестью; кто ведает, когда остановиться, пребывает в безопасности и может долго жить».

- Первая половина твоих слов есть великая истина. Согласился я. Умеренность, есть великая добродетель, но безопасность не для настоящих мужчин. Мой путь состоит в том, чтобы спасти друга. Если при этом утрачу я жизнь, значит, так тому и быть. Самопознание, самопознанием, но я готов к боли и утратам. Когда пряди мои станут белыми, а руки и ноги утратят силу, тогда и буду заниматься я самопознанием, пока же  есть сила во мне,  буду сражаться я со злом, помогать нуждающимся. Прочь с дороги моей, устал я от пустой болтовни!

Исчезло существо и вышли мы к поляне чудесной.

Пасся на ней зелёнорунный баран с одним рогом.

Поклонились мы, и произнёс я таковы слова.

- О, Сечжай, существо, ведающее истину. Прибыли мы к тебе, дабы молить о помощи. Товарища нашего обвинили напрасно в том, чего он не совершал. Только ты способен доказать невиновность друга нашего. Знаем, занят ты великим делом самопознания, но больше не к кому нам обратиться.

- Прекрасные слова могут найти непревзойдённый спрос, почтенному поступку могут все последовать. Отвечал мне баран. Издревле славен я тем, что ищу везде неправду и борюсь с ней. Придумал я задания свои, дабы убедиться мог, что пришедшие ко мне не лишены добродетели и способны прислушаться к мудрым словам. Лучшие из лучших, остаются со мной, дабы познавать высшую мудрость, достойные получают от меня помощь, порочные уходят прочь, не соло нахлебавшись. Пойду я с вами, дабы спасти друга вашего.
Поклонились мы, с благодарностью.
               
                ***
Что же предстало глазам нашим? Товарищ наш, бедный Шакран, привязан был к позорному столбу, как жертвенное животное. Толпа карликов окружала его. Один из Коранайдов метал в копытного нашего острые стрелы.

Нисси, быстрая, как мысль, металась по телу товарища нашего, перехватывая летящие в него снаряды. Застревали они в полужидком теле её, не причиняя вреда патиру.

- Что это делаете вы? Взревел я в гневе. Разве не обещали вы ждать нашего возвращения? Метнул я посох свой, как копьё.

Ударился посох мой в грудь стрелка. Причинить вред он не мог, но так силён был удар, что полетел стрелок на землю.

Возроптали Коранайды.

Но, поднял я руку, призывая к молчанию.

- Привёл я к вам Сечжайя, что может определить виновного. Посмеете ли вы поставить под сомнение его авторитет или прислушаетесь к его решению. Если виновен рогатый, можете делать с ним, что пожелаете, если же нет, отпустите с извинениями. Пусть выйдет тот, кто называет себя Шаркуном.

Поднялся стрелок и отряхнул пыль с одежд своих.

- Ну, я Шаркун. Где ваш правдознатец, что посмеет слова мои поставить под сомнение?

- Здесь я. Выступил вперёд зелёнорунный. Приготовься, карлик, ибо сейчас будет вершиться суд!

Закрыл глаза баран и прочёл короткую молитву Единому. Так же, не открывая глаз, поднял он голову, будто, прислушиваясь к чему то. Сорвался с места  неожиданно и боднул Коранайда.

Полетел наземь Шаркун и растянулся в пыли.

- Нет вины на Шакране вашем. Провозгласил Сечжай. Похитил полотнище не кто иной, как сам Шаркун. Ищите похищенное в его заветном сундуке, что зарыт в шатре его, под главным столбом.

Поспешили Коранайды к шатру предателя, и нашли священную реликвию.
Что там сделали они с лжецом и святотатцем, мы и выяснять не стали.
Благодарил патир мудрого барана бесконечно.

- Пустое, улыбнулся зелёнорунный. Выполнял я всего лишь работу свою. Долг мой, обелять добродетельных, коих обвиняют напрасно. Выявлять невиновных. Как сказал мудрец, «Чтить Дао, ценить добродетель – это не чей-либо приказ, а незыблемая самость!».