Неприметный танк

Михаил Горелов
  В предыдущем рассказе  был упомянут тяжёлый танк ИС-3.  Созданный в самом конце Войны, он не успел принять  в ней участия, поэтому его справедливо считают послевоенным танком. То же самое можно сказать о среднем танке Т-44. Хотя его начали выпускать до Победы, в боевых действиях он участия не принимал. В противном случае, его  смело можно было бы назвать лучшим танком Второй Мировой войны, ибо он  во многом превосходил своего предшественника знаменитого Т-34-85.  Между тем, уже в конце 1944г. было выпущено 25 экземпляров  этой машины, а до конца Войны - около 180.  Однако, завершить Великую Отечественную довелось  хорошо зарекомендовавшему себя Т-34-85. Выпускали 44-й в недавно освобождённом от фашистов Харькове. Его производство продолжалось некоторое время и после Войны. Суммарный выпуск составил 1823 машины. Не так уж много, если учесть, что его предшественник Т-34-85 и более поздний Т-54 выпускались десятками тысяч штук. В отличие от других наших средних танков, Т-44 никогда не участвовал в боевых действиях. Разве что в кино?  «Загримированному» под немецкий «Тигр», ему немало пришлось потрудиться  в  киноэпопее «Освобождение», а в фильме «Отец солдата» он, видимо, изображает своего  «старшего брата» Т-34-85, которому довелось вдоволь навоеваться.  В  эпизоде, где занят танк, престарелый солдат с гневной речью обращается к механику-водителю, который направил свой танк прямо на немецкий виноградник.  Есть сведения, что Т-44 был в Венгрии во время событий 1956года, но об его участии в боевых действиях никаких данных мне обнаружить не удалось. Однако неплохой танк нёс долгую службу в Советской Армии, прошёл модернизацию и был «отправлен на пенсию» только в конце семидесятых годов прошлого века. Безмятежная, небогатая событиями судьба этого  танка , а также относительно небольшое количество выпущенных машин, привели к тому, что он очень мало известен вне узкого круга военных специалистов. Между тем, хотя ему и не довелось повоевать, Т-44 занял заметное место в истории развития танков.  Он стал основой, так сказать предтечей, при создании самого массового в истории танка- знаменитого Т-54,суммарный выпуск которого, с учётом модификаций, в разных странах составил сто  тысяч штук! Т-44 стал первым представителем второго поколения советских средних танков. Новый танк  возник не на пустом месте. Он создан на основе лучшего среднего танка Второй Мировой  Войны знаменитого Т-34-85. При создании Т-44 были использованы также наработки по опытным машинам  Т-43и Т-34М. Человек, не слышавший раньше об этой машине, увидев ёе в музее, среди других образцов, поначалу теряется. Башня, как у Т-34, но чуть крупнее и  смещена куда-то назад, а корпус-  такой же, как у Т-54!
   По своим ТТД новый танк мало отличался от своего предшественника Т-34-85. Масса нового танка 31,8 тонн. Даже чуть меньше чем у предшественника. Остальные данные: длина танка с пушкой вперёд 7,65м, длина корпуса 6,07м, ширина 3,1м, высота 2,41м; удельное давление на грунт 0,83кг/кв.см.;  максимальная скорость 51км в час. Запас хода 235км. (по шоссе – 300км).Преодолеваемые препятствия: подъём 30град., ров 2.5м, стенка 0,73м.  Бронирование: лоб корпуса-90мм, лоб башни-120мм. Пушка- 85мм ЗИС-С53 (на опытном образце стояла  Д-5Т). Два пулемёта ДТМ.  Двигатель  В-44 создан на основе В-2. Изменения незначительны. Мощность осталась прежней, чуть позднее её подняли до 520 л.с. Если сравнить  данные  Т-44 с  характеристиками предшественника, то  может показаться, что изменения не столь существенны. На самом деле, все эти новшества  в сумме привели  к появлению совершенно новой машины. Главным новшеством стала перекомпоновка моторного отделения. Двигатель развернули поперёк  машины (как на Т-34М).  Это дало  возможность  переделать всю компоновку.  Башню танка передвинули в центр машины. На Т-34 башня была смещена вперёд, из-за чего вес  боевой машины распределялся неравномерно. На передние катки приходилась  большая нагрузка, чем на задние.  Увеличился объём боевого отделения, просторнее стало экипажу. За счёт ряда усовершенствований в моторном отделении удалось снизить высоту корпуса и всего танка на 30см. Уменьшение высоты силуэта повысило защищённость боевой машины. Убрали надгусеничные ниши и боковые стенки сделали вертикальными. На танке применили  прогрессивную торсионную подвеску, опробованную на Т-43.   Ещё  новшество-двигатель соединялся с коробкой передач через «гитару»- понижающий редуктор. С лобового листа корпуса убрали курсовой пулемёт и люк механика-водителя, который перенесли на  крышу корпуса. Это  повысило  стойкость лобового листа.  Все эти и другие  усовершенствования привели к тому, что  на момент окончания Войны, Т-44 был самым лучшим нашим средним танком. На базе Т-44 был построен очень интересный танк со  стомиллиметровой пушкой  , а также  танк с пушкой 122мм с унитарным (!) выстрелом , а также две опытных самоходки.  Т-44 -100 в серию не пошёл,  ведь на подходе уже был Т-54,  а 122мм пушка оказалась для среднего танка избыточно мощной, а её унитарный выстрел – громоздким, тяжёлым и неудобным.
  Т-44 создан был под руководством  А.А. Морозова в КБ  Нижнетагильского завода №183. Имена великих авиаконструкторов у всех на слуху. По первым буквам их фамилий называют марки самолётов: Ил, Су, Ту, Як, Миг. Конструкторы танков не столь известны, хотя их вклад в дело обороны страны огромен: Морозов, Кошкин, Астров, Троянов и другие, которых не раз Вы встретите на страницах моих рассказов. Так уж сложилось, что Александр  Александрович  Морозов принимал участие в создании почти всех советских серийных средних танков, за исключением Т-28. Напомню, вкратце, их историю. Первым был Т-24, созданный на ХПЗ на рубеже тридцатых годов. Его выпустили маленькой серией в 25машин, и ХПЗ перешёл на производство  БТ. Первый советский средний танк имел своеобразную двухбашенную архитектуру. Маленькая пулемётная башенка  устанавливалась сверху на пушечной башне.  Морозов  участвовал в создании этой машины рядовым конструктором, а уже при создании знаменитого Т-34 он был заместителем  главного конструктора  Кошкина, а после безвременной кончины последнего в 1940 году, возглавил КБ. После эвакуации ХПЗ  в Нижний Тагил, Морозов продолжал конструкторскую  деятельность там. Была проведена глубокая модернизация Т-34, а  чуть позже появился Т-44. В конце Войны начались работы по перспективному танку, а в 1946г Т-54 был принят на вооружение. Долго  Морозова не отпускали из Нижнего Тагила, где он занимался доводкой нового танка. Лишь в 1951г вернулся он в Харьков.  Вскоре под его руководством начались работы по созданию НСТ- нового среднего танка, которые завершились в начале шестидесятых принятием на вооружение  этапного Т-64. Этот танк нового поколения стал первым советским  «основным» танком. В дальнейшем на его основе создавались все последующие наши  машины, такие как Т-72, Т-80 и другие.  Иными словами, Морозов  создавал  Т-34, Т-54, Т-64 !!! И в этом ряду  Т-44. Неприметный ветеран, который не воевал, но честно отслужив больше тридцати лет , тихо «ушёл на пенсию»