В предыдущем рассказе был упомянут тяжёлый танк ИС-3. Созданный в самом конце Войны, он не успел принять в ней участия, поэтому его справедливо считают послевоенным танком. То же самое можно сказать о среднем танке Т-44. Хотя его начали выпускать до Победы, в боевых действиях он участия не принимал. В противном случае, его смело можно было бы назвать лучшим танком Второй Мировой войны, ибо он во многом превосходил своего предшественника знаменитого Т-34-85. Между тем, уже в конце 1944г. было выпущено 25 экземпляров этой машины, а до конца Войны - около 180. Однако, завершить Великую Отечественную довелось хорошо зарекомендовавшему себя Т-34-85. Выпускали 44-й в недавно освобождённом от фашистов Харькове. Его производство продолжалось некоторое время и после Войны. Суммарный выпуск составил 1823 машины. Не так уж много, если учесть, что его предшественник Т-34-85 и более поздний Т-54 выпускались десятками тысяч штук. В отличие от других наших средних танков, Т-44 никогда не участвовал в боевых действиях. Разве что в кино? «Загримированному» под немецкий «Тигр», ему немало пришлось потрудиться в киноэпопее «Освобождение», а в фильме «Отец солдата» он, видимо, изображает своего «старшего брата» Т-34-85, которому довелось вдоволь навоеваться. В эпизоде, где занят танк, престарелый солдат с гневной речью обращается к механику-водителю, который направил свой танк прямо на немецкий виноградник. Есть сведения, что Т-44 был в Венгрии во время событий 1956года, но об его участии в боевых действиях никаких данных мне обнаружить не удалось. Однако неплохой танк нёс долгую службу в Советской Армии, прошёл модернизацию и был «отправлен на пенсию» только в конце семидесятых годов прошлого века. Безмятежная, небогатая событиями судьба этого танка , а также относительно небольшое количество выпущенных машин, привели к тому, что он очень мало известен вне узкого круга военных специалистов. Между тем, хотя ему и не довелось повоевать, Т-44 занял заметное место в истории развития танков. Он стал основой, так сказать предтечей, при создании самого массового в истории танка- знаменитого Т-54,суммарный выпуск которого, с учётом модификаций, в разных странах составил сто тысяч штук! Т-44 стал первым представителем второго поколения советских средних танков. Новый танк возник не на пустом месте. Он создан на основе лучшего среднего танка Второй Мировой Войны знаменитого Т-34-85. При создании Т-44 были использованы также наработки по опытным машинам Т-43и Т-34М. Человек, не слышавший раньше об этой машине, увидев ёе в музее, среди других образцов, поначалу теряется. Башня, как у Т-34, но чуть крупнее и смещена куда-то назад, а корпус- такой же, как у Т-54!
По своим ТТД новый танк мало отличался от своего предшественника Т-34-85. Масса нового танка 31,8 тонн. Даже чуть меньше чем у предшественника. Остальные данные: длина танка с пушкой вперёд 7,65м, длина корпуса 6,07м, ширина 3,1м, высота 2,41м; удельное давление на грунт 0,83кг/кв.см.; максимальная скорость 51км в час. Запас хода 235км. (по шоссе – 300км).Преодолеваемые препятствия: подъём 30град., ров 2.5м, стенка 0,73м. Бронирование: лоб корпуса-90мм, лоб башни-120мм. Пушка- 85мм ЗИС-С53 (на опытном образце стояла Д-5Т). Два пулемёта ДТМ. Двигатель В-44 создан на основе В-2. Изменения незначительны. Мощность осталась прежней, чуть позднее её подняли до 520 л.с. Если сравнить данные Т-44 с характеристиками предшественника, то может показаться, что изменения не столь существенны. На самом деле, все эти новшества в сумме привели к появлению совершенно новой машины. Главным новшеством стала перекомпоновка моторного отделения. Двигатель развернули поперёк машины (как на Т-34М). Это дало возможность переделать всю компоновку. Башню танка передвинули в центр машины. На Т-34 башня была смещена вперёд, из-за чего вес боевой машины распределялся неравномерно. На передние катки приходилась большая нагрузка, чем на задние. Увеличился объём боевого отделения, просторнее стало экипажу. За счёт ряда усовершенствований в моторном отделении удалось снизить высоту корпуса и всего танка на 30см. Уменьшение высоты силуэта повысило защищённость боевой машины. Убрали надгусеничные ниши и боковые стенки сделали вертикальными. На танке применили прогрессивную торсионную подвеску, опробованную на Т-43. Ещё новшество-двигатель соединялся с коробкой передач через «гитару»- понижающий редуктор. С лобового листа корпуса убрали курсовой пулемёт и люк механика-водителя, который перенесли на крышу корпуса. Это повысило стойкость лобового листа. Все эти и другие усовершенствования привели к тому, что на момент окончания Войны, Т-44 был самым лучшим нашим средним танком. На базе Т-44 был построен очень интересный танк со стомиллиметровой пушкой , а также танк с пушкой 122мм с унитарным (!) выстрелом , а также две опытных самоходки. Т-44 -100 в серию не пошёл, ведь на подходе уже был Т-54, а 122мм пушка оказалась для среднего танка избыточно мощной, а её унитарный выстрел – громоздким, тяжёлым и неудобным.
Т-44 создан был под руководством А.А. Морозова в КБ Нижнетагильского завода №183. Имена великих авиаконструкторов у всех на слуху. По первым буквам их фамилий называют марки самолётов: Ил, Су, Ту, Як, Миг. Конструкторы танков не столь известны, хотя их вклад в дело обороны страны огромен: Морозов, Кошкин, Астров, Троянов и другие, которых не раз Вы встретите на страницах моих рассказов. Так уж сложилось, что Александр Александрович Морозов принимал участие в создании почти всех советских серийных средних танков, за исключением Т-28. Напомню, вкратце, их историю. Первым был Т-24, созданный на ХПЗ на рубеже тридцатых годов. Его выпустили маленькой серией в 25машин, и ХПЗ перешёл на производство БТ. Первый советский средний танк имел своеобразную двухбашенную архитектуру. Маленькая пулемётная башенка устанавливалась сверху на пушечной башне. Морозов участвовал в создании этой машины рядовым конструктором, а уже при создании знаменитого Т-34 он был заместителем главного конструктора Кошкина, а после безвременной кончины последнего в 1940 году, возглавил КБ. После эвакуации ХПЗ в Нижний Тагил, Морозов продолжал конструкторскую деятельность там. Была проведена глубокая модернизация Т-34, а чуть позже появился Т-44. В конце Войны начались работы по перспективному танку, а в 1946г Т-54 был принят на вооружение. Долго Морозова не отпускали из Нижнего Тагила, где он занимался доводкой нового танка. Лишь в 1951г вернулся он в Харьков. Вскоре под его руководством начались работы по созданию НСТ- нового среднего танка, которые завершились в начале шестидесятых принятием на вооружение этапного Т-64. Этот танк нового поколения стал первым советским «основным» танком. В дальнейшем на его основе создавались все последующие наши машины, такие как Т-72, Т-80 и другие. Иными словами, Морозов создавал Т-34, Т-54, Т-64 !!! И в этом ряду Т-44. Неприметный ветеран, который не воевал, но честно отслужив больше тридцати лет , тихо «ушёл на пенсию»