Записки пирата

Валентин Диких
Четырёхмачтовая каракка корсара, взрывая носом волну, шла общим курсом с гишпанцем, параллельно ему, на удалении двух кабельтовых. Мачты скрипели и стонали под мощным натиском ветра на все поднятые паруса. Блинд под бушпритом хищно рвался к добычи. Комендоры в очередной раз проверяли фитили и качество пороха. Суетились матросы, вынося на рубеж бухты канатов с абордажными крюками. В лазарете судовой врач сидел в обнимку с инструментами. А на юте, у штурвала, Чёрный Джек отдавал отрывистые команды. Чёткие и свирепые – они исполнялись тотчас же.
     Гишпанец только зря тратил время – сорокапятипушечный красавец-галеон попался как мальчишка. На корсаре убрали паруса и зажгли дымовую шашку – и гишпанец отвернул с курса и пришёл – не  важно, по каким причинам: хотел ли он помочь терпящим бедствие или поживиться чем-нибудь с гибнущего корабля. Чёрный Джек был дьявольски хитёр. Но галеон что-то смутило и он, круто отвернув на восемь румбов вправо, дал полный ход. Смешная наивность – корсар уступал ему в вооружении – у него было всего тридцать две пушки, но не в скорости, не в скорости! А уж что говорить за абордаж… Команда корсара знала: капитан гишпанца умрёт лютой смертью – Чёрный Джек не любил срыва своих основных стратегических планов.
    И тут галеон дал залп всем левым бортом. Рано! Рано! Это была его первая ошибка. Но семь ядер всё-таки достали пирата. Два ядра снесли марсы, убив на каждом по матросу,  одно попало в закрытый полупортик, разнеся его в щепы. Комендору за ним оторвало руку, а заряжающему выбило глаза. Четвёртое ядро разорвалось на шканцах, осколками раздробив Седому Тому ноги, а Поллли Пью распоров живот, пятое ударило в крамбол, шестое снесло гик, а седьмое разорвалось в шлюпе. На баке было двое убитых сбитым с крамбола якорем. Человек десять были легко ранены либо шрапнелью, либо щепками рангоута и деталями такелажа.
    А вторая ошибка состояла в том, что дымом своих же пушек галеон скрыл от себя и  действия пирата. Конечно же, рассчитывать скрыться самому под дымовой завесой галеону не приходилось – скрыться в океане от корсара он мог только на дне. И теперь корсар, описав коордонат, сократил расстояние между галеоном втрое. И дал залп десятью пушками правого борта в район бархоута галеона. Корпус гишпанца вздрогнул, и он клюнул носом волны, теряя остойчивость. Комендоры сработали слажено и чётко, кучно вогнав ядра в борт галеона и тотчас, оставшиеся десять пушек, которые промолчали, выстрелили по палубе галеона книппелями. Расстояние же между судами сократилось ещё больше.
    Гишпанец получил ощутимый дифферент на нос и пытался отворачивать вправо, чтобы увеличить расстояние с корсаром. Но ход его уже замедлился, как минимум, вдвое. Второй залп снёс грот-мачту, и она упала за борт, что привело к нужде срочно рубить ванты  и брам-бакштаги, что её держали. Галеон набирал воду в пробоину и мог попросту перевернуться под тяжестью грот-мачты. Также была переломана бизань-мачта и верхняя половина её лежала на палубе со всеми снастями, создавая неудобства суетящейся команде. В двух-трёх местах горело дерево, и его тушили. Солдаты в блестящих шлемах пытались уносить с палубы раненых. И всё это поливалось плотным мушкетным огнём с корсара. Правда, на галеоне  мушкетный огонь был не менее плотен: на корабле был большой отряд гишпанских солдат.
     Каракка пирата сделала последний манёвр на сближение и попала под удар полупушек, стоявших на палубе галеона. В ответ пираты открыли огонь из палубных кулеврин и фальконетов. От дыма пороха видимость уменьшилась до двух метров, грохот  взрывов закладывал уши. Повсюду визжали пули и картечь, со смачным чмоканьем вонзаясь в дерево надстроек и рангоута. Старший помощник Чёрного Джека охнул и закрутился волчком по корме: он только что потерял глаз. Из люка, ведущего в трюм, сыпали абордажные матросы, с саблями и пиками. Вот выскочил Марти Толстяк и ввалился обратно с раскроенным осколком черепом. Его вытолкнули наружу напиравшие сзади. Вот четвёрка Бака Стенли наводит кулеврину в то место, где должен быть галеон, но оттуда прилетает ядро и с грохотом разрывается в фальшборте. Бак отлетает. У него оторвана нога, он ворочает глазами и проклинает всех и вся, он скребёт палубу, кусает себя за руки. Невдалеке корчится негр Малик с разорванным пахом. Воздух полнится запахами пороха, крови и палёного мяса. А ещё криками. Самыми разными: торжествующими, злыми, стонами агонизирующих.
     Но корабли продолжают сближаться. Кто бы мог найти в этом сплошном дыме ада сражения борт этого чёртового галеона? Кто бы мог подогнать каракку точно нос к носу и корма к корме к нему, чтобы ударить сразу по всему фронту? Только рулевой Билл Доббинс. Пираты шутили, что он родился за штурвалом. Сколько раз он спасал корабль от рифов в шторма, от мелей? Мало знать фарваторы лоцману – нужен  рулевой, который проведёт корабль по узким коридорам скалистого дна. В порту Бизерты рулевых было много, но Билл Доббинс был один. Где Чёрный Джек раздобыл этого коренастого молодца, не знал никто.
    И вдруг из сизого дыма возник галеон. Он был чуть ниже пиратской каракки, но зато его выпуклые борта не давали состыковаться вплотную, что затрудняло абордаж и переход на судно. В ту же секунду, на планшири фальшбортов кораблей с корсара полетели трапы и по ним, прикрываясь большими деревянными квадратными щитами, на галеон ринулись пираты. Гишпанцы открыли отчаянную пальбу и при этом пикинеры старались поразить наступающих в ноги, но стремительную атаку корсаров на галеоне сдержать не смогли. На место упавших пиратов за щитами подскакивали другие, и вскоре бой закипел на палубе галеона. Мушкеты гишпанцев были разряжены, а пираты, бросая щиты на солдат, выхватывали пистоли и стреляли во всё живое не целясь: скученность людей была такой, что промахнуться было невозможно. Разрядив пистоли, схватывались врукопашную. Повсюду стоял звон клинков и крики.
    Двадцатка пиратов, во главе с боцманматом Неем Трешем осадила спуск в трюм. Там, укрепившись за перевёрнутым столом, взятым из кают-компании, держали оборону матросы галеона и солдаты. К Нею Трешу продрались Сэм и Эрхаз с гранатами и в проём люка полетели чинёнки. Через секунду путь в трюмы галеона был свободен. На палубе же царил хаос. Вся палуба была в крови, в которой скользили и падали солдаты и пираты. Особенно тяжело приходилось солдатам  галеона. Матросы его уже были либо в большинстве перебиты, либо сдались в плен – они были матросами торгового судна и хорошо знали матросское ремесло, но не тактику морских сражений при абордаже. Солдаты же были хороши на суше, для охраны корабля в порту или подавления сопротивления туземцев Патагонии. Тяжёлые кирасы и шлемы отягощали солдат и лишали лёгкости передвижения. Шлемы наползали на лица, закрывая обзор, а длинные прямые рапиры, хорошие в бою на суше, в сетях такелажа и лесах рангоута были бесполезны и, цепляясь за всё, лишали размаха и свободы действий. Пираты же были легки и проворны. Они, избегая прямого контакта с закованными в броню гвардейцами с проворством обезьян хватаясь за стеньги и ванты, пробегая по реям, обходили защитников галеона и нападали с флангов. Их короткие и тяжёлые абордажные сабли ни за что не цеплялись и разили наповал.
     На шкафуте шёл ожесточённый поединок. Там двадцать четыре гишпанских солдата держали глухую оборону. Их командир, видимо дворянин, в форме капитана, владел рапирой блестяще да к тому же в другой руке держал ещё и кинжал. Он лично зарубил шестерых пиратов. Боцман Керк Джонсон хотел застрелить упрямого гвардейца с баковой надстройки каракки, но Чёрный Джек запретил и лично повёл в атаку пиратов. Что сказать?
Капитан корсара, по слухам, сам был отнюдь не простым человеком. Саблей он владел блестяще, а стрелял до того метко, что из мушкета мог сбить фунтовую монету со стеньги. Поговаривали, что он сам был из знатного рода, получил отличное образование то ли юриста, то ли врача. Во всяком случае, когда требовалось, Чёрный Джек показывал изысканные манеры, выражался грамотно и содержательно, владел как минимум тремя языками, отлично знал экономику и морское дело и при случае давал дельные советы по медицинским вопросам. Однако же, во время опасности, в пылу сраженья этот человек становился страшен. Пираты давно заметили, что вид крови противника лишал его рассудка, а упорное сопротивление приводило в такое бешенство, что он лично бросался в атаку и тогда не ведал он, что творил.
    И сейчас тридцать пиратов во главе со своим командиром  вклинились в строй гвардейцев. Чёрный Джек схватился с капитаном солдат. Они рубились яростно и жестоко. Первый был в припадке бешенства, а второй спасал свою жизнь, и был едва ли в лучшем состоянии. Джек сделал выпад, потом ещё и ещё. Капитан парировал и ответил секущим ударом по нижнему уровню. Джек отбил удар рапиры и мгновенно уклонился от летящего в грудь кинжала. В ту же секунду гвардеец ударил рапирой снизу-вверх. Джек успел подставить свой клинок, но рапира капитана рассекла ему кожу в районе ключицы. Увидев это, гвардеец пошёл в атаку и нанёс два рубящих удара сверху, завершив атаку уколом кинжала. Джек ловко ушёл от рапиры, а кинжал парировал саблей. И атака Джека: рубящий сверху, секущий снизу, смена стойки, отскок. Джек стал терять скорость. Кровь из рассечённого плеча залила его рубаху. Движения становились вялыми. На губах гвардейца появилась едва заметная, тонкая и беспощадная ухмылка. Он нанёс удар по диагонали справа налево вниз, сделал укол кинжалом, перекрыв себя рапирой для защиты, и ударил ею же снизу вверх. Чёрный Джек был в изнеможении. Он постоянно балансировал саблей, словно боялся, что она выпадет из ослабевших пальцев. Вот Джек отскочил, едва не потеряв равновесие, и выхватил из ножен вспомогательный кинжал. Гвардеец воспринял это как хватание утопающего за соломинку и кровожадно усмехнувшись, обрушился на корсара. Тот вздрогнул и, едва парируя удары, отступил к фок-мачте и упёрся спиной в фока-рей. Гвардеец победно вскрикнул и, широко замахнувшись, обрушил на Джека страшный удар из-за плеча. Но в то короткое мгновение, пока к Джеку летела смерть, взгляды корсара и гвардейца встретились, и тот понял весь ужас своей ошибки. В глазах корсара не было ни капли усталости или потери ориентации. Это были глаза хищника, перед прыжком на жертву. Джек исполнил молниеносный нырок под рей, и рапира гвардейца со страшным хрустом вошла в дерево, в то место, где должен был быть пират. А из-под рея, справа от гишпанца, распустилась пружина человеческого тела, и тяжёлая сабля пирата отсекла руку гвардейца по локоть. Капитан закричал. Из обрубка со свистом хлынула кровь, а Джек подлетел  к гишпанцу и резким ударом сабли снёс ему голову в блестящем шлеме. Она тяжело грохнулась на палубу, а следом упало тело гвардейца. Капитан пиратской каракки Чёрный Джек был дьявольски хитёр. 
     А на галеоне тем временем бой подходил к концу. Деморализованные солдаты, увидев гибель своего командира, сдались. Только в трюмах кое-кто ещё держал оборону, но лишь потому, что считал сдачу пиратам равносильной смерти. Но с этими упрямцами не было нужды воевать. Их просто блокировали в каютах на время грабежа, и выбивали лишь оттуда, где была стоящая добыча. Через короткий срок всё ценное с галеона было перенесено на каракку. Золото, серебро, ткани, мушкеты, паруса, порох, навигационные приборы, вода и провизия, и много чего ещё. Также с галеона были взяты три уцелевших шлюпа и принайтованы к каракке за кормой. Туда посадили сорок восемь человек команды гишпанца: всех живых и раненых. Затем боцман и четыре матроса спустились в крюйт-камеру корабля, подожгли её и задраили наглухо. На галеоне ещё оставались люди – те, которые спрятались во время абордажа, но их никто не искал. Через минуту каракка отвалила от разбитого корабля, уводя за собой шлюпы с пленными. На фок-мачте галеона вниз головой висел его связанный капитан и провожал обезумевшим взглядом ахтерштевень пирата.
    Корсар отошёл уже на треть мили, когда над океаном прокатился как бы вздох, а затем рокот взрыва. Изувеченный галеон словно просел в воде, а затем останки его вспучились и раскололись надвое. При этом корма разлетелась на куски. Чёрный Джек удовлетворённо кивнул и дал отмашку боцману. Тот саблей обрубил фалинь за кормой и три шлюпа с пленными гишпанцами отдались на волю волн и ветра. Их полные ужаса глаза ещё долго следили за удалявшейся караккой. И хорошо ещё, что Чёрный Джек не расстрелял пленников из кормовых фальконетов. Он любил такие шутки.

 

    Эти строки были написаны мною, штурманом «Ласковой Мэри» Ричардом Стоуном в месяце сентябре двенадцатого числа одна тысяча пятьсот семьдесят восьмого года. О том же где, когда и какой именно мы взяли приз не узнает никто и никогда, ибо уста мои скованы клятвой, что зовётся пиратской.


НЕМНОЖКО ТЕРМИНОВ :-(

Каракка – парусное судно, широко распространенное в XVI веке, появившееся в Португалии в начале XV века. Каракки применялись в качестве военных и торговых судов. Грузоподъемность их варьировалась от 200 до 600 тонн, длина до 50 метров и ширина до 14 метров. Португальские каракки, ходившие в Ост-Индию, были грузоподъемностью до 900 тонн при водоизмещении 1600 тонн и имели пассажировместимость 600-700 человек. Для своего времени каракки были весьма хорошо вооружены: имели 30-40 пушек.

Галеон (также галион) – большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн).

Кабельтов – мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.

Блинд – парус, который ставили под бушпритом.

Бушприт - рангоутное дерево, укреплённое на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Ют – кормовая  часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне.

Румб(ы) – направление  из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счёт идёт не на румбы, а на градусы.

Марсы (марсовая площадка) – площадка  на топе составной мачты, прикреплённая к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Полупортик – крышка  артиллерийского порта в борту судна.

Шканцы – помост  или палуба парусного судна на один уровень выше шкафута, в корму от него, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почётным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.

Крамбол – толстый  короткий брус в виде консоли, выходящий за борт. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.

Гик – горизонтальное  рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого пapyca.

Бак – надстройка  в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д.

Рангоут – на  судах парусного Флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъёмы сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутным деревом (рангоутными деревами). Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или композитов.

Такелаж – общее  наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной — бегучим.

Коордонаты – определённый  манёвр корабля, а именно повороты вправо-влево или влево-вправо по ходу движения корабля. 

Бархоут – усиленный  ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.

Остойчивость – это  “способность наклоненного судна выпрямляться” или “способность судна противодействовать наклонению”.

Книппель – два   ядра круглой, полукруглой или доскообразной формы, жестко     соединенные короткой штангой или, реже, короткой цепью; использовалась в морской артиллерии для повреждения такелажа кораблей противника.

Грот – мачта  вторая мачта, считая от носа корабля.

Ванты – снасти  стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту.

Брам-бакштаги – снасти  стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.

Бизань-мачта – третья  мачта, считая с носа. На четырёх и более мачтовых судах — всегда последняя, кормовая мачта. На так называемых «малых» («полуторамачтовых» судах [кеч, иол]) — вторая мачта от носа.

Снасти – вырубленные  тросы, применяемые для подъёма (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.

Кулеврина – средневековая  пушка лёгкой конструкции с относительно длинным стволом. Применялась для поражения живой силы противника на близком расстоянии. Кулеврина производились как стационарные, так и переносные. Калибр составлял около 6-8 см. Пушка отличалась дальностью стрельбы. Использовалась с XV по XVIII век.

Фальконет – артиллерийское  орудие калибра 45–100 мм в армиях и флотах XVI–XVIII веков.

Фальшборт – продолжение  борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляется планширь, а в фальшборте делаются вырезы для швартовых клюзов.

Фарватер – безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству.

Лоцман – лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т. д.

Бизерта – каждый  народ давал городу свое название — Гиппон, Акра, Диаритус, Бензерт, Бизерт, Бизерта. Как и большинство городов Средиземноморья, она пережила множество войн. Финикийцы, пунийцы, ливийцы, варвары, арабы, испанцы, турки, французы — все оставили след в ее культуре, образе жизни и даже в цвете кожи ее коренных жителей. Начиная с XVI века, Бизерта — настоящая пиратская база, разгульная, богатая, разбойная и бесшабашная. Считают, однако, что корсары того времени только добавили перца в бизертскую кровь, обогатили город, снискали ему отчаянную славу, но не сделали его жителей жестокими. Изгнав в XIX веке пиратов и разбойников, город зажил степенной и размеренной жизнью рыболовов и земледельцев.

Планширь – самый  верхний брус на фальшборте палубных судов.

Стеньга – продолжение  верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов.

Рей – рангоутное  дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Шкафут – на  кораблях и судах — часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты. В парусном флоте так называли широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов деревянных парусных кораблей для прохода с бака на квартердек или шканцы.

Миля морская – 1850 метров.

Фок-мачта – передняя  мачта на двух и более мачтовом корабле, то есть первая, считая от носа к корме.

Фок-рей – нижний  рей на фок-мачте.

Найтовить – прикреплять, привязывать что-либо на судне.

Крюйт-камера – пороховой  погреб на корабле.

Ахтерштевень – брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.

Фалинь – трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки. Служит для привязывания шлюпки к пристани, судну или т. п.