3. 20. громкие аплодисменты

Михаил Кивенсон
       Выпускной экзамен по математике запомнился мне надолго.
       Я быстро решил все задачи и примеры, переписал начисто с подробным объяснением. Снимаю копии и отправляю всем, кто пишет этот вариант.
       Подходит классный руководитель Генрих Иосифович, шепчет:- Кивенсон, помоги Алешке Авраху, он сыпется. И не так грубо работай!
       Алешка пишет другой вариант. Быстро решаю его, складываю листок несколько раз и держу сбоку парты, так, чтобы Алешке было легче взять шпаргалку. Нужно только выждать, когда директор и учителя отвернутся.
       Они чему-то улыбаются. Алешка, приняв их улыбку за поощрение, с ответной благодарной улыбкой протянул руку и взял шпаргалку.
       - Кивенсон, вон из класса!
       По дороге кладу свою работу на стол комиссии.
       На другой день зашел приятель: - Мишка, видел твою мать, она стоит возле школы и плачет – тебя исключают!
       Из школы не исключили: отличник, без отца – общественное мнение было за меня.
       Cледующий экзамен – устная математика. За столом – комиссия: директор школы, заведующий районо, учителя. Что-то их подозрительно много сегодня собралось!
       - Встаньте! Зачитываю приказ по школе: За нарушение дисциплины на экзамене по математике ученикам 10-го класса Кивенсону и Авраху объявить строгий выговор!
       Все справедливо. Но какая-то злая обида переполняет меня, какое-то необузданное желание нагрубить, наговорить им дерзостей! И они чего-то тянут, как будто рассчитывают на ответную реакцию. Успеваю подумать, что нужно молчать. И выдаю: - Громкие аплодисменты!
       Безумству храбрых…
       Директор тут же подскакивает к заведующему районо: - Обсудим, Яков Федорович!
       - Ладно, потом, начинайте экзамен!
       Подходит моя очередь. Ответил на билет. Директор и заврайоно не уходят, сидят за столом, смотрят на меня ненавидящими глазами.
       Задают дополнительные вопросы – три, пять, десять! Отвечаю на них без подготовки, стою возле доски, как вратарь в воротах, когда мяч в штрафной площадке: не пропустить бы!
       Получаю пятерку. Ха!
       После экзамена иду по школе, навстречу Генрих, тихо кричит:
       - Кивенсон, у тебя для чего голова на плечах? Шевелюру носить? Будешь сдавать украинский!
       А нужно сказать, что на Украине мы жили второй год после длительного перерыва и поэтому я был освобожден от изучения украинского языка и литературы, была такая инструкция. И сдавать экзамены, естественно, не должен был. И заставлять меня сдавать украинский язык было явным нарушением, беспределом, как сейчас говорят. Единственным человеком, который мог бы за меня заступиться, был Генрих, тем более, что именно он втравил меня в эту историю. Но он, демобилизованный офицер, участник войны, постоянно носивший военную форму, только без погон, очевидно, боялся это делать.
       Ладно, жаловаться – некому! Сдавать, так сдавать!
       Учителя мне симпатизировали. И вообще, и в этой ситуации, в частности. Перед экзаменом по украинской литературе я выучил один билет и знал где он лежит. Получил четверку.
       Следующий экзамен – украинское сочинение. До его начала я засунул в парту сочинения прошлых лет, брошюры, книги. Когда начался экзамен, я выбрал тему сочинения и отобрал “подсобный” материал.
       - Ирина Камиловна, тут у меня в парте какие-то книги, тетради, разрешите, я их перенесу на подоконник, чтобы не мешали?
       - Добрэ!
       Я пристроил перед собой старое сочинение и беспощадно списывал. Когда слышал приближающиеся по коридору шаги директора, я прятал его под чистые листки.
       Ирина Камиловна все видела. Когда я в очередной раз прятал старое сочинение, она тихо сказала: - Кивенсон, цэ нэ вин!
       Она его походку лучше знала.
       Но ничего мне не помогло. В школе за сочинение поставили четыре, а в области – тройку. Еще бы, если с сочинениями в облоно ездил сам заведующий районо. И они с его помощью обнаружили, что сочинение списано с какой-то книги. Я–то откуда мог это знать!
И – прощай медаль! Ни золота, ни серебра! Хотя по всем остальным предметам – пятерки.
       Медали получили дочь судьи, дочь начальника КГБ и Рая Дашевская – для придания вида объективности.
       Получил бы медаль – поехал бы в Москву, в МВТУ им. Баумана. А так, без медали, было боязно, потому что денег на обратный билет не было. И я поехал в Харьков, в Политехнический.