3. 21. мой друг Валька Чудный

Михаил Кивенсон
       В 10-м классе подружился с Валькой Чудным, который приехал откуда-то с Дальнего Востока.
       Я за прошлый год не очень сблизился со своими одноклассниками, мы были слишком разные. Не знаю как это объяснить... Репрессированный отец, три года в детдоме, в основном в среде русских ребят – я был меньше евреем, менее практичным, чем они, жившие в еврейской среде. Ну и кроме того... как евреи американские отличаются от евреев российских, так и евреи, например, винницкие, пусть в меньшей степени, но отличаются от евреев донецких или луганских, а те в свою очередь – от одесских.
Как это ни странно, Валька был мне ближе, чем они.
       Он рассказывал, что его предки приехали на Украину из Грузии, и, благодаря своему акценту получили кличку “Чудный” с ударением на последнем слоге, что на украинском языке означает “cтранный”. Тем не менее возмущался, когда учителя так его называли.
       А по материнской линии он, по его словам, происходил от польских шляхтичей и унаследовал, очевидно от них, заносчивость, высокомерие. Впрочем, со мной Валька держался вполне по-дружески.
       Он с матерью жил у своего деда, в их саду мы часто проводили время. Дед подсаживался к нам, учил жизни:
       - Не женитесь на красивых, женитесь на умных! Красота проходит, ум – нет.
       А Валька шептал мне сбоку: - Не слушай его, он пять раз был женат, и каждый раз на красивой.
       Валька писал стихи. Запомнилось: тёплая беличья шубка, нежный девичий овал, алые, алые губки я без конца целовал...
       Думаю, что никаких алых губок он к тому времени не целовал.
       Меня он называл в своих стихах Шамилем. (В то время Шамиль кратковременно в очередной раз согласно учебнику истории считался хорошим – героем освободительного движения на Кавказе.)
       На своей фотографии, которую он подарил мне при расставании, Валька написал: Шамиль, закончится разлука, с тобой мы встретимся вдвоем, опять друг другу крепко руки в объятьи радостном сожмем.
       Когда мы, разъезжаясь после 10-го класса, рассаживались в вагоне узкоколейки, он сказал: - Люблю ездить с комфортом! - и буквально через 10-15 минут был оштрафован ревизором за неправильное оформление своих проездных документов (он ехал в военное училище).
       Денег у него, как и у всех нас, было в обрез, тем не менее, мы все вместе с ним посмеялись над этим происшествием.