3. 19. комсомольско-молодежная бригада

Михаил Кивенсон
       Летом 1948 года меня и еще одного десятиклассника вызвали в райком комсомола и поручили организовать комсомольско-молодежную бригаду в колхозе Заря в селе Басалычевка, была тогда такая мода.
       До этого села километров 12 – 15. Нам сказали: - Доберетесь на попутных! Никаких инструкций не дали: - Cориентируйтесь на месте!
       Попутных не было – пошли пешком.
       Километров за пять до села грязь стала непролазной, мы разулись, закатали брюки выше колен и в таком виде зашли в правление колхоза.
       Рассказали председателю о цели нашего прихода.
       Председатель – серьезный, молчаливый мужчина в поношенной солдатской гимнастерке - выслушал нас очень внимательно (как-никак - представители райкома) и говорит:
       - Комсомольско - молодежная бригада – это хорошо, спору нет. Но вот как быть – не знаю. У меня два парня помогают плотникам дома строить, трое – в трактористах ходят, пятеро девчат – с коровами возятся, одна – здесь мне помогает, шесть человек работают в полевой бригаде. Как мы их объединим?
       Потом понял, что мы и сами не знаем, как быть в этом случае, и говорит: - Давайте сделаем так – составим список всей молодежи и назовем их комсомольско-молодежной бригадой. А они как работали, так пусть и работают.
       -Вы, - говорит, - идите к тетке Фросе, умоетесь там, она вас и покормит, а вечером, к семи часам, приходите в клуб, я соберу туда всю молодежь и организуем эту самую бригаду.
       Так и сделали.
       Кто что, а я запомнил вареники с творогом. Хозяйка поставила их в громадной миске, а сметану – в миске чуть поменьше. И мы потрудились на славу.
       А вечером пошли в клуб. Я со сцены, путаясь и спотыкаясь о небрежно написанные незнакомые мне имена и фамилии, прочитал список всей бригады. Они похлопали в ладоши. Потом показали фильм.
       Наутро мы вернулись и доложили в райкоме, что задание выполнили, комсомольско-молодежную бригаду в селе Басалычевка организовали.
       Такие же бригады организовывались во всех колхозах, предприятиях. И отчеты о создании бригад шли из горкомов в обкомы, из обкомов в республиканские ЦК и оттуда – в Москву. Это была одна из глиняных ног Колосса.