Поединки гитарных богов Мальмстин vs Грег Хоу

Иван Азаров
Некоторое время мне пришлось провести в поиске нового альбома Ингви Мальмстина «Perpetual Flame», но результат ни в коей мере не оправдал приложенных усилий. Да и заинтересовался я этим альбомом совсем не из-за творчества знаменитого гитарного виртуоза, всё, что мог сказать Ингви, он уже сказал своей игре уже лет 10 назад, а теперь он пошёл по скользкой дорожке музыкантов Running Wild, без конца копируя сам себя.
Меня привлёк приглашённый вокалист, опять новый. На этот раз им стал, ушедший из Iced Earth, а до этого из Judas Priest – Тим “Риппер” Оуэнс. Оуэнс – талантливый, яркий вокалист, хорошо мимикрирующий под всевозможных хэви-металлических легенд и одновременно обладающей собственным узнаваемым голосом. Клавишником стал бывший клавишник Dream Theater Дерек Шериньян, на барабанах – брат финского клавишника Йенса Йоханнсена из Stratovarius.
 
Этот альбом неплохо подойдёт для изголодавшихся по металлической музыке или для тех, кто Мальмстина никогда не слышал. Но для тех, кто знаком с его творчеством, этот диск откровением не станет. Поначалу вступление к «Death Dealer» внушает оптимизм, но он очень быстро рассеивается, примерно к концу песни. Интерпретации классики сменяются виртуозными переборами, но знакомыми уже до скрипа зубов. В первой же песне как-то неприятно удивляет качество записанного вокала – плоско и немного глухо и более того голос Оуэнса задвинут на задний план. Ну а вы что хотели: лидер коллектива – гитарист!

«Damnation game» - хорошая композиция, с запоминающимися риффами и мужественным голосом Оуэнса. Чем-то напомнило альбом Iced Earth с Оуэнсом на военную тематику. Его исполнение – подлинное украшение этой песни. Ингви, если же и следует в начале некоторому плану, то соло ближе к 4-ой минуте сводит на нет все стремления к упорядоченности и осмысленности…

«Live to fight» - бьёт по ушам басовым вступлением, переходящим в среднетемповый боевик. Манеру вокалиста можно описать как предельно экстремальную для его возможностей и стиля. Дальше уже будет не хэви-метал. Мальмстин умудряется сдерживать себя и оставаться немного в стороне. Очень хорошая композиция. Немного неуместными показались мне лишь чересчур обильные вокальные наслоения для Оуэнса и некоторые радостные отрывки посреди вроде бы брутальных и минорных напевов.

«Red Devil» - значительно более хард-роковое вступление, обилие открытого вокала в исполнении рекрута от металла оставляют впечатление, что голос Оуэнса не вполне подходит к такой музыке. Более того, всё-таки раньше он всё-таки исполнял совсем другую музыку. Но поёт он очень неплохо. Соло же Ингви воспринимаются, в основном, как бессюжетные и бессодержательные участки песни. Кроме того, напрасно всё-таки шреддер №1 мировой музыки никак не пытается варьировать звучание инструмента на различных треках. Иначе отличить их друг от друга становится невозможным, и все они сливаются единую слабодифференцируемую массу. Возможно, эти соло предоставляют богатую пищу для размышлений продвинутым гитаристам, но разве сам музыкант не позиционирует свою музыку, как общедоступную и коммерчески привлекательную? А так получается, что вся коммерческая привлекательность только и сосредоточена в приглашённых вокалистах. Навевает уныние и эта абсолютная бессюжетность сольных проигрышей Ингви, неэмоциональность и всё один и тот же кристально чистый звук до звона в ушах. Можно было бы добавить немного агрессии или сделать звук что ли более грязным?

«Four Horsemen» - интересное скоростное вступление и приятное насыщенное исполнение Оуэнса не оставят равнодушным любителей пауэр-металла. Героическая песня в стиле песен Rhapsody of fire удалась финну неожиданно удачно. Короткие гитарные соло проникновенны и добавляют к общему настрою некоторую надрывность и печаль, ощущение полёта и сказочный битвы…

На «Priest of the unholy» вступление отдано на откуп Шериньяну. И это приятно разбавляет застоявшийся дух “гитаризма” и добавляет музыке толику прогрессивности. Оуэнс начинает повторяться интонационно, такое впечатление, что он записывал свою часть буквально в течение нескольких дней и не успел тщательно продумать свои партии. Но союз клавишника и гитариста приносят неплохие плоды и в целом спасают песню. Не очень мне понятно, каким образом Ингви пытался увязать голос Оуэнса со своим творчества, ведь несмотря на разнообразие вокальных данных и широту жанру диапазона, Тим больше тяготеет к тяжёлой и даже музыке на стыке хэви и треша. Мальмстин никогда особенно не пытался играть на этой территории. Ну, посудите сами, как гитарист игравший с Тёрнером может записываться с Оуэнсом, особенно не изменяя при этом манеры игры? Всё это обезличивает манеру конкретных певцов, сводит их исполнение к некому усреднённому архетипу…

«Be careful what wish for» - начинается довольно весело и бодро. В более привычной манере действует Оуэнс, но всё равно его манера несколько расходится с неоклассической работой на гитаре. В середине композиции намечается неплохая попытка поиграть размерами и смены темпа, переходящая в освежающее соло. Вообще довольно тяжёлая получилась композиция с серьёзной игрой барабанщика. Но при всей агрессивности эмоции вокалиста остались для меня немного непонятными.

«Caprici Di Diablo» - красочная инструментальная композиция, в которой финн немного изменяет своей привычной манере “поливания” слушателя лавиной аккордов. В ней больше чувствуется композиторская работа и есть протяжные места, полные загадочного томления, напоминающие таковые в сольном альбоме Роланда Грапова из Helloween. Но к этому моменту нарциссизм автора, его манера постоянного самолюбования, во всём, начиная с обложки альбома, уже приедается…

«Lament» - по сути, продолжение предыдущего трека, ничем тематически от него не отличающееся. Средний темп, пронзительные гитарные завывания и ничего кроме гитары. Образ, который при этом встаёт перед глазами, - огромная, красивая, но абсолютно пустая и безжизненная, заснеженная равнина, на которой нечему зацепиться взгляду. Красота и безжизненность её поначалу вызывают восторг, но затем удручают и пугают своим однообразием.

«Magic city» - неплохая песня или соло, всё-таки надо вещи называть своими именами, но не тогда, когда оная является уже десятой аналогичной песней в диске и черт-те какой у самого Мальмстина, а так продолжительность песни, скорее, сыграла против самого исполнителя.
Похоже, в такой ситуации Ингви может спасти только одно: вхождение в состав серьёзной группы, где основная роль в сочинении музыки будет принадлежать не ему. Лишь тогда у него есть шанс остаться в памяти благодарных потомков не виртуозом помешанным на собственном мастерстве, а, действительно, человеком, приложившим руку к созданию классной музыки, а не чего-то непонятного и недоделанного.
Небольшая попытка оставить более положительное впечатление об альбоме у слушателя предпринята в песне «Eleventh Hour», слегка напоминающей «Perfect Strangers» Deep Purple.

На небольшой скорости печально заканчивается альбом инструментальной композицией «Heavy Hearth». Ничего нового на этом треке финский гитарист нам не предлагает. Да и сил у слушателя к этому моменту на какие-либо откровения уже не остаётся. Будем ждать ещё три года, чтобы Ингви исполнил нам вновь тоже самое, а мы будем старательно делать вид, будто никогда ничего подобного не слышали!

По сравнению обсуждённым творением Ингви Мальмстина в очень выгодном свете предстаёт последний альбом Грега Хоу «Sound Proof». Если говорить корректно, то это всё-таки инструментальная музыка и её трудно сравнивать с последним альбомом шведа, который сугубо инструментальным не является. Хоу никогда не был приверженцем какого-то одного стиля, но начинал он с работ в духе того же Ингви Мальмстина. Но он прошёл очень длинный путь до этой работы.

Творение Грега Хоу – умный, современный инструментальный альбом. Инструментальный альбом, таким, каким он должен быть, если хочет оставаться интересным для широкого слушателя, а не только для мастеров игры на гитаре. Музыкальное полотно работы изобилует забавными сэмплами и записанными вставками с голосом. Порой звучание слегка прифузованное или немного неестественным дисторшном, но с такими моментами он не перебирает. Альбом не страдает от чрезмерного следования современным альтернативным тенденциям.
В целом альбом альбом поражает своей эклектичностью и многообразием используемых манер игры и стилей. Грег Хоу будто меняет маски, оставаясь, тем не менее, верным самому себе. Но суть этого своеобразия можно уловить разве что на интуитивном уровне.

Композиция «Emergency exit» напоминает джем виртуозных поклонников прогрессивной музыки. Хоу делает акцент на рифовую технику, много внимания на себя отвлекает барабанщик Джанлука Пальмьери. Во время импровизаций он восрешает в памяти технику Бонэма из Led Zeppelin. Под конец песня раскручивается до неудержимого водопада звуков, в которой первая скрипка не принадлежит никому.
Грег Хоу, подобно клавишнику Dream Theater Дереку Шериньяну на сольных альбомах того, выступает не столько основным солистом, сколько композитором. Он не перетягивает одеяло на себя, он остаётся немного в тени.

На «Tell me something good» мы можем наслаждаться полюбившейся нам фанковой ипостасью Грега Хоу. Исполнение Хоу переходит от ярко выраженного неоклассического к более прочувствованному и ритмичному. Немалая заслуга в создании этого звучания принадлежит и басисту. Им на этом альбоме выступает Jon Reshard, возможно, его в своё время вдохновила игра гуру современного фанк-рока Гленна Хьюза.

На «Reunion» вы поразитесь вдохновенной игрой клавишника Дэвида Кука. На этой почти что джазовой композиции он разворачивается во всю мощь и демонстрирует превосходное владение инструментом. Сама композиция чем-то напоминает основную тему из сериала про развратных женщин за сорок, но как же вовремя и красиво водянистый звук клавишных подпитывается мощным звучанием гитары! Именно эта композиция станет, мне думается, визитной карточкой альбома, так как именно на ней видна вся сила этого коллектива. Его сущность, базирующаяся на импровизационной составляющей, обеспечивающей свободное и воздушное звучание, но вместе с тем поставленная на жесткие рельсы продуманной композиторской работы.

Почему в сравнении этих двух альбомов пальма первенства будет отдана работе Грега Хоу? Технически, возможно, Ингви Мальмстин немного сильнее Грега Хоу, но сильнее именно в спортивной составляющей, в скорости. Аранжировки куда как интереснее у Хоу, он лучше в качестве композитора и он гораздо интереснее и изобретательнее играет. Его нескучно слушать час подряд или даже два, его альбомы, словно лабиринт, никогда не угадаешь, что ждёт за поворотом. Так «Walkie Talkie» начинается фанком, потом заходит на территории прогрессива, а затем Хоу пародирует игру Марти Фридмана с его японскими мотивами!

Титульная песня альбома является замечательным образчиком фьюжна или этакого утяжелённого фламенко. Интересно, что единство и отчётливость основной темы резко контрастирует с множеством способов обработки этой темы, многоуровневости игры. Этот гитарист обладает каким-то совершенно выдающимся музыкальным мышлением!

Альбом потрясает воображение своей надстилевой свободой, лёгкостью переходов между жанрами.
Вместе с тем «Sound proof» не страдает излишним академизмом, музыка не становится непонятной: она полна юмора и лёгкой самоиронии.
Только немногие хорошие работы могут похвастаться таким редким сочетанием сложности музыкального содержания и лёгкости его прослушивания.
Это «Доказательство» доказывает определённо очень многое, и альбом заслуживает занять место в коллекции любого поклонника рок-музыки или любителя именно гитарной музыки.