Рассуждения о снах. 26-04-99

Рина Ципора
***
Читая Борхеса, я постоянно думаю о том, что знания мои настолько скудны…что просто стыдно.
Однако я позволяю себе, с точки зрения обывателя, немного порассуждать о снах.
Естественно, все о чем пойдет речь ниже – есть исключительно мои догадки и домыслы, основанные на моем личном опыте, знаниях, понятиях и ощущениях.

***
Возможно, мое мнение никому не интересно, но я отважусь его высказать, поскольку предмет моих рассуждений, как мне кажется, весьма интересен.
***
Если честно, сны для меня – нечто священное.
Именно во сне совершается великое таинство, подобное таинству религиозного обряда.
Со стороны состояние сна выглядит очень просто- человек лежит с закрытыми глазами и всё.
Что происходит с ним в эти мгновения – никому не известно.
С другой стороны – происходит именно таинство – общение человека с «неким» Богом, т.е. с силой, природа которой непостижима. Причем механизм этого таинства и общения с Богом также никому доподлинно не известны.

***
Почему я сравниваю сон с религиозным обрядом?
Скорее всего потому, что во сне, человека, на которого давит «мнение» плоти реальной жизни,, уже не существует.
Все, что связано с земным пребыванием, как бы уходит на второй план.
Душа освобождается и может разгуливать по Вселенной безо всякого ограничения.
Поэтому, чем больше человек привязан к своей плоти, тем сложнее душе оторваться и перенести этого человека в область неизведанного.
***
То же самое, на мой взгляд, происходит с верующим человеком (я имею в виду истинно верующего) при участии его в религиозном обряде.
Поясню свою мысль путем сравнения, рассмотрев сначала ощущения спящего человека:
Однажды мне снился сон, в котором я общалась с каким-то существом в человеческом обличье и которое разговаривало со мной посредством мыслей.
Вернее, тот некто сказал мне, что могущество его так велико, что он может дать мне услышать стихи, которые сами польются из моих уст.
И действительно, я вслух произнесла эти стихи, причем несколько раз, чтобы лучше запомнить.
Более того, я как-то разом ощутила, что нахожусь во сне и все продолжая осознавать это,, попыталась как в невидимой чаше перенести эти стихи, не расплескав ни слова, из состояния сна в мир реальный.
Это было похоже на то, как человек переходит из одной комнаты в другую с чашей в руках.       И вот когда я уже стала открывать дверь, я видимо настолько переключила свое внимание на это «открывание», что позабыла весь текст.
Какие-то урывки я по-видимому успела записать, но они куда-то «канули» в груде моих записей.
Уже давно я отчаялась их отыскать.
Одно только помню – стихи были очень красивые и звучали подобно шуму маленького водопада, увиденного мною однажды в горах.
* * *
Конечно, я рассказала просто историю, произошедшую со мной, но что это было?
Кто было это существо? Бог? Посланник божий?
* * *
Я думаю, найти ответа мне никогда не удастся.
* * *
Так вот, возвращаясь к религиознорму обряду…
Вообще-то я человек не верующий, в привычном смысле этого слова, т.е. я не придерживаюсь ни одной общеизвестной религии.
При всем при этом, я как любой здравомыслящий человек, не могу отрицать присутствие на земле каких-то сверхсил, определяющих происходящие вокруг нас события, а зачастую даже и наши поступки.
Так вот, все эти отступления сделаны для того. Чтобы пояснить, что с точки зрения верующего я не имею права рассуждать о сущности религиозного обряда и о том, что может испытывать при этом верующий.
Все мои рассуждения могут быть не более, чем догадками, опять же основанными на собственном опыте.
Так же, например (наверное пример не самый лучший, заранее приношу извинения), если на ваших глазах человек будет «корчится» от боли, то Вы невольно начнете испытывать что-то аналогичное, как воспоминание из вашего личного опыта, но никогда Вы не ощутите именно то, что человек, испытывающий боль на самом деле.
* * *
Так вот, опять возвращаясь к религиозному обряду, мне кажется (уточняя первоначальную мысль), что священники (и то не все, а только истинно верующие) более всего близки к сути совершения религиозного таинства.
Но отличие спящего человека от священника, совершающего религиозный обряд, состоит лишь в том, что один погружается в состояние «попадания в космос» сознательно, а другой – спящий – бессознательно.
* * *
Конечно, мне могут возразить относительно всяких «неприличных снов», т.е. эротических и т.д.,, в которых мы совершает различного рода грехи и т.д.
Как же эти сны могут быть общением с Богом ?
Я думаю, что Бог пребывает везде (поскольку на мой взгляд – он нечто тождественное с природой) и общение с ним происходит у любого человека, в т.ч. у «плотезависимого», просто «плотезависимый» не замечает или намеренно не хочет понимать и слышать Бога.
А ведь во сне бывает очень много сигналов и предостережений, которые человек за «эротическими» или иными сценами может не заметить.
* * *
Мне очень понравилась одна из идей Борхеса, высказанная в рассказе «Роза Парацельса», где говорится о том, что все мы находимся в Раю, т.е. Рай не где-нибудь, а именное на Земле, но в силу нашей греховности мы не видим его.
Получается, что если бы мы освободились от греховности, то могли бы общаться со всеми умершими, попавшими в Рай, т.е. они были бы нам видны.
* * *
Кто знает, возможно, в этой мысли есть здравое зерно, ведь есть же люди, которые общаются с умершими (но вряд ли они из Рая, т.к. предсказывают одни беды).
* * *
Но понравилась мне идея Борхеса о Рае на земле еще и по другой причине.
Если в ней есть истина, то получается, что у всех нас действительно есть шанс увидеть Рай, причем еще до смерти физической.
* * *
А еще из этой идеи следует, что переход из одного состояния в другое – из жизни в смерть, может произойти плавно и не будет для человека неожиданностью или нежеланным явлением.
В таком случае можно не бояться смерти, зная, что после нее мы просто продолжим свою жизнь в Раю, в котором изначально пребывали.
Словом, идея очень привлекательна.
* * *
Единственное, что меня смущает во всей этой радужной теории – как это можно так абстрагироваться и до какой же степени, когда вокруг люди уродуют подаренный им Рай, убивают друг друга и совершают прочие нелепые поступки и злодеяния ?
* * *
А может быть именно это нам всем просто снится и это есть наша всеобщая и серьезнейшая беседа с Богом?
* * *
Хорошо бы , если бы эта беседа оказалась вразумительной и была услышана человечеством.
В это так хочется верить.
Во всяком случае, как гениально заметил Шопенгауэр:  «Жизнь и сны – это страницы одной и той же книги…»


* * *
Обращаю внимание читателя, что на дворе 2010 год!!! Т.е. прошло уже 11 лет с того момента, как я написала этот рассказ.
На сегодняшний день я - верующий человек. Бог нашел меня и ответил на все вопросы, убрал все сомнения. 
И сегодня я верю, что Бог Отец открылся всем людям через свое Слово - Бибилию и дал шанс на спасение и вечную жизнь всякому, принимающему Его прощение через жертвенную кровь Бога Сына - Йешуа хаМашиаха (Иисуса Христа).
И я искренне желаю Тебе, дорогой мой читатель, пережить это удивительное перерождение!