Крым. Привидения горы Димерджи

Федоров Александр Георгиевич
   

    Мы долго не решались взять билеты на конный маршрут, до этого мы никогда не садились на лошадь и смутно себе представляли, как ей управлять и вообще, держаться  в седле.
 
Маршрутов было таких несколько, они то появлялись, то исчезали,
появлялись новые.

   Но вот сомнения  позади и часа  в три дня мы отправляемся на автобусе  в район горы Димерджи, в Долину Привидений. Гора расположена неподалеку от города Алушта, за Ангарским перевалом, который  является входом в особую страну – Южный берег Крыма, или сокращенно ЮБК. Это полоса суши, ширина которой не превышает в самом широком месте несколько километров, отгороженная от остальной части Крыма Главной грядой Крымских гор, максимальной высотой полтора километра. Это  страна совсем не похожая на равнинный Крым. ЮБК очень живописен и красив, это настоящая жемчужина Крыма,  окаймленная со стороны гор сказочным миром пушистых сосен, причудливых туй и древовидных душистых пушистых можжевельников.
   И главное  - все это недалеко от Евпатории, нашей базы, на любую экскурсию туда достаточно одного дня. Дорога после Симферополя очень живописна, идет в гору по высокому лесу, деревья которого часто образуют над дорогой сплошной свод, а когда ветви деревьев размыкаются, то весь автобус как будто купается во внезапно появившихся лучах ослепительно  яркого крымского солнца.

     И вот какие-нибудь два часа -  и мы переезжаем Ангарский перевал и почти сразу по левую сторону от дороги открывается гигантская скалистая гора, а у ее подножия будто бы собралась  умопомрачительная толпа каменных гигантов, похожих на узкоплечих истуканов, с прижатыми руками и острой затылочной частью, со стертыми чертами фигур. Это и есть знаменитые «привидения» горы Димерджи.
   А выше проступает то ли профиль женской головы, то ли головы хищной птицы или сфинкса – это зависит от точки нахождения смотрящего и его воображения.
 
    Мы спускаемся к морю, подъезжаем к развилке дорог – правая идет на Алушту, левая – очень извилистая и с большим количеством поворотов почти на 180 градусов - на Судак. Мы поворачиваем налево и через несколько километров останавливаемся и высаживаемся из автобуса. Короткий, но довольно крутой подъем – и мы на небольшой площадке.  Здесь располагается коневодческая ферма верховых лошадей башкирской породы. Тут же навесы, где усталый
путник может присесть за стол  и можно отведать душистые шашлыки, татарский плов, салаты из вкуснейших крымских овощей. Хорошо запить все это отменным  крымским же сухим Каберне, Алуштой, Алеатико. А на десерт попробовать знаменитые в мире крымские мускаты, от черного до белого, или  лучшего в мире муската Белого Красного камня.

      А впереди уже полнеба занимает  совсем близкая гора Димерджи  со своими привидениями.
     Короткой инструктаж по вождению лошадей – оказывается таких как мы, новичков, абсолютное большинство. Лошадей нам выводят по одной, и, по каким-то непонятным признакам, находят в шеренге волнующихся туристов каждому коню своего наездника. Почему-то первой пригласили мою жену, ей досталась невысокого роста кобыленка.  Короткий резкий толчок инструктора - и жена в седле.
 
      Подтянуты подпруги, отрегулирована длина стремян, и первый всадник шагом двинулся по набитой тропинке. Я почему-то был выбран замыкающим колонны, льщу себя надеждой, как выглядевший наиболее опытным и бывалым, ведь и замыкающим первого попавшего не поставят.

      Мне тоже попалась кобылка, с приятным каурым жеребенком, к тому же лошадки были смирные, хорошо знали дорогу, по которой ходили много раз, и поездка вначале не представляла особых трудностей.

      Лошади медленно, шагом поднимались по зигзагообразной пыльной тропе. Мимо нас, то вперед, то назад, челночными проходами бегал  местный
фотограф, снимая на цифровой аппарат участников небывалого марша.  И вот мы у подножья горы, рядом с «приведениями». Вблизи они показались еще огромнее - округлое туловище, диаметром несколько метров и высотой порядка десяти. Многие из них имели свое собственное название, по сходству с каким-то животным или человеком. Так, там был маленький Мук с чалмой, Орел, Гордость, Кузнец.

    Мы идем вдоль Каменного хаоса – осыпи громадных многометровых осколков горы, скатившихся при землетрясениях с горы и заваливших при этом стоящую у подножья татарскую деревеньку. Дорога петляет мимо этих скал, еще совсем немного -  и мы подъезжаем к развалинам крепости феодоритов Фуна, которая защищала проход  в средневековье купеческих караванов вдоль южного берега Крыма.  Тогда дорога шла не по побережью, а по столообразным вершинам гор – яйлам. От крепости осталась немного – фрагменты стен, храма Георгия Победоносца, …и довольно современного вида туалет в нише крепостной стены. Полазив по стенам древней цитадели, пофографировав всласть открывшуюся панораму южного берега Крыма,  гору Четырдаг  напротив нас, мы собрались у коновязи, чтобы двинуться так же организованно вниз. Мы еще не знали, что нам предстоит.

      Между тем наступили уже сумерки - на югах  темнеет быстро, и пока процедура нашего заброса в седла инструктором закончилось, совсем стемнело. Теперь я оказался где-то в середине каравана, а жена куда-то затерялась в суматохе посадки.

     Наконец-то мы двинулись. Команда наша была последней и явно запаздывала. Инструкторы со смехом начали подгонять наших лошадей, и они помчались галопом.
  Нам же, впервые севшим в седло, было совсем не до смеха. Мы с трудом держали равновесие, при каждом скоке  лошади съезжая то в одну, то в другую сторону, ведь как держаться в седле при таком аллюре нам не объяснили.

    К тому же, стало совсем темно, видно было смутно только фигуру впереди скакавшего всадника на фоне громадных хлопьев пыли, уходящих в небеса…

    Прямая дорога кончилась, дорога круто стала спускаться все теми же зигзагами, и лошади, наконец-то, перешли на шаг.  Инструкторы куда-то делись, и только слабая вера  в то, что если все раньше все обходилось благополучно, то и у нас, возможно, все обойдется нормально, поддерживала нас.

    Нам совершенно не было видно земли, соответственно мы не представляли, где идет лошадь, по дороге или краю обрыва, ориентировались лишь по смутному пятну впереди и надеялись, что лошадь сама лучше нас знает, куда идти. Тьма была египетская.

    А тут новая напасть – наши жеребята догнали нас, вероятно, подошло время кормления, и они стали тыкаться в брюхо наших кобылок. Тем это почему-то не
понравилось, и они  стали бросаться в разные стороны, взбрыкивать и пытаться встать на дыбы. Моя лошадь после очередного прыжка стала как-то оседать влево. «Ну, все,- подумал я,- каюк, сейчас загремим с обрыва».
   Лошадь каким-то чудом выровнялась, и снова мы продолжили наш путь. Впереди меня, судя по крохотной фигурке в белой блузке, ехала совсем девчонка, как потом и оказалось.
   Она только жалобно кричала, когда  жеребенок ее кобылы проделывал такие же штуки, как у меня. «Бей его ногой!»,  - закричал я. Видя, что у нее ничего не получается, я пришпорил свою Росинанту и, отбиваясь правой ногой от своего жеребенка, изловчился и лягнул своей левой жеребенка девчушки и заорал на обоих жеребят во всю глотку.

    Так, отбиваясь ногами от нахальных жеребят и крича на них, мы и прибыли к месту постоянной дислокации лошадей. Я молодецки, сам себе удивляясь, спрыгнул с милой лошадки и начал искать жену.
    Среди пробывших, пропыленных, чумазых, измученных, но довольных экскурсантов ее не было. Новых прибывающих всадников тоже не было видно. Я помчался по дорожке вверх, сердце бухало, ожидая увидеть,… уж даже не знаю, что.  Вдруг в конусе света, на его границе, из-за поворота появился всадник на вздыбленной лошади. Все сразу затихли. Лошадь опустилась на передние ноги и… вскачь с…десятком жеребят помчалась к нам.

   Нужно ли было бы говорить, что это прибыла жена. Не буду описывать ее страдания по пути к нашему бивуаку… последней!  Она выдержала этот путь с честью.

     Возбужденные увиденным и пережитым в поездке, мы расселись за столиками кафе и с аппетитом стали уминать отличные шашлыки, запивая все это сухим красным крымским вином, вспоминая все перипетии нашего похода.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/01/30/799