Бесы

Евгений Касьяненко
      Для русского интеллигента табуирован один щекотливый вопрос – его отношение к Федору Михайловичу Достоевскому. Ведь сказать: «Я не люблю Достоевского» - теперь, усилиями нескольких поколений интеллигентов, выглядит почти как признание: «Ну, дурак я, дурак». 
      А почему, собственно говоря?
      Сила его, как художника слова, - вопрос более, чем сомнительный.  Когда-то мой университетский знакомый сделал лингвистический анализ языка Достоевского в сравнении с языком Пушкина. Посчитал количество прилагательных у Федора Михайловича, обозначающих цвета, и сопоставил с аналогичным объемом пушкинской прозы.  Результат убийственный: если Пушкина принять за 100 процентов, у Достоевского этот показатель равен всего …6 процентам. И то, в основном, повторяющиеся три цвета – белый, черный, коричневый.
      Великий философ, знаток человеческих душ? Не знаю, не знаю…  Для меня, например, куда как интереснее изучать психологию личности по З.Фрейду, Л.С. Выготскому, Э.В.Ильенкову.
      Пару лет назад заставил себя прочесть единственную крупную вещь, которую раньше не читал и которая раньше,  по понятным причинам, отсутствовала в университетских программах,  - роман «Бесы».  Результат предполагаемый – яростно реакционная прокламация, на мой взгляд.
      Еще раз повторюсь – не знаю. Может быть, и в правду, я до чего-то в жизни «не догоняю». Но после чтения Достоевского у меня каждый раз возникает одно и тоже желание – пойти куда-нибудь в парк, посидеть на скамейке и подышать свежим воздухом, глядя на резвящуюся детвору…  Или в этом и есть тайный смысл его творчества?