Главный в Назарете - Бенедикт XVI в Израиле

Роман Янушевский
Роман Янушевский
"Вести", приложение "Вести - 2",
21 мая 2009 г.

В предпоследний день паломничества папы Римского Бенедикта XVI на Святую землю его вертолет устремился к Назарету - городу, в котором родился Иисус. Именно тут, согласно евангелиям, прошли его детство и юность, поэтому в христианском мире Назарет – третье по значимости место (после Иерусалима и Вифлеема). Здесь на горе Свержения прошла самая масштабная за все время приезда понтифика месса.

Уже с семи утра в гостинице «Golden Crown», находящейся в непосредственной близости от вертолетной площадки, начали собираться представители израильского религиозно-христианского и политического истеблишмента. Было несколько торжественных попыток выйти встречать папу Римского, но каждый раз делегация возвращалась восвояси, так как высокопоставленный гость прибыл только в начале одиннадцатого, а стоять на улице было, мягко говоря, не холодно.

И вот священный вертолет приземлился. Все кругом забегали, суетливо раскрутили красную ковровую дорожку. Самых важных людей лихо теснила охрана. Снимать папу с близкой дистанции благоговейно подпустили только десятерых фотографов Ватикана.

После церемонии приветствия все отправились на гору Свержения. Там уже несколько часов разогревались речевками «Benedetto, bienvenido» и гимнами свыше сорока двух тысяч разношерстных участников богослужения - они как раз дошли до нужной кондиции. Музыкальный фон создавал оркестр Шотландского монастыря, ему помогала группа поддержки, состоявшая из монахинь-францисканок, яростно размахивающих бело-желтыми флагами Ватикана. Немало таких флагов можно было увидеть и в толпе, но вот сине-белые - несмотря на присутствие где-то здесь группы, назвавшейся «католиками, говорящими на иврите»,  - высмотреть не удалось. Толпа состояла в основном из арабов-христиан, съехавшихся со всей концов Израиля, а также паломников из Европы и Африки, священников, монахов, солдат-поляков из контингента ООН в Ливане.

Папа явился народу в том самом автомобильчике с бронированными стеклами, который получил прозвище «папамобиль», на нем он всегда появляется на массовых сборищах. Были предприняты беспрецедентные меры безопасности. На гору могли попасть только те, кто заранее запасся билетами на мероприятие. Город и окрестности были наводнены полицейскими, пограничниками и солдатами – судя по их количеству, похоже было, что если бы не сложные отношения с соседями, Израиль, не задумываясь, подзанял бы еще войск у армий сопредельных государств.

Месса продлилась около трех часов. Папа, католические кардиналы и местная религиозная верхушка находились под огромным козырьком и не слишком страдали от солнца и жары, а вот всем остальным пришлось туго. Бело-желтых кепок и шарфиков, изготовленных по столь торжественному поводу, на всех не хватило, люди накрывали голову платками, а Мухаммад Бараке, один из наиболее антиизраильски настроенных депутатов Кнессета, надел на голову шарфик, и со стороны это выглядело так, как будто он накинул на себя еврейское ритуальное покрывало талит.
Служба проходила на нескольких языках, в конце прозвучала речь папы Бенедикта XVI, переведенная с английского на арабский и иврит. Он призвал к миру, согласию между религиозными конфессиями и народами, а также заявил о необходимости укрепления семьи (читай: соблюдении прав женщин). Услышав эти его слова, несколько женщин начали аплодировать. Папа сообщил, что под попечительством Ватикана в Назарете будет создан консультационный Семейный центр, задуманный еще Иоанном Павлом II.
Несмотря на страстное желание определенных арабских кругов политизировать мессу, разместив на сцене плакат, призывающий к возвращению беженцев из деревень Икрит и Бирам, на этот выпад мало кто обратил внимание, а папа его в своей речи проигнорировал.

По окончании мессы Бенедикта XVI повезли потчевать обедом в центральную часть города, где повсюду пестрели флаги Ватикана, правда, изредка на отдельных домах попадались и иные плакаты, черного цвета. На одном из них было написано на родном языке папы – немецком: "Nicht Willkommen", т.е. "Не добро пожаловать". Улицы заполонили и облепили балконы местные зеваки, желающие хотя бы одним глазком посмотреть на «бабу», так арабы-христиане почтительно именуют папу Римского.

После обеда  Бенедикт XVI встречался за закрытыми дверями с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньягу, а также с рядом министров и депутатов Кнессета, в том числе с министром транспорта Стасом Мисежниковым, замминистра по развитию Галилеи и Негева друзом Аюбом Карой, и другими.

Так как, видимо, всем хотелось сфотографироваться на фоне папы Римского, чтобы эту фотографию в рамке повесить у себя в офисе, встреча затянулась, и в результате на вторую службу в церкви Благовещения папа опоздал… на два часа! Но публика, состоящая из местных христиан, а также монахов и священников, все же терпеливо дождалась его. Все-таки, папа Римский приезжает не каждый день.