История вторая. Кормилица

Ольга Серегина
      1939 год. В деревне жить стало невмоготу.
      
      Младший брат Лаврентия Иван служил в это время в армии в Коломне. Вернувшись домой, рассказал матери, что в городе жизнь другая: можно на заводе работать, деньги платят. Анисья Ивановна и решила продать дом и переехать в Коломну. Она-то и самый младший из ее детей Иван и положили начало великому "переселению" большой семьи. Вслед за матерью купили дом на троих в пригороде Коломны братья Лаврентий, Петр и Василий.

      Нехитрое хозяйство свое деревенское Лаврентий и Екатерина отдали новым хозяевам дома ( не с собой же тащить). А вот корова! Кто ж ее купит? В деревне денег ни у кого нет (работали за "палочки" - так тогда называли трудодни). Отдавать задаром? Ну, уж это совсем не по-хозяйски.  И еще одно: корова в крестьянском хозяйстве из всей скотины совсем особенное существо. Коровы очень долго жили у одних хозяев, особенно если много молока давали. Их любовно называли кормилицами, ухаживали за ними как за детьми. А коли несчастье случалось, никогда крестьянин не скажет: "Корова сдохла...", а "Решилась кормилица...".

      Думали Лаврентий с Екатериной, думали - и придумали. Не побоялись, что в деревне над ними потешаться будут, - такого отродясь никому в голову не приходило.

      До Коломны 180 километров (деревня-то их в Рязанской области). Решили, что корова
вполне пройдет это расстояние.

      Проводил Лаврентий Екатерину с детьми на поезд, а сам  со своей коровушкой пошел на новое место жительства пешком. Для себя взял только хлеба немного, а для коровы - ничего: лето, травы вдоволь - прокормится...

       Вот идут по дороге вдоль лугов. Милка резвится, радуется простору, травке сочной. А как по деревне какой идут, притихнет да к хозяину поближе. Опасается... Понимает. К вечеру первого дня Лаврентий подоил свою спутницу, напоил ее водой из речушки. Сам молока напился от души. Какое-то оно было особенно вкусное. Переночевали в поле, у стога прошлогодней соломы, чудом уцелевшей до середины лета.

       Только рассвет забрезжил, пошли дальше. И еще один день, неспешно шагая, прожили наши путники. А прошли они в этот день чуть ли не сто километров. Ночевать в дороге уже не стали. Почти на рассвете добрались до места.

        Милушка, чувствовалось, сильно устала. Только подоила да покормила ее Екатерина,
коровушка тут же и улеглась на свежую подстилку.

        А Лаврентия и дети, и жена еще долго расспрашивали, как да что. А он , поди, тоже устал, только одно и сказал:" А что... Хорошее было путешествие... Иду себе налегке, а еду для меня Милушка наша несет..." И улыбнулся. Тоня и Володя поняли все и давай смеяться!