12 лет без паспорта

Влад Лен
КАКАЯ СТРАННАЯ ДОРОГА
(попытка политической исповеди в очерково-эпистолярном формате)
Уважаемая редакция!
Не могли бы вы мне помочь? Я уже 12 лет живу без паспорта, силы на исходе, здоровья нет, а в жизни наступил очередной тяжелый период. И наступил буквально на горло, кончиться может совсем плохо – позорной смертью под забором. Или еще хуже…

«О чем ты думал?!!» - слышу я абсолютно логичный вопрос. Не первый год слышу.
Отвечаю.
Во-1х, я думал, что я – не Черчиль, и политические принципы - уж у меня-то!- должны быть. Хоть мы с ним и коллеги в некотором роде, но я-то в премьер-министры никогда не рвался, из партии в партию никогда не скакал и наследными пороками герцогов Мальборо, не дай бог, не страдал.
Убедительно?
Во-2х, я НЕ ТАК умен, как вышеупомянутый политик, и потому до сих пор надеюсь, что люди помогут, что они еще не перевелись, а мои же доморощенные исследования родного российского народа – мягко говоря, нерепрезентативны. Хуже: я все еще наивно верю,  что Черчиль был неправ и напрасно ТАК нехорошо отзывался об этом самом народе.
Так так или не так?
И в-3х… Ой, это совсем уже дурость, но я скажу, раз начал. Я веровал в Судьбу, и Она дурила меня столь убедительно, что все мои знакомые аферисты-рецидивисты по сравнению с Ней – просто сопливые пацаны. Не-не-не, я вовсе не тяну на ВСЕХ женщин, которых Она мне периодически подсовывала – это ли самая жирная наживка в Её стервозно-злодейском арсенале? Мало того, последней из них я с удовольствием послал бы сердечный привет через вашу авторитетную газету, только вы же его не напечатаете.
Не, ну чё вы к словам-то цепляетесь? ПОСЛЕДНЕЙ – в смысле, хронологически, а НАЖИВКА у нее была очень даже вполне, а ПРИВЕТ я передал бы вполне искренний, типа «Привет, Оленька! Я всё еще живой». Я же вам на Судьбу жалуюсь – вовсе не на Оленьку.
Ну так вот.  Заманивала она меня и красивыми девушками, и огромными деньжищами, и квартирами в центре миллионного города, и вообще (как это говорил гениальный саркастик?) «у этого человека в прошлом было блестящее будущее» - только все это чепуха, уж вы мне поверьте. У меня все это было неоднократно и выше крыши. Ее главная обманка – СЧАСТЬЕ, и Она дала мне его на три месяца. Она воссоединила меня с дочерью, мы даже купили квартиру… Да-а, вот это была замануха! И дальше все было бы «ослепительно хорошо», и по сравнению с этим поблекли бы все мои успехи и достижения, если бы…

Какая странная дорога
и как извилист серпантин,
в душе гнетущая тревога:
всю жизнь один.
Опять  один…

Видимо, я уже и так злоупотребил вашим вниманием? Мешаю новости читать? Или сериал глазеть? Извините. Только если вы не прочитаете, каким я оказался легковерующим идиотом  – рискуете оказаться еще более легковерующими, но при паспортах. И так никогда и не узнаете, что без паспорта жить можно! Зачастую даже нужно! И что лично Вам – вот персонально Вам – он даром не нужен! И дает гораздо меньше, чем отнимает – в точности как Судьба-злодейка. Уж мне-то вы поверьте, я знаю. И это всё у меня тоже было.
Рассказать? Если кому неинтересно и предпочтительнее оказаться – ну так не читайте!
Не читать я вам советую еще и по более веской причине. Понимаете, зачитамшись моими горькими сетованиями на эту стерву, вы, чего доброго, еще и помочь захотите. А оно вам надо? Не-не-не, я даже не спрашиваю – так знаю: даром не надо! Что вы-ы-ы! Это связываться с каким-то бомжом? Это чё-то там шевелиться, куда-то идти, что-то тратить или добиваться? Сериал про эту дуру очкастую пропустить? Да ни за что!!! Да на фиг мне это надо себе в убыток – да? Я вас очень хорошо понимаю! Да-да. Мне все эти марши несогласных, цветные революции, мирные пикеты с намалёванными плакатиками, жалобы-заявления и даже грамотнейшие петиции профессиональных правозащитников кажутся такой туфтой, по сравнению с которой глупее и маразматичнее только «бунт кровавый и бессмысленный». Бессмысленной – доказано!- потому, что ни одно из этих членодвижений не дало ровным счетом никакого результата. Революции – большие, маленькие, великие, кухонные и цветочные – по-прежнему «затевают романтики, осуществляют фанатики, а плодами пользуются мерзавцы». Увы, факт железный.
Извините, но такова моя политическая (хотя и сугубо личная) позиция. Под ней годы – десятилетия даже – наблюдений, рискну заявить – исследований, экспериментов и горьких выводов. Я никому их не навязываю, лимоновцев мне где-то по-человечески жаль, бедолаг; паяц Жириновский (лично мне – подчеркиваю) просто омерзителен КАК ПОЛИТИК, хотя только они, пожалуй, и говорят россиянам правду. Такой вот парадокс.  Это же не комуняки единорясные, не глухие согласные и не юные путинэры, не заводные медвежата, в которых уже и плюнуть-то не хочется – потому что некуда, а они и утираться забыли. И это же не «эксперт» авторитетного сми, который с презрительным видом несет чушь, вещает пошлые банальности и всех подряд обзывает при этом никому не нужными дилетантами. Такому публичному всехоскорбителю ни в коем случае нельзя бить морду, от него надо просто держаться подальше. Как от скунса, который воняет по поводу и без, просто потому что воняет. По мелочам. Функция у него такая жизненная. Ниша эко-идеологическая. И вот он обжил эту нишу, обнаглел и тявкает – ему там сытно, вонько и тепло. И самое поганое – его очень трудно отличить от журналиста, которому действительно больно. Он примазался к этой когорте НАСТОЯЩИХ и самозабвенно трындит-звиздит-поливает  о чем угодно. О чем разрешено. О чем ему и самому давно уже обрыдло, мозоль на языке, но за это и платят. Хорошо платят. Больше – только за совсем уже идиотские сериалы.
А я пытаюсь говорить о главном – поэтому, видать, меня никто и не слышит. И слушать не желает. Туда мне и дорога, главнюку такому, да?
О чем?
Да очень просто. 31 декабря 1999 года, например, я сказал, что в России  блестяще осуществилась ТИХУШНАЯ революция: то, чего не смогли гекечепешники в начале 90х, очень грамотно провернули чекисты в конце. Честное слово, если оценивать сам этот государственный переворот как тайную операцию по радикальной смене власти в гигантской стране – тогда деваться некуда: следует признать,  что она гениально задумана, блестяще совершена и совершенно завершена. Без пыли, крови и пальбы – тихо, как и положено сикрет-сервисёрам и супер-закулисным правителям. Правда, поставили они на такую ничтожную фигуру, что никакая это не фигура вовсе – так, пешка в королевской мантии, которая проскакала все клеточки, но так ведь и осталась пешкой. И теперь эта пешка подбирает себе в подчинение еще более мелкие фигурки – хотя это уже полный политический маразм.
Так какой же толк обсуждать подробности «величайших деяний» этого политического планктона?
Ну, согласитесь же, господа-журналюги, ну унизительно же это! Всерьез, да еще и с глубокомысленной трубкой в зубах?  Эхе-хе, ребята, ребята…
Чтобы совсем уже бесстыдно обнажить свою личную позицию, добавлю только, что я ни секунды не уважал не только Путина-президента, как должностное лицо, которому именно  с бухты-барахты  свалилась верховная власть на голову; мне лично он показался недостойным уважения и как человек. Сразу. В первые же секунды и дни его восседания на троне мне показались странными его вечно спрятанные льдистые глаза, его самоошарашенность  на физиономии («А я – чё, я – ничё, я и сам вчера не знал, что завтра преемником стану!»), пацанские катания на самолетиках и подводных лодочках, «мочить в сортире»… Это все, повторюсь, мне просто НЕ показалось, хотя по-человечески-то было вполне понятно.  А и правда – кто он такой, чтобы лезть в президенты и по-хозяйски топтать ковровые дорожки в Кремле? (Кстати, а почему бы и губернаторам не покататься на служебных вертолетиках, не пострелять живность в тайге – раз президентику можно?)  Но вот если правда, что он лично в 16 лет пришел в КеГеБе и сказал, что хочет им служить верой и правдой – вот тогда я и его лично презираю похлеще всех пишущих проституток, вместе взятых.
И не собираюсь извиняться за грубые слова. Я их давно уже и не раз опубликовал. И не считаю это даже первой из главных бед России. Мало того, «дураки и дороги», нанайская борьба коррупции против самой себя, хронический энурез бюджета в результате секвестирования инфляции  на фоне диарейного  недержания рубля – все это (исторически, согласитесь же!) просто постыдные мелочи,  срамные подробности, про которые и говорить-то вслух в приличном обществе должно быть западло. Разве что – по телевизору, там ведь и не такую порнуху гоняют.
Скучно все это, правда? И при чем тут Судьба, и чем этот никому не нужный (и никем до сих пор не ангажированный – это я про себя) автор удивить хочет, чего лезет на глаза публике? Попиариться, небось, желает, обратить на себя внимание, чтобы его позвали куда-нибудь на высокие гонорары. Вот тут-то он и заткнется. И перестанет кашлять аж на самих президентов, а станет, наоборот, ловить каждое движение бровей и усматривать в этом ЗНАК. И всерьез обсуждать этот ЗНАК, всероссийское голосование устраивать в многомиллионном эфире. А что же означает этот ЗНАК и какие такие последствия для третьерезервной валюты в масштабах мирового кризиса повлечет за собой на величайшем саммите какого-то там шос?
Черта с два, ребята! От меня-то вы уж точно не дождетесь, чтобы я анализировал начальственный пук. Разве что – с точки зрения импрессионистов… У меня, ребята, все давно уже отобрано, ничего не осталось. Все методы стандартного тихушного запугивания тоже испытал. Правда – нет, меня не пытали, не били и даже не замахивались – видно, у молодых тренированных гебешников рука  все же не поднимется на больного, беззубого, хилого почти до дистрофии старика, в которого я теперь превратился. Или и в это я напрасно верю даже после того, как посмотрел зрачок в зрачок в дуло АКМа и просидел 12 часов в наручниках? Из них четыре – в двух парах наручников, аки христос какой, распятый между батареей и тяжелой рогатой вешалкой для шляп. Это, значица, чтобы я не сбежал ненароком с пятого этажа управления ФСБ…
Адрес дать? Фамилию назвать? Не-е-е, пожалуй, это лишнее – все равно ведь ничего не докажешь, да и меня ведь отпустили за отсутствием состава… Правда, сфотографировали анфас-профиль, уши отдельно, глаза выпучить, нос в бороде не прятать, мурло предателя не скрывать…
Вот вам смешно, а мне было противно – мерзко было смотреть и слушать этого фашиствующего офицера, почти сгнившего от собственных комплексов. А ведь он по званию совсем недалеко отстал от президента – поймает еще парочку таких вот, как я, горе-преступников - глядишь, еще и не так возвысится! 

Ни воин в поле, ни изгнанник,
ни судия, ни господин,
ни нищий пилигрим, ни странник,
а просто сам-на-сам -
один…

Понимаете, лично мои неприятности начались вовсе не тогда, не тут и не с этого. И гебешников я знаю давно, хорошо, изнутри и снаружи. Профессия у меня такая – с кем только ни приходилось встречаться, да еще и руки пожимать вежливо. Да и батя мой был хоть и в одном звании с нашим дважды вторым президентом, а служил в войсках пограничных, но тогда еще - тоже КГБ СССР. Так что – знаю, много чего знаю и про это.
И «Дельце» на меня – поначалу тонесенькое и для проформы – было заведено еще до того, как я сделал первые младенческие шажки в журналистике. А уж потом оно начало потихонечку пухнуть. И когда я сверстал свою первую альтернативную газету (а было это еще на излете родной коммунистической партии, и рвали эту газету буквально из рук и перепродавали за четыре номинала, то есть 20 копеек – сам видел), и даже когда схлопотал один из последних в истории КПСС выговоров с занесением в учетную карточку на бюро ажно горкома партии…  За статью «Интер-овцы и национал-волки»… Это все были цветочки.
А вот когда я принял скромнейшее участие в антипрезидентской предвыборной кампании в качестве главного редактора оппозиционной газеты «Время зеро», да вынужден был спешно свернуть редакцию после стрельбы по главному конкуренту Назарбаева – вот тут всё.  Тут я влип, как шмель в дерьмо. Колпак кегебе  раздавил бы и меня – как раздавил некоторых моих товарищей – если бы эти самые товарищи не спасли. Буквально. Правда, с этого момента мне пришлось «исчезнуть с гражданско-правового поля».
Все это я пишу только для того, чтобы объяснить: я отказался от паспорта за год до вышеназванных событий вовсе не случайно. Я не устраивал митингов и пикетов в собственную поддержку, не сжигал партбилет перед телекамерами (помните такой жест – нет?) потому, что это позерство уже тогда считал, извините, глупым и спекулятивным. Кроме политических убеждений у меня тогда, видать, еще и совесть не кончилась. И жалкими остатками чести я так и не научился торговать – вы уж извините за высокопарность, но как объяснить иначе? И участвовать во всем этом… Ну, во-первых, стало невозможно. А во-вторых, я понял, что совершенно бесполезно. Ну, не боец я, не воин, не революционер – ну хоть ты меня съешь! Не фанат. И в бесполезности - за десять-то лет – во как убедился.
Я просто исчез. Сбежал в большой российский город, начал зарабатывать вполне сносные гонорарчики, встал на ноги, даже дочу вот к себе вызвал, и квартиру мы купили, понятное дело, на ее паспорт. В единоличное владение. И я уже совсем было собрался передать ей не только имущественные, но и все интеллектуальные права, и будущее прорисовывалось абсолютно радужно, и жених ее не вызвал у меня никаких отрицательных эмоций…
Понимаете? Если бы я просто взял и ляпнул, что вот, мол, гражданином назарбаевского нурсултаната я стать не захотел, а просить защиты у руководителя путинского каганата – всего-то навсего какого-то полковника кегебе - посчитал ниже своего достоинства…
«Ну и дурак» - да? «Ну и прогнулся бы разочек – ничего б с тобой не сделалось» - да? «Обдурил бы их всех, срубил бы российский паспорт и чухнул за бугор» - так? Такова первая реакция? Не догадываетесь, сколько раз мне всю эту дешевую пошлятину в виде бесплатных советов втюхивали и без вас? А я вот на днях решил выяснить точно. И провел опрос в интернете. И вычислил, что выше этого явного бесчестья в состоянии подняться 1 (один!) процент русскоязычных юзеров. Один, ребята! Ну, с учетом нерепрезентативности моих доморощенных социсследований – так уж и быть – полтора. Никак не больше. В инте даже целая ветка дискуссий раскручивается: как быть, если человек не хочет получать паспорт – а родственникам надо? Аж приспичило! Вот человек не хочет, а его наследники боятся – понимаете?- что им потом тяжко будет доказывать свои права на его имущество. И правильно боятся! И про это я тоже скажу между прочим и чуть позже.
Видите ли, никому из нормальных 99% даже в голову не приходило, что мне паспорт просто не дали бы. Я-то по сумме всех своих прегрешений против всех своих отечеств догадывался об этом, когда грешным делом задумывался: «А не плюнуть ли на всё? А не пойти ли сдаваться? С потрохами… Так и так, мол, виноват, молодой да глупый был в 45 лет, политически инфантильный – уж простите этнического русского, я же не один такой…»
Я же не открещиваюсь от своей национальности, мало того, если бы у меня обратно был паспорт, так я даже и от пятой графы не стал бы открещиваться. С какой стати? Уж каким уродился – таким и пригодился. Я же не отказываюсь от своей этнической принадлежности к русскому народу, наоборот! Со всей присущей мне с детства наглостью заявляю: я – это и есть он, только поделенный на 150 миллионов.
Не открестится ли народ от меня? Нужен ли я ему? Или – шибко малая я частица? Как говорят математики, «бесконечно-малая, которой можно и пренебречь»?
Ну? Друзья мои, соплеменники, неужели не понимаете, что человек даже с минимальным чувством собственного достоинства, даже таким обхезанным, как у сталинского поколения,- и тот не может опуститься столь низко? Ну, не может – неужели это надо объяснять с трубкой мудрости в зубах?
Оказалось – надо. Понимаю, что бесполезно – но НАДО!!!
Я вам сейчас приведу не самый главный, но зато самый понятный из аргументов, надеюсь, хоть его вы поймете. Я сейчас обращаюсь только к 99% нормальных, разумеется. Видите ли, те мои товарищи, с которыми меня свела судьба в редакции газеты «Время зеро», страшно заплатили за свое революционно-демократическое мужество: один отсидел по совершенно вздорному обвинению, а другого вообще машина сбила, хотя и доказано, что шел он по тротуару. Насмерть. А меня они именно спрятали, когда возникла такая ситуация… И, представляете, как бы я выглядел в своих собственных глазах, если бы пошел сдаваться к полковнику кегебе? Дошло – нет?
Нет еще? Ну, тогда так: Уинстон Черчиль был таким же нормальным, как и вы-99, понимаете? Опять – нет? Ну, когда ему надо было – становился консерватором, когда выгодно – лейбористом, а потом обратно туды же, тем же концом и по тому же месту. Ну, герцог – чё с него возьмёшь? Теперь – понятно? Я же сказал в самом начале: я – не Черчиль! И даже не Уинстон. Я безнадежно русский.
И что вот мне теперь делать? Я не хочу быть гражданином путинской России. Не хочу гражданства ни одной суверенной страны, сдуру возникшей на территории бывшего СССР. Это вечнозараженная территория, на которой сейчас умирает один супер-этнос и формируются какие-то иные микро-этносы. Никто не знает, какими они будут лет через 200, но ясно, что в ближайшие десятилетия здесь будет продолжаться кошмар предродовых схваток на смертном одре… У меня нет времени ждать, когда эта взбалмошная тетка История разродится,  жить осталось совсем чуть-чуть – вот почему я и пытаюсь посоветоваться с людьми: как же прожить этот жалкий остаток?

Я никому не нужен БОЛЬШЕ,
чем сам себе необходим,
чем дальше - тем я буду дольше
один, один, один.
Один.

Кстати, граждане в погонах! Извините, даже если вы уже поняли: к вам я вовсе не обращаюсь и никакого интереса для вас не представляю. Поверьте мне – ноль! Я больше не буду!! Вам я могу сообщить хоть для протокола, хоть без: больше я не буду говорить и публиковать ничего такого ни против президентов, ни против государственного строя, ни против вообще. Надоело мне, понимаете? Обрыдло. И толку никакого. Вон какие знаменитые мои коллеги орут, орут, орут на миллионные аудитории – а их никто не слышит. В этом эфирно-интернетно- телевизорном гвалте разве можно услышать даже голос гения? А уж меня… Меня слышат в лучшем случае три верблюда и два пастуха в пустыне. Так что не тратьте вы на меня государственные деньги – не стоит.
А вот людей – и тоже последний раз – хотелось бы спросить…
Да, еще одну деталь забыл сообщить. Я когда на Судьбу жаловался, имел в виду, что у нее в рукаве ох какие козыри случаются! Люди – что, люди могут издеваться друг над другом, пытать даже; могут гадости сотворять, изменять там, подличать по мелочи, долги не возвращать – чепуха это всё. А вот когда эта сволочь Судьба убивает девочку – молоденькую, всего-то 20 лет – убивает жестоко, страшно, нелепо, на счастливом взлёте…
Я зачем-то пережил и это. Как выжил, как пытался взять на себя ее страдания, ее боль, ее последние секунды – этого  не объяснить, этим не поделиться. Этого не могут представить и понять даже те, кто видел вблизи все мои мучения в первые месяцы, год после… Живу вот до сих пор и даже на райско-адскую мифическую встречу не надеюсь: нет там никакого ада, а уж про рай и говорить глупо. Поверьте: я и это знаю абсолютно точно.
Так вот, когда погибла моя доча, ее квартира стала жирненькой добычей для аферистов и прочей нелюди да швашеры. Я-то, беспаспортный, даже защитить ее юридически не могу, понимаете? Вот. А 20 февраля 2008 года ко мне пришли два гражданина в погонах и повезли в суд. А там мне предъявили БУМАГУ, без которой это последнее «ДЕЛО» на меня и заводить никто не стал бы – кому я нужен,  лично-то? А тут сразу две спецслужбы, ажно двух суверенных государств, вдруг вспомнили, что я уже более 10 лет проживаю нелегально, и этим кошмарным административным нарушением заинтересовался ажно генерал-лейтенант кегебе – можете себе представить, честь какая?  У меня даже копия этой замечательной БУМАГИ есть – хотите, предъявлю? Результат: к ноябрю прошлого года дочина квартира была продана неизвестно кем и неизвестно кому. Жить мне стало негде, не с кем и не на что. Совсем.
А я вот все еще живой, и теперь уже абсолютно никому не нужен и не интересен – ни кола, ни двора, ни денег, ни зубов...
И вот грешным делом подумал: а дай-ка я со своим родным народом посоветуюсь! А вдруг?
Да-да, всё понимаю, но я же сразу предупреждал: я значительно глупее Черчиля и пока еще не согласен с его негативными оценками из фултонской речи.
Зря?
…Вы знаете, я только что (10 часов утра) видел во дворе молодого крепкого парня, который нетвердыми шагами по синусоиде подошел к помойке, спрятался за контейнерами, вынул свое хозяйство и облегчился. А потом, не отходя от лужи, стал перебирать отбросы. Он искал опохмелку. И у меня отнюдь не возникло ни малейшего желания помочь, хотя ему-то еще жить бы да жить!
Но даже Черчиль в нем уже умер.

И пусть я людям неудобен,
пусть женщинам не угодил...
Есть, между прочим, имя - Один,
Бог-Один. Вот и я -
ОДИН.
Влад ЛЕН
P.S. Между прочим, это стихотворение было написано аккурат лет 10-12 назад. Предсказание, однако? Хотя, вроде бы, и полушутливое:
БОГ ОДИН ТОЖЕ БЫЛ ОДИН

Какая странная дорога
и как извилист серпантин,
в душе гнетущая тревога:
всю жизнь один.
                Опять  один.

Ни воин в поле, ни изгнанник,
ни судия, ни господин,
ни нищий пилигрим, ни странник,
а просто сам-на-сам -
                один.

Я никому не нужен БОЛЬШЕ,
чем сам себе необходим,
чем дальше - тем я буду дольше
один, один, один.
                Один.

И пусть я людям неудобен,
пусть женщинам не угодил...
Есть, между прочим, имя - Один,
Бог-Один. Вот и я -
                ОДИН.