1953 год. курсанты рму в колхозе. Латвия

Лев Закрутин
  1953 год.КУРСАНТЫ В КОЛХОЗЕ.
 Весна, конец 1 курса.Начали проходить рабочую практику в мастерских при училище.Чему только не обучали нас: кузнечному,жестянному и слесарному делу.Токарные станки были древние на широких ременных передачах ,но и их мы умудрялись иногда  поломать,орал мастер,да нечего с нас взять-неучи.Попрактиковавшись, разъехались кто-куда на каникулы.Покрасовались морской формой на родине, собрались было приступать к занятиям  на первом семестре. Да не тут-то было-в Латвии созрел  урожай и убирать его надо было срочно. Опять митинг,всеобщее воодушевление и желание поднять благосостояние ударной помощью колхозам.

   Собрались, разместились взводами  на грузовиках и отправились в глубинку ,где-то в окрестности Тукумса.Наша группа прибыла к месту выгрузки ночью.Бездорожье не позволило добраться до заветной цели. Ничего не видно.Куда идти дальше?Моросит осенний дождь.Но вот старшина скомандовал"-не дрейфь!За мной."Нашелся-таки проводник и,спотыкаясь во тьме,мы гуськом двинулись по узкой тропе петлявшей через лес.Видимо судьба отвела нам для трудовых подвигов забытый богом и людьми уголок Латвии.Ближе к утру показались наконец-то какие-то неясные строения хутора.Что было делать? Разместились на отдых в первом попавшемся сенном сарае-стойле.

  Но вот первые лучи солнца подняли нас на ноги.Повылезали из сена, осмотрелись: хутор предстал в виде нескольких домишек,сараев-коровников, яблоневых садов и необозримого картофельного поля.Старшина взвода Старшинов Боря распределил сухой паек.Масло,колбаса и батоны- неплохо для начала.Подоспел местный бригадир.Нам отвели для постоя  пустое помещение и обещали кормить обедом- картошки и мяса хватало.Расположились на новом месте: настелили на полу сено.Одеяла и шинели были у каждого, устроились как могли.

 Собрались и пошли(уже не строем) знакомиться с местной бригадой и фронтом работ.По пути встретили нечто шокировавшее нас:прямо на улице девочка-подросток умножала колхозное стадо,помогая хворостиной быку производителю не промахнуться...  Бригада предстала перед нами в виде одноногого мужика,нескольких пожилых баб и пацанчика-погонщика лошадной картофелекопалки.Стало ясно-судьба урожая зависела только от нас.Ведь кто-то же смог весной засадить все эти поля ,да  так и забыли про них.

  Рапределились по отделениям,запаслись лопатами и тарой-работа закипела,пошло и  соревнование: кто больше затарит урожая.Запылали костры с печеной картошкой.К вечеру собрались в своей хуторской казарме.Посовещались.Места глухие,народ незнакомый.Не исключали  и возможности враждебных действий против нас по ночам.Решили  все ночи поочереди нести дежурство.

 Правда, в дальнейшем наши опасения ни разу не оправдались,а вот сами мы порой для развлечения разнообразили свою жизнь, устраивая различные козни против своих же товарищей.Повадились самые отчаянные прогуливаться через лес на танцы в соседние деревни.Однажды решили проверить их смелость на темной лесной дороге.Переоделись кто как смог страшнее в найденные в домах одеяния и устроили засаду около полуночи на обочине тропы в лесу.Дождались друзей и навалились на них из темных кустов.Что происходило трудно описать: всех подмяли и катали по земле, устрашающе-дикие выкрики на смеси языков.Вояжеры оказались не робкого десятка и становилось понятно, что пора закруглять "запугивание" во избежание реальных побоев.Раскрылись нападавшие, помирились и со смехом вместе возвратились в "казарму".Все были довольны исходом происшествия-энергия переполняла молодежь и искала выхода.
   В другой раз такое же испытание решил устроить старшина отделения Семенов Гена своему дружку возвращавшемуся по лесной тропе, но вышла неудача- в темноте он припугнул не его,а какого-то латыша в парадном пиджаке шедшего с танцев.Основательно поваляв его по земле,вынужден был здорово извиняться и ретировался  побыстрому, поняв ошибку.

 Близилась зима, стало подмораживать ночами. Как мы ни напрягались в своем соревновании по выкапыванию и затариванию на наше несчастье уродившейся картошки-большая часть ее оставалась под землей.Наступал Ноябрь, вместо дождей начались снежные метели, уменьшая с каждым часом  возможность добыть картошку из мерзлого заснеженного поля.Оставалось готовиться к возвращению в училище,а пока решили готовиться к встрече праздника.

   Добыли у хуторян боченок литров на двадцать,чтобы было в чем сварганить бражку.Сахар,сухари взяли из пайка.Сварили варево,залили в боченок ,установили в тепло и стали ждать - когда вышибет пробку.Гонцы пробежались по окрестным хуторам в надежде пригласить на наш праздник хоть какое-нибудь женское общество, кому-то это и удалось.Пора было праздновать,речей произносить было некому и мы просто вышибли пробку из боченка и открыли торжество. Как мне показалось тогда-бражка была весьма крепкой и отдавала хлебным  вкусом.К этому времени к нам присоединились несколько довольно общительных  латышек разного возраста.Праздник загудел, подогреваемый хмелью и гостями,которых проводили уже к утру.

   Вскоре подошедший грузовик доставил взвод в училище,начались учебные будни,остались только воспоминания.
   
    ПРОДОЛЖЕНИЕ :http://proza.ru/2009/05/03/929