От времен шумеров

Петр Золин
От времен шумеров
 
http://www.epochtimes.ru/content/view/4411/5  они от украинцев вместе с письменностью
http://neznaika-nalune.livejournal.com/182675.html от кочевников, преимущественно тюрков
http://history.white-society.org/05.htm от индоевропейцев и т.д.

Не будем рассматривать эту массу версий, но отметим. Шумер (Сенаар летописей) был сравнительно недалеко от Скифии. От низовий Волги вдоль берега Каспия и далее реками и сухим путем. Две-три недели всего.
Итак, во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига» - «саже-головые» гиги-гоги, аккад. «цальмат-каккади»). Народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в тоже время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах.
И ещё одно доказательство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играл бог Энки, чей «дом» — Абзу — находился на дне океана. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун. http://ru.wikipedia.org/wiki/Шумер

Быть Дильмуну Ильменем или не быть, не столь и важно.

Шумерский след господства скифов

На путях обмена и взаимодействий между северянаими (территория нынешней России) и южанами (территории Ирана и Ирака, Египта, Индии, Китая и т.д.) десятки тысячелетий развивались различные знаковые культуры. Знаками помечали объекты собственности и товары, знаками давали им названия и передавали разнообразную информацию, включая астрономическую и календарную…Эту многотысячелетнюю допотопную эпоху надо тщательнее знать и глубже осознать.
Американская ученая Диана Шманд-Бессер и другие археологи считают, что на Среднем Востоке (округа нынешних Ирака и Ирана – всего сотни километров от округи Кавказа, куда многократно выходили переселенцы из Скифии) около 10 тыс. лет назад уже сложилась система хранения и передачи информации с помощью глиняных объемных символов (tokens). Эти «бирки» говорили о многом, символизировали числа и качества товаров. Любопытно, но бирки-цилиндры (со знаками) применялись при пометке собственности и связок товаров и в средневековом Новгороде. Ученые давно отметили продолжение средневековой Русью мер и весов, других важных черт древневавилонской жизни (например, восковых цер для письма). Русские летописи считают, что «нарци еже суть словене» обитали почти 5 тыс. лет назад в той округе и вместе с 72-мя первыми народами на планете строили там Вавилонскую башню.
Современные исследования допускают появление пращуров индоевропейцев на юге и почти 6 тысяч лет назад, что работает на легенду о господстве скифов в Европе и Азии с 3553 г. до н.э. Но более важно доказать существование Нина (Пания, Панина), временно прекратившего господство скифов в Азии.
В библейское «послепотопное» время около 3000 г. до нашей эры экономическая жизнь на планете вновь активизируется. Укрупняются хозяйства больших храмов, посвященных шумерским богам, включая и Бела (автора всемирного потопа у шумеров), близкого северному Велесу (Волу, Валу). Архаичные таблички сменялись массой табличек с идеографическим письмом, что тоже фиксировало принадлежность и движение товаров. При храмовых складах возникали архивы табличек и школы писцов, умеющих вести учет. Обучение неразрывно связывалось с трудом.
Писцы храмов города Шуруппака около 2600 г. до н.э. готовились не только для учета хозяйственной деятельности, но для юриспруденции и накопления культовых знаний. Писцы становились самостоятельной профессиональной группой и уже не участвовали в производстве. Знания и квалификация писцов оказывались много шире, чем требовали хозяйственные нужды храма. Школы приобретали название «э-дуба» – «Дом табличек (знаков, знаний) ».
Если лингвисты передают звучание шумерского языка правильно, то шумерское «э» у индоевропейцев означало «ойко – эко». А кора «дуба» у северян, как затем береста, была привычным материалом для нанесения знаков. Да и глиняные бирки «токенс» напоминают славянские «токовища» – места переговоров, общих дел, торгов-обменов. Корень переходил в имена. Северный философ Токсар («царь тока-разговора», жил ок. 645 – 585 гг.до н.э.) стал знаменитым врачом в Афинах. А царь Таксакис («говорливый сак») был соратником скифского царя Антира, уводил мирных жителей во время войны с Дарием 1 к верховьям Борисфена (Днепра). Возвожно, ностратический корень перешел в славянское «толк» – делать выгодно, с умом. И в слова «точить», «токарь» – делать точно, остро, быстро.
Незаслуженно не повезло «дубу». Ныне «дуб дубом» – учащийся, который никак не может освоить новое знание. Однако у шумеров это понятие могло означать – «знаток всезнающий». Богатырская «дубина» в былинах не столько здоровенный кол с корневищем, сколько прочное и глубокое знание, позволяющее одолеть любых врагов. «Э-дуба» сродни будущей греческой «эко-номике» ( домо-знанию, домо-ведению, домо-строю). Но, к сожалению, нынешний мир все лучше узнает шумеров лишь в последние сто лет, а греческая культура принята эталонной с эпохи Возрождения.
Древние школы (сколы, что созвучно самоназванию скифов – «сколоты») нередко оплачивались родителями учащихся, попадать в них было престижно и перспективно. По содержанию учебных табличек прослеживается преподавание различных дисциплин (письма, счета, экономики, астрономии и т.п.) , наличие разных преподавателей. В какой-то степени это были древнейшие «академии» и «университеты», высшие школы для своего времени. Учителя и ученики увлекались систематизацией и классификацией не только экономических, но и всех явлений окружающего мира. В современных терминах, обращали большее вниимание на трансакционные издержки.
Ностратический шумерский язык – как много позже старославянский – надолго закрепился в храмовом общении, делопроизводстве, школах. В жизни на смену ему приходили разные, особенно семитские языки, начиная с аккадского. Их использовал вавилонский царь Хаммурапи, создавший законы обобщением шумерского права из школ «э-дуба», и особенно его сын Самсуилун. Но и они же  уничтожали шумерские города, храмы и школы -  Ура, Урука, Ларсы и других городов. Царь Илиман из какого-то Приморья попытался им противиться, но тщетно. Школы заметно мельчали, все чаще становились семейными или частными. Но и отдача от полученного образования снижалась – одно образование престижных должностей не гарантировало.
Почти пять тысяч лет назад выпускниками школ становились сыновья правителей городов, чиновников высших рангов, жрецов, полководцев и самих авторитетных писцов-учителей. Около четырех тысяч лет назад окончание школы профессионального и высокого места уже не обеспечивало. Северяне-касситы, захватившие со времен гигсосов власть в округе Вавилона на период 1742 – 1155 гг., свели почти все обучение к индивидуальному.  Документальных свидетельств о деятельности писцовых школ на землях Вавилона в этот период нет.
Писцы Шумера и Египта, ряда других древних стран нередко служили при храмах, но являлись светскими деятелями ( редко кто из них затем посвящался в жрецы). В школах продолжались традиции древнейшего семейного воспитания, вероятно, существовавшего со времен палеолита. Глава-директор школы (нередко состоявшей из одной или двух комнат храма, дворца, частного здания) именовался «отцом школы». Учителя к ученикам обращались со словами «маленький», как родители к детям. Все ученики считались «сыновьями школы», но выпускники – «большими братьями» (маленьких). Вне официальной обстановки учителя и ученики именовались «коллегами».
Возраст обучения определяли родители, поэтому начинать учебу могли и «великовозрастные ученики». Максимальный возраст выпускников в Шумере и Египте достигал 25 лет. В школах обычно училось 20 – 30 учеников. Занятия проводились до 24 дней в месяц. Нередко для поддержания дисциплины использовались физические наказания. В каждой школе преподавало 4 – 5 учителей, которые могли и совмещать различные должностные обязанности. «Отец школы» все чаще назывался «уммиа» (умнейший), преподававший – как правило – письмо и «литературу». По заказам храма ученики писали не только хозяйственные документы, но и храмовые гимны, молитвы, плачи. Если обучались в царском дворце, гимны были уже во славу царя. Неизбежно обосновавшиеся на землях Шумера северяне тоже проходили такое образование и воспитание.
Официальный шумерский язык наряду с любым разговорным ученики должны были знать назубок. Но затем основное внимание уделялось математике, табличному учету (бухгалтерскому делу), юриспруденции, богословию, «жаргону различных профессий» (понятиям спецдисциплин), литературе и музыке. Экзамены, вероятнее всего, были письменными.
(Перлов Борис Ильич. Шумеро-Вавилонские школы Ш – П тысячелетия до н.э.. Автореф. Дисерт. На соискание уч.степ. канд.истор. наук. М.:Ин-т восток. РАН,1995. – 21 с., лит.6 наим.).
Надо подчеркивать и подчеркивать, что античная наука считала скифов древнее египтян по очеловечиванию, по цивилизованности и овладению изначальными знаниями – климатического влияния на людей, особой роли водоразделов в формировании поверхности земли, в существовании периодов «ужасного холода» (оледенений) и т.д. Школы «э-дуба» и писцовые школы Египта возникали при усилении социально-экономических связей Шумера и Египта с северной  державой. Римляне в первые  века нашей эры считали доказанным, что народы Скифии господствовали в Европе и Азии полторы тысячи лет примерно с 3554 г. до н.э. Их владчество в Азии прекратил ассирийский царь Нин (Паний, Панин) около 2054 г. до н.э. В этот полуторатысячелетний период укладывается возникновение и развитие шумерских школ «э-дуба», времен почитания Бела. Вероятнее всего, дружины Скифии в Азии прямо или косвенно способствовали развитию и существованию этих школ. А храмы Шумера (начиная с Вавилонской башни), как затем храмы и монастыри на Руси, оказыались центрами накопления товаров и богатств, частью уходивших на дани скифам. По мере развития Шумера его население тяготилось зависимостью от северян, властители Аккада попытались порвать с этой зависимостью. Но около 42 веков назад их разгромили гутии-северяне, по сути политику гутиев продолжили родичи Хаммурапи, а затем Вавилон попал во власть северян-касситов (вероятно, близких хетским «каскам», наследникам Плина и Сколопита).
Шумерское письмо  «три темных насыпи (холма)» означало понятие «гора» или «страна», звучало как «кур-а», сближалось по смыслу с округой реки Куры и землями у Северного Кавказа. «Треугольник-кол» – значение «кол, колышек» и «строить», имел озвучивание «Гаг» или «Ду». Через тысячу лет после шумеров наследовавшие часть шумерских земель ассирийцы будут называть северную страну Га-Га, что многие ученые считают древним Кав-Каз («коровий дом»). По эпосу греков, прикованный к скифской скале (Кавказу) Прометей посоветовал блондинке Ио (превращенной в белую корову) бежать отсюда к низовьям Нила. Там блондинка избавилась от колдовства Геры, там от нее родился первый царь Египта Эпаф (Гор). А египтяне запомнили Ио как Исиду.
Некоторые современные учебники европеоидное заселение Шумера в У – 1У тыс. до н.э. игнорируют, а исходный человеческий материал Двуречья квалифицируют так: «Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. Если судить по сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, для физического типа шумеров было характерно круглое лицо с крупным прямым носом. С Ш тысячелетия до н.э. в Двуречье из Сирийской степи стали проникать скотоводческие семитские племена. Язык этой группы семитических племен получил название аккадского или вавилоно-ассирийского…»  (Всемирная история: В 24 т. Т.1. – Мн.:Литература,1998. – 528 с.; С.343 – 344; доп. тир.11 тыс. экз. ).
В итоге – носители шумерских языка и облика все  же не симиты, которые потеснили шумеров через несколько веков с севера (хотя и сами активные группы шумеров пришли на юг задолго до этого с Балкан или земель от Волги до Дона). Важно понять, что активные семитские группы формировались южнее Кавказа явно под влиянием многотысячелетних связей северян и южан. Каменная знаковая табличка из Шумера, которой около 53 веков, ныне хранится в Эрмитаже. На ней изображения левой руки с платком (более десятка точек на платке), клин (участок) засеянного поля (по краям по 2 точки) и пустой четырехуголник внизу. Вариантов перевода много. Например, «левый участок дал в закрома 4 курру, короба, хлеба, стоимостью в примерно в 12 – 15 крупинок серебра». Курру-короб – примерно 120 – 150 кг зерна, до десяти пудов. Ше (крупинка) – 0,05 граммов серебра, почти двухсотая часть будущего сикля. Серебра было еще мало, поэтому в зерне оно стоило столь дорого. Но если признать участок большим, а урожай принять в 22 курру ( до 33 центнеров), то цена будет еще в несколько раз большей. Всего крупинка – за два центнера зерна. Это могла позволить себе только устойчивая товаро-денежная экономика, где денежно-весовой единицей была «крупинка» чего-то драгоценного.
Шумеры строили мелиоративные (ирригационные) системы, которые известны в Приазовье и на строительство которых фараоны Сенусерты почти 4 тыс. лет назад выводили население Скифии к низовьям Нила. Общинники вместо прежних взносов в казну общин платили обязательные государственные и храмовые налоги. Храмовое хозяйство из общинной собственности тоже по существу переходило государству. Собирались народные собрания (вече), сходки воинов и советы старейшин. Но все большую роль в жизни играли цари городов-крепостей. Северные шумерские крепости Шуруппак, Киш, Мари, Эшнунна (у Богдада) и Ашшур активно вели торговлю с округой Кавказа. Позже купцы Ашшура с помощью северных наемников и формировали Ассирию, где роль северян всегда была высока. Но и почти 5 тыс. лет назад наемники Шуруппака стояли гарнизонами в основных шумерских городах Уруке, Умме, Лагаше и ряде других. Эти факты тоже работают на римскую версию о «полуторатысячелетнем господстве» Скифии в Азии до возвышения Ассирии.
Торговля Шумера сосредотачивалась в руках тамкаров – торговых агентов храмов, царя и окружающей его знати. Тамкар по звучанию и словообразованию напоминает имя Тевтар – так звали эпического скифа, который обучил стрельбе из лука самого Геракла (тот стрелой поразил орла, терзавшего Прометея). Шумеры во многом из округи Кавказа и Каспия, Предуралья везли серебро, золото, медь, свинец и другие полезные для себя товары, усиливая обмен. Свою заметную роль в истории играли и военные грабежи Юга со стороны северян. Медь нередко была мерой стоимости, но все чаще ее заменяло серебро.
Почти 5 тыс. лет назад в городах Шумера наблюдается купля-продажа домов. Известны посредники – «едоки» покупной цены. Обычно это соседи или родичи продавцов. Свое получали и писцы (в этом случае как бы нотариусы), оформлявшие сделку.
В селениях наиболее работящие люди ( которых привлекали и в армию) назывались «шублугали» (подчиненные царя), что случайно созвучно позднему «шобла» (мнящие себя приближенными). Иногда их именовали «гуруш», греки и у Азовского моря позже таких называли «курос» (сильные, молодцы), что связывают с поздним русским «кореш» – соратник по делам, свой парень (понятно, есть созвучия и с «гуру»). Владельцы храмовых и царских наделов работали летом месяца четыре. Тягловый скот, плуги и другие орудия труда им выдавались из храмовых или царских хозяйств. Основным зерном был ячмень, который уже использовался для приготовления пива.
Древние общинные суды, вероятно, связанные с традициями северян, уже не удовлетворяли сформировавшуюся в Шумере за тысячу лет собственную знать. Царь Урукагина около 2370 г. пришел в власти и стал развивать свою судебную систему, во славу Нингирсу – главного бога Лагаша. Войска, верные Нингирсу (как богу) и царю (как исполнителю воли бога), насчитывали около 36 тыс. мужей. Тяжеловооруженные наемники царя Лугаль-анта были большей частью казнены, но частью перешли на сторону почитавших Нина (его храм был в царском квартале Гирсу). Бог, его жена Бау (Баба) и их сын были объявлены владыками страны и ее богатств.
Этого Нин-гирсу стоит запомнить.
Урукагина за пять веков до Хаммурапи опирался на старые натуральные налоги и традиционные суды сельских общин, но более подчиненных единой царской воле. Никто не мог вершить неправый суд. В одной из надписей Урукагины сказано: «Начиная с северной границы области Нингирсу вплоть до моря чиновники суда не вызывали больше людей». Конечно, корыстолюбцы продолжали незаконно наказывать простолюдинов, но с большей опасностью для себя. Считают, что воины и составили число полноправных граждан, которых стало раз десять больше числа этих граждан при прежних правителях. Из воздуха за несколько лет в десять раз увеличить число воинов невозможно. Но где Урук-Агина нашел столь большое число независимых и способных постоять за себя людей, если не из именно северных наемников, библейских великанов-исполинов (титанов эпоса) ?!
Вероятно, греко-римская традиция превратила события, связанные с Нин-гирсу, в легенду о прекращении скифского господства в Азии родоначальником ассирийских царей Нином (Панием, Панином, который сам мог происходить из северных наемников). Но Урукагина вскоре победил царь Лугальзаггиси, около 2360 г.до н.э. поставивший свою статую с прославляющей надписью на семитском языке в северном храме Ниппура. Затем в историю входит аккадский царь Саргон, который якобы младенцем – за шесть веков до Моисея – был положен в тростниковую карзину, вход замазали смолой и пустили по реке. Понятно, младенца удалось спасти.
По более объективной версии, Саргон являлся садовником и виночерпием Урза-Бабы, одного из царей северного города Киша. Саргону удалось объединить людей в борьбе с Лугаль-заггиси, а затем и проводить большие завоевания в округе уже во славу Аккада. Постоянное войско Саргона насчитывало всего 5400 профессионалов, среди которых было место и северным наемникам. Но ему помогали и десятки тысяч других северян. Оттуда и укрепление версии о господстве в Азии «скифов» (выходцев из будущей державы «князя Роса»). Кстати, на профессиональную армию опиралась в средние века и иудейская Хазария у Северного Кавказа.
Возвышение Аккада не понравилось северянам-гутеям – «драконам гор, врагам богов»,  как называли их аккадцы. Около 2200 г- гутеи разгромили Аккад, начали строгий сбор даней и восстанавливали или строили новый храм Нингирсу (это работает на версию, что Нин-Панин сам происходил из северных наемников). Вместо 36 000 свободных мужей при Урукагине - число свободных было доведено до 216 тысяч. Не за счет ли новой волны нахлынувших индоевропейцев ?! Но гутеи не смогли удержаться у власти даже века.
«Царями Шумера и Аккада» в 2132 – 2024 гг. стали властители города Ура, начиная с Урнамму и его сына Шульги. Последнее имя тяготеет к южнорусским. Сын Шульги Бурсин именем похож тоже на северян. А воевали против Шульги и его сына амореи – воинственные семиты из округи Сирии, откуда ранее пришли семиты Аккада. Затемм Шусин, преемник Бурсина, строил против семитов линии укреплений.  Последний урский царь Ибисин в 2024 г. уведен в плен в Элам, а на окрестных землях окончательно торжествуют семитские языки.
Здесь рядом с Нин-гирсу стоит вспомнить и Нин-лиль, Деметру южан. Недолго эти Нины властвовали в округе.
Энлиль (бог земли) признавался у шумеров сыном Ана (бога неба) и имел жену Нинлиль (богиню плодородия и жизненных сил), родившую богиню Луны Нанну. Центром почитания Энлиля был северный город Ниппур . Северные семиты, взаимодействовавшие с массой северян и знавшие их устойчивые традиции, стали называть Энлиля Белом ( владыкой, богом), а его жену Эштар ( просто «богиней»).
Храмы Нинлили сменялись ассирийскими храмами Иштар (Астарты, Афродиты. Венеры), а в эпической памяти оставалось мнение, что в этот момент ассирийский царь Нин прекратил полуторатысячелетнее господство скифов в Азии.
Царя Нина той поры наука пока не нашла, но Нин-гирсу и Нинлиль абсолютно известны.  Эламский царь Кутер-нах-хунте в 2024 г. до н.э. разгромил шумерский Урук. Но римляне относили падение азиатского господства скифов к 2054 г. , когда правил Бурсин и еще не позволял ярым семитам торжествовать над Нинлиль и Энлилем. Возможно, эпические ошибки в хронологии от реальных событий в несколько десятилетий для многотысячелетних глубин истории не так и страны.
Не ассирийский царь Нин прекратил 1500-летнее господство скифов-индоевропейцев в Азии, а семитские народы сменили имена Нинлиль и других богов на семитские в ту пору, почти 41 век назад. И эта реальность запомнилась как прекращение именно скифского господства. Хотя история явно проходила значительно сложнее и многообразнее. Панин в ассирийских текстах, вероятно, упоминается как Пуз-ураш-шура 1 (Новгородика. Древний мир. Н.:НовГУ,1997. С.26). Пуз – дородный, внушительный. Урас – происходящий из округи реки Ра (Волги) или из шумерского Ура. Шура (Сура) – мудрый властитель, деятельный ( корню условно соответствует русское «шуровать» - делать, проявлять активность).
Подробное изучение истории Шумера позволяет глубже понять историю активных групп доиндоевропейцев и исходных индоевропейцев У – 1У тыс. до нашей эры, среди которых были и далекие пращуры нынешних россиян. Эта история крайне важна для истории экономики и истории экономической мысли, где все начала нередко отдаются Древним Греции и Риму. История Древнего Востока -–как оживленного пути между Скифией и Египтом – полезна и для изучения прошлого образования, особенно экономического.
Не зная о Нин-гирсу и Нин-лиле (более 40 веков назад), ученые пытаются связывать Нина с эпохой Семирамиды (менее 30 веков назад). Однако Нина все же реальнее видеть в тот период правления Шульги и Бурсина. Карта распространения Ассирии примерно с 21 века до н.э. показывает, что ассирийцы формировались и развивались всего в двух сотнях километров от Каспия и Аракса. Аракс, особенно в античной легенде о Пале и Напе, фигурирует как исходная родина пращуров скифов.

Карта распространения Ассирии с 21 века до н.э.



Вавилония времен Нина – это по сути продолжение Шумера, основное население которого почти 7 тысяч лет назад антропологически относилось к балкано-кавказской разновидности европеоидов. Любопытно, что семиты, теснившие шумеров около 45 веков назад, происходили почти от верховий Тигра и Евфрата. Ниневия как поселение существовала почти 70 веков, стала городом более 45 веков назад.
Шумерские Нин-гирсу и Нин-лиль по сути были поздними богами победы. И в том они соответствовали греческой Нике.  Но позднешумерские символы побед не смогли остановить семитов Ассура (Ашшура), которые с помощью новых волн северных наемников пытались брать под многовековой контроль тогдашний «центр Вселенной» (как ныне за право им быть усиливается соперничество Китая и США). Особенно много известных фактов северного наемничества (киммерийцев, скифов) в Ассирии 27 – 26 веков назад. Но археологически и по другим источникам присутствие на этих землях северян уходит в глубины истории на десятки тысячелетий, ко временам появления на земле «хомо сапиенс».
Во времена начала перестройки в конце ХХ века издательство «Правда» спешно зарабатывало на популярных изданиях. Тиражом 500 тыс. экз. вышла книга Эриха Церена «Библейские холмы» (М.:Правда, 1986. – 480 с.), посвященная началам цивилизации. Предисловие и примечания к ней написал Д.П.Каллистов, послесловие – А.А.Нейхардт, известные российские специалисты по античности. Церен суммировал современные представления шумерологии и обратил внимание на ряд проблем.
Шумерийцы очень часто использовали лазурит, голубова¬тый лазурный камень, из которого изготовляли различные ук¬рашения. Откуда он? Специалисты объяснили: он происходит из Памира. Па¬мир, расположенный на северо-запад от Индии, более чем на 3000 километров удален от Персидского залива. Может быть, шумеры получали лазурит торговым путем по старой дороге, проходящей через Памир из Китая в Евро¬пу (будущий «шелковый путь»)?
Как показали царские могильники Ура, шумеры уже почти 50 веков назад использовали четырехколесную повозку — это технологическое открытие обычно приписывают индоевропейцам. Создали ли шумеры повозку раньше индоевропейцев? Или у индоевропейцев боевые повозки появились уже после шумеров? Или эти открытия восходят к общему первоисточнику? Предкам будущих россиян.
От Ирана и Месопотамии поля археологических раскопок пошли на восток — в Индию, и на север — в Среднюю Россию. Русские ученые взялись за исследование своего родного края  именно с целью выявления всех вероятных связей по линии Россия - Шумер.
Вновь и вновь проводили и проводят измерения человеческих черепов из шумерских могильников. Большей частью они были удли¬ненной формы. Но удивительно! Эти длинноголовые шумеры изобра¬жали себя в произведениях искусства с круглыми головами.
Поэтому и получилось так, что некоторые ученые относили шумеров к индоевропейцам (со «светлой кожей»), другие счи¬тали и считают их прототюрками. Загадка за загадкой. Вы¬сказывалось мнение, что шумеры были  даже похожи на современ¬ных англичан. Нет, это не так,— говорили другие ученые, с сомнением покачивая головой, — в районе поселения шумеров уже с глу¬бокой древности обитали по крайней мере две совершенно различные расы. Антропологические исследования не в состоянии проникнуть в суть вопроса о происхож¬дении шумеров.
В итоге нашли поразительное сходство между царскими усыпальницами Ура и некоторыми могилами, которые были обнаружены в Греции, в восточной части Балканского полуострова и, наконец, в Южной России. Имеются в виду сводчатые и купольные гроб¬ницы. Подобные приемы строительства характерны и для Гре¬ции и для Южной России.
Языкознание обратило внимание — хотя и весьма осторожно и с большими оговорками — на возможность не¬которых связей шумерского языка с еще не полностью иссле¬дованными языками Кавказа. Не пришли ли они оттуда? Нс была ли округа Кавказа, привлекавшая и  легендарных аргонавтов, их прародиной? Не научились ли шумеры искусству строительства кана¬лов и превращения заболоченных низин в плодородные земли на громадных равнинах, которые тянутся от Черного до Кас¬пийского морей? Не пришел ли и Ной, согласно библейским преданиям, так¬же с Кавказа?
На протяжении жизни нескольких поколений ученых изучение античной эпохи приводит к выводу, что в сообще¬ниях Гомера, Геродота и других античных авторов содержат¬ся зерна исторической правды, хотя, конечно, у них и встре¬чаются отдельные ошибки и отклонения. Почему же в таком случае Библия не могла в основном исторически верно описать переселения по линии округа Кавказа и «Сенаар» (Шумер) до страны Нод (Дон)? Ни один автор Ветхого завета не мог быть заин¬тересован в том, чтобы выдумать это странствование семитов с севера в Ур. Скорее всего события первых страниц Библии восходят к древней традиции.
Только тот, кто не верит ни одному слову в Ветхом завете ( и в других эпических источниках), отбрасывает в сторону исторически правильное ядро вместе с древними преданиями, может игнорировать свя¬зи между Уром в Шумере и районами округи Кавказа, Юга России. Археологи и лингвисты все чаще их не игнорируют.

Понятно, что эти идеи вызревали у ряда российских ученых. Стоит вспомнить Жураковского Геннадия Евгеньевича (1894-1955), историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР (1945), д-р педагогических наук (1940). Вёл научно-педагогическую деятельность в вузах Киева (1924-34) и Москвы (с 1934). Опубликовал фундаментальные труды: "Очерки по истории педагогики в связи с историей классовой борьбы" (ч. 1, 1926), "Очерки по истории античной педагогики" (2 изд., 1963). Предложил способ синхронности изучения материалов по истории зарубежной и отечественной педагогики. Понятно, что это и обрекало его на забвение.
Составил "Настольный атлас по теории и истории педагогики" (св. 600 таблиц, не опубликован).

Отчасти в духе его идей (http://bkae.narod.ru/istbosts5.htm 1 июня 2003 г. 9.43) публикация.
Что касается культуры, то и она развивалась в Приазовье соответствии с развитием государства. В период правления первых Спартокидов изменились не только государственные границы, но и внешний облик  городов. Во многом обогатилось и духовное мировоззрение граждан, имевших возможность получать начальное образование не только в открывшихся школах и гимназиях в крупных городах Боспора, но и высшее в Афинах. Понятие образования считалось идеалом греческой культуры. Большое внимание уделялось ораторскому искусству и философии, праву, математике, истории, медицине. Каждый грек в государстве должен был уметь читать и считать.
В Пантикапее сосредотачивались основные интеллектуальные силы. Он становится городом – столицей всего царства.  Происходило постоянное расширение городской застройки в связи с ростом населения. Появилось много колодцев, водостоков, в том числе и канализационных. Склоны горы Митридад в Пантикапее террасировались и застраивались. В ее центре был сооружен царский дворец и храм почитаемых царской семьей богов. Недалеко располагался театр и другие общественные сооружения. Здесь же находился древний монументальный храм Аполлна. Этот величественный ансамбль, хорошо просматривавшийся со всех сторон, был окружен мощной оборонительной стеной с башнями Он составлял культурную доминанту Пантикапея.
Жилые дома становятся более просторными и оформляются на афинский лад. Стены штукатурят и красят в различные цвета, нередко расписывают. Многие жители приобретали керамические жаровни афинского производства для обогрева и приготовления пищи. В каждом доме жилые помещения освещались керамическими светильниками, большинство из которых также составляло афинский импорт.
Дома богатых жителей строились с колоннадой портиков в дорическом, ионическом или аттическом ордерном стиле.
Во многих домах Пантикапея и других крупных городов в классическое время обязательно в домах устраивались андроны – комнату, в которой хозяин отдыхал, устраивал симпосии для своих друзей и гостей. Здесь же полы нередко покрывали мозаикой Да и вообще комната оформлялась богато, в ней выставлялись самые ценные предметы дома.
Женщины обитали в другой половине дома – гинекее, занимались хозяйством и воспитывали детей.
В основном, как и впредшествующее время, пища была скромной, но разнообразной: пшеничные и ячменные лепешки, каши, рыба (свежая, соленая, вяленая, сушеная. Маринованая), овощи, фрукты, мясо, приправы и, естественно, разбавленное водой вино. Употреблялось не только привозное, но и местное.
На раскопах найдено огромное число изображений трапез. Чаще всего мужчина, полулежа на ложе с подушками и покрывалами, держит в руке чашу для питья вина. Рядом в кресле в парадном драпированном костюме сидит жена, поставив ноги на маленький стульчик. На столе лежат хлебные лепешки, несколько сосудов с пищей. Рядом стоит большой кратер* или гидрия*, из которых мальчик-прислужник черпает вино киафом* с длинной ручкой.
В это же время окончательно оформился мужской боспорский костюм. Он состоял из плотно облегавших тело штанов, заправленных в мягкие сапоги, куртки и плаща, застегнутого фибулой на правом плече, переброшенном через левое плечо и спускающемся в виде треугольника на груди.
Костюм женщины изменился меньше. Возможно, они чаще носили гиматий, покрывающий и голову. Появилось значительно больше украшений: бусы, серьги, перстни, кольца, ленты, заколки для волос и даже шейные гривны из драгоценных металлов.
По всей видимости при царях Левконе, Перисаде и Евмеле велись исторические хроники. Во всяком случае подробные описания отдельных моментов их правления, особенно, рассказы о борьбе за власть сыновей Перисада были оставлены неизвестным по имени историком из Пантикапея.
В Пантикапее также сосредоточились разнообразные художественные и ремесленные мастерские. В это город свозилось огромное количество импортных произведений искусства, да и в самом Пантикапее производились не менее примечательные вещи. Это выделяло этот город как столицу государства и главную резиденцию его правителей во всем Причерноморье.

Быть наследниками образования шумеров у одного какого-то народа явно не получается.
Но быть ностратическими предками шумеров у ностратических северных евразийцев шанс есть.
Или одними из влиятельных предков. Этот шанс научно и надо использовать.
Аналоги табличек Шумера - но уже в разных модификациях - известны и Греции, и Риму, и Приазовью. Это, к примеру, и церы средневековой Руси.