Школы и вузы сколотов

Петр Золин
Школы и вузы сколотов

Петр Золин, профессор НовГУ (П.М.Золин – доктор исторических наук, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого)

Где истоки отечественных школ и университетов ?!
Думается, настоящая полная история отечественного образования – источник творческого вдохновения для любого руководителя школы и университета. Глобализация и информационное общество выводят весь мир на новые информационные рубежи, когда невозможно скрыть обилие объективной информации и не учитывать это обилие в реальной науке. Публикации по истории отечественного народного образования, суммируемые – например - библиографическими указателями «Педагогическая библиография», «Литература по педагогическим наукам и народному образованию», почти без исключения начинают прошлое наших школ только с Х века нашей эры.
«Стоглав» в 1551 г., оценивая многовековые образовательно-педагогические достижения Руси, отмечал не только Новгород и Москву: « …И по иным (местам) многие училища бывали, грамоте – писати и пети и чести (считать или вести себя по чести: П.З.) учили. Поэтому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певци, и чтеци славные были по всей (русской) земли…» Эта известная историкам оценка подтверждается многими данными о высоком уровне отечественной средневековой педагогики, а такой уровень возникал не на пустом месте. Явно в «грамоте гораздых много» бывало на отечественных землях и ранее средних веков, которые почему-то в нашей истории упорно (по ошибочной традиции) называют древними – древнерусские, древние архитектура, живопись, литература, древнейшее русское народное образование, древнейшие города (это-то о средневековых населенных пунктах). А в мировой истории «древность» (античность) завершилась падением Римской империи и активным развитием Византии в 1У – У веках нашей эры. И ярко проявляли себя в событиях той поры народы, выходившие с территории нашей страны.
Усиленная христианизация Руси в период от Ольги (принявшей в Византии христианство, при ней на погостах появлялись церкви, где «директорами школ» по сути оказывались священники ) до Ярослава Мудрого имела свои достижения и недостатки. Тексты на пергаментах, выполненные глаголицей, уничтожались. Отбивало у наших пращуров «глаголическую память»  и иконоборчество УШ – 1Х веков, когда обилие рукописных книг со щедрыми иллюстрациями (изображениями людей и животных) оказывалось в огне.
Суть реформ Владимира, проводимых с 988 г., очевидна. «Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (память о языческой вере кумиров, киммерийцев, гомеров – доскифского населения страны). И поставил церковь во имя святого Василий на холме (василиями-басилевсами называли древних скифских царей, а затем и императоров Византии), где стоял идол Перуна (заменял на Руси Зевса, который считался родоначальником и скифов)... И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и проводить людей на крещение по всем городам и селам (такие попытки не раз были и за предшествующие века).
Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились они еще в вере и плакали о них как о мертвых.
Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее  : «В те дни услышат слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему устроению и по милости своей помиловал их бог…» (Повести Древней Руси. Л.,1983. С.165).
Здесь наши летописцы через десятки лет после событий явно лукавили. А как же в городах Приазовья и Северного Причерноморья – Тире, Ольвии, Херсонесе (Корсуни, где и принял крещение Владимиор), Пантикапеи (Керчи), Фанагории (Тамань, Тмутаракань), Горгиппии (Анапе), Батах (Новороссийске), Танаисе (низовья Дона) и других – обучались еще до нашей эры древнегреческому письму и латыни многие тысячи земляков будущих россиян ?! Сами же они называли южных русских – уличей и тиверцев (подчинявшихся приазовской династии Юлиев Тибериев в первые века нашей эры) – толмачами, переводчиками разных книг и разных языков. Свидетельств развития дохристианской письменности на землях России (надписей на камнях, металле, горшках, монетах и т.п.) найдены тысячи. А вот отношение к тотальному насаждению христианства было у населения страны не очень хорошее. Археологи в 2000 г. нашли одну из книг времен Владимира в куче средневекового навоза. Вероятно, не хотели новгородцы той поры вместо реальных знаний упорно петь псалмы Давида.
 Объективно история народного образования и педагогики, безусловно, начинается с педа-гогов («детей вождей»). Они и были «директорами схол-школ». Десятки тысяч лет назад по мере формирования «хомо-сапиенс» в родах и племенах выделялись мужчины, способные защитить детей и подготовить их ко взрослой жизни. Такую роль могли выполнять и женщины, которые были в силах уберечь девочек от преждевременных насилий. Это была тщательная продуманная подготовка к обрядам инициации (посвящения во взрослую жизнь), что хорошо известны науке о первобытности (и это подтверждается наблюдениями за сохранившимися первобытными племенами). В книгах по палеолиту России (ранее СССР), в античных свидетельствах  немало интересных сведений этого плана, включая и описания ритуальных похорон детей в семьях «знати» той поры.
Система дядек-наставников не миновала и средневековую русскую знать. Так после смерти в 879 г. Рюрика опекуном его сына Игоря стал князь Олег, который перенес столицу Рюриковичей с берегов Ильменя на берега Днепра. Опекуном-воспитателем малолетнего Владимира с 970 г. был Добрыня, дядя по линии матери – Малуши, дочери Малко Любечичанина (из Любича под Киевом). Малуша служила ключницей при Ольге, родила сына от любившего походы Святослава (Сфендослава). Но только ли династией Рюриковичей славна наша начальная история ?! Около 450 г. до н.э. педа-гогом скифского царя Ариапива был весьма образованный наставник Тимн (Тимон). От него Геродот записал немало сведений по истории и быту Скифии, так что Тимн являлся и ученым своего времени. Созвучные имена – Тимоня, Тимоще и подобные – встречаются почти через полторы тысячи лет в новгородских берестяных грамотах. Около 330 г. уже нашей эры педа-гогом будущего скифского царя Аориха стал даже византийский император Константин Великий, преобразовавший город Византий в Константинополь (Царьград русских летописей). Нередко отечественная знать приглашала для воспитания своих детей зарубежных философов, софистов, риторов (преподавателей риторики) и других образованных людей. Один из риторов около 24 веков назад дал хорошее образование бедному скифу Бояну (Биону) Борисфениту (Приднепровскому) – сыну рыбака и наложницы. Борисфенит признается одним из ярких философов античности 
А чем, например, хуже Рюриковичей наши Зевсовичи или Геракловичи ?! А еще раньше – Прометеевичи, которые прямо наследовали многотысячелетние традиции отечественного образования.
Как бы мы не кичились цивилизационным уровнем глобализации начала ХХI века, мы – в реальной педагогике – стоим на плечах гигантов типа Прометея античного прошлого, этот эпический герой и стал обобщенным образом древнейшего народного образования, так как лепил «массы людей» и просвещал их. Надо было овладеть божественным огнем, чтобы и ныне нести светоч знаний и человеческого опыта молодым. Кстати, родина Прометея – с рекой Орел – была где-то на землях юга Скифии (ныне России). А за похищения огня у богов Прометей был прикован с Скифской горе (Кав-Казу; «коровьему дому», по одной из версий) 30 тыс. лет. И спас гиганта от кровожадного Орла (раздвоил коршуну голову) Геракл – родоначальник «новых скифов».
По индоевропейскому эпосу, Прометей лепил многие тысячи людей из глины, а Афина (София) прикрепляла каждому бабочку – душу. Затем Прометей и Афина воспитывали и учили людей различным ремеслам и строительству жилищ, помогали строить ладьи и овладевать металлами. А от Геракла и Ехидны пошли новые поколения наших пращуров, «новые русские». Эти образы мифов вобрали в себя и начальную экономическую историю пращуров-земляков, обилие их экономических достижений и их начальные экономические мысли, что важно помнить для современного народного образования. Понятно, что почитание Прометея, Афины и Геракла в округе Азовского моря (древней Меотиды, Метиды - мысли) и Дона (Танаиса – тайны), на берегах нынешнего российского Причерноморья было многотысячелетним и ярким. И в средние века скифы-росы (тавроскифы и т.п.)  утверждали почитание христианства не храмами Христа и Богородицы, а соборами Софии (Афины, вечной мудрости, «святого духа»). Именно эти каменные храмы встали при Ярославе Мудром в Киеве и Новгороде почти тысячу лет назад. И стоят эти храмы до сих пор – как символы образования и культуры россиян ХI века нашей эры. А в городах и музеях российского Причерноморья немало  символов (сотни одних камней с античными надписями) античной отечественной педагогики. Эпические образы Прометея, Афины и Геракла – обобщенные образы сотен первых поколений отечественных педа-гогов, в основном занимавшихся воспитанием «по совместительству», в процессе самой жизнедеятельности.
Северная держава далеких пращуров нынешних жителей России существовала несколько тысячелетий, а ее корни скрыты в глубинах палеолита и давних периодов отступления материкового ледника. Известна она задолго до нашей эры как страна Га-Га (Гомера, Гога и Магога, «князя Роса» библии, Киммерия; Кас-Ка; «каски-протоказаки» около 35 веков назад контролировали часть Хеттии), Скифия (со скифами-росами), Сарматия (с рокс-аланами), Готия (с росо-монами)… Ее населяли сотни различных народов, которые в немалой степени передали свои гены нынешним россиянам. В средние века по тысячелетним традициям жителей Руси (у просвещенных византийцев – Росии) в окрестных странах, особенно южных, называли гомерами (киммерийцами), скифами, сарматами, готами, гуннами. Например, иногда и Киев значился как Куне-гард (гуннов город), а вся Русь называлась Хунигардией. Почти от времен палеолита пращуры-земляки передали россиянам сегодняшним многотысячелетние традиции народного образования.
В последние десятилетия изучение истоков народного образования вышло на «генетический уровень». На протяжении всей человеческой истории девочки получают от матерей свою, а мальчики получают от отцов мужскую половую Y-хромосому, обладающую многотысячелетней устойчивостью. Генетический анализ показал, что у большинства европейцев встречаются Y-хромосомы десяти типов. По мнению генетиков, это означает, что почти все население Европы, включая и жителей Восточной Европы, происходит от десятка предков из эпохи позднего палеолита. Три четверти европейцев имеют прародителей, переселившихся в Европу 30 – 50 тысяч лет назад из Центральной Азии или Ближнего Востока.  Они активно жили охотой, рыбной ловлей и собирательством. Умели строить полуземлянки и другие подобные жилища. Использовали разнообразные орудия труда из камня, дерева, кости; различные плетения из волокон и прутьев. Мир их символов включал сотни всевозможных знаков, изображения животных и людей. И те люди развивали память и язык из поколения в поколение. В истоках всего – генетические Ева и Адам. Многие генетические линии людей раннего палеолита (древнейшего каменного века) исчезли.
В истоке всего современного человечества оказывается  генетическая линия женщины, жившей в округу Нила около 143 тысяч лет назад (китайские генетики указывают на китайскую праматерь, якобы жившую около 220 тысяч лет назад именно на землях будущего Китая). Адам всех современных жителей планеты на 80 тысяч лет моложе палеолитической Евы, но тоже обитал в Африке. Прямые потомки  первых пралюдей, по мнению ученых, и ныне обитают на землях Судана и Эфиопии, родины предков Александра Сергеевича Пушкина. Понятно, что новые научные открытия могут изменить и этот взгляд. А тотальные религии продолжают насаждать и свои версии происхождения мира и людей, всей их истории, экономики, мысли, образования. Полезно ли это в условиях глобализации для образования народов ?! Важно знать истоки самосознания наших далеких пращуров-земляков. Откуда они сами и окружающие народы вели историю.
Внуки Зевса
Педагогический смысл частично имеют многие античные легенды, посвященные происхождению пращуров-земляков нынешних россиян. В них отражаются и какие-то важные моменты первобытного народного образования на землях будущих Руси и России
Геродот более 24 веков назад привел скифскую легенду о том, что основные народы Скифии произошли от  Таргитая  (Тархунта: Перуна?; «тарговца» типа Тота-Гермеса) — сына Зевса и дочери  Борисфена (Днепра; русалки). Сам  Таргитай имел трех сыновей —  Липоксая,  Арпоксая и  Колоксая («ксай» – князь, царь, «сиятельный»). Семья дала первых жителей «этой необитаемой тогда страны». В царствование трех братьев с неба, не без ведома дедушки Зевса, упали на Скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира (топор), чаша (котел) и – иногда добавляют – наконечники стрел или копий. И здесь описывается обряд инициации с использованием огня. Предметы были так горячи, что старшие братья ими овладеть не смогли. Лишь перед  Колоксаем пламя погасло, и «он отнес золото к себе в дом». Победил огонь — значит, праведен, как считалось в древности (отсюда и перо жар-птицы, купания в чанах с кипятком и т.п.). Овладел огнем, как Прометей, способен и властвовать. Здесь отразились отечественные обряды инициации, связанные с огнем. Старшие согласились отдать царство младшему. От Липоксая, которого ученые связывают и с округой гор Рип (Лип; чередования «р:л»), пошли скифы —  ав-хаты  ( святые «хатты», пращуры хатов-хеттов, создавших около 4 тыс. лет назад державу на землях нынешней Турции). От  Арпа-князя —  кати-ары ( хеты-арии, геты) и  трас-пии (жители Трои). От князя («сиятельного») Кола, ставшего царем — пара-латы (здесь взаимопереходы «п:б» ; бары, бояре-«ладные», властвующие).
Всех этих скифов, подвластных Колу (Кию) стали называть  сколотами — царскими (но у римлян «склавы» стали означать рабов). Но «сколотам» созвучны и «сколы» (схолии, пояснения; школы). И еще до нашей эры северные склавы-сервы славились в античном мире как отличные педа-гоги и прислуга ( служители сервиса). А «сколоты» – образно говоря – изначальна отличные «скольники», прилежные ученики, которых опытные скифы умели «школить» и «вышколить». Возможно, индоевропейское понятие «скол;скул» (школа) пошло из региона исходного индоевропейства, которые несколько тысяч лет назад сложился в округе Черного моря и Каспия, включая и регион Кавказа (якобы где-то на Кавказе как «Скифской Скале» и томился Прометей). Бог Зевс по сути был идеологом или родоначальником директоров школ сколотов, первых отечественных педагогов наряду с Прометеем.
Сколоты у византийцев стали «склавинами» (сакалиб у арабов) — славянами. Кол (вероятный земляк Каина и Енога) мог  стать летописным Кием. Другие братья —  Щеком и  Хоривом. Появилась и сестра их  Лыбедь (с именем, созвучным Липоксаю).  Паралаты, вероятно, превращались в полян («боляр» у Борисфена). О родстве наших пращуров-земляков с Зевсом наука и мы почти забыли. А ведь эти земляки имели достаточно высокий уровень развития образования и экономики. Города в округе реки Рось около 4 тысяч лет назад достигали площади в сотни гектаров, имели более тысячи зданий (иногда двухэтажных) и тысячи жителей. Население сочетало скотоводство и земледелие. А уровень хозяйства в целом указывал на наличие государственности, когда народное образование выходит на новый уровень.

За две-три тысячи лет до Владимира отечественные «сколы» сколотов воспитывали новые поколения в духе свободы и всестороннего развития. Это позволяло выходцам из Скифии быстро адаптироваться к любым новым условиям, находить себя в самых дальних странах. Например, немало знатных греков имели скифские корни.
От времен мифических и полумифических (правда, для незнающих античности) перейдем к векам, более близким средневековой Руси времен внедрения кириллицы. Еще Аристотель, в схолиях (пояснениях) к работам которого упоминаются “скифы-росы", сетовал на увлечения афинской знати беседами с образованными гостями от Днепра или округи Кавказа. “Народные ораторы проводят целый день на представлениях фокусников (этим известна Русь и ныне:П.З.) и в болтовне с приезжающими из Фасиса (туда ходили еще аргонавты) или Борисфена (Днепра) не знают ничего, кроме обеда Филоксена (афинского философа, кутилы и развратника), да и то не целого (пиры явно превосходили возможности желудков)”.
Традиции скифского наполнения многих греческих и римских городов доживают до времен Византии, когда не выдерживает уже неоплатоник Синезий (370 – 413). Он обращается в 399 г. в Константинополе (Царьграде летописей) к императору Аркадию, при дворе которого уже властвовали выходцы из Скифии под началом Гайны (так называется река в Белоруссии) и алана Аспара (Избора эпоса; в память о нем Изборск).
“…Удивляюсь нашей глупости как во многом другом, так, в особенности, в следующем. Всякий мало-мальски зажиточный дом имеет скифского раба (работника, прислугу); и стольник, и пекарь, и водонос у каждого – скиф; и из числа свиты носящие на плечах низкие складные стульчики для того, чтобы господам можно было садиться на улицах, - все скифы, так как это племя искони признано способным и наиболее достойным служить римлянам…”
Это подтверждалось античными устойчивыми понятиями - греческим “дулос”(раб, туловище; отсюда славяне-дулебы), римским “сервус” (раб, прислуга), византийским “склавус” (раб, поясняющий), вскоре ставшими обозначением всех славян, включая и славян-дулебов. Античная округа Эллады, начиная с Афин, общественных служителей называла “скифами”, а служанок – “скифянками”. Но именно эту прислугу чаще всего и нанимали в “педа-гоги” (детей вожди; дядьки-черноморы). Услужливость и мастеровитость выходцев из Скифии больше говорили в пользу наших пращуров-земляков, чем унижали их. Стольники-домоуправы, пекари-повара, водоносы-провизоры и другие умельцы и ныне на планете в почете. Но одновременно забывалось, что и римско-византийская знать заметной частью за несколько веков тоже формировалась выходцами из Скифии, прошедшими обычно армейскую школу. И при Сулле, и при Августе, и при других императорах. Возможно, знать видела в скифской прислуге  из родных краев гарантию ее верности, привлекала часть работников по родственным связям и рекомендациям. Эти педа-гоги возвращали детей знати к родной ментальности. Латинский язык наполнялся варваризмами-вульгаризмами почти от берегов Волги.
Натиск инициативных скифов на благодатные края приводил южан к выводу – скифы “всегда бегут из родной земли” (бывает, под натиском природных бед и стихий, всяких врагов), пытаются проникать в другие страны и народы мирно, но при жестоком сопротивлении – и военным путем:
“Когда они внезапно нападут на народ, не желающий принять их мирно, то на время приводят его в смятение, как некогда ассирийцев (до Нина-Пания в 2054 г. до н.э.), мидян и палестинцев. И ныне они пришли к нам не с враждебными намерениями, а в качестве просителей, так как снова были изгнаны…”
Здесь речь об инициативным и развитых сообществах скифов времен обострения войны с гуннами. Император Феодосий Великий сделал их союзниками, даровал права гражданства, наделил почестями и опустевшими римскими имениями в разных местах. Но тем лишь вызвал зависть у германцев, западных и азиатских народов. Но те не ходили – как скифы – на Ассирию и Египет, даже в мифические времена Тифона и Осириса. Мастерством славились не германцы-готы, а родичи скифа Анахарсиса, потомки скифских стражей Афин, многих героев-скифов.
И вновь усиливалось проникновение северян в имперскую знать.
Тот же Синезий констатировал: “Скифские выходцы занимали и унижали высшие должности в империи; их свирепая молодежь, гнушавшаяся благотворительными узами закона, заботилась о том, чтобы присваивать себе богатство, а не просвещение народа ( образованных римлян и византийцев), который был для нее предметом презрения и ненависти".
Молодежь тысячи лет – и есть молодежь. Требует всего и сразу. Сила есть – ума не надо. Но “занимать и унижать высшие должности в империи” без определенного уровня образования и самообразования  было бы невозможно. Скифские выходцы как императоры (алано-гет Максимин и подобные) или в окружении императоров быстро овладевали имперской ментальностью, христианскими таинствами как государственной идеологией, необходимыми языками и уровнями знаний.
Молодежь взрослела. Теряла свирепость, чаще прислушивалась к законам. Становилась частью имперского народа с его образованием и богатствами. Тысячи скифов, которые не попадали в знать, становились не только прислугой, но и отличными свободными мастеровыми – с большим запасом необходимых специальных знаний (высшим для своего времени техническим образованием).
Феодорит (умер около 457 г.), епископ Кирский и философ-богослов, что именно скифы и савроматы – как и близкие им со времен античных споров о первенстве в цивилизованности египтяне -  самые отличные в империи кожевники (обувщики и портные), медники (мастера чеканки и изготовления посуды), плотники (киевляне отмечали это мастерство новгородцев в 1019 г.), живописцы (русским художественным школам – тысячи лет), кораблестроители (этим отличались северяне со времен Прометея и Афины), кормчие (лоцманы, которым требовались точные знания по навигации и астрономии). Профессиональное мастерство преобладало над этническими различиями.
“Будут ли они скифы, или савроматы, (или иберы – кавказцы), или египтяне (христиане от низовий Нила), заказчики с удовольствием пользуются их ремеслами, требуя аккуратности только в них, а на различия племен нисколько не сердятся… Различия языков тоже не вредит природе людей: ибо как среди эллинов, так и среди варваров можно видеть всяких – и последователей добродетели и рабов порока. Эту мысль подтверждают и эллины, приводя пример добродетельного Анахарсиса, родом скифа…”
Сама Скифия поражала любых гостей не только масштабом земли, но и масштабами имевшихся на них знаний. Элия Евдоксия (в язычестве Афиниада, это она открыла высшую школу в Константинополе, от которой ныне обычно ведут историю средневекового высшего образования в мире), дочь софиста Леонтия и жена с 421 г. императора Феодосия П (его политику во многом определяли аланы Аспары), возможно, имела родственные связи на землях будущей Руси и не раз там бывала. От имени мученика Киприана она писала:
“ Я вынес из Скифии знания птицегаданий, знамений по звукам (кукованию и т.п.), сверх того, научился понимать извилистые следы животных, вещие голоса могучих людей (волхвов:П.З.), которые способны предвидеть будущее, треск деревянных досок, а также “глас” камней и скал, голоса из могил давно умерших людей, (разнообразный) скрип дверей, трепещущие переливы людских песен…”
Вероятно, это обобщенный образ и всего народного отечественного образования той поры, нацеленного на чуткое отношение ко всей природе. Тогда с помощью “людских песен” из поколения в поколение передавались многие знания, ментальность народа песни поддерживают и ныне ( можно вспомнить привычный набор песен на застольях). Треск досок и скрипы дверей способны говорить о состоянии погоды, качестве строения и характере людей, ходящих по доскам и трогающих двери. Птицегадания и изучение следов животных – удел охотников и зоологов вплоть до наших дней. Как хватает и ныне “вещих голосов могучих людей”, правда, уже – депутатов, администраторов, аналитиков, менеджеров по стратегическому планированию. Не все образы текста Афиниады пока разгаданы, но определенный пласт “скифского образования” 4 – 5 веков нашей эры она, вероятно, представила верно. Это образование требовало особой чуткости, очень внимательного изучения природы и прошлого своего народа (знамений-“гласов” на камнях), умения вникать в многообразные “трепещущие переливы людских песен” и выстраивать свою песню жизни. К сожалению, знания об отечественной античности – “голоса из могил давно умерших людей” – остаются уделом сравнительно небольшого круга археологов и других специалистов. Пора их услышать всем образованным россиянам.
Неужели у них было свое письмо ?!
Наличие у северян своей письменности задолго до нашей эры отмечали многие античные источники. Ныне суммируется все больше археологических свидетельств в пользу такой письменности .Например, узоры «перегородчатых эмалей», распространявшихся от округи Киева до Финнского залива и верховий Волги в II—V вв. н. э., очень напоминали буквы «глаголицы» со смыслами — веди, добро, люди, мыслите... Христианские авторы подтверждали наличие у северян языческой письменности, которую уничтожали как «бесовскую».  В ответ язычники уничтожали христианские книги.
13 июля 2000 года на новгородском ХП Троицком раскопе работали в одном из квадратов студенты 2-го курса исторического факультета гуманитарного института НовГУ Сергей Алексеев и Алексей Клещев. Работа была не очень привлекательной – копались в куче навоза, оставленной тысячу лет назад. Но дотошные студенты нашли в куче три церы (покрытые воском дощечки) с псалмами Давида. Евангилие и псалтырь со времен посещения Крыма Кириллом признавались основными книгами для обучения христианству. До этого самым ранним памятником кириллической письменности средневековой Руси признавалось новгородское «Остромирово евангелие» (около 1056 г.). Псалтырь примерно на полвека старше.  Академик-лингвист Андрей Анатольевич Зализняк тщательно исследовал остатки текста. И пришел к выводу, что написан он не болгарским и не сербским, а именно русским человеком. Для этого русский писец должен был наследовать долговременные устойчивые традиции письма.
В газете «Новгородский университет» (2000, 8 сентября, № 23 (447)) академик-историк Валентин Лаврентьевич Янин так выразил отношение к этому : « Это поразительно! Христианство только принято, только начало внедряться в сознание – и вот уже эти псалмы, молитвы, переписанные русскими людьми. Там же была найдена заготовка для церы. Мы ее датировали второй половиной Х века». Если забывать о «роусских письменах» и более ранних свидетельствах отечественной письменности, то факт развитого и устойчивого «русского письма» в Новгороде конца Х века «поразителен». Но если допускать существование многовековой традиции, то все встает на свои места. Русские христиане несли на север более раннюю культуру южной отечественной письменности (более половины алфавита напоминает древнегреческое письмо, памятников которого – начиная с надписей на камнях и монетах – найдено в Приазовье и других местах России тысячи).
В период иконоборчества с начала VIII в. иудеи и мусульмане уничтожали севернее Каспия и Черного моря все православные книги с «образами» (картинами, «иконами» и т. п.). По сути уничтожение продолжалось до времен Яро¬слава Мудрого, когда каноническое образование стало развиваться на основе «кириллицы» (развитого «унциала»). Вся русская информация переводилась на это письмо, которое доминирует и в берестяных грамотах. Вероятно, все «медные доски (с надписями)» времен античного Токсариса давно ушли в переплавку. Хотя очень малый шанс обнаружить фрагменты таких античных «досок» с надписями и на Новгородской земле все же остается (надписи на свинцовых платинах, подобные античным южнороссийским, в Новгороде известны).. К эпохе Ярослава Мудрого сложилось соотношение: один учитель — до 6—12 учеников (до 4—8 учениц). Если в 1030 г. князь собрал в Новгороде для учения 300 детей по¬пов и старост, то для их обучения требовалось до 50 учителей (20—25 на крайний случай). По сути и возникал Уни¬верситет народного образования при попечительстве князя и епископа. А на погостах были начальные школы.
Новые вера и письмо обычно уничтожали старую веру и старое письмо. Даже глаголические тексты (с подозрениями на VIII в.) выскабливались и заменялись кириллицей. Тексты по выскабливаниям на пергамене (пергаменте) называ¬ются палимпсестом. Немало кириллических рукописей с Х в. написано по смытой глаголице, но нет писаний глаголицей по смытой кириллице. Прослеживаются связи глаголицы с известными уже к V в. грузинским, армянским, коптским (христиан Египта) и древнееврейским письмом Самарии, где вели проповеди Христос и его ученики (Хабургаев Г. А. Старославянский язык. М., 1986. С. 23, 27). Глаголические тексты усердно уничтожались семитами, когда с начала VIII в. элита Византии и Халифата развернула тотальное иконоборчество. Раннеславянские книги явно сжигались как богомерзкие.
Созданные Владимиром и Ярославом Мудрым школы «учения книжного» окончательно переводили Русь на кириллицу, что свидетельствовал в 1047 г. и писец-поп Упырь Лихой. Так как знания глаголицей больше не передавались, знатоки этого письма — немалой частью и волхвы — вымерли. Хранить богомерзкие книги было очень опасно, да и пожары гибели книг помогали. Для примера некоторые тек¬сты все же тайно сохранили. Это «Синайская псалтырь» монастыря св. Екатерины IV в., где хранились и некоторые другие подобные рукописи. «Зографическое евангелие» куль¬тового центра на Афоне, который был базой скифского флота еще в III в. И даже «киевские листки» — отрывок католической обедни VIII—IX вв. из Моравии. Но почти все новгородские берестяные грамоты выполнены только кириллицей, традиции которой продолжает и современный русский алфавит.
Знание многотысячелетних традиций развития отечественного письма — хотя бы со времен Триполья или греков VII в. до н. э. — позволяет понимать и реальные глубины развития систем образования на землях будущей Росии, включая округу гор Рип и Приильменье. Школа учения книжного» 1030 г. (университет Ярослава Мудрого) была началом новой системы христианского образования, но одновременно и подводила итог существованию языческой системы образования.
Фрагмент новгородской псалтыри на церах конца Х века содержит средневековые славянские тексты, которые в современных переводах близки 67 псалому и соседним:
«Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его !
Как рассевается дым, Ты рассей их ; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
Пойте (славу) Богу нашему, пойте имени Его, превозносите шествующего на небесах; имя Ему: Господь: и радуйтесь пред лицем Его.
Отец сирот и судия вдов Бог во святом Своем жилище.
Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне.
Боже ! когда ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, Земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева…»
Версий о попадании дощечек в навоз несколько. Противники псалтыри могли просто сжечь церы. Но если волхвы ходили по домам в поисках противных их вере христианских книг, то поведение раннесредневекового христианина вполне объяснимо – в навозе копаться не будут. Дальше судьба не позволила христианину вернуться к святыне. Конечно, возможны и версии унижения смысла псалма. В «дерьмо» и этого Бога, и воспевающих Его, и богоизбранных ! Допустимы и иные варианты, когда – например – отчаявшиеся матери утаивали от своих детей или дети от родителей христианские тексты. Находка цер-псалтыря вполне дополняет рассказ летописей об отношении населения к тотальному внедрению школ «учения книжного» (христианского) князем Владимиром.

Эти школы постепенно вытесняли традиции школ сколотов. Но  до сих пор библейские системы образования (иудаизм, христианство, ислам) неизбежно сохраняют и развивают многие реальные достиижения языческих школ, об которых немало лестного говорили древние авторы.
Если данный материал читателей журнала заинтересует, автор готов сообщить и другие занимательные и очень полезные подробности, хорошо известные настоящей полной (неидеологизированной) исторической науке.
Где-то - возможно - и было опубликовано,
но следы затерялись.

http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=12#12