Двоякое чувство -глава 4

Галина Паудере
      Так, за разговорами они незаметно подошли к его дому.
       - Здесь я живу, - набирая код на входной двери подъезда, - сказал он.
   
       Квартира  была  на  четвёртом  этаже.  Двухкомнатная.  Комнаты смежные.
   Очень бедная обстановка квартиры. Всё только самое необходимое - диван, стол, небольшая секция, телевизор и холодильник. Всё со старых времён.
     Налёт застарелой холостяцкой жизни царил здесь повсюду.
    
    - Чай будем пить, - сказал он, - и поставил чайник на огонь газовой плиты. Разрезал кекс с изюмом.
     Ей ничего не хотелось. Но отнекиваться было бесполезно. Она осторожно отпила глоток горячего чая.
     Он ел с удовольствием.
      - Свежий, вкусный. Попробуй! - настаивал он, и ей ничего не оставалось, как проглотить небольшой кусочек кекса с коричневыми изюминками.
 
  Потом они сидели в комнате. Она рассматривала фотографии в большом альбоме, а он пояснял кто есть кто. Здесь были фотографии разных лет. По ним можно было представить все основные и важные этапы его семьи...
 
  Совместная жизнь началась со свадьбы. Они вдвоём счастливые и красивые в свадебных нарядах. Весёлое застолье родственников и друзей. Поцелуи при криках "горько!". Потом невеста уже не невеста, а жена, хозяйка, без фаты, в обычном платье. А он обычный парень - молодой муж. Хозяин в доме. Потом сразу же пошли дети. Один, второй, третий. Две девочки и один мальчик.
     - Счастливый ты, - по-доброму позавидовала Полина, разглядывая детские фотографии разных лет. - У тебя целых трое детей!
     - Да, но я не вижу своих детей уже восемь лет. Только по телефону переговариваемся, да письма иногда пишем друг другу, - грустно произнёс он.
     И я каждое лето жду их в гости. Но, увы, жена, видно, не пускает их ко мне.
     - Вы ведь любили друг друга, и так расстаться - я не понимаю.
     - Да, очень любили друг друга. Я её все эти годы жду. Жду её возвращения, потому и один до сих пор. Мой брат говорит мне, что я напрасно жду её, что она уже никогда не вернётся.
    И что мне надо найти другую женщину, чтобы не остаться на старости лет одному.
    Но  я  всё  никак  не   могу   встретить   женщину,   которая пришлась бы мне по сердцу. Вот тебя теперь встретил, но ты занята.
   Есть, конечно, знакомые, одинокие женщины, но ни с одной не возникает желания связать свою жизнь навсегда. Так, провожу время. И расстаюсь. В каждой нахожу что-то такое, что разочаровывает меня.
      
   - Прости, но идеальных людей нет. Ты, ведь тоже не идеал, - попыталась образумить его Полина.
      - Да, да, я это понимаю, но сердцу не прикажешь - оно выбирает.
   Вот ты такая хорошая, добрая, умная, всё понимаешь. У меня такое чувство, что я знаю тебя всю жизнь. Вот тебя моё сердце и выбрало. И теперь мне хочется быть только с тобой.
      
      - Не надо, Арнис, мы же договорились, что можем быть только друзьями.
     Она уже знала всю его жизнь. По-человечески было жаль его. Он такой одинокий, беззащитный перед своим одиночеством и перед надвигающейся старостью. Полина винила в этом самого Арниса.   
     Потом он пошёл провожать её домой. Они опять шли пешком.
     - Давай, расстанемся здесь, - дальше я пойду одна, уже недалеко. Здесь могут встретиться знакомые. Не хочу, чтобы меня видели с тобой.
     Он хотел поцеловать её на прощание в губы, но она увернулась от поцелуя:
     - Друзья не целуются, - твёрдо произнесла она.
     - Позвони мне, когда будешь свободна, - попросил он.
     Она ничего не ответила, ушла.


     Она решила больше никогда не звонить ему, не встречаться. "Глупо было предлагать ему дружбу", - думала она теперь. Между женщиной и мужчиной, по-видимому, действительно не может быть просто дружбы. Если не оба, то хотя бы один из них обязательно захочет большего.
 
   Лично она могла бы запросто довольствоваться только дружбой с мужчиной. Может, оттого, что у неё уже давно нет ни одной близкой подруги.
   Была одна. Вместе работали на заводе восемь лет  и  дружили.  Доверяли  все  женские сокровенные тайны друг другу...

    Подруга рано осталась вдовой - муж умер молодым от сердечного приступа. Жила уже несколько лет вдвоём с матерью. Взрослый сын, женившись, уехал жить в другой город.

   В подругу часто влюблялись мужчины. Но она никого не любила. И всё же одному своему давнему кавалеру-военному  отдала предпочтение. Он жил в Воронеже. Названивал ей оттуда часто, клялся в своей сильной любви, писал письма, приезжал к ней на несколько дней, и снова уезжал без неё. И опять уговаривал. И она решилась всё же. И уехала к нему вместе с матерью.
   
    Так, Полина лишилась единственной подруги. Через два года подруга ушла от своего нового мужа, не смогла полюбить его. Но жить осталась в России, переехав в деревню к своим родственникам...
    
   Всё это Полина знала из частых и подробных писем своей несчастной подруги. Завести себе новую душевную подругу  не так просто.
  И вообще, Полине всегда как-то легче общаться с мужской половиной, нежели с женской.

    В лице Арниса она хотела найти себе "подружку". Но у того, к сожалению, были на неё совсем другие виды. Поэтому с ним необходимо было порвать отношения.
 
   Но он, по-видимому, так не считал. И стал приходить в те дни, когда она работала, на остановку по вечерам. Он вычислил, с какой остановки она уезжает с работы домой...

   Увидев его первый раз на остановке, она даже обрадовалась. Опять это польстило её женскому самолюбию. Он хотел её видеть. Хотя бы пять минут, пока не подошёл её троллейбус. Памятуя о том, что ему запрещено появляться у неё на работе, он нашёл новый способ видеть её.
  Он засыпал её вопросами - как она? Что нового на работе, дома?
   Он приносил с собой что-нибудь съестное (пирожки, печенье, плитку шоколада или тёплые ещё блинчики собственного приготовления) и со словами "поешь, ты ведь голодная после работы", совал ей в руку еду.
   Ей приходилось есть прямо на улице. Она просила его не приносить ничего. И вообще, не караулить её на остановке. Что всё это ни к чему. Ну что дают ему эти пятиминутные встречи? И тех она боится. Кто-то из знакомых может её увидеть. Зачем ей это всё нужно? Он искренне обещал ей не приезжать больше, но не выдерживал более двух дней.  И  опять  поджидал  её.
   И  с  таким  неподдельным  участием всегда интересовался её жизнью за прошедшие дни.
      Он на самом деле походил на заботливую, любящую подружку. И она уже начала привыкать к этим их коротким и ни к чему необязывающим встречам, организованных им.
   Уже несколько раз их видели на остановке её коллеги по работе, и опять подшучивали над ней:
       - Что, встречаетесь теперь на стороне?   
     Она откровенно делилась с ними их дружбой - встречами-проводами на остановке...
   
    Полина не заметила, когда её стали раздражать его частые визиты на остановку. Стал раздражать его внешний вид - одет в том, в чём, наверное, ходит на работу: поношенные старые туфли, мятые брюки, потрёпанная куртка. Этот неизменный потёртый полиэтиленовый мешок в руках, из которого он вынимал очередное угощение для неё. Она была брезглива и кроме небольшой плитки шоколада ничего не хотела брать. Всё его поведение, такое, казалось  бы, чуткое и доброе, стало сильно угнетать её.
    Она, словно только что  прозрела - увидела его простоватость. Он был жалок!
   
    Нет, так больше не должно продолжаться. Пора ставить точку в затянувшейся истории. Конечно, она пощадила его самолюбие, и не сказала прямо, что он её раздражает.
    Она только настойчиво твердила своё:
       - Я не хочу, не хочу  ничего. Понимаешь "ни-че-го!". Не жди меня больше здесь. Я ничего не могу тебе дать. Забудь меня. Ищи себе одинокую женщину. Прости и прощай.

   Он сказал,что он всё понимает.Больше она его никогда не увидит...
   В первые дни после объяснения,она ещё с опаской,издалека внимательно рассматривала  место у остановки. И облегчённо вздыхала-его не было...