О моём учителе Берковиче прод. 2

Григорий Варшавский
      
             начало см. http://www.proza.ru/2009/06/06/275

             продолжение 1 см.  http://www.proza.ru/2009/06/06/307


      Так началась жизнь Яши в нашей школе. И постепенно , особенно после 1955-56 годов, Яша стал тем Яковом Давидовичем, которого потом мы все знали и любили-хорошим учителем физики, прекрасно разбиравшемся в технике человеком, любимцем женской(подавляющей) части учительского коллектива; и нашим хорошим старшим товарищем, надёжным спутником и руководителем в туристических походах. Яша дневал и ночевал в школе. На нём было всё:от прибить вешалку до повесить люстру. Яша приглашался и в дома наших учительш, где чаще по причине отсутствия мужа, или из за того, что муж был "безрукий", надо было что то прибить, повесить, отодрать и т.п. И Яша безропотно шёл и помогал. Я помню,как зимой 1958 года мы с мамой(мне было 12 лет) переезжали из комнаты в старом деревянном частном доме -на другую сторону Лосинки(через железную дорогу). Мы тогда получили комнату в квартире ещё с двумя соседями. У нас тогда впервые появилась ванная и тёплый туалет. До этого,это удобство было на улице. И многими заболеваниями в детстве я обязан ему, как и моя мама, и моя няня впрочем тоже. Так вот, Яша помогал нам переезжать. Мебели было немного,да и откуда в маленькой комнате при скромной учительской зарплате и небольших отцовых алиментах, могло быть много мебели. Всё мы вынесли и погрузили на машину. А большой гардероб не проходил в дверь. Не знаю,как его заносили по первоначалу.
Яша почесал свой лысый череп, хмыкнул, велел всем выйти. И я наблюдал сквозь раскрытую дверь, как он ,обернув кулак тряпкой, разбил окно. И мы вытащили шкаф через окно. Вы скажете, почему окно не открыли. Это окно на моей памяти никогда и не открывалось, так оно было законопачено.
        Очень любил Яшу Валера Шестернёв, капитан сборной СССР по футболу, и Яшин ученик. Я уже писал в своих воспоминаниях о Шестернёве, как сам был свидетелем прихода Валеры в школу к Яше после первого в его жизни международного матча в составе сборной страны. Да и позднее, когда Шестернёв стал одним из лучших защитников -футболистов в мире, он не забывал своего учителя.
        В 1964 году мы с Яшей, с Лозанычем(Женей Лозановым-нашим физруком) и с Колей Елесеевым, бывшим нашим выпускником и , кстати ,приятелем Валеры Шестернёва по Тургеневской улице, пошли в месячный поход по Закарпатью и по Молдавии. Всё было чудесно в этом почти месячном переходе. Масса приключений, много интересных мест. А началось всё с того, что я "облажался". В самом начале похода,не помню уже где именно, но в Закарпатье произошло вот что. Мы с Мишкой Кольцовым, с Витькой Едуновым, с кем то ещё, крепко "укушались". Пили мы вечерком, где то на окраине села или небольшого городка, водки было довольно много, закуски,как всегда-мало и мы здорово "закосели". Кое как добрались до стоянки нашего лагеря и завалились спать в палатки. А утром мы должны были идти дальше. А нас с утра -не поднять. Ну и скандал, и общее собрание, и решается вопрос о нашем досрочном отправлении домой. И мы просим прощения и клянёмся... И нас прощают. А вечером, отведя меня в сторону, Яша выдал мне по первое, с виртуозным матом. И я всё понял. И больше такого не было не только в этом походе.

         окончание см.  http://www.proza.ru/2009/06/10/302