День рождения

Павел Великанов
Мальчишкой десяти лет задумал я преподнести маме сюрприз на день ее рождения. И хотя уже тогда я фактически работал – с утра выходил на улицу Бутина с метлой и лопатой – «живых» денег я не видел, зарплату получала мама. Кто ж малолетку официально устроит на работу? Соображал я и тогда быстро. Вытащил из сарая старую коляску, выгреб из подвала всю завалявшуюся посуду – банки и бутылки, перемыл все это добро на колонке, загрузил и повез на пункт приема. По дороге еще насобирал брошенные нерадивыми гражданами склянки. В итоге, отстояв приличную очередь, получил на руки пять рублей семнадцать копеек. Мало! Утром следующего дня, едва забросив инструмент домой, побежал с дворовыми пацанами на товарную станцию – там частники-торговцы выгружали свой товар: огурцы, помидоры, яблоки и прочие овощи-фрукты, которые не вызревают в Забайкальской земле. За полдня нагорбатились досыта. Получили по семь рублей, да еще и по авоське товара.
Ночью, втихомолку, я резал овощные салаты, втискивал в колотую вазу яблоки и мандарины, расставлял в банках цветы, прилаживал к ним открытку. И уж совсем обессилев, рухнул на кровать. Проснулся от того, что кто-то рядом плакал. Моя рано поседевшая мать сидела у моей постели и рыдала, сжимая в руке цветы. Я вскочил, кинулся к ней утешать, со сна не понимая, что ее так расстроило. А мама все никак не могла успокоиться. Гладила мои руки, целовала ладони, на которых давно уже не сходили мозоли. «Совсем взрослый стал, так рано подрос», - шептала сквозь слезы.
Днем, когда к столу собрались взрослые и я отправился гулять, за мной зашли давешние пацаны.
- Пашка! Айда в кино!
- А мне не на что идти.
- Ты что, дурак? Все деньги отдал?
- Отдал.
Из дома вышел отец, покашлял в кулак и отвел меня в сторону:
- На, сходи в кино, что ты, в самом деле, дома будешь сидеть? – сунул металлический рубль с профилем Ленина.
Сидели мы в кинотеатре «Родина», жевали ириски и смотрели, как храбрый Чинганчгук укладывает одного за одним нехороших парней. Побаливала натруженная спина, но настроение было превосходным. Название фильма не запомнил. Дату помню хорошо: 24 марта 1975 года. Хотя на даты память у меня плохая.