О личности Иоанна Грозного

Евгения Коржунова
В российской истории личность Ивана Грозного, пожалуй, одна из  самых неоднозначных, по сей день является предметом споров и разногласий у историков. А после премьеры исторической драмы Андрея Эшпая дискуссия о роли личности Ивана Грозного переметнулась и в широкие массы, причём мнения как о самом царе и о достоинствах сериала разделились на диаметрально противоположные
Естественно мне тоже захотелось «вставить свои пять копеек»,  тем более, что у  Эшпая  не только показаны поступки царя, но и  присутствует попытка объяснить их мотивы, пусть даже и предположительно, а это всегда любопытно.

Детство –  обычно это  период светлый. Отца будущий царь не помнил, он умер, когда Ивану было 3 года, но роль матери в становлении такой личности  абсолютно позитивная и крайне необходимая.
Восходящий Лунный узел  и Луна в знаке Весов и в дальнем соединение с Венерой -Сберегающее женское начало, сохранение равновесия и гармонии души (хранительница души)
 Мать  была отравлена, когда ему было 8 лет, с братом он был разлучён, воспитатели, которых выбрала мать, казнены Остался он совершенно один. В окружении бояр, которые истребляли друг друга в борьбе за власть Эту кровавую мясорубку придумал не он, так было издавна на Руси, с домонгольских времён ещё (вспомним  хотя бы фильм Тарковского).  Добивается преимущества одна группировка -  начинается расправа с «конкурентами», приходит другая, казнят уже  прежних, и так  постоянно Казни. пытки, заговоры, предательство, повешенные, растерзанные… В «просвещённой» Европе то же самое, за одну только Варфоломеевскую ночь,  было убито 20 тыс гугенотов, а великая Елизавета Английская отправила на эшафот гораздо больше народу, чем Грозный русский царь  за годы Опричнины.
Идёт беспощадная, кровавая борьба за власть, точнее за укрепление центральной, единоличной власти  монарха, в которой жестокость – норма.

Он чудом выжил, в принципе по большей части из-за того, что без него ни Шуйские, ни Глинские власть и выходы к казне, получить не могли, этот ребёнок был им нужен! Все мы родом из детства, но в контексте этой судьбы детство  особенно важный период
И Селена и Лилит в 5доме ( детство) -  всё самое светлое и самое тёмное, и этот раскол личности, который усиливается с годами стимулируется, опытом детства.
С трёхлетнего возраста – он великий князь, и от близких и воспитателей он слышит о своей власти и  своей роли. НО! Он безвластный князь, он ребёнок, его волю   естественно игнорируют, он бессилен защитить даже собственную мать Это бессилие. отчаяние, страх  за свою жизнь, беспомощность  перед грубостью, жестокостью и своеволием «своих  подданных», он не забудет никогда Это соперничество   воль и авторитетов станет главной личной темой и драмой всей его жизни.
Дальше начинается его юность -  Первый самостоятельный поступок Великого князя - Иван  бросает Шуйского  на растерзание псам . Жестоко? Да.  Но!  - совершенно в духе традиции, то есть он ещё ничего не придумывает и не изобретает от себя, он поступает так, как поступал сам Шуйский., у 13-летнего Великого  князя в этой бойне не было  выбора.  Это заявление на власть –  так все и поняли, он «объяснил»  на понятном современникам языке.
Хотел ли он власти.?!
Иоанн  Грозный писал в зрелые годы, что не помнит  периода жизни,. когда бы он ни был царём, и в то же время мы знаем, что не один раз он отрекался от власти, и даже  тяготился ею… Что это, коварная игра, инсценировка?  Отчасти да. но это только отчасти, были и другие более глубокие мотивы такого странного поведения По иронии судьбы, этот человек не должен был царствовать, он мог стать монахом, отстраниться от мирских дел…
Нептун в соединеии с МС в знаке Рыб
Такой человек ощущает ведущую, руководящую, указующую роль Бога в своей повседневной, мирской жизни постоянно, причём ощущает буквально.  Его религиозность искренняя и сильная. Сцена фильма, когда в момент битвы за Казань, Иван  истово молится, не выглядит перебором, он молился искренне
Он просит Бога дать знак, и не однажды, он должен знать правильно ли поступает. Он казнит Филиппа, отказавшего ему в благословении. Злодей?! –Да, но в глубинах сознания испуганный. мятущийся, вконец запутавшийся в своём своеволии  человек, – который больше всего на свете боится не смерти, а предательства ( с годами этот страх стал манией,) и одиночества. Филипп – предал его, так думает царь, ( помните как Сталин отреагировал на самоубийство жены – она предатель,,  та же реакция  у Плюшкина – жена предала меня, она умерла- это примеры маниакальных реакций, и Грозный  реагирует точно также.
.
Был ли умён юный  царь? по этому -вопросу мнения  некоторых историков также  расходятся.
 Скорее да, чем нет
Сатурн в знаке Близнецов даёт  системное мышление. Способность обрабатывать  очень большие объёмы интеллектуальной информации,  создавать и постоянно пополнять  собственную  систему знаний.
Не забудем,  что кроме пресловутой Опричнины,  Иван Грозный создал  регулярные войска ( стрелецкие полки), упорядочил  законодательно-правовую практику ( Судебник),    провёл административные реформы….
Были взяты Казань и Астрахань, присоединена Сибирь, продвижение к берегам Балтийского моря было тоже оправдано, хотя и исторически преждевременно

 Дальше начинается период светлого,, позитивного  и конструктивного восприятия людей,  под влиянием Макария, Сильвестра, Адашева.  Брак с Анастасией – подарок судьбы - как будто в его жизни возник ангел-хранитель. Грандиозные замыслы,   и попытка их воплощения. Конечно,  в целом, жизнь царя не безоблачна ( тяготы правления, молчаливое упорное сопротивление знати, смерть первых детей в младенчестве), как и его поступки, но она подчинена разумному началу… пока.
Перелом   начинается с болезни. Иван умирает – все уверены в этом, а наследник  - в колыбели.  И снова встаёт вопрос о власти.- многие из его окружения, и в том числе те кто обязаны ему своим возвышением и благополучием, отказываются присягать  сыну,. И царь знает, в случае его кончины - Анастасию ждёт монастырь, а младенца Дмитрия ( не путать с другим, рождённым позднее Дмитрием) просто зарежут Кошмар его детства  возвращается.
Он всё же выздоровел, и  по видимости, простил всех.. но не забыл. С этого момента разрушительная программа сознания начинает работать неотвратимо
Что же это за  программа – власти, жестокости, страха?…. Нет это программа личного авторитета
Юпитер  поражён и находится в разрушительном градусе Весов.
На пороге жизни  каждый человек, ощущая себя личностью, определяет для себя раз и навсегда-  своё место среди людей, свою значимость, свою ценность, свою самость. Это непростой   и часто болезненный процесс,  (  Вспомним «Детство» и «Юность Л. Н.Толстого, «Страдания юного Вертера» Гёте и так дальше) Уяснив для себя «статус кво», юный  человек начинает жить взрослой жизнью. Но в некоторых случаях процесс  затягивается, уходит в подсознание,  «тлеет» там долго, иногда всю жизнь
Быть или не быть – вот в чём вопрос – Да Гамлет тожеопределяет для себя систему жизненный ценностей и авторитетов Он не слаб, не глуп. Не оробок, но  пока процесс не закончен, он не может решительно действовать  Знал ли Сталин, обожавший Грозного и презиравший Гамлета, что у этих двух людей есть нечто общее. Ну. а если человеку рпиходится действовать, напргяать себя, преаозмогать, быть сильным. Решительным…
 Психика испытывает постоянное внутреннее, подсознательное напряжение – Отсюда резкие перепады настроения,  упрямство вопреки здравому смыслу, раздражение, вспышки  ярости и жестокости.  Это всё то. что Эшпай определил в  своей характеристике образа Ивана как истеричность
«Мне важно было показать, что все зверства, казни Ивана были преимущественно истерического характера, что он был нервным, а природной жестокости в нем было гораздо меньше. Хотя истерическая жестокость, может, еще более страшная.»
Слово истеричный я бы заменила, но с тем. что  жестокость Ивана Грозного была не ради жестокости, а как возможность  ( извращённая возможность) выплеснув негатив добиться  некоего  психического равновесия, с этим  соглашусь
Никакими экономическими или политическими целями невозможно  внятно объяснить Опричнину, если не учесть  её психологическую причину – « говорю вам не шутя, что я – царь или дитя?!» Ему ЭТО надо было доказать   знати.
Потрясение, которое принесла болезнь,  трудности реформ, уход Макария- любившего и просветлявшего его, опала Сильвестра, смерть Адашева, бегство Курбского – царь снова остался один ( как в детстве), без духовной опор… Но самая  главная причина, роковым образом повлиявшая на душевное здоровье  Иоанна была объективно историческая – борьба за укрепление единоличной власти, как уже упоминалось выше это процесс был общеевропейским Столетие спустя  французский монарх скажет, обращаясь к непокорной знати – Государство - не вы, государство – это Я. Но Иван живёт в веке 16, когда в ментальности подданных понятия повиновения единоличной власти просто ещё не существует, Он - первый русский царь  Если Великий князь – первый среди равных,  то царь  единственный по праву рождения,  и праву династии. Князя можно поменять ( отсюда  бесконечные заговоры), царя возможно только свергнуть – и это преступление. До такого сознания  российское общество ещё не доросло
По  трагической иронии судьбы отстаивать  личный авторитет монарха  в России пришлось человеку с поражённой программой личного авторитета.
Был ли царь безумен?! В клиническом понимании   нет. Тогда как же представить себе это процесс  изменения можно сказать помрачения) сознания.
Программы сознания как инструменты в оркестре ведут свою партию Но вот гармония нарушена, и одна программа ( одни инструмент начинает звучать сильнее и сильнее…  И сознание слышит весь оркестр, но через искажённо, приглушённо, ему мешает эта    настойчивая мелодия.  И постепенно он слышит только её.
И наступает момент, когда ни человек имеет манию а мания имеет человека, начинается распад  личности.  Любая критика – уже видится как посягательство на авторитет самодержца, как  затаённая измена, тлеющее предательство 
Нет опоры, понимания, все – враги…Уничтожая  врагов, человек,  по сути воюет с призраками.
И последний период, который можно назвать так – болезни и раскаяние
 В 1582 году завершается Ливонская война. В этот момент происходит еще одно событие, тоже весьма спорное в истории – это убийство сына Ивана Это событие окончательно убеждает Грозного, что он теряет Бога в себе. Казни прекращаются
Составляются синодики, в которых он поминает всех убиенных,  Никто из тиранов, уходя, никогда не впадал в какие-то сомнения Иоанн  Грозный кается Заканчивается   правление полным крахом…