В российской истории личность Ивана Грозного, пожалуй, одна из самых неоднозначных, по сей день является предметом споров и разногласий у историков. А после премьеры исторической драмы Андрея Эшпая дискуссия о роли личности Ивана Грозного переметнулась и в широкие массы, причём мнения как о самом царе и о достоинствах сериала разделились на диаметрально противоположные
Естественно мне тоже захотелось «вставить свои пять копеек», тем более, что у Эшпая не только показаны поступки царя, но и присутствует попытка объяснить их мотивы, пусть даже и предположительно, а это всегда любопытно.
Детство – обычно это период светлый. Отца будущий царь не помнил, он умер, когда Ивану было 3 года, но роль матери в становлении такой личности абсолютно позитивная и крайне необходимая.
Восходящий Лунный узел и Луна в знаке Весов и в дальнем соединение с Венерой -Сберегающее женское начало, сохранение равновесия и гармонии души (хранительница души)
Мать была отравлена, когда ему было 8 лет, с братом он был разлучён, воспитатели, которых выбрала мать, казнены Остался он совершенно один. В окружении бояр, которые истребляли друг друга в борьбе за власть Эту кровавую мясорубку придумал не он, так было издавна на Руси, с домонгольских времён ещё (вспомним хотя бы фильм Тарковского). Добивается преимущества одна группировка - начинается расправа с «конкурентами», приходит другая, казнят уже прежних, и так постоянно Казни. пытки, заговоры, предательство, повешенные, растерзанные… В «просвещённой» Европе то же самое, за одну только Варфоломеевскую ночь, было убито 20 тыс гугенотов, а великая Елизавета Английская отправила на эшафот гораздо больше народу, чем Грозный русский царь за годы Опричнины.
Идёт беспощадная, кровавая борьба за власть, точнее за укрепление центральной, единоличной власти монарха, в которой жестокость – норма.
Он чудом выжил, в принципе по большей части из-за того, что без него ни Шуйские, ни Глинские власть и выходы к казне, получить не могли, этот ребёнок был им нужен! Все мы родом из детства, но в контексте этой судьбы детство особенно важный период
И Селена и Лилит в 5доме ( детство) - всё самое светлое и самое тёмное, и этот раскол личности, который усиливается с годами стимулируется, опытом детства.
С трёхлетнего возраста – он великий князь, и от близких и воспитателей он слышит о своей власти и своей роли. НО! Он безвластный князь, он ребёнок, его волю естественно игнорируют, он бессилен защитить даже собственную мать Это бессилие. отчаяние, страх за свою жизнь, беспомощность перед грубостью, жестокостью и своеволием «своих подданных», он не забудет никогда Это соперничество воль и авторитетов станет главной личной темой и драмой всей его жизни.
Дальше начинается его юность - Первый самостоятельный поступок Великого князя - Иван бросает Шуйского на растерзание псам . Жестоко? Да. Но! - совершенно в духе традиции, то есть он ещё ничего не придумывает и не изобретает от себя, он поступает так, как поступал сам Шуйский., у 13-летнего Великого князя в этой бойне не было выбора. Это заявление на власть – так все и поняли, он «объяснил» на понятном современникам языке.
Хотел ли он власти.?!
Иоанн Грозный писал в зрелые годы, что не помнит периода жизни,. когда бы он ни был царём, и в то же время мы знаем, что не один раз он отрекался от власти, и даже тяготился ею… Что это, коварная игра, инсценировка? Отчасти да. но это только отчасти, были и другие более глубокие мотивы такого странного поведения По иронии судьбы, этот человек не должен был царствовать, он мог стать монахом, отстраниться от мирских дел…
Нептун в соединеии с МС в знаке Рыб
Такой человек ощущает ведущую, руководящую, указующую роль Бога в своей повседневной, мирской жизни постоянно, причём ощущает буквально. Его религиозность искренняя и сильная. Сцена фильма, когда в момент битвы за Казань, Иван истово молится, не выглядит перебором, он молился искренне
Он просит Бога дать знак, и не однажды, он должен знать правильно ли поступает. Он казнит Филиппа, отказавшего ему в благословении. Злодей?! –Да, но в глубинах сознания испуганный. мятущийся, вконец запутавшийся в своём своеволии человек, – который больше всего на свете боится не смерти, а предательства ( с годами этот страх стал манией,) и одиночества. Филипп – предал его, так думает царь, ( помните как Сталин отреагировал на самоубийство жены – она предатель,, та же реакция у Плюшкина – жена предала меня, она умерла- это примеры маниакальных реакций, и Грозный реагирует точно также.
.
Был ли умён юный царь? по этому -вопросу мнения некоторых историков также расходятся.
Скорее да, чем нет
Сатурн в знаке Близнецов даёт системное мышление. Способность обрабатывать очень большие объёмы интеллектуальной информации, создавать и постоянно пополнять собственную систему знаний.
Не забудем, что кроме пресловутой Опричнины, Иван Грозный создал регулярные войска ( стрелецкие полки), упорядочил законодательно-правовую практику ( Судебник), провёл административные реформы….
Были взяты Казань и Астрахань, присоединена Сибирь, продвижение к берегам Балтийского моря было тоже оправдано, хотя и исторически преждевременно
Дальше начинается период светлого,, позитивного и конструктивного восприятия людей, под влиянием Макария, Сильвестра, Адашева. Брак с Анастасией – подарок судьбы - как будто в его жизни возник ангел-хранитель. Грандиозные замыслы, и попытка их воплощения. Конечно, в целом, жизнь царя не безоблачна ( тяготы правления, молчаливое упорное сопротивление знати, смерть первых детей в младенчестве), как и его поступки, но она подчинена разумному началу… пока.
Перелом начинается с болезни. Иван умирает – все уверены в этом, а наследник - в колыбели. И снова встаёт вопрос о власти.- многие из его окружения, и в том числе те кто обязаны ему своим возвышением и благополучием, отказываются присягать сыну,. И царь знает, в случае его кончины - Анастасию ждёт монастырь, а младенца Дмитрия ( не путать с другим, рождённым позднее Дмитрием) просто зарежут Кошмар его детства возвращается.
Он всё же выздоровел, и по видимости, простил всех.. но не забыл. С этого момента разрушительная программа сознания начинает работать неотвратимо
Что же это за программа – власти, жестокости, страха?…. Нет это программа личного авторитета
Юпитер поражён и находится в разрушительном градусе Весов.
На пороге жизни каждый человек, ощущая себя личностью, определяет для себя раз и навсегда- своё место среди людей, свою значимость, свою ценность, свою самость. Это непростой и часто болезненный процесс, ( Вспомним «Детство» и «Юность Л. Н.Толстого, «Страдания юного Вертера» Гёте и так дальше) Уяснив для себя «статус кво», юный человек начинает жить взрослой жизнью. Но в некоторых случаях процесс затягивается, уходит в подсознание, «тлеет» там долго, иногда всю жизнь
Быть или не быть – вот в чём вопрос – Да Гамлет тожеопределяет для себя систему жизненный ценностей и авторитетов Он не слаб, не глуп. Не оробок, но пока процесс не закончен, он не может решительно действовать Знал ли Сталин, обожавший Грозного и презиравший Гамлета, что у этих двух людей есть нечто общее. Ну. а если человеку рпиходится действовать, напргяать себя, преаозмогать, быть сильным. Решительным…
Психика испытывает постоянное внутреннее, подсознательное напряжение – Отсюда резкие перепады настроения, упрямство вопреки здравому смыслу, раздражение, вспышки ярости и жестокости. Это всё то. что Эшпай определил в своей характеристике образа Ивана как истеричность
«Мне важно было показать, что все зверства, казни Ивана были преимущественно истерического характера, что он был нервным, а природной жестокости в нем было гораздо меньше. Хотя истерическая жестокость, может, еще более страшная.»
Слово истеричный я бы заменила, но с тем. что жестокость Ивана Грозного была не ради жестокости, а как возможность ( извращённая возможность) выплеснув негатив добиться некоего психического равновесия, с этим соглашусь
Никакими экономическими или политическими целями невозможно внятно объяснить Опричнину, если не учесть её психологическую причину – « говорю вам не шутя, что я – царь или дитя?!» Ему ЭТО надо было доказать знати.
Потрясение, которое принесла болезнь, трудности реформ, уход Макария- любившего и просветлявшего его, опала Сильвестра, смерть Адашева, бегство Курбского – царь снова остался один ( как в детстве), без духовной опор… Но самая главная причина, роковым образом повлиявшая на душевное здоровье Иоанна была объективно историческая – борьба за укрепление единоличной власти, как уже упоминалось выше это процесс был общеевропейским Столетие спустя французский монарх скажет, обращаясь к непокорной знати – Государство - не вы, государство – это Я. Но Иван живёт в веке 16, когда в ментальности подданных понятия повиновения единоличной власти просто ещё не существует, Он - первый русский царь Если Великий князь – первый среди равных, то царь единственный по праву рождения, и праву династии. Князя можно поменять ( отсюда бесконечные заговоры), царя возможно только свергнуть – и это преступление. До такого сознания российское общество ещё не доросло
По трагической иронии судьбы отстаивать личный авторитет монарха в России пришлось человеку с поражённой программой личного авторитета.
Был ли царь безумен?! В клиническом понимании нет. Тогда как же представить себе это процесс изменения можно сказать помрачения) сознания.
Программы сознания как инструменты в оркестре ведут свою партию Но вот гармония нарушена, и одна программа ( одни инструмент начинает звучать сильнее и сильнее… И сознание слышит весь оркестр, но через искажённо, приглушённо, ему мешает эта настойчивая мелодия. И постепенно он слышит только её.
И наступает момент, когда ни человек имеет манию а мания имеет человека, начинается распад личности. Любая критика – уже видится как посягательство на авторитет самодержца, как затаённая измена, тлеющее предательство
Нет опоры, понимания, все – враги…Уничтожая врагов, человек, по сути воюет с призраками.
И последний период, который можно назвать так – болезни и раскаяние
В 1582 году завершается Ливонская война. В этот момент происходит еще одно событие, тоже весьма спорное в истории – это убийство сына Ивана Это событие окончательно убеждает Грозного, что он теряет Бога в себе. Казни прекращаются
Составляются синодики, в которых он поминает всех убиенных, Никто из тиранов, уходя, никогда не впадал в какие-то сомнения Иоанн Грозный кается Заканчивается правление полным крахом…