Почему в России в19веке не было крестьянской войны

Николай Кастрюлин
                . 
    Крестьянское восстание в России в 19 веке, подобное  крестьянским  восстаниям 17 и 18 веков, предотвратило интенсивное развитие молоканского и духоборческого движения.
      
   Положение крестьянских масс в  царской России  на протяжении всей её истории было в  удручающем состоянии. Непосредственная зависимость крестьянина от воли и прихоти своего  хозяина-помещика, вызывало недовольство и возмущение, что приводило к протестам и неповиновениям. Наиболее  вольнолюбивые крестьяне, которых официальные  органы называли преступниками, в отчаянии совершали какие-то акции против своих угнетателей: поджоги, грабежи, убийства. Конечно, они объявлялись вне закона и вынуждены были ударяться в бега в дальние края. В те времена  этими краями были донские степи, низовья Волги, Предкавказье. Таких беглых было немалое количество. Собираясь в ватаги, они образовывали  на новых местах  поселения, никому не подчиняющиеся. Так в этих краях сформировалось казачество. Это были по сути те же русские крестьяне, избавившиеся от крепостного угнетения. 
   
   Во времена  массового недовольства крестьян своим положением возникали массовые волнения, переходящие в восстания против  своих угнетателей. Иногда эти восстания происходили в отдельных регионах, где жестоко подавлялись. Крестьяне вынуждены были мириться со своим положением, но недовольство у них оставалось, и они в любой подходящий момент готовы были к новому неповиновению и восстанию. Иногда  возникновение крупных восстаний и революций объясняют тем, что они совершаются по желанию и воле каких-то вождей. В действительности в народных массах назревает  всеобщее недовольство существующим положением, и они в любой благоприятный момент готовы  к бунту, восстанию, революции. Важно, чтобы их протест возглавил какой-то вождь или какая-то политическая сила, идеологически соответствующие настроению масс.
    
   Назревшее недовольство крестьянских масс своим положением в России в17 веке  привело к восстанию и  крестьянской войне 1670-1671 годов под предводительством  Степана Разина. Восстанием была охвачена огромная территория. Восставшие заняли  Царицын, Астрахань, Саратов,  Самару, Пензу и много других городов  Поволжья. В восстании приняли участие  крестьяне Слободской Украины и народы Поволжья. Восставшие уничтожали помещиков и  их прислужников, создавали местное самоуправление.  Восстание  было жестоко подавлено. 
    
   Накопившееся недовольство и возмущение крестьянских масс России своим положением в 18 веке  вылилось в  восстание и крестьянскую войну 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Целью этого  восстания было построение крестьянского государства во главе со справедливым царём. Это восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край,  Нижнее и Среднее Поволжье, Приуралье, Урал, Западную Сибирь. Восстание вплотную подошло к границам Московской губернии. В восстании активно  участвовало свыше 100 тысяч человек.  Вместе с казачеством и русским крестьянством в восстании  участвовали  и нерусские народности. Целью восстания было  истребление дворян, отмена крепостного права, передача земли народу.  Восстание с трудом  было подавлено правительственными войсками.
    
   Недовольство крестьянских масс своим положением в России  накапливалось и в 19 веке. Крепостное крестьянство готово было к новому бунту и всеобщему восстанию. Спасло Россию от крестьянской войны в 19  веке появление и широкое развитие в стране сектантского движения. Недовольство крестьянских масс своим положением нашло некоторое удовлетворение  в протесте против  православной церкви, являющейся в то время  фактически одним из органов государственной власти. Возглавляли сектантское движение проповедники, несколько иначе, чем православные, толкующие священные книги. Наиболее массовым  в сектантском  движении было молоканство и духоборчество.
   
   Сомнительно, что ни с того ни с сего у крестьян вдруг появилась необходимость по религиозным причинам  массово отказываться от православия и уходить в молоканство и духоборчество. При сплошной неграмотности крестьяне не очень разбирались в тонкостях священного писания. Но им необходимо было  разобраться и понять, почему в их христианской стране  происходят несправедливости  и почему одни в обществе  живут богато, а другие работают на них и живут убого. Эта несправедливость не соответствовала  христианскому учению. Отсюда  у крестьян появились убеждения, что православные церкви, являющиеся  оплотом светской власти,  не служат  простому народу. В то же время,  молоканские и духоборческие проповедники, умело и  уверенно толкующие священные писания, доходчиво объясняли крестьянам  как надо жить по заветам  Христа. Они проповедовали, что все люди братья, все равны перед Богом, что судьбой человека может распоряжаться только Бог. Все эти идеи были по душе угнетённым крестьянам. Поэтому крестьянство пошло за  такими проповедниками. Крестьяне перестали посещать православные церкви и  стали массово вступать в  молоканские и духоборческие общины. Иными словами, это было выражением протеста  против угнетённого положения крестьянства в  своей стране. В 17 и 18 веках  этот протест выразился  в виде восстаний и крестьянских войн. В 19 веке он выразился  в виде массового ухода крестьян из православия  в молоканские и духоборческие секты. Благодаря этому  в 19 веке Россия избежала нового масштабного крестьянского восстания и новой крестьянской войны. 
   
   Несомненно, царское правительство понимало, что массовое сектантское движение  губительно для самодержавия, потому что  подрывало основные устои государства, опиравшегося на православную церковь. Против сектантского движения  стали применяться карательные  меры. Лидеров  движения  сажали в тюрьмы, ссылали в Сибирь. Рядовых членов общин принуждали возвращаться в церковь, непокорных забирали в  солдаты,  арестовывали. Так как такие меры  не могли предотвратить  дальнейшее  развитие  движения, стали применяться  меры принудительного выселения  молоканских и духоборческих семей из центральных  регионов России на дальние необжитые окраины. Зачастую их отправляли под конвоем. На новых местах поселений  переселенцы вынуждены были без государственной поддержки  приспосабливаться к новым условиям.   
      
  При Екатерине 11 молокан вместе с духоборами массово выселяли  на южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. Ведя здоровый образ жизни, молокане на новых ранее не обжитых местах через короткое время создали благоустроенные  хозяйства и стали жить зажиточно. Слухи об этом распространились в центральных регионах России, что способствовало появлению новых сторонников молоканского движения.
   
   При царе Александре1 в 1805 году молоканам была  предоставлена свобода вероисповедания.  В центральных регионах России  молоканское движение начало возрождаться и приобретать массовый характер. Власть и Синод забеспокоились. При царе Николае 1 по просьбе Святейшего Синода началось изгнание молокан на дальние окраины, больше в Закавказье.
             
   Выселение  молокан, как и  духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и  внедрение  русской культуры в   присоединённых к России  Закавказских провинциях. Первая цель, несомненно, была достигнута: сектантское движение в Центральной  России  постепенно приуменьшилось. А вот вторая задача, по мнению известного журналиста и историка  В.Л.Величко (Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы. С.Петербург,1904), по вине  государственных администраций выполнялась  бездарно. Русским переселенцам не оказывалась необходимая помощь и не всегда защищались их интересы, а в некоторых случаях даже оказывалось притеснение. Молоканские и духоборческие переселенцы, испытавшие большие трудности при переселении и освоении необжитых мест, продолжали испытывать притеснения со стороны местных администраций, возглавляемых  чиновниками православного вероисповедания.
      
   Выселение  молокан и духоборов  из центральных  регионов России  на окраины помогло сохранить некоторую стабильность в  крестьянской среде. Если бы не было массового молоканского и духоборческого движения и последовавших массовых выселений этих «смутьянов» на окраины, накопившееся крестьянское недовольство могло перерасти в  массовые крестьянские восстания. И тогда в  России в 19 веке  могла бы произойти новая крестьянская война, подобная войне  17 века под предводительством Разина и  войне 18 века  под предводительством  Пугачёва.
      
   Несомненно, мощное сектанское движение в начале 19 века было выражением протеста крестьянства против крепостного права. Массовый уход крестьян из православной церкви, обслуживающей интересы дворянского сословия, послужил одним из факторов отмены крепостного права в России в 1861 году. Во всяком случае, после отмены крепостного права уход крестьян из православия в христианские секты значительно приуменьшился.