Пафос смерти, отрывок из романа Симуляция

Афанасьева Вера
     Светило солнце,  и на нашем  старом кладбище было чудо как хорошо, так прекрасно, так замечательно, что просто хотелось поскорее умереть.  Пахло прошлогодней листвой,  дымом,  черемухой, птицы пели,  гудели пчелы, кто-то  веселый время от времени брызгал сверху легкими каплями дождя.
     А народ был невесел, подчеркнуто скорбен, безутешен и даже суров. Черные костюмы и галстуки, креповые платья, крепдешиновые  блузки, велюровые шляпки, шелковые перчатки, кисейные вуали и шали. Все вокруг демонстрировало, что  подлинный интеллигент уважает смерть и не может придти ко гробу в сером или коричневом. А здесь собрались интеллигенты, исключительно одни интеллигенты, самые-самые интеллигентные из всех интеллигентов,  провались они все в тартарары.
Вся эта чернуха, вся эта почти непроглядная темень подчеркивались яркостью дня и делали  благородное собрание похожим на слет заморской мафии. Впечатление разбивали только могильщики, самые живые из всех живых, почти веселые, сверкающие великолепными полуголыми торсами, в грязноватых майках-алкоголичках, наши, российские, других таких не сыскать. Они стояли в сторонке, опираясь на лопаты, покуривали, слегка посмеивались, явно обсуждали собравшихся. И одуванчики  не соответствовали случаю –   ярко-желтые, ослепительные на невыносимо зеленой траве. За границей таких нет, наверняка нет, во всяком случае, не на погостах.
      А вот стоящие неподалеку автомобили  вполне подходили компании: классические, черные, глянцевые, отливающие сияющим хромом автомобили богатых профессоров. Российский оксюморон, потому  у нас профессор, по определению, не может быть богатым, а  нашим  умным неприлично иметь такие автомобили. Дорогие автомобили  в российской науке  -  тест на профпригодность, и когда я вижу  профессора на «бэнтли», то   уверен, что он ни черта не смыслит в своей специальности и вынужден администрировать в силу отсутствия хоть толики таланта. Тот, кто сам  не умеет учить, учит, как надо учить. Одним словом, собрание методологов, жужжание и стрекотание.  Зачем же они пожаловали, как же снизошли? Ах, да, ведь хоронили мировую знаменитость, так что на всякий случай, для потомков.  Но одна машина все же диссонировала, била в этой непроглядной черноте по глазам алым цветом, словно разряженная красавица среди монашек. Чья же это, красивая  до непристойности? Кто посмел попрать устои и нормы академической и кладбищенской жизни?
       Мой затуманенный, но все же мужской  глаз доложил мне, что многие скорбящие дамы  не забыли  накрасить губы, напудрить носы и нарумянить щеки, и  теперь их косметика, подчеркнутая черным, освещенная  ярчайшим кладбищенским солнцем, напоминала египетские погребальные маски или грим белого клоуна. Вон там, справа от меня, кучкой  стояла  кафедра Игоря, и нежные  дамы старательно делали вид, что смахивают слезы, поднося выставочные кружевные платочки к уголкам  накрашенных,  аккуратно плачущих очей.
И лишь две  особы выбивались из хоровода погребальной скорби. Приглядевшись, я понял, что своей значительностью   они  отличаются от всех прочих женщин, как русские платки от  затейливых несерьезных шляпок. Одна  - стоящая в стороне от всех блондинка лет сорока с умным и спокойным лицом, без косметики и в простом черном платочке. Она не плакала, думала о чем-то своем, но каким-то образом ощущалось, что кладбище для нее – особое место, а похороны – вовсе не удобный повод надеть подходящий к лицу траур и явить миру свое  умение скорбеть и сопереживать. Но именно на ней взгляд и останав-ливался.
       А на другую, состоящую из противоречий, совсем еще юную,  но уже  полностью сложенную,  покрытую черным шелковым платочком, но  с легкомысленным горошком, со  страдающими, но обведенными широкой траурной  каймой глазами,  я просто засмотрелся.   
- Господи, зачем же ты, киска, так глазки-то подвела, - мысленно сказал я ей, испытывая острейшее желание сказать  это вслух. – И губы сначала карандашом обведены, а сверху еще и блеском накрашены. Ведь не заплакать, не  проститься с усопшим.  Ну, разве можно такими губами поцеловать покойника на прощание? Хорошо, хоть гроб закрыт, а то  ведь  у нас полагается.
       Шпильки туфель красотки глубоко проваливались в жирную землю, она вытаскивала их из грязи, отходила в сторону, вытирала о траву, снова проваливалась и снова вытирала. Даже здесь, у гроба моего друга, она все время думала о своих проклятых туфлях, и о своем то и дело съезжающем назад платке. Было непонятно, отчего так страдает эта детка: оттого, что умер  прекрасный математик, наверное, ее учитель,  или оттого, что портит такую дорогую обувь. Я представил тела длинных красноватых дождевых червей,  разрезанных пополам ее каблуками, и содрогнулся.
- Позвольте продолжить траурный митинг…
       Я любил тебя, Игорь, но устал прощаться, и, по-видимому, не я один. Мы уже попрощались с ним дома, потом в актовом зале, и это третье прощание потекло вяло, но все-таки выходили, говорили, хвалили и сожалели, вспомнили и про меня.
- А теперь слово лучшему другу…
      Вышел я, потому что я и был его лучшим  другом, нет, не лучшим, а  самым старым. Для того чтобы стать  лучшим другом, надо для начала быть хорошим, а хорошим другом ему я никогда не был. Но я все-таки вышел. Он правильно распорядился, хорошо, что мы его не видим. Интересно, он в парадном костюме? В галстуке? В моей голове мелькнуло воспоминание о том, как известного всей стране журналиста хоронили в ставших брендом очках, а бабушка моя, посмотрев похороны по телевизору, сказала:
-Зачем же ему очки? Что он,  Боженьку через очки, что ли, рассматривать будет?
И стараясь победить и те очки, и  мнимый галстук, и гипотетический венчик, который, наверняка, притащила из церкви атеистка Алла, я произнес то,  что должно было бы порадовать моего бедного единственного друга:
- Ты был прав, Игорь, ты всегда был прав. Наша жизнь – симуляция, подделка,  и даже сегодня, и  даже здесь, в этом самом живом в городе месте, все симулируют,  моделируют и имитируют скорбь. Но я не испытываю скорби, Игорь, ни настоящей, ни поддельной. Я рад за тебя, потому что считаю, что тебе, так глубоко и тонко воспринимавшему мир, живому и умному,  не пристало жить среди не испытывающих человеческих чувств полуживых дураков. Ты был прав, Игорь, ты был самым умным, прости меня.
      Это было труднее, чем я думал, но я сделал это. Народ слегка зашевелился, загудел, но в целях собственной душевной безопасности тут же коллективно решил, что я пьян. Меня же интересовали здесь только двое. Я посмотрел на Иру:  она, слегка покачиваясь, стояла справа от гроба, безучастная, совершенно белая, накаченная лекарствами, и ее поддерживала Алла, делавшая мне  страшные глаза  из-под огромной фиолетовой шляпы и, по-видимому, согласная полжизни отдать за то, чтобы меня тут же, немедленно  похоронили в могиле Игоря.  В ярких солнечных лучах чудовищная эта шляпа производила впечатление ультрафиолетового ядерного гриба, и я почти зажмурился, настолько поганым было зрелище. Не желая ослепнуть от этой шляпы, я  отыскал глазами девицу на шпильках. Эта смотрела на меня с восторгом,  я напился из ее взгляда и  продолжал. Мне оставалось сказать совсем немногое,  и я смог договорить:
- Я знаю, что ты попал туда, куда попадают гении. И  прошу тебя: оттуда,  из своей гениальной вышины, помогай мне, потому что моих сил и моего слабого разумения не хватит, чтобы справиться с тем, что ты мне поручил. Прощай.
Я отошел в сторону и услышал, как декан мехмата сказал проректору по науке:
- Похоже, это заразно.
    День и так был экстраординарным, и поэтому я решил, что бить морды мерзавцам не время и не место,  а на будущее загадывать не стал. Будет день, будет и морда.  Да и  Ира расстроится, когда ей расскажут. А вот девочка, пожалуй, обрадовалась бы. Я поискал ее глазами. Вон, стоит у  ближайшей оградки, опустила глазки, потихоньку наблюдает за мной. Что же с ней такое,   что мне без нее так скучно? Я же уже и минуты без нее прожить не могу. Или это со мной? Нет, пожалуй, все-таки с ней, мало ли девиц вокруг, мне и дела до них никакого нет, а эту я  вижу даже спиной. И вдруг я понял: это же женщина Игоря, мне всегда нравились только его женщины.   
     А  оргкомитет похорон не растерялся,  быстренько сориентировался и решил,  что не пристало заканчивать скандалом благопристойное прощание с мировой знаменитостью, и,  чтобы покрыть мои слова, тут же  выдвинул из своих рядов кого-то подходящего и надежного, старательно забубнившего банальные пристойности.
- Ну, ты даешь, старик! Горжусь, хотя ты и меня причислил к дуракам. Расцениваю это как издержки чрезмерного обобщения, индукции на неопределенном множестве.
Это был Вадик,  молодой коллега Игоря, умный, всегда ехидный, но почти никогда не вынимающий фигу из глубокого кармана.
- Я сказал  для него, а не для всех.
- Все тоже не безухие, так что жди последствий.
Он мысленно потирал руки в предвкушении скандала.
- Вадик, а  это что за девочка?
Не было нужды объяснять, кого я имел ввиду, она была заметна на сто километров.
- Живые о живом, да, старик? Ну,  ладно, не стесняйся, дело житей-ское. Нравится?
- Нет, просто какая-то странная.
- Она была влюблена в Игоря, как кошка. Студентка его.  Не пове-ришь, но год назад ты бы ее не узнал. Даже не синий, а серый чулок, мышь незаметная. Косица, серенькие глазки, обгрызанные ноготки,  невзрачная одежка, удобные туфлишки. Вдруг как-то иду по факультету,  гляжу – незнакомая красотка невиданной прелести и непревзойденной сексапильности, таких у нас наперечет, а эту не знаю.  Пригляделся -  ба, да  это Анфиса! Влюбилась и постаралась, изменилась чуть ли не за один день, изменилась до неузнаваемости, мне потом Игорь рассказал. Хотя нет, в ней и  раньше что-то было. Она умная девка, и есть в кого. Знаешь, кто ее отец?
        Он назвал фамилию академика, я кивнул: да,  химическое светило.
- Вот потому такая и красивая.  Что может быть сексуальнее, чем ум, льющийся из-под накрашенных ресниц? Ты же замечал,  что мужчинам необыкновенно идет красить глаза? Но у нее, по-моему, ресницы  и вовсе наклеены, она просто помешана на своей внешности, поверь мне. А Игорю она проходу не давала, все время крутилась рядом, подманивала и провоцировала. Он, конечно, любит Иру, но сам понимаешь… Заволновался, оживился. Но, кажется,  не успел.
    Оратор, старательно замазывавший  мое выступление, замолчал. Уныло, в разнобой, загундосил оркестр, неузнаваемо портя великую музыку.  Боже, еще и оркестр, хорошо, что гроб закрыт,  терпи,  Игорь, терпи, немного осталось. Гроб подняли, понесли, стали опускать в разверзнутую яму. Он, покачавшись на ремнях,  нехотя скрылся в могиле. Музыканты, выпустив по последнему петуху, наконец, заткнулись. А могильщики заволновались, явно недовольные результатом:
- Слишком длинный, не встает.
Один из них спрыгнул вниз, поскакал на гробу,  для верности топнул ногой еще пару раз и  вылез наружу. Как же ты живешь на свете-то, парень, чего боишься, во что веришь? Старший могильщик, и у них тут есть главные, проорал:
- Пусть каждый кинет по три горстки земли.
      Пусть каждый кинет своих три  камня, маленьких, мягких, но три. Все по команде поковыляли к могиле, самыми кончиками пальцев взяли по щепоти, еще и еще, бросили вниз, стали тщательно вытирать руки платками. Я видел как  Анфиса  зачерпнула землю полной горстью, не пожалев длиннющих ногтей и отошла, перепачкав туфли так,  что каблуков вообще не  стало видно из-за налипшей грязи. Это было забавно: туфли, у которых вместо каблуков колобки из жирной земли. Перепачканные пальцы сделали ее  похожей на ведьму, только что раскопавшую чью-то свежую могилу. Сам я  землю в могилу кидать не стал, не знаю, почему, но не стал, не стал и все.  И тут же  заметил, что кое-кто посмотрел на меня осуждающе: друг, мол, а побоялся руки запачкать. Старуха Майорова стала пялиться на меня так, что я чуть не показал ей язык.
     Лопаты замелькали, как весла Харона,  как черная вода, полилась вниз земля, и он уплыл от нас, уплыл навсегда, поплыл по бесконечной круговой реке, медленно несущей свои воды вокруг царства теней.  Хотя он   думал, что царство теней находится не там, а здесь. Я же ни в чем не был уверен, знал лишь, что больше не увижу его здесь.
Vale!
- Нормалек закопали, - загорелый полуголый атлет утирал ладонью лоб, радостно щурился на солнце.
Это был тот парень, что  спрыгнул в могилу. Я молча вынул из сумки бутылку, протянул ему, ему нельзя без спиртного. Он сорвал головку, достал из кармана брюк стограммовую граненую стопку, налил, выпил. Выдохнул. Повторил.
- Примешь?
Я кивнул, и он налил мне полную.
- Ты молодец, мужик, я слышал,  как ты сказал. Все симулянты, уж я-то знаю. А мне надоело, вот, живу теперь. Тут хорошо!
Он улыбнулся, и я поверил ему.
- Нашим надо оставить.
- У меня есть еще.
- Ну, тогда я допью. Твое здоровье.
        На этот раз он обошелся без стакана. Он  пил вкусно, запрокинув красивую голову, а я внимательно смотрел на волны, которые бежали по мускулистой шее, и видел, как быстро убывает водка. Молча достал из сумки вторую бутылку, протянул ему.
- Молоток! Только ты  не прав, люди не дураки, люди очень даже умные. Запомни, всегда и везде найдутся умнее тебя. И никто ни из какой вышины на тебя не посмотрит, если и посмотрит, то только из глубины.  Хотя ты так и не думаешь, просто перед девчонкой этой выпендривался. Одобряю! Если что, обращайся, мы всегда тут.
Водка сделала свое дело, и по дороге к автобусам я догнал Анфису, пошел рядом, совсем близко и позволил себе не быть  интеллигентным,  жарко сказав ей на ухо:
-Что же ты, детка, в таком виде на кладбище пришла? У тебя совесть есть?
       Она дернула плечом, остановилась, пропустила меня вперед, я  за-шел в первый автобус, она демонстративно прошла во второй. Я видел, как Ириному брату Сане не хватило места в машине,  куда сели Ира,  ее мама и, разумеется,  Алла с мужем, и помахал ему рукой. Саня кивнул мне, зашел в наш автобус и сел рядом со мной.
- Устал? – спросил я его.
- Да конечно, вчера  весь день бегал, и сегодня с утра. Но в таких случаях считать не приходится. Только вот Владик дома  один. Тебе, на-верное, уже рассказали? Ну, в общем, он теперь как малый ребенок. Я стараюсь не афишировать, но всем, конечно, все известно. Компьютерная зависимость. Больше всего это напоминает аутизм. Он все время проводит за компьютером,  я кормлю его почти насильно, заставляю ходить  в туалет и укладываю спать. Думаю, что и Наташа  из-за этого умерла. Только Игорь как-то ухитрялся отвлечь его на некоторое время, больше Владик  ни с кем не разговаривает. Не знаю, что теперь будет.
- Но можно же как-то лечить?
- За пять лет все перепробовали, проходили курсы психологической реабилитации, лежали в клиниках,  лишали его компьютера. Но без него  он становится таким несчастным, ты бы только видел, ему просто не хочется жить. Некоторые отлученные  заканчивают суицидом, я этого очень боюсь, да и  не желаю, чтобы он лежал в сумасшедшем доме. Поэтому иду у обстоятельств на поводу и терплю все это. Время от времени, конечно, предпринимаю очередную попытку, но все зря, и я уже ни во что не верю. Вот так вот и живем. Ты-то как? Давно тебя не видел.
- Да ничего, целый семестр преподавал в Англии, читал  русскую литературу. Теперь вот предаюсь любимому занятию – бездельничаю.
- Все бы так бездельничали. А остаться там не захотел?
- Однозначно нет. Мне предлагали, но там скучища жуткая, овсяная каша. То ли дело у нас.
- Да уж, у нас скучать не дадут.
      Мы подъехали к  университету, и я видел, как Анфиса вышла из своего автобуса и пошла куда-то прочь, явно не собираясь на поминки. Я постоял немного на улице и в кафе  зашел почти последним, когда все уже расселись. Столы почему-то были на пятерых, и люди расселись проверенными коллективами, образуя многочисленные черные пентаграммы, некоторые правильные, некоторые перевернутые.  За столиком с Ирой уже сидели Саня, Алла с мужем и Ирина мама. Оставались и пустые столы, и я уже, было, решил сесть в одиночестве,  потому что вряд ли кто-то захочет принять в свою компанию  распоясавшегося фрика, как вдруг кто-то помахал мне  рукой. Это был Олег. Я подошел.
- Садитесь с нами, Андрей Евгеньевич.
 С ним сидели Вадик, Гарик и Ашот Амбарцумян.  Люди были свои,  Ашот приглашающе отодвинул стул, и я сел.
- Кто за то, чтобы напиться? – спросил Гарик, и Ашот сумрачно кивнул.
- Пусть земля ему будет пухом, царствие небесное, - сказал Олег очень серьезно.
  Вадик попытался чокнуться.
- Ты что, турок,  что ли? – остановил его Гарик. – Не чокаются.
       Кто-то вдалеке от нас вставал, что-то говорил, но ничего не было слышно,  так что  поминали разъединено, каждый своей пятиугольной компанией. Мы выпили под кутью, под селедку и перед щами, после чего отведенная нам бутылка закончилась и я достал из сумки свою.
- Не надо, - сказал Ашот. – Убери, позже  пригодится. Девушка, нам еще бутылочку принесите.
        Проходящая мимо официантка покосилась недовольно, но  водку принесла.
- Черт, никак не попаду на нормальную водку, хоть за сто рублей покупай, хоть за двести, хоть за тысячу – одно говно, не кондиция, - поморщился Гарик. – Помните, мужики ту, что за три шестьдесят две – слеза!
- За три шестьдесят две я не застал, успел только за десять, встречалась и ничего, - вспомнил Вадик.
- А у меня до сих пор в гараже стоит ящик по четыре двенадцать, с моей свадьбы осталось, я берегу себе на поминки, - похвастался Ашот. -  Так что, если что -  требуйте, чтобы вам той дали.
- Что за идиотский обычай – без вилок, ну как можно ложкой есть колбасу и селедку? – сказал Вадик.
- Колбасу вообще не положено, а селедку ложкой - вполне, -   успокоил Гарик.
- А кто это определяет, что положено, а что не положено?
- Народ, Вадик, народ, а он всегда прав. С традицией не поспоришь, и чокаться на похоронах также неприлично, как дарить четное число роз на день рождения.
- А вилок, вилок почему нельзя? – не унимался Вадик.
- Не знаю, может, потому что они острые? – задумался Гарик. – Маленькое подобие дьявольского трезубца.
- Что же мы,  дьявольскими трезубцами каждый день едим?
- Трезубец у Посейдона, у чертей вилы,  – сказал Ашот. – Успокойся, Вадик. Ты где сейчас, Олег? 
- У меня фирма.
- Компьютеры?
- Что ж еще?
- Ну, и как?
- Да ничего, на жизнь хватает.
- Все-таки зря ты тогда ушел от Игоря.
- Я  и сам часто жалею.
- Так возвращайся, я поруковожу.
- Поздно, дисквалифицировался.
- Мозги никогда не дисквалифицируются. Подумай.
- А ты чего молчишь, умник? – неожиданно обратился ко мне Гарик. – На кладбище все дерьмо выложил? Не верю.
Похоже,  Гарик  уже достиг поставленной цели и напился, но я твердо решил  быть сегодня пай-мальчиком.
- Обозвал, значит, всех публично дураками, и молчит. Морду бы тебе за это набить,  но неудобно в такой день.
          Да,  не одного меня  в  сей скорбный день посещает мысль об набить кому-нибудь морду, может быть, так и должно быть. Но я все еще  вел себя, как ангел.
- А о чем говорить-то? О чем вообще можно говорить на похоронах?
- Ну, хотя бы о том, почему он всегда был Игорем, а я Гариком. Вроде я и учился не хуже него, и старостой в группе был –  нет, он с первых дней Игорь, а я Гарик. Вот и объясни мне, умник, почему.
         Ба, да он продолжал завидовать даже мертвому Игорю! Примерно так же, как  когда-то Вадик завидовал Олегу, а бедный Сальери – Моцарту. Этим людям не давал покоя именно чужой дар, а не  богатство или красота, и именно это выделяло их в особую группу. Да,  классифицировать людей можно и по тому, чему они завидуют. 
- Чего здесь объяснять-то? Тебя же так мама всегда звала, как назвали, таким и стал. В этом имени ты органичен, оно все и определило. А Игоря и дома всегда звали  Игорем.
- То есть он всегда представлял из себя что-то серьезное, а я так, пустячок? Это ты хочешь сказать, филолог хренов?
- Да ничего я не хочу тебе сказать, отстань ты от меня, чего прице-пился. -  Я уже злился и постарался увести разговор в сторону. – Слушай, Ашот, следующую доставать? Больше нам наверняка не дадут.
- Давай, - согласился Ашот.
- Что же будет с Ириной Александровной? Туго ей придется, она  же не работает, и детей нет, - сказал Олег.
- За Иру вашу не беспокойтесь,  - сказал Гарик со злобой. – Найдутся утешители.
Реплика явно касалась меня, и я сказал так жестко, как только смог.
- Кого ты имеешь в виду?
- Не бойся, не тебя, на хрена ты ей нужен, козел старый. У нее уже  год как молодой любовник, красивый и сильный, нам с тобой не чета.
Я взял его за запястье, сжал изо всех сил.
- Заткнись, мразь, а то и в самом деле  получишь по морде.
- Хорошо сидим, -  сказал Вадик, крысеныш
- Руки убери.  У нее, значит, любовник, а в морду мне?
- Даже если так,  не твое это собачье дело.
- Еще какое мое, до него-то был я. Пока ты мечтал, я имел, все очень просто.
        Я стал подниматься из-за стола, потащил  за собой пьяного Гарика. Он стоял передо мной,  слегка покачиваясь и нагло улыбаясь, и я совсем легко смазал его пощечиной. Его пижонские серебряные  очки упали на мраморный пол, зазвенев, словно серебряная ложечка, и  одно идеально круглое стекло вылетело и покатилось куда-то. 
- Ты разбил мои очки! – заголосил Гарик. -  Да ты знаешь, сколько они стоят? Ты сам, сука,  столько  не стоишь вместе со всеми своими потрохами и дешевыми писульками.
Весь зал уже давно смотрел на нас, и я потянул Гарика на улицу, но Ашот встал между нами
- Не надо, Андрюша, ты же видишь, он пьян. И Иру пожалей, это же поминки.
Да уж, поминки удались, ничего не скажешь.
- Садись, Андрюша, сейчас второе принесут.
        Эта мразь не дала мне нормально помянуть друга, но столь частых в нашем отечестве сценариев застолья, когда вместе пьют, потом бьют  друг друга, потом мирятся и снова пьют, я не практиковал. Поэтому  сказал:
- Нет,   мне пора, я уже наелся. А с тобой, мерзавец,  мы поговорим в другом месте.
Со своего места поднялся Олег.
- Я с вами, Андрей Евгеньевич.
- Не сегодня, Олег, мне надо побыть одному, позвони мне как-нибудь на днях. Счастливо оставаться.
- Очень уместное прощание, - прокомментировал Вадик.
Значит, все-таки обиделись даже эти, самые преданные и умные. Я подошел к Ире.
- Мне пора, Ира,  держись. Звони, я сразу приеду.
Она равнодушно смотрела на меня, потом вспомнила через  пелену транквилизатора.
- Ты зайдешь за его бумагами? Он оставил их тебе.
- Зайду завтра. Алла, ты сегодня у нее ночуешь?
- Да, мы с Геной переночуем. И Надежда Владимировна. Что это вы там с Гариком затеяли? Тебе кладбища мало? Не ожидала от тебя!
Я сделал вид, что не услышал.
- Надежда Владимировна, и вы, пожалуйста, звоните, если что.
- Спасибо, Андрюша, ты уж нас не оставляй.
- Само собой разумеется.
- А про Игоря ты все правильно сказал, не переживай.
Я поклонился.
- До свидания.
- До свидания, милое создание, - едва слышно пробормотала Алла.
      Я прошел мимо столиков со сразу замолчавшими представителями ректората и деканата, кивнул на прощание еще кое-кому из зала, и тут увидел идеальное стекло из очков Гарика. Я хотел наступить на него, но зачем-то поднял и положил во внутренний карман пиджака.  А выйдя на улицу,   сразу понял, что ангелом сегодня мне все-таки не быть. Она стояла, прислонившись к  кованой университетской ограде, в уже чистых, отмытых до блеска туфлях, бледная, красивая и ждала меня.