Либретто оперы гуси-лебеди по русской народной ска

Екатерина Приходовская
Екатерина Приходовская

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

(опера)

весёлая притча

(по мотивам русской народной сказки)

 

Л И Б Р Е Т Т О

Приходовской Екатерины
 

2005

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Воланд – тенор
сестрица Алёнушка – сопрано
братец Иванушка – баритон
Мать – меццо-сопрано
Отец – бас (с ярко выраженным «оканьем»)
Речка – меццо-сопрано
Печка – бас
Яблонька – колоратурное сопрано
Подружки, Гуси-Лебеди – женский хор ( 7 или 13 человек )
       



Пролог
 

Полумрак. Выходит Воланд в длинном чёрном плаще и чёрной шляпе, низко надвинутой на глаза.

 

Воланд.  «Я – часть силы той, что без числа

                Творит добро, всему желая зла».

(сбрасывает плащ и шляпу и оказывается весёлым молодым человеком в простом синем свитре и брюках)

Творю добро? Желаю зла? Смешно!

Когда бы я желал им зла –

давно бы мир их был необитаем,

Когда бы я творил для них добро –

он был бы раем.

Пустышки с мёдом – радости людей,

их гнев и ярость – погремушки.

Я развлекаю плачущих детей,

А дети любят сказки да игрушки.

Уходит.

 

АКТ 1
Сцена 1.

Свет. Выходят Отец, Мать, Алёнушка и Иванушка; Алёнушка ведёт Иванушку за руку.

 

Отец. Алёнушка, любезное дитя!

Алёнушка. Что, батюшка?

Отец. Послушай-ка.

Мы с матушкой поедем по делам

и к вечеру воротимся.

А ты без дела не сиди!

Алёнушка. Да, батюшка.

Отец. Коров подои да в лавку сходи.

Алёнушка. Да, батюшка.

Отец. Воды принеси, пирог замеси,

            да особливо смотри за Иванушкой:

            чтоб не пил, не гулял,

            не ворчал, не скучал

            да послушен был веленью твоему.

            Чтоб собак не гонял,

            на траве не лежал

            да за девками не бегал по селу.

            Понятно ли?

Алёнушка. Да, батюшка.

Мать. Алёнушка, любезное дитя!

Алёнушка. Что, матушка?

Мать. Будь умницей.

            Всё выполни, что батюшка сказал,

            мы к вечеру воротимся.

Отец и Мать. Смотри, без дела не сиди!

Алёнушка. Да, матушка.

Отец и Мать. Коров подои да в лавку сходи.

Алёнушка. Да, матушка.

Отец и Мать.     Воды принеси, пирог замеси

                да особливо смотри за Иванушкой.

Алёнушка.         Да, матушка. Да, матушка. Да, матушка.

Отец.              Ну, удачи тебе, золотце Алёнушка. (благословляет Алёнушку)

Алёнушка.    Да, батюшка.

Мать.           Ты ведь умница у нас да разумница. (благословляет Алёнушку)

Алёнушка.  Да, матушка.

 

Мать и Отец уходят, Алёнушка машет им вслед.

 

Алёнушка. Я одна. Целый день! Сама себе хозяйка!

(подводит Иванушку к кулисам и усаживает на пол)

Сядь сюда, Иванушка,

            поиграй на солнышке,

            да смотри:       

(грозит ему пальцем)

            чтоб собак не гонял,

            на траве не лежал

            да за девками не бегал по селу!

(Смеётся. Отходит к краю сцены)

 

Сцена 2.

Одна за другой, с равным интервалом, выходят Подружки и ходят по кругу, как тролли вокруг костра.

 

Подружки.    Вышел месяц из тумана,

                вынул ножик из кармана,

                буду резать, буду бить,

                буду резать, буду бить,

                всё равно тебе водить.

                Буду резать, буду бить,

                всё равно тебе водить.

(все указывают на Алёнушку)

                Тебе водить!

 

Алёнушке завязывают глаза платком и трижды крутят.

Она бегает по сцене, все от неё уворачиваются.

 

Держи! Беги! Ищи! Найди!

Держи! Беги! Ищи! Найди!

Алёнушка. (хватает одну из подружек за руку) Поймала!

 

Снова все ходят по кругу, Алёнушка с ними.

 

Подружки и Алёнушка.     Вышел месяц из тумана,

                вынул ножик из кармана,

                буду резать, буду бить,

                буду резать, буду бить,

                всё равно тебе водить.

                Буду резать, буду бить,

                всё равно тебе водить.

                Тебе водить!..

Иванушка. (из-за сцены кричит, затихая) Сестрица! Алёнушка! Держи меня!

                Ищи меня! Найди меня!..

Алёнушка. (выбегает из круга) Иванушка!..

 

Свет гаснет. Полумрак.

Подружки мгновенно заворачиваются в чёрные плащи и стоят все лицом к Алёнушке.

 

Хор.    Как над лесом летят, летят лебеди.

            А и служат те лебеди Бабе-Яге,

            ой да Бабе-Яге, костяной ноге.

            И лежит к ней путь-дороженька,

            путь-дороженька неизвестная.

                В лесу дремучем, в тёмной чащобе,

                где только звери да тишина,

                стоит избушка на курьих ножках,

                светом волшебным освещена.

                В полночь, в полночь – зашумит листва,

                в полночь, в полночь – закричит сова,

                лес закачается чёрными волнами,

                грозно закаркают чёрные вороны:

                «Едет! Едет! Хозяйка! Хозяйка!»

Как въезжает хозяйка на свой двор,

а на дворе всё что-то белеется.

А то косточки белеются,

всё-то косточки человечьи…

Алёнушка. (мечется по сцене) Ой, страшно, страшно, подруженьки,

                страшно, страшно, страшно, подруженьки,

                страшно, страшно мне.

                Страшно, страшно, страшно мне!

                Страшно мне.

 

Под её возгласы подружки одна за другой, как выходили, уходят со сцены молча, глядя перед собой, чёрными силуэтами. Алёнушка в центре сцены, стоит опустив голову.

У кулис появляется Воланд.

Алёнушка не видит его.

 

Сцена 3.

 

Алёнушка. Я одна.

Воланд. Ты одна.

Алёнушка. Страшно мне!

Воланд. Страшно тебе. Бедная, бедная ты!..

Алёнушка. Бедная, бедная я…

                Что же делать?

Воланд. Думай.

Алёнушка. Думаю.

Воланд. Думай.

Алёнушка. Думаю. Что же делать?!

Воланд. Что же делать?..

                Пойдёшь ты в тёмный, дремучий лес.

Алёнушка. Пойду я в тёмный, дремучий лес…

Воланд. Там много чудес, там много чудес.

Алёнушка. Там много чудес, там много чудес.

Воланд. Стоит там волшебная печка…

Алёнушка. Стоит там волшебная печка…

Воланд. Бежит там волшебная речка…

Алёнушка. Бежит там волшебная речка…

Воланд. И яблонька ветками тихо качает.

Алёнушка. …качает…

Воланд и Алёнушка. Они всё скажут. Они всё знают.

Алёнушка. Какое тут странное эхо. Пора!

Воланд. Пора!

Алёнушка. Пойду я.

Воланд и Алёнушка. Пора!

 

 Алёнушка быстро уходит.

 

Сцена 4.

Выходит Печка, непрерывно суетится, пританцовывает.

Воланд на краю сцены.

 

Печка. Делать. Делать.

              Работать. Работать.

              Повышать показатели производства

              на двести процентов, на триста процентов…

Воланд. Зачем? Зачем? Кто будет есть твой хлеб?

Печка. Всё равно. Всё равно.

              Производство должно расти,

              расти и расти, расти и расти…

Воланд. Да ты остановись. Подумай!

Печка. Тунеядцев не терплю

              и хлебами не кормлю.

              Кто не работает – тот не ест.

              Хлеб – всему голова, всему голова, всему…

 

Выходит Алёнушка.

Алёнушка. Здравствуй, Печка!

                Иду я к Бабе-Яге; укажи мне дорогу, пожалуйста.

Печка. (указывая ей на лежащие рядом дрова) Кто не работает – тот не ест!

 

Алёнушка трижды закидывает дрова в печку.

Печка указывает ей рукой дорогу.

 

Иди туда. Спроси у Речки.

Алёнушка. Спасибо. Пойду.

Печка. (даёт ей небольшой хлебец) Возьми. Каждому по труду!

 

Убегает Алёнушка, потом важно уходит Печка.

 

Сцена 5.

Выходит Речка, свободно движется по сцене – как будто гипнотизирует; плавные, медленные движения.

 

Речка. Без конца и начала

             я всю Землю обежала.

             Много я видала, ой, много я слыхала.

             Ой, как страшно в мире, всё, что есть живое,

             плачет и страдает, молит о покое…

                Пейте, пейте, дети мои,

                пейте молоко матери-земли.

                Забывайте беды свои.

                Счастье только в забытьи.

                Лекарство от страстей, лекарство от мучений –

                забвение и время. Забвение и время.

 

Входит Алёнушка, уставшая, грустная.

Речка протягивает к ней руки, манит; Алёнушка тянется к ней.

На другом конце сцены, за спиной Речки, - Воланд.

 

            Выпей! Выпей!

Воланд. Не пей! Не пей! Нельзя тебе!

Речка. Выпей! Выпей!

Воланд. Не пей! Не пей! Нельзя тебе!

Алёнушка. Нельзя мне.

            Иду я к Бабе-Яге; укажи мне дорогу, пожалуйста.

Речка.  Дар бесценный не отвергай.

              Мир забвенья – безмятежный рай.

              Все пути к забвенью ведут.

              Все страданья годы сотрут.

              Пусть вместо всех тревог, пусть вместо всех стремлений

              покой дарует время. Покой дарует время.

              Выпей! Выпей!

Воланд. Не пей, не пей!..

Алёнушка. Нельзя мне!

Речка. (медленно уходя) Что же, если хочешь – вот твоя дорога.

                Дар ты мой отвергла, зла ты встретишь много.

                Глупый, глупый ребёнок! Что найти мечтаешь?

                В жизни что найдёшь сегодня, завтра потеряешь…

 

Уходит.

 

Сцена 6.

Алёнушка; Воланд, невидимый для Алёнушки.

 

Алёнушка. Всё темнее лес.

                Всё страшнее мне.

Воланд. Не бойся. Смотри!

 

Медленно входит Яблонька.

 

Яблонька. Много лет назад цвёл райский сад,

                и я там росла много лет назад.

                Но запретными были плоды мои,

                и ненужными вяли плоды мои.

Далее Яблонька поёт, как бы обращаясь к Воланду: во втором куплете вспоминая их общее прошлое, в третьем – жалуясь ему. Воланд постепенно выходит в центр и в конце третьего куплета оказывается около Яблоньки.

 

                Однажды с печальных моих ветвей
                яблоко Еве дал мудрый змей,

                и отведала Ева плодов моих,

                и познанье взяла от плодов моих.

            Всевышний, людей гоня, на землю людей гоня,

            в безлюдную чащу изгнал и меня.

            Здесь никто не срывает плоды мои,

            и ненужными вянут плоды мои.

            А…

Воланд. (ласково, успокаивая её, как ребёнка, может быть, даже обняв за плечи)  Не пришёл ещё долгожданный срок.

             Соберут ещё люди плоды твои.

Алёнушка. Иду я к Бабе-Яге…

Яблонька.   Возьми моё яблочко спелое…

Воланд.         Возьми её яблочко спелое…

Алёнушка. Укажи мне дорогу, пожалуйста.

Яблонька и Воланд. …и увидишь дорогу верную.

                И явится истина.

 

Алёнушка берёт яблоко и торжественно поднимает его.

 

Воланд, Яблонька и Алёнушка.  Явится истина!

 

Алёнушка уходит в одну сторону, Воланд и Яблонька – в другую.

Свет гаснет.

 

 

АКТ 2
 

Сцена 1.

Внутренность избушки на курьих ножках; все её традиционные атрибуты: филин, кости, черепа, печь с ржавой заслонкой, паутина и т.д. На низенькой скамейке – грустный, отчаявшийся Иванушка, рядом – невидимый для него Воланд.

(Воланд в этой сцене периодически изображает Бабу-Ягу; все диалоги с Иванушкой – от лица Бабы-Яги, все реплики в сторону – от самого Воланда.)

 

Иванушка. Ох, кругом лес безлюдный.
                Ох, не уйти мне отсюда…

                Жребий, жребий мой неминучий –

                Сгинуть, сгинуть в глуши дремучей.

                Ох, сгинуть, сгинуть… Ох, сгинуть, сгинуть…

                Не уйти мне отсюда.

Воланд.      Да, кругом лес безлюдный;

                да, не уйдёшь ты отсюда.

                Видишь, как счастливо жил ты когда-то,

                но вернёшь ли время обратно?

Иванушка. Ой, не придёт сестрица,

                ой, не найдёт дороги…

                Ой, кому, кому молиться?

                Сгинуть мне, сгинуть в этой чащобе!

                Ой, не придёт, ой, не найдёт.

Воланд.      Да, не придёт, да, не найдёт.

(медленно отступает в тень и появляется в образе Бабы-Яги)

                Печь горит, дым столбом валит,

                зелье кипит да лес шумит.

                Жарче, ярче, полымя,

                громче, буря тёмная,

                ой, гореть тебе в печи огненной!

Иванушка. Да за что мне? Да за что меня?!

Воланд. А собак ты гонял,

               на траве ты лежал,

               и за девками ты бегал

               да управы ты не ведал!..

Иванушка.  Не буду больше, бабушка, не буду больше, милая,

                не буду я собак гонять, не буду на траве лежать, не буду!

                Ты только пощади меня, не ешь меня, не жги меня,

                не ешь меня, не ешь меня, не ешь! Не ешь!..

Воланд.        За грехи гореть тебе синим пламенем!

                Съем тебя, послужишь другим назиданием!

            Всех сожгу во имя добродетели!

            Съем весь мир во имя добродетели!

(в сторону) Часты у добродетели

                подобные радетели.

Иванушка. А…

                Ой, не ешь меня, не губи меня!

                Не хочу гореть я синим пламенем!

                Пощади меня! Отпусти меня домой, домой!

                Домой, домой!..

Воланд.          За грехи гореть тебе синим пламенем!

(Иванушке)     Съем тебя, послужишь другим назиданием!

                Назиданием!

               

                Съем тебя! Сожгу тебя!

Иванушка.    Бабушка, ты не ешь меня, да ой ты бабушка, пощади меня…

                (в сторону) Ой, как же мне сладить с ней?

                Ой, как же от старухи сбежать?

Воланд.         (в сторону)  Думай, Иванушка, дело серьёзное!

Иванушка. Бабушка, ты не ешь меня, да ой ты бабушка, пощади меня,

                пощади меня, не губи меня, да за что мне это, за что мне,

                за что меня, за что меня?!

 

Всё гаснет. Воланд выходит на авансцену.

Воланд. За что? За что?..

               В игре и в сказке есть ответ,

               а наяву ответа нет.

                Пока вы живы – тешьтесь сказкой жизни,

                потом поймёте вы, о чём она была.

                Все ваши домыслы и мысли

                сгорят дотла, сгорят дотла.

                Ни наказанья, ни вознагражденья

                не будет там за ваши смертные дела.

                Там тоже, тоже вечное сраженье

                добра и зла, добра и зла.

                Но сказка длится! Слушайте и верьте

                в спасение и торжество добра!

                Играйте, дети, играйте, дети,

                пока не кончилась игра.

 

Постепенно снова загорается свет. Воланд, отвернувшись, отходит к стене.

 

Иванушка. (из угла, ища Бабу-Ягу, медленно подбирается к Воланду, какое-то время не видя его) Бабушка, бабушка…

                Каюсь, каюсь, бабушка, не буду больше, бабушка,

                не буду я собак гонять, не буду на траве лежать,

                ты только пощади меня, не ешь меня, не губи меня,

                ой, бабушка! Ой, бабушка!..

Воланд. (в образе Бабы-Яги) Печь горит, дым столбом валит,

                зелье кипит да лес шумит.

                Жарче, ярче, полымя,

                громче, буря тёмная!

                Съем я тебя!

Иванушка.    Ой, не ешь, бабушка, не губи меня, бабушка!

                Ой, не губи!

 

Баба-Яга уходит, хлопнув дверью.

Иванушка сидит, схватившись за голову.

 

Сцена 2.

Шум. Из противоположной двери вбегает Алёнушка.

 

Алёнушка. Ванечка, Ванечка, братец мой Ванечка!

                Долго бежала я, долго искала я,

                вот я нашла тебя, вот я пришла к тебе,

                снова мы вместе…

Алёнушка и Иванушка. Бежим, бежим скорее,

                бежим домой отсюда,

                батюшка с матушкой ждут нас,

                ждут нас домой!

Иванушка. Ой ты сестрица, сестрица Алёнушка!

                Много хлебнул я тут страха и горюшка,

                вот ты нашла меня, вот ты спасла меня,

                снова мы вместе…

Алёнушка и Иванушка. Бежим, бежим скорее,

                бежим домой отсюда,

                батюшка с матушкой ждут нас,

                ждут нас домой!

 

На краю сцены, невидимый для Алёнушки и Иванушки, появляется Воланд.

 

 

Воланд.          Может, вы поняли? Может, вы что-то поняли?

Алёнушка.     Страшно, Иванушка, вдруг опоздали мы,

                и от погибели нет избавления?

                Страшно, Иванушка, вдруг не вернёмся мы,

                что же нам делать?..

Иванушка.     Страшно, Алёнушка, вдруг опоздали мы,

                и от погибели нет избавления?

                Страшно, Алёнушка, вдруг не вернёмся мы,

                что же нам делать?..

Алёнушка и Иванушка. Бежим, бежим скорее,

                бежим домой отсюда,

                батюшка с матушкой ждут нас,

                ждут нас домой!

Воланд.                Бегите скорей, бегите,

                бегите домой отсюда,

                батюшка с матушкой ждут вас,

                ждут вас домой!

Алёнушка и Иванушка. Бежим, скорее!

Воланд. Бегите!

Алёнушка и Иванушка. Бежим, скорее!

Воланд. Бегите!

Алёнушка и Иванушка. Бежим скорее, скорее, скорее, бежим!

Воланд. Бегите, бегите!

Алёнушка и Иванушка. Бежим, бежим скорее,

                бежим домой отсюда,

                батюшка с матушкой ждут нас,

                ждут нас домой!

(медленно уходят)

 

Распахивается дверь, врывается Баба-Яга.

 

Воланд. (в образе Бабы-Яги) Упустили, проглядели!

                В погоню, гуси-лебеди!

                Лететь! Искать! Найти! Догнать!

 

Свет гаснет.

 

Сцена 3.

Дремучий лес. Обратная дорога. Выбегают Печка, Речка и Яблонька, постоянно оглядываются, всматриваются, прикладывая ладонь к глазам.

 

Печка, Речка и Яблонька. Бегут Алёнушка с Иванушкой!

                Летят за ними гуси-лебеди!

Речка и Яблонька.  Помочь несчастным надо,

                спасти несчастных надо,

                но как помочь? Как спасти?

Печка.                Помочь надо! Спасти надо!

                Надо помочь! Надо спасти!

Яблонька. Бегут от того, что не могут понять,

                боятся того, что не в силах познать,

                дрожат перед силами тайными!

                Спасение только в познании!

Речка. Нет путей на свете иных,

             чтоб сбежать от сил неземных –

             забывайте беды свои.

             Счастье только в забытьи.

             В забытьи, в забытьи!..

Печка. Работать! Работать! Всегда работать!

             Бояться некогда и думать некогда.

             Работать! Работать!

Яблонька.     В познании спасение! В познании спасение!

                Познание! Познание! Познание! Познание!

                Познание! Познанье! Познанье!

Речка.            В забвении спасение! В забвении спасение!

                Забвение! Забвение! Забвение! Забвение!

                Забвение! Забвенье! Забвенье!

Печка.           В работе! В работе! Работа!

                Работа, работа! Работа, работа, работа!

(разнимая чуть не дерущихся Речку и Яблоньку, встаёт между ними)

            Работа!

 

Вбегают Алёнушка и Иванушка.

«Три мудреца» продолжают спорить и не обращают на них никакого внимания.

 

Яблонька. В познанье спасенье! В познанье, в познанье! Спасенье в познанье!

Речка.        В забвенье спасенье! В забвенье, в забвенье! Спасенье в забвенье!

Печка.       В работе спасенье! В работе, в работе! Спасенье в работе!

Алёнушка и Иванушка. Спасите, спасите! Спасите, спасите!

                Спасите!

Их замечают. Суета.

Алёнушка и Иванушка садятся в центре сцены, прижавшись друг к другу,

Печка, Речка и Яблонька встают вокруг них.

 

Печка, Речка и Яблонька. Вас в обиду не дадим,

                от гусей вас защитим.

                Силы зла прогоним прочь!

                Мы должны вас спасти, вам помочь!

Алёнушка и Иванушка.     Страшно! Страшно! Очень страшно!

                Страшно! Нас спасти, нам помочь.

 

Врываются Гуси-Лебеди  и начинают кружить по сцене:

Печка, Речка и Яблонька ходят по часовой стрелке, Гуси-Лебеди – наоборот.

 

Гуси-Лебеди.                Ищи! Лови! Держи! Тащи!

                Ищи! Лови! Держи! Тащи!

Печка, Речка и Яблонька. Прочь! Прочь! Прочь! Прочь! Прочь!

Алёнушка и Иванушка.      Страшно! Очень страшно! Страшно!

                Страшно! Очень страшно! Страшно!

Гуси-Лебеди.                Ищи!

Алёнушка и Яблонька.                Улетайте!

Печка, Речка и Иванушка.            Прочь, прочь, прочь!

Гуси-Лебеди.                Лови!

Иванушка и Речка.                Улетайте!

Алёнушка, Печка и Яблонька. Прочь, прочь, прочь!

Гуси-Лебеди.             Держи!

Иванушка и Печка. Улетайте отсюда!

Яблонька.                Прочь!

Гуси-Лебеди.             Тащи!

Алёнушка и Речка.  Улетайте отсюда!

Яблонька.                Прочь!

Гуси-Лебеди.     Лови! Ищи! Держи! Тащи!

Алёнушка, Иванушка,

Печка, Речка и Яблонька. Прочь, прочь, прочь!

 

Удар грома. Все застывают на местах.

Открывается задняя дверь, из неё – полоса яркого белого света.

 

Воланд. (за сценой) Довольно! Довольно!

                Назад! Назад!

 

Свет за дверью гаснет, Хор выбегает, дверь закрывается.

 

Иванушка. Мы спасены!

Печка.         Вы спасены!

Алёнушка и Иванушка.      Мы спасены! Мы спасены!

Печка, Речка и Яблонька.  Вы спасены! Вы спасены!

 

Печка, Речка и Яблонька медленно уходят;

Алёнушка и Иванушка машут им вслед.

 

Сцена 4.

 

Иванушка. Всех врагов мы победили,

                победили мы врага!

                В нашей мощи, в нашей силе

                убедись теперь, Яга!

Алёнушка. Ой, Иванушка, что-то мне не верится,

                что всё кончилось, в дыму рассеялось…

                Ой ты братец мой, Иванушка!..

Иванушка. Ты, Алёнушка, не бойся,

                ты со мной и я с тобой!

                Нам никто теперь не страшен,

                враг бежал, окончен бой!

Алёнушка. Нам никто не страшен, окончен бой!

Алёнушка и Иванушка. Всё прошло, всё кончилось,

                в дыму рассеялось!..

Алёнушка. Домой пора, домой пора! Пора домой, домой пора.

                Там ба… батюшка, ма… матушка нас ждут давно,

                нас ждут.

Иванушка. Домой пора, пора домой! Пора домой, домой пора.

                Ба… батюшка и ма… матушка нас ждут давно,

                нас ждут давно.

 

Из правой кулисы выезжает стена деревенского домика.

У стены – облупленная, старая скамья.

 

Алёнушка. Мы домой пришли!

Иванушка. Пришли, пришли, пришли домой!

 

Садятся на скамью и смотрят вокруг с радостью узнавания.

 

Сцена 5. Финал
Из противоположной кулисы появляются Отец и Мать, уставшие и с покупками.

 

Отец. Алёнушка, любезное дитя!

Отец и Мать. Ну, как вы здесь? Что делали?

Алёнушка. (удивлённо озираясь) Всё сделано, что батюшка сказал…

 (в сторону, Иванушке) А кто помог – не ведаю.

Алёнушка и Иванушка. (друг другу) Как хорошо, что мы успели!

Отец и Мать. (друг другу) Как наши дети повзрослели!

Отец. И ещё скажи нам…

Мать. Ещё скажи нам…

Отец и Мать. Как себя без нас вёл Иванушка?

Алёнушка. Он не пил, не гулял,

                не ворчал, не скучал,

                да послушен был веленью моему,

                он собак не гонял,

                на траве не лежал

                да за девками не бегал по селу.

(Иванушке) Всё правда?

Иванушка. Всё правда!

Алёнушка и Иванушка. С возвращением вас, батюшка и матушка! (поклон)

 

Пока они разговаривают, из дома выходит Воланд,

а из противоположной кулисы – Подружки, которые выстраиваются полукругом.

 

Воланд. (Алёнушке и Иванушке) С возвращением и вас – были дальше вы!

Подружки. С возвращением вас, с возвращением!

                С возвращением вас, с возвращением!

                С возвращением вас, с возвращением!

 

Свет гаснет. Полумрак.

Воланд выходит на авансцену.

 

Воланд. Загадки жизни часто без решений,

               дорога по земле бывает непроста.

               Не всем дано прийти к заветной цели;

               не всем дано вернуться на места.

               Есть в жизни тьма, и грязь, и злоба,

               есть в жизни и любовь, и свет.

               Пусть сказка – ложь, но в ней намёков много;

               на что? Даст каждый сам себе ответ.

 

Яркий свет.

Все, кроме Воланда, выстраиваются в ряд.

Общий глубокий русский поклон.

ЗАНАВЕС