Собачья антиномия

Владимир Рысинов
Пранор, северный человек, написал  прекрасный рассказ – размышление  "Собачья боль". Не могу не откликнуться, ибо родился и живу тоже на крайнем севере, и тоже рыбак, охотник, грибоягодник...  Ибо достойны уважительного отклика умно - добрые качества твоей души, что просвечивают в рассказах.

Да, заведут люди собачек, бездумно, не отличая живой забавы от неживой, наиграются, нацелуются, а при смене обстоятельств - бросят, оставят без определенного места жительства. Выгонят из дома сердечко горячее, преданное, глаза любящие, счастливые одной лишь близостью к хозяину. И чтобы совесть свою выблекшую  оправдать, поставят памятник павшему четвероногому "бомжу". А материнское горе собачье чего стоит, вспомните Есенина.  Хмелеют  жалостью, любовью к "братьям меньшим" добрые читатели. Но я, пожалуй, попьянее буду, поделюсь своим опытом, выводами...
---

Вот смотри: любим-то мы псин домашних, в отличие от разгоняемых пинками двортерьеров, за то, что душу свою вложили в них. Так может свою душу, мы в них и любим, себя, то есть, по большей части, в них, в их благодарности, в привязанности. А животных, самих по себе, не очень чтобы так же. Хотя нет, нет, это перегиб... Существо это шерстистое, крутящее хвостом как вертолет лопастями, просящее и заботящееся - первый помощник в детских играх, неусыпный страж дома, вмешивающийся во все дела, даже равноправия требующий - такая симпатюлька. Не меньше и мы ему рады, хотя все же поменьше...

Но все-ж таки, накрошим уточек на охоте, красиво так - в лет, бац - бац, пикирует, ударилась о небесную синь реки с подскоком, плывет на студеной воде перистым комком, лапками перебирает, дрожат колени от азарта, ноздри не надышатся пороховой гарью, рука автоматически достает новые патроны, глаза зорко осматривают горизонты. Души нашей нет в дичи этой, трофей она для нас, и где любовь к животным?   Тоже ведь спариваются, планы семейные строят, заботы потаеные в травяных зарослях: гнездышки, яички, утятки желтенькие. Представь себя на месте этих родителей, и вдруг - бабах!..  -  гаденыш какой то ликует в скрадке... А полюбуйся, как  охотника на лодочном "Вихре,"  утка - мама героически - " за мушку" уводит от выводка. Прямо перед носом стремительной дюральки на лету рисковый спектакль устраивает - ох какая я раненная, ах какая вкусная, ну-ка догоняй. И дождаться не можешь, когда она, пометив нос "одураченной" лодки, отвернет наконец-то к своим. А  вырасти-ка домашних птиц, у каждой собственный норов, чего стоят хитрости с припрятыванием кладки, чтобы, не смотря ни на что, вывести потомство. 

"Подержи" корову, попаси ее, покоси ей сена. На прививки поводи, а она боится укола, дрожит всем телом, лишь только присутствие хозяина, да веревка удерживают - девка девка и есть. Попринимай отелы, посочувствуй мукам ее родовым, поразминай вымя маститное... а потом  с кувалдочкой, с ножом за голенищем, к ней в ее срок - не ждать же, пока сама околеет - надо, надо? А она, кормилица стареющая, к тебе  в карман носом, бесцеремонно так, за корочкой хлеба подсоленного? Много человеческого, детского есть в домашней скотине. Не случайно и дети к живности привязываются, цыплят, кроликов  в лицо различают. А коровы как  привыкают к ребятне - самая отрадная в мире картина: сынишка с прутиком, ответственно так, спешит домой, а за ним, ноздрями в его лопатки шествует Марта, или Зорька, размахивая переполненным выменем из стороны в сторону на полметра и с гордостью по сторонам поглядывая - вот кто за мной пришел. И закатное, ласковое солнце...
---

Теперь насчет - надо, надо... Держал я хозяйство, а бить его не мог, звал соседа - дядю Гришу, да стар он, однажды корова его чуть не затоптала. Стыдно мне - лось же здоровенный, доколе тюфяком-то буду? Решил забить сам, для начала годовалую телочку. Привязал ее, кувалдочку взял, подхожу, а она доверчиво так к ноге моей прижалась, и подбудывает в коленку - веди, мол, гулять на лужайку. Почесал ее за ухом, потрепал холку, погладил шерстку - ну и не могу ударить... И снова не могу... Да е-мое, опять не могу...  Сердце все ходуном, в ногах дрожь, за соседом что-ли сходить... Да не мужик я разве... Решил по Солженицыну, как аресты он описывает. Чекисты делили арест на этапы, каждый сам по себе не страшен, а в сумме "Удар молнии прямо в вас". Даю приказ руке - поднять кувалду, это ведь не убийство - поднял. Даю следующий приказ - ударить порезче по голове, чуть позади рожек, так она потеряет сознание, остальное, наверное, и не почувствует. И что ты думаешь - мышцы не напрягаются. Ну, пусть не ударить, расслабить руку, не удерживать кувалду в воздухе, а просто опустить, одной ее тяжести хватит - тут уже мышцы не расслабляются. Все, что о себе самое пакостное думал, сам и  высказал, даже в челюсть себе врезал - все равно не могу... Вот это бессилие свое запомнил. Двухэтажный дом своими руками выстроил, на траулерах в океанские шторма работал, на Белазе расшибался, а телочку шлепнуть не в силах.

Первую корову не помню, хорошо, наверное, подготовился (самогонка у меня отличная, двойной перегонки, разбавленная до 40, настоянная... на каких только травах да корнях не настаивал, больше всего запомнилась на корнях можжевельника с добавлением щепотки полынных зернышек). Впоследствии сделался  профессионалом забоя, соседи приглашали. Свиней колол собственным способом, без всяких там связываний ног, приемов Греко-римской борьбы, истошного визга и прочих страстей. Подхожу, чухаю за ухом, они любят это, нож по самую рукоять под мышку ей - шлеп и вынимаю. Она изумленно так хрюкнет, с минуту еще походит, крови своей поудивляется и повалилась. Уток, курей - прижму к груди, поглажу, дуну в клюв, и, глядя в глаза, скажу - потерпи немного, скоро человеком родишься - лежат на чурбаке смирно, голову держат, чтобы мне удобнее было. Знаешь, лесных зверей, дичь жалко, уток уже лет 20 не бью, ружья распродал, две пятизарядки и одну вертикалку. А домашних животных, в которых труд, жалость вложил, бью спокойно, очень спокойно, деловито - надо так... Когда даже хозяйка жалеет скотину, страдает  о ней, пусть за окошком,  животина мучается, не может умереть.  Душа хозяйкина не может разорваться с той частичкой своей, что в корове укоренилась, держит. Мне живность доверяется.  Крестьянин, не забивающий скот - не крестьянин. Одни молодые соседи выкормили поросеночка, забить не смогли. На второй год свинья эта ноги переломала себе под тяжесть туши, да и сало несъедобным сделалось. Жалость жестокостью оборачивается.  Да - да - да... Дааааа... Эван...  Эхма...  Скажу больше - самые яркие характеры забитых мной животных вернулись ко мне с появившимися у нас чуть позже детьми, один в один.
---

Собака для старика, заменитель сынишек, бросивших его -  в сердце его она ребенок и есть. Для путешественника, охотника она боевой друг, для гуманиста она "совершенный человек".  Чем больше в живом существе ума, души, чем человечнее оно, тем неподсуднее оно человеку - каннибалы, даже среди зверей, редкость. Не убий...

В том ли беда, что люди заводят собачек...   Скорее в том, что, взяв на себя ответственность за радости живого существа, не распространяют ее и на достойную кончину доверившегося, не по замыслу ли животные так недолго живут. Достойная кончина стоит ныне рублей двести в ветлечебнице. Надо, надо...

Жалостливые согрешают  предательством друга, даже наставника, ибо не столько мы приручаем собаку, сколько собака воспитывает нас - людей. И убийство бывает милостью...

Не предай, не убий, но и - куда деваться... Кто совместит, кто примирит, кто решит эту духовную задачку?  Ведь для ее решения одновременно потребны и жалость и жесткость.
---

И теперь я спрошу - вот Бог нас - людей, всепланетное население, неумолчный штормовой накат поколений - волна за волной, создает: дыхание свое вдыхает, придает нам свой образ и подобие, ангелам поручает заботы о малявочках, ведет по жизни взрослых... А кто же тогда нас  убивает??? Кто нас прибирает, замучивая  болезнями, скашивая войнами, лишь в знак особой милости, угашая  сердечными, мгновенными приступами?  Кто же, в таком случае Бог?  Хозяин, делатель жатвы?

Но в хозяине еще не вся глубина, как в рассудке не весь смысл. Не полное страдание и в душе, ибо она плакать только умеет. Хозяин, это практицизм, это не полынная горечь, это не разрыв сердца, это не любовь.

Он  ОТЕЦ...  и каково-то ему?