Евреи - мореходы

Теодор Рехельс
 
«Доложил каперанг Рабинович», –
Ранним утром над портом звучит.
И стоит он на катере флагманском,
Как положено, смирно стоит.
Весь до звездного блеска надраенный,
Замирает гвардейский отряд,
Парень с харьковской тихой окраины
Открывает военный парад.

Белый китель сияет наградами,
И остались навек за спиной
Ленинград, Севастополь и северный
Легендарный мурманский конвой.
А потом от Приморья до Балтики
В духоте поствоенных времен
Службу флотскую, где б ни поставили,
Будет править старательно он.

Но на траверзе пятидесятые.
Хоть молчит адмирал, но не в лад.
И еврейское имя и отчество,
И фамилия не в аккурат.
И, в отставку досрочно уволенный
И покинувший свой экипаж,
Рабинович уходит помощником
На забытый начальством «торгаш».

Хоть корабль у него как с иголочки
И слывет он старпомом лихим,
Но однажды, что, впрочем, естественно,
Вдруг становится «невыездным».
Беспросветны «побудки» похмельные,
И полуночный карточный фарт,
И настигнет его неминуемый,
Как прицельная пуля, инфаркт.

Рабинович поправится, выживет,
На священной осядет земле.
Но в далекое вечное плаванье
Он уйдет на родном корабле,
Там давно уже нет «рабиновичей»,
Коль и служат, то в порте Эйлат.
Нет на свете печальнее повести,
Чем рассказ про забытых солдат.

Ирина Якобсон

  Так и хочется  начать сей экскурс в историю евреев - мореходов словами: «Поверьте: ничего личного, только факты». Но, увы, это не совсем так (в смысле личного ). Высказывания типа «Евреи даже спиной к морю никогда не стояли» мне доводилось слышать не раз. А с морем меня связывает многое: родился в портовом городе, учился морскому делу, плавал cудовым механиком, ходил под парусом. Вместе работал и просто был знаком со многими  моряками, посвятившими свою жизнь флоту, и евреев среди них было немало. Вот я и решил, справедливости ради, попытаться миф этот зловредный разрушить.

Обратимся, для начала, к танахической  версии из истории древних евреев.Танах приписывает связь с морем трем израильским коленам: Звулун, Дан и Ашер. Еврейские мореходы каждые три года плавали в таинственную страну Офир, находившуюся, предположительно, на юге Саудовской Аравии, за золотом, пряностями и экзотическими товарами. Царь Соломон  с помощью своего друга, тирского  царя  Хирама и финикийских специалистов, построил в Акабском заливе Красного моря торговый порт Эцион -  Гевер, недалеко от современного города Эйлат. Корабли отправлялись в дальнее плавание из Эцион - Гевера и Елафа - современной Акабы.

Принято считать, что финикийцы были мореплавателями, а древние евреи нет. На самом же деле (так считают многие учёные) между древними евреями и финикийцами не было ни какой разницы. Для античных авторов евреи и финикийцы были одним народом: так, для поэта Херила Самосского (V в. до н.э.) иудеи – жители Иерусалима – это финикийцы, а их язык – финикийский, Феофраст (372-288 гг. до н.э.) отождествляет жителей финикийского города Тир с евреями. Очевидно и то, что древние евреи достаточно долго поклонялись финикийским богам «Элоким», фигурирующим уже в первой фразе Танаха.

С эпохой Античности финикийцы исчезают, но откуда тогда взялись в раннем Средневековье и в таком количестве евреи в Испании, Португалии и Магрибе, если только сами финикийские колонисты «не стали» ими? После  завоевания  Яффы Шимоном Хасмонеем город стал главным портом Иудеи. На надгробиях, установленных Шимоном на могилах отца и братьев, среди прочего изображены корабли. На еврейских монетах этого времени имеются изображения трезубца и якоря. Известно, что Помпей уничтожил находившуюся в Яффо базу еврейских пиратов, а Ирод соорудил великолепную гавань в Кесарии и построил значительное число кораблей. Во время Иудейской войны еврейские торговые суда занимались пиратством на римских морских путях, нанося римлянам значительный урон. Сопротивление римлянам было особенно упорным на озере Киннерет. Среди трофеев, выставленных во время триумфа Веспасиана в Риме, было «множество кораблей», а на одной из монет в честь римской победы легенда — Victoria Navalis. Морская археология (включая озеро Киннерет) дала немало образцов древних судов и лодок, а также их грузов, представленных ныне в музеях Израиля. На карте из Медвы изображены суда на Мертвом море.
В талмудическую эпоху среди евреев были распространены занятия, связанные с морским и речным судоходством. Вавилонский Талмуд содержит более 200 технических и навигационных терминов, а также правила по упорядочению речного движения. Мореходство рассматривалось как достойное занятие.

В Александрии греческого и римского периодов существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), а среди местных евреев были специалисты во всех сферах мореходства. Во время антиеврейских беспорядков в 39 г. н. э. грузы с еврейских кораблей вытаскивали на берег и сжигали. Отцы церкви Августин и Иероним описали свои встречи с еврейскими моряками. Епископ Синесий Киренский (начало 5 в.) сатирически описывает свое путешествие по Средиземному морю на судне с еврейской командой: когда в канун субботы разразилась буря, богобоязненные моряки, несмотря на испуг пассажиров, предоставили корабль воле волн.

В раннем средневековье странствующие еврейские купцы - радхониты занимали важное место в торговых связях стран Средиземноморья.Они имели свой флот и контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы.Долгое время историки начинали отсчёт торговых связей между Европой и Азией с крестовых походов либо путешествия Марко Поло. Между тем арабский географ Ибн Хордадбех в своём трактате «Книга путей и стран» ещё в IX веке описал маршруты еврейских купцов, которых он называл раданитами.

 Григорий Турский (6 в.) сообщает о еврейском корабле, плававшем вдоль берегов Прованса и Лигурии. Норманские корабли в эпоху Каролингов часто принимали за еврейские. В период мусульманской гегемонии в мореходстве по Средиземному морю, как показывают деловые документы и респонсы, евреи участвовали в морской торговле, входя в долю с владельцами грузов. Маймонид анализирует различные формы финансирования морской торговли. В основном еврейские купцы пользовались судами неевреев. Однако Биньямин из Туделы сообщает о еврейских судовладельцах в Тире. В южной Франции (особенно в Марселе) еврейские судовладельцы были известны с византийской эпохи.В эпоху Каролингов(751-987 гг.) евреям принадлежали флотилии кораблей ведущих торговлю с Индией и Китаем и которые  Людовик Благочестивый брал под защиту. Существуют свидетельства о еврейском мореходстве в позднее средневековье в Арагоне, Барселоне, в Португалии, на Балеарских островах.

Еврейские ученые внесли вклад в усовершенствование и распространение навигационных инструментов, астрономических таблиц и карт. Некоторые евреи и марраны участвовали во многих плаваниях эпохи Великих открытий (Гаспар да Гама, около 1440–1510 гг.; Педру Тейшейра, 1570 г. – около 1650 г., и другие).
Экспедицию маррана (такой вердикт совсем недавно вынесли еврейские, итальянские, испанские и даже ватиканские историки) Христофора Колумба, финансировали знатные и богатые евреи и марраны, которые были убеждены, что в Азии существуют земли и страны, где правят евреи из десяти пропавших израильских колен и планы Колумба отражали и их сокровенные мечты. Канцлер короля Фердинанда марран Луи де Сантанел пожертвовал на оснащение ее кораблей 1 миллион 400 тыс. мараведи. Почти столько же внесли казначей Арагона Габриель Санчес и королевский камергер Хуан Кабреро, принадлежавшие к марранской общине. Именно они, как спонсоры, достигли соглашения с Колумбом, по которому на каждом их трех кораблей его эскадры находилось не менее трех марранов. И совсем не случайно, что карты Колумба составлены евреями картографами и надписаны на иврите.

А вот и другая история. После восстановления христианства в Испании, по указу короля Фердинанда и королевы Изабеллы, евреи должны были креститься или покинуть территорию Испании. Часть испанского еврейства приняла христианство, образовав многочисленную прослойку марранов. Для части, выгнанных из Испании и Португалии марранов и еврейских пиратов, секретным убежищем стал остров Ямайка, полученный Колумбом в подарок от короля в 1494 году. Около половины европейского населения острова были тайными евреями. До середины 17-го столетия никто за пределами Ямайки не знал, что на самом деле «португалец» - это кодовое слово, обозначающее - «тайный еврей». В 1654 году англичане, лютые враги Испании, осадили остров. «Португалец» капитан Кампо Саббата помог британскому флоту войти в Кингстонский залив. Пираты-евреи были сефардами. Среди них были такие, кто действовал как Робин Гуд: то-есть грабил, чтобы облегчить жизнь гонимого еврейского народа. Таким разбойником на море был Шмуэль Фаладжи — уважаемый раввин и каббалист, посол Марокко в Голландии и по совместительству владелец флотилии из восьми фрегатов, безжалостно грабивших испанцев в Атлантическом океане. Сказать, что испанцы его ненавидели — это не сказать ничего. Другие же руководствовались желанием отомстить Инквизиции. Например, Моисей Коэн Энрикес, который помог спланировать наиболее разрушительный в истории колоний пиратский налет на испанские владения. Позже у Энрикеса появился свой собственный пиратский остров, с которого он совершал разбойные нападения. Яков Куриэль был сначала офицером военно - морского флота Его Величества короля Испании. Семья Куриэль была знатным, древним и богатым родом. Яков был способным офицером и вполне мог сделать блестящую карьеру, но грянул 1492 год и все испанские евреи, невзирая на богатство и родовитость, превратились в нищих беженцев. Яков перебирается в Новый Свет и на деньги, оставшиеся после всех конфискаций, снаряжает фрегат. С командой, набранной преимущественно из таких же изгнанников-евреев, Яков Куриэль наводит страх на испанские корабли в Карибском море. О его смелости и удачливости среди пиратов Тортуги и Ямайки ходили легенды. Вскоре он становится командиром и владельцем небольшой эскадры из трех быстроходных кораблей. Корсары называют его адмиралом, а Куриэль не только вводит на своих кораблях строгую дисциплину, но и тщательно заботится о соблюдении кашрута и шаббата. Удовлетворив свою жажду мести, Яков Куриэль поселился в Галилее, вел очень скромный образ жизни, занимался каббалой и написал несколько книг, до сих пор имеющих хождение. После смерти он был похоронен в Цфате, рядом с великим каббалистом Ицхаком Лурией Ашкенази.

В Англии марран Шимон Фернандес (конец 16 в.– начало 17 в.) был главным навигатором исследователя Южной Америки сэра Уолтера Рэли (Релей, Роли);
члены семейства Шомбергов, начиная с середины 18 в., отличались в английском военном флоте и в торговом мореходстве;
Иосиф д’Агиляр Самуда (1813–85), пионер строительства металлических судов, содействовал основанию Института военного кораблестроения.
В середине 19 в. Густав Вильгельм (Уильям) Вулф был одним из основателей верфей «Харленд энд Вулф» в Белфасте, одних из крупнейших в мире.

Еврейское мореходство в Индийском океане (преимущественно на нееврейских судах) было значительным в 11–12 вв., а затем — в 16–18 вв. Евреи активно участвовали в морской торговле Османской империи; среди корабельщиков и рабочих портов Стамбула и Салоник было немало евреев. В британских и нидерландских колониях Нового Света евреи участвовали в морской торговле, а также в морском рыболовстве. В 19 в. в Южной Африке братья Де Пасс долгие годы оставались крупнейшими судовладельцами. В 1870 г. В. Кунцман (1844–1934) из города Штеттин (ныне Щецин) основал крупнейшую мореходную компанию на восточном берегу Пруссии.

Так уж сложилась Российская история, что отношение к инородцам, а к евреям в собенности было весьма специфическим. Что поделаешь, ну, не пользовались они симпатией властителей, вообще, и дум - писателей в частности. Во все времена доминировал принцип: "О евреях или плохо или ничего". Редкие исключения  были. Так, например, К.М.Станюкевич в "Морских рассказах" с симпатией написал о матросе - корабельном  паруснике Исайке. Но он, скажем прямо, личностью  героической не был, что не есть плохо. Плохо, что на самом - то деле,  герои  среди них  были и не один, два, а тысячи. Формат статьи не позволяет рассказать обо всех, а только о немногих - самых выдающихся и известных, правда не всем. Вот я и пытаюсь, в очередной раз, этот пробел заполнить, хотя бы частично.

В России 19 в. евреи активно участвовали в развитии речного судоходства: Давид Марголин создал пароходную компанию, владевшую 62 речными судами на Днепре, а в 1880-х гг. Г.Поляк построил флот речных танкеров, курсировавших по Каспийскому морю и Волге.

Вспомним и о Российских военных моряках – евреях. Были среди них и контр -адмиралы : Александр Сапсай, Яков Кефали, Самуил Кауфман, Иосиф де Рибас первый еврей ставший российским адмиралом. Испанский еврей (марран) по происхождению, он участвовал в русско-турецких войнах, под командованием Суворова штурмовал Измаил, руководил сооружением порта Хаджибей, а затем и города - Одессы.
В Крымской войне 1853-56 годов участвовали тысячи Российских евреев. Только на Черноморском флоте воевали 1080 моряков - евреев, 595 из них пали в сражениях. В память героической Севастопольской обороны в 1866 г. в городе Севастополе над могилой 500 (а по другим сведениям – 3000) павших русских воинов-евреев был сооружен памятник с надписями на русском и на иврите: "Памяти еврейских солдат, павших за Отечество при обороне Севастополя во время войны 1854-1855 гг."

В (Фонде 409) Российского государственного военно-исторического  архива  имеются тысячи послужных списков евреев, служивших в русской армии, главным образом офицеров, окончивших школы прапорщиков в период Первой Мировой войны.

Нельзя не вспомнить и о кронштадском моряке  Б.И.Левенштейне. На флоте с 14-ти лет, плавал штурманом, капитаном, был заместителем начальника Балтийского пароходства, а во время Второй мировой руководил в штабе Ленинградского фронта поставками через Ладогу в осажденный Ленинград.  О контр-адмирале Абраме Богдановиче - начальника охраны водного района Невы, потопившего немало вражеских эсминцев в Нарвском заливе. Не забыть и  героическую смерть Зейлика Абрамовича Элимейлаха - комиссара ледокола "Сибиряков". Он не покинул своё судно и утонул  вместе с ним  на виду у всех у флага, прижав руку к козырьку.

Всего в боевых действиях во время Великой Отечественной войны участвовало 170 подводных лодок ВМФ СССР. На 27 из них командирами служили евреи:
Израиль Фисанович, Иосиф Израйлевич, Григорий Кукуй, Исай Зельбст, Александр Каутский, Владимир Коновалов, Самуил Богорад, Аркадий Моисеев, Илья Браун, Эдуард Бродский, Исаак Кабо, Роман Линденберг, Яков Хмельницкий, Иосиф Юдович, Бенцион Буянский, Мойсей Шлионский, Семен Эпштейн, Сергей Могилевский, Израиль Сивориновский, Адольф Резников, Абрам Темин, Израиль Быховский, Евгений Расточиль, Абрам Александровский, Василий Комаров, Григорий Гольдберг, Борис Марголин. Трое из них - командирами бригад подлодок и один – командиром дивизиона. В ходе боевых действий на Черном море (1941-1944 гг.) погибли 32 еврея.

Евреи-моряки - Самуил Богорад, Владимир Коновалов, Израиль Фисанович ,командир отряда торпедных катеров Абрам Свердлов, морской летчик Илья Катунин, командир морского десанта Цезарь Кунников удостоились звания Героев Советского Союза. Внесли свой вклад в победу над врагом вице-адмирал А.Л. Генкин и контр-адмиралы :
И.И. Беляев, А.М. Богданович, С.Б.Верховский, Б.М. Волосатов,
А.А.Галицкий, П.Т.Гельгиссер, Б.Давидович, О.С.Жуковский,  Г.Г.Кайданов, В.К,Коновалов, Г.Е.Пилиповский, Д.С,Сигал, П.А.Трайнин,  А.К.Усыскин, Н.Э.Фельдман, Н.Ф.Ханин, Н.И.Цирульников, Д.Г. Шиндель, Г.В. Штейнберг, А.Я.Юровский, А.П.Александров и М.И.Яновский.
Был и ещё один контр-адмирал и Герой Советского Союза  Адольф  Кеслер - «ненавидящий себя еврей», которому  не повезло с  родителями, но "Я такого не хочу даже вставить в книжку".

По переписи 1982 г. население СССР составляло 268.8 млн. человек, в том числе евреев 1,8 млн., что было немногим более 0,6 %.  При этом, на тот период   офицеры- евреи,  только в составе военно-морского флота, составляли  14,7 %. от общей численности офицерского состава.

После разгромного поражения «советского оружия» в  1967 г.Израиле ("Шестидневная война") в министерстве обороны СССР был издан секретный приказ, в соответствии с которым офицеров еврейской национальности запрещалось назначать командирами соединений и в штабы флотов и округов. Так началась компания поголовного изгнания из военно - морского флота офицеров еврейской национальности и одновременно рождался любимый миф российских юдофобов о том, что в тыловых частях служат все евреи. Последних 12 евреев, генералов и адмиралов, в том числе и совсем ещё молодого контр-адмирала начальника связи Балтийского флота Д. Сигала увольнял со службы  уже М.Горбачев.

Думаю, будет любопытно узнать и о службе евреев на флотах различных стран мира. На сленге моряков атомные подводные лодки Соединенных Штатов принято (в шутку ) называть "Jewish Fleet" - "Еврейский флот". И это не случайно, ведь творцом самой идеи такого флота, создателем программы его постройки и фактическим руководителем этого строительства на протяжении более 35 лет был еврей, обладатель высшего флотского чина - четырехзвездного адмирала, Хайман Джордж Риковер ( см. фото ). В определенной мере справедливость этой оценки подтверждает и роль в строительстве подводного флота, особенно его ракетной компоненты, другого еврея Элмо Зумволта, полного адмирала, родившегося в семье военного моряка капитана 1 ранга.  Среди 900 евреев-офицеров морского корпуса, участников Второй мировой войны, следует назвать и  командующего эскадрой минных заградителей в Северном море - генерала Иосифа Штрауса.

Первая  еврейская морская школа была создана в 1930-х годах в Риге, в ней группа бейтаровцев стала учиться мореплаванию. Через два года они арендовали судно и назвали его «Теодор Герцль». «Теодор Герцль» плавал по всей Балтике. Другую морскую школу Бейтара открыли в те же годы в итальянской Чивитавеккье на Тирренском море. До 1938 года, когда под влиянием Гитлера итальянские власти закрыли еврейскую морскую школу, ее успели закончить 162 курсанта. В последующие годы, пробивая английскую блокаду, они привозили в Эрец Исраэль еврейских беженцев из Европы, а потом стали основателями израильского военного и гражданского флота.

История израильского торгового флота связана с именем капитана Арье Гревнева, который в 1932-м году, учредил Объединение моряков Эрец Исраэль и зарегистрировал торговую фирму морских грузоперевозок, единственную на тот момент еврейскую компанию такого рода в Палестине. В июне 1933-го он стал владельцем и капитаном двухмачтовой шхуны «Эммануэль». Шхуна вышла 30 января 1934 года из порта Пул в Южной Англии с грузом строительных материалов. Над судном развевался бело-голубой стяг с шестиконечной звездой.Корабль направлялся в Грецию, чтобы затем идти в порт Яффо. Однако, шхуна так и не дошла до Греции. Она исчезла где-то в Бискайском заливе.

История ВМФ Израиля началась ещё в 30-е годы, когда в составе Пальмаха (ударных частей Хаганы) появились морские подразделения Пал-ям (морские команды). Они выполняли морские перевозки нелегальных еврейских иммигрантов из охваченной войной Европы, а также проводили морские диверсионные операции на Средиземном море. Немало бойцов Пал-ям приняли участие во Второй мировой войне в Британском королевском флоте.

Моряки Пал-яма участвовали в морских сражениях и были в экипажах британских судов, доставлявших, в составе полярных морских конвоев PQ-17 и PQ-18, оружие и снаряжение для советской армии. Первые боевые операции израильского военно-морского флота были проведены уже во время Войны за независимость 1948 года, а первой боевой победой стало потопление флагмана египетского флота — крейсера «Эмир Фарук».

В ходе всех арабо-израильских войн военно-морской флот блокировал порты противника, уничтожал вражеские корабли, проводил диверсионные и десантные операции в тылу врага силами морских коммандос, осуществлял поддержку наступательных операций сухопутных войск. В ходе войны Судного дня, во время морских сражений на Средиземном и Красном морях ВМФ потопил до сорока боевых кораблей противника, не потеряв при этом ни одного своего.

Вот пожалуй и всё. Остаётся только заметить, что статья моя на полноту изложения не претендует, а только на честный пересказ известных исторических фактов. Чтобы облегчить читателям свободное плавание по далёким от нас и не очень временам, я намеренно не сопроводил текст ссылками на источники использованной информации, за что и приношу мои извинения многочисленным соавторам.