как я работал тяжеловозом

Анжело Айс
КАК Я РАБОТАЛ «ТЯЖЕЛОВОЗОМ»

       Попробовать свои силы в большом спорте никогда не поздно. Автор книги «Игры титанов», журналист Сергей Смирнов, например, в 50 с лишним лет стал заниматься стронгом (силовым многоборьем) в кампании с Эльбрусом Нигматуллиным, Алексеем Серебряковым, Дмитрием Кононцом и другими сильнейшими атлетами России. Все «прелести» этого вида спорта он ощутил, что называется, на собственной шкуре…

Человек - лифт

На следующий день после тренировки знакомые задавали мне примерно один и тот же вопрос:
- Ну, что, не об…ся?
Спасибо им за «добрые» слова. Я старался не надрывать пуп, брался за посильные веса. Упражнения в стронге непривычны даже опытным атлетам, что уж говорить про меня? Штангу я таскал лет 30 назад. Мог без проблем толкнуть «стольник». Но здесь приходилось толкать не штангу, а снаряд, который похож на железное бревно с ручками – логлифт. На первой тренировке я мог взять на грудь только 65 килограммов, поднять вес над головой не получалось: логлифт приходится толкать под углом, а это значительно труднее. Вот, например, Алексей Серебряков, бывший чемпион мира по пауэрлифтингу пыхтит над банальной «соткой». А ведь в пауэрлифтинге жал 260 кг! (Вес Серебрякова - 140 килограммов, объем бицепса – 59 сантиметров!).
В стронге не только сила, техника нужна! Серебряков показал, как подрывать вес, выталкивать логлифт бедрами, и тут же, с груди – выталкивать вверх. На второй тренировке начальный вес «сдался». Потом я попробовал подрывать 80 – получилось. Осторожно взял «на пуп» 120 и решил, что пока достаточно.
120 – вес, который толкают на международных соревнованиях. За полторы минуты логлифт нужно поднять максимальное количество раз. О том, что это коварный и неудобный снаряд, можно судить по такому факту: один из сильнейших атлетов России, бывший гребец, призер Кубка мира Дмитрий Кононец на своих первых соревнованиях по стронгу получил «баранку» - не выжал логлифт ни разу! При мне на тренировке он поднял вес пять раз. На турнире «Сильнейший человек планеты», который проходил в Китае, Эльбрус Нигматуллин сделал девять повторов.
Мужики в клубе «Уралстронг» острые на язык, особенно Дима Кононец. Он мастер придумывать всем клички, не избежал этой участи и я. Дима учил меня таскать волоком шину весом 320 килограммов. Впрягшись, как бурлак, в лямку, я по сантиметру тащил это жуткий груз. (На плечах остались синие полосы). Казалось, что лопнут икры и вывернутся колени. Я подался вперед, вытянув руки, и почти носом пахал землю.
- Натуралист! – Окрестил меня Кононец. – Ты как Паганель, что с лупой в траве бабочек искал!
Натуралист, так натуралист. Старался в команде супермужиков какое-то уважение заслужить. Знал, что сложно – они всякое видали. Но попробовать надо.
- Завтра попробуешь поднять «атласский камень»! – сказал Эльбрус Нигматуллин, - будь готов…
Мне об этом даже подумать было страшно…

В шкуре Антея

Вы, наверное, видели средневековую гравюру: греческий герой Антей (у римлян – Атлас) держит на плече каменный шар, символизирующий Землю. Видимо поэтому шары, которые поднимают стронгмены, и получили название «атласские камни». Диаметр шаров стандартный – 52 сантиметра, а вес различный – от 100 до 200 килограммов.
- Сегодня будешь поднимать шар, - сказал Эльбрус Нигматуллин, и я внутренне содрогнулся.
       Женя Стаметов, мастер спорта по пауэрлифтингу, тщетно пытался оторвать от земли камень весом 150 килограммов. Народ у нас острый на язык: Жене пришлось получить в свой адрес целую порцию «приколов».
Я начал с шара весом в центнер. Голыми руками круглый камень не возьмешь: чтобы он не скользил, от кистей до плеч мои руки смазали какой-то густой смолой. Эльбрус показал, как ставить ноги, захватывать груз. Казалось, что я не смогу двинуть камень с места.
- Сможешь! – сказал человек-гора.
- У меня бицепсов нет! – жалобно простонал я.
- И это хорошо! – ответил Эльбрус, - накачанные, объемные бицепсы часто рвутся. Так что тебе опасаться нечего. Давай!
Я нагнулся, поднатужился, и… камень пошел! Я встал с камнем, потом присел, а вот подняться и положить его на помост высотой 120 сантиметров, сил не хватило.
- Теперь спокойно опускай… - скомандовал Нигматуллин.
Я бросил камень, и завыл от боли: волосы с рук остались на шаре вместе со слоем смолы!
Наши мужики расхохотались:
- И так – каждый раз. Ну, что ж, можно сказать, что сделал себе бесплатную эпиляцию!
На другой день на руках проявились огромные синяки. Мне еще повезло – иногда атлеты оставляют на шаре куски кожи. Самый «кайф», говорит Эльбрус, начинаешь чувствовать, когда поднимаешь шары весом в 150 килограммов. Во время соревнований стронгмены поочередно поднимают пять камней, один тяжелее другого. Нигматулину приходилось затаскивать камни весом 180 кг на стойку в 180 сантиметров – а это высота его роста. От груди камень на стойку не поднимешь, приходится перекатывать его на плечо, а дальше – словно баскетбольный шар, отправлять в «корзину».
В феврале 2006-го года в челябинской федерации «Уралстронг» изготовили супершар весом 215 килограммов! Это – самый тяжелый шар в мире. Назвали его «Юпитер». Поднять «Юпитер» пока никому не удается.

Это вам не «качалка»!

Занимаясь стронгом, с легкой грустью вспоминал время, проведенное в «качалке». Ходишь в чистой футболке с короткими рукавами, фирменных кроссовках, таскаешь какой-нибудь вес через блок, и посматриваешь на стройных девчонок. А здесь…
За пару – тройку занятий майка превращается в хлам: рваная и грязная, она не годится даже для половой тряпки. Кроссовки разлетаются через два месяца. Пришлось достать с антресолей испанские горные ботинки, в которых ходил на Килиманджаро: они не скользят по резиновому покрытию пола, хорошо фиксируют стопу. Но надолго ли и их хватит?
- Садись, будешь буксировать груз – 320 килограммов, - сказал Дима Кононец, - бери канат…
Никогда не думал, что толстый корабельный канат настолько эластичная штука: тянешь его, а он растягивается, как резинка, «играет» в руках. Проволок груз несколько метров, и руки онемели.
       Дима тут же указал мне на ошибку: не надо тянуть канат руками, нужно работать ногами и спиной, как в классической гребле. Пробую второй раз – пошло легче, но силы уже не те…
Наши огромные мужики протягивают груз 20 метров и падают на спину. В душе подленько радуюсь: ага, не только мне, маленькому, тяжело! У всех «забиваются» руки, да так, что невозможно сжать в кулак пальцы. Быстрее всех справился с заданием Игорь Попов – цирковой атлет. Игорь вяжет гвозди, так что кисти у него сильнее всех. Конечно, будь на этой тренировке Эльбрус Нигматуллин или Алексей Серебряков, не видать ему первого места. Как-то на соревнованиях в Одессе каждый из этих парней тащил на канате лодку с двенадцатью гребцами. И как бы мужики не упирались, налегая на весла, и Эльбрус, и Лешка вытащили их на берег!
В конце тренировки Кононец поставил задачу: все вместе висим на турнике, кто первый спрыгнет – подойдет к охраннику нашего зала, щелкнет у того перед носом пальцами и скажет: «Ну, ты, мы еще вернемся!».
Дольше всех висел Попов. А кто спрыгнул первый? Догадаться, конечно, не трудно. Когда я подошел к амбалу – охраннику и занес перед его носом руку, он попятился и выругался:
- Как же вы все меня….
Надеюсь, вы меня поняли…
Эту шутку проделывали с ним, видимо, не один десяток раз!

Что удалось?

Первую тренировку я провел в то время, когда многие мужчины России уже не смогли сказать «му» - вечером 8 марта. Я пришел домой, и с порога заявил жене:
- Знаешь, я, оказывается, не такое уж старое дерьмо!
- Что, подрался? – спросила она.
Мне 53 года, и у меня уже хватает ума не испытывать судьбу в кулачных боях. Многие мои знакомые говорят, что за тяжести браться тоже не стоит. Наверное, в чем-то они правы.
Знаете, зачем я пришел к стронгменам? Решил в день рождения сделать себе подарок - протащить автобус, типа «Икаруса». «Одной рукой?» - спросил Эльбрус. Я ответил, что двумя. «А, это ты сможешь, - ответил он, - эх, прибавить бы тебе в весе килограммов, этак, 30. Болтов в карманы тебе насовать, что ли…».
Автобус я так и не протащил – поднялось кровяное давление. Врач, осмотрев меня, сказал, что это результат прошлых травм спины и шеи – пережаты сосуды. К тому времени уже везде было озвучено, что я буду штурмовать мировой рекорд среди журналистов. Пришлось отдуваться Эльбрусу, он установил рекорд не «ведомственный», а настоящий – протащил 5 метров сцепку из двух автобусов «Хундаи».
Чего я успел достичь за несколько месяцев тренировок? Пробежал с двумя гантелями по 60 кг дистанцию длиной 70 метров. Перекантовал шину от «БЕЛАЗа» весом 320 кг. Протянул на пять метров сцепку из джипа «Тахо» и «Шевроле – Нивы» (общий вес – 5 тонн). Результаты, на первый взгляд, не ахти какие.
А вы попробуйте…