Нарковойна-3

Анатолий Обросков
Интервью с Д.В.Борзовым, начальником Отдела межведомственного взаимодействия УФСКН по СПб и ЛО

Дмитрий Валерьевич, как говорится: «на войне как на войне»… Фронтовые летописи последнего времени красноречивы: постоянно представляемое Вами Управление ФСКН по СПб и ЛО задерживает сбытчиков и изымает крупные партии героина и прочих наркотиков… В прошлогоднем номере газеты Вы упомянули формулировку «город оккупирован героином»… Как сейчас следует оценить фронтовую боевую обстановку в противостоянии наркосистеме в Питере сравнительно, к примеру, с США ?

 Д.В. Борзов. Ситуация не  улучшилась, такая же сложная как и раньше, город по прежнему идёт экспансия наркотиков, и требуется консолидация усилий всех здоровых сил общества совместно с силовыми структурами города. Недавно у нас  была официальная встреча с представителями американского Управления по борьбе с наркотиками, происходил обмен опытом… у них уже Управление существует более 70 лет, чувствуется тот уровень, который нам ещё предстоит достичь… У них и на высочайшем уровне финансирование и правовая поддержка… Я, можно сказать, в хорошем смысле позавидовал, когда общался с американскими коллегами…  В США схожие с нами проблемы: по сути «открытая граница» с Мексикой , у нас – граница с Таджикистаном, через которую идёт наркотрафик из Афганистана… Постоянно у них идёт наркотрафик из Колумбии, при этом искушение для провоза наркотиков у наркодилеров велико: ведь чемодан с кокаином в США стоит самое малое – 100 тысяч долларов (то есть – стоимость в сравнении с Колумбией увеличивается в сотни раз)… У них постоянно происходят крупнейшие изъятия в портах… В Америки своего рода – конечный пункт поставки наркотиков, а у нас: огромный поток наркотиков идёт в как  Россию так и через её границы транзитом в другие страны. Поэтому сравнение ситуаций в странах требует особого научного анализа… 
               Когда обыватель говорит, что мы не дорабатываем, то я с этим не совсем согласен , мы делаем все, что  в наших силах. Правда сил хватает не всегда. Ощущается недостаток новой современной техники, финансирования, адекватного зпаконодательства и т.д.
       
      Дмитрий Валерьевич, как Вы могли бы охарактеризовать силы зла по ту сторону фронта?   

Как мы уже говорили в предыдущей частях интервью Наркополиции противостоят организованные вооружённые до зубов, владеющие астрономическими суммами денег, бандформирования… Их возможности по коррупционному влиянию на все ветви государственной власти, в том числе - на судебную- велики… Досадно бывает оперативникам, которые несколько лет шли по преступной цепочке организованной группировки, ликвидировали преступное сообщество узнавать , что в итоге виновные получили всего по два года условно.  Конечно, бандформирования не прекращают попыток внедрения в нашу среду своей агентуры… Но у нас работает Служба собственной безопасности, мы тщательным образом проверяем кандидатов при поступлении на службу… Должен сказать, что как и во всех спецслужбах у нас было несколько случаев выявления в наших рядах предателей, внедрённых агентов наркосистемы. У них у всех, как мы говорим, «зелёные глаза»… Глаза цвета долларовых купюр…  Необходимо здесь отметить, что воздействие наркомафии на оперативный состав, на нас, тех, кто борется с бандформированиями идёт по многим направлениям: тут и угрозы, тут и попытки прямого подкупа, давление на близких и семьи… А заработная плата оперативников – до 15  тысяч рублей, а он работает круглые сутки, и семья его не видит практически, а ему могут предложить за один раз заработать огромные суммы, поэтому искушение – велико. Но каждый из двурушников должен понимать - рано или поздно он будет изобличен и наказан по всей строгости закона. 

-Директор ФСКН России в своих «программных» заявлениях последнего времени отмечал, что против России развязана настоящая героиновая агрессия… Какие особенности именно нашего города делают его «привлекательным» для наркогруппировок?

В своих интервью для городских медиа, в интервью в прошлогоднем выпуске газеты «Мир без наркотиков» я отмечал особенности Петербурга как портового города, приграничного, крупного мегаполиса… Не хотелось бы повторяться… На мой взгляд, мало городов в России, которые были бы так опасны с точки зрения наркоагрессии как Петербург… Ещё раз отмечу следующие факторы: в городе очень много молодёжи, Институтов, Университетов, в том числе связанных с химической промышленностью… Часто раскрываем лаборатории, которые организована одним или несколькими студентами, разбирающимися в химии…  Второе. Чтобы вскрыть каналы поступления в Петербург наркотиков через порт, необходима достаточно большая аналитическая разработка. Не буду раскрывать наши профессиональные тайны, но скажу, что наши оперативники отслеживают ситуацию в порту, наблюдают за личным составом морсредств (почему , к примеру, тот или иной моряк постоянно ходит по определённым маршрутам на разных кораблях), то есть: идёт постоянная трудная работа по отслеживанию возможных путей распространения наркотиков… Ещё раз повторю: город очень опасен с точки зрения наркоагрессии, поэтому наша работа крайне важна… По аналогии с великим «шёлковым путём» про Афганистан можно говорить про «героиновый путь»… Так объективно сложилось, что в Афганистане ничем другим, кроме производства наркотиков (тем, что приносит огромную прибыль) – и заниматься нельзя…

В имевшей общественный резонанс передаче на 100тв «Мосты свободы» с Вашим участием, Вы твёрдо отстаивали необходимость восприятия принявших первую дозу наркопотребителей как преступников… Обоснуйте ещё раз для наших читателей необходимость массовой проверки молодёжи на употребление наркотиков…

На мой взгляд, необходимо проводить тестирование молодёжи, выявлять структуру, тенденции наркопотребления… Давайте назовём вещи своими именами: страх – наиболее сильное средство, чтобы оградить молодого человека от наркотиков. Если его вовремя «ударит по рукам», если положительный результат тестирования на потребление наркотиков создаст ему определённые проблемы с получением авто, прав, приема на работу на определ опасные виды работ, то это будет ему уроком на всю последующую жизнь.
Если же говорить о том, больные ли наркоманы или преступники, то моё личное мнение, что – преступники, так как пробуя первую дозу, они преступили закон… Ведь покупая наркотик, он даёт деньги наркомафии, вовлекает в круг потребления новые жертвы… У нас по законодательству запрещено принимать наркотики… А оборот наркотиков без рецепта врача – незаконен… Они считают, что имеют морально право нарушать закон? Что закон – не для них? Поэтому, они сначала – преступники, а потом уже: больные… То есть: больные преступники… Считаю, что организация системы ЛТП – неминуемое будущее, к которому мы придём…
Чем скорее мы к этому придём, тем лучше…

Возможно ли применение статьи №  357 УК РФ «геноцид» о наказании за преступление против мира и безопасности человечества («действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы…»), предусматривающей лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, смертную казнь или пожизненное лишение свободы, в случае преступлений наркобаронов?

Я понял Ваш  вопрос… В принципе, действующее законодательство в области наркопотребления – достаточно жёсткое. Другой вопрос, что необходимо использовать законы по максимуму, применять его более строго с точки зрения сроков заключения… Моё мнение: попался на наркотиках – получи 10 лет, чтобы не было так, что оперативники несколько лет разрабатывают достаточно серьёзное бандформирование, тратят много сил, доводят его до суда, а на суде преступник получает пару лет заключения… Получается ситуация, когда нашим судебным органам дан полный карт-бланш на принятие решений… Если человек невиновен – бывает такое фатальное стечение обстоятельств, но – один раз в жизни, тогда: возможно снисхождение… Но если попался
на контрабанде, на производстве наркотиков, то – отвечай по всей строгости, чтобы было неповадно… А сейчас такая ситуация, что те, кто входят в бандформирования, они уверены, что их «выкупят», их прикроют и т.д. Они чувствуют свою определённую безнаказанность… А этого быть не должно, чтобы оградить людей от этого зла. Кстати, сами наркодилеры по большей части следят за собой, ездят на дорогих иномарках, наркотиков не употребляют…

Дмитрий Валерьевич, очень часто в городских дворах, на тротуарах  можно увидеть использованные шприцы…  Для простых горожан это является зримым проявлением «героинового цунами». Шприцы  были использованы героиновыми наркоманами для инъекций?

Да, скорее всего… Не только героиновых, а – всех инъекционных… Да, эти шприцы были использованы для наркотических инъекций… Но сейчас уже особых доказательств и не нужно, никого не надо убеждать сейчас в тяжести проблемы: в очень многие семьи пришла эта тяжёлая беда… Ни одна семья в нашем городе и в стране не застрахована от того, что наркотики не вторгнутся в личную  жизнь. 

Дмитрий Валерьевич, в телевизионных новостях часто показывают операции Спецназа Наркополиции; каковы его область применения, боевая и физическая подготовка?

О Спецназе… я знаю многих из этих людей, очень хорошие отношения с ними; это профессионалы высшего  качества работы, прошедшие «горячие точки», войны, имеющие боевые награды и значительное число проведённых успешных спецопрераций… Именно Спецназ Наркополиции используется при штурме подпольных нарколабораторий и баз наркобаронов…  При этом специфика боевой задачи в том, чтобы задержание преступников произошло в кратчайшие сроки, не допуская уничтожения ими изготовленных и хранимых партий наркотиков… Для того, чтобы провести на высшем уровне захват, необходим Спецназ Наркополиции… Я ещё не видел преступников, которые могли бы оказать сопротивление нашему Спецназу…

 А каков алгоритм действий для горожанина, если он подозревает, что в его доме, на его улице действует  точка по распространению наркотиков?

Прежде всего – пойти к районному участковому, написать Заявление… Это прежде всего – задача  участковых, которые пока не хотят этим заниматься… Понятно, что им проще посещать места проживания нелегальных иммигрантов. Но 21 мая 2009 года в Смольном прошло заседание Антинаркотической комиссии под председательством Губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, на котором она дала поручение начальнику ГУВД СПб и ЛО В.Ю.Пиотровскому усилить это направление деятельности… Я не говорю о том, что наше Управление этими вопросами не занимается, но: главная наша задача – раскрывать подпольные нарколаборатории и обезвреживать наркосети бандформирований… Если мы изымаем, к примеру, 130 кг героина, то это значит, что в данном районе происходит резкое снижение наркопотребления, нечем будет торговать… Люди, которые торгуют наркотиками, должны быть привлечены к ответственности.   
             
2 августа, в День ВДВ, в Петербурге состоится концерт поп-дивы Мадонны… Прогнозируется ли аналитиками УФСКН по СПб и ЛО всплеск ввоза наркотиков в город во время концерта? Какова цель присутствия наркомафии в шоу-бизнесе?

Считаю, что наркомафия в шоу-бизнесе, организуя крупные концерты для подростков, отмывает доходы… На концерте же именно Мадонны мы не ожидаем ввоза крупной партии наркотиков туристами; это моё мнение, так как там публика будет, в основном  средних лет, достаточно состоятельная, то есть не из тех слоёв, кто, допустим, постоянно попадается на героине… А вот во время проведения массовых рейв-концертов, например, «Вспышки» - постоянно в город ввозятся крупные партии экстази, амфетамина и т.д. для адресного распространения среди подростков на рейв-вечеринках…

        На Ваш взгляд, какова роль Общества Трезвости, этнорелигиозных объединений граждан, коренного населения в культурные сообщества, общины ЗОЖ для организации трезвого досуга молодёжи?

        Громадная роль, громадная… На мой взгляд, вся борьба идёт за так называемую «первую дозу», надо собрать все общественные силы, знания профессионалов работающих в сфере профилактики  для того, чтобы не допустить первого приёма наркотиков (А.О.: однократного приёма тяжёлых наркотиков, а по некоторым данным учёных, и лёгких – достаточно, чтобы вызвать необратимые изменения в мозгу и зависимость…)…
Самая задача – уберечь от первой дозы. Вторая задача: работать с теми, кто уже имеет опыт… И третья задача: она важная, но не главная, работа с наркозависимыми, которые обречены…
Необходимо рубануть, жёстко отделить больную часть молодёжи от здоровой, сделать это именно для здоровых парней и девушек… Не дать наркоманам коверкать  жизни полноценных людей, ведь уже обречённый наркоман за время своей длящейся несколько лет «жизни» «сажает на иглу» 10-15 человек… Необходима своего рода хирургическая операция по отделению «раковой опухоли» от здоровой части молодёжи… Важно отвлечь здоровую молодёжь от первой дозы… Если мы это сделаем, то задача защиты будущего России от наркотизации будет решена.

3 июня 2009 г., Санкт-Петербург

Вопросы задавал Анатолий Обросков, писатель, редактор газеты "Мир без наркотиков (Трезвый Петроград)" для спецвыпуска газеты, посвященного Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом