Пушкин и время

Вячеслав Гришанов
       Ты мой Поэт, ты мой властитель
       Стихов неспешных, строгих дум…
       Ты мой кумир и победитель,
       Златой свирели – вольнодум!


Кажется, что мы  недавно отмечали двухсотлетний юбилей Пушкина и вот  новый год радости, новый год воскресения - 210 лет со дня рождения нашего великого русского поэта, промыслом Божиим которому  было предназначено стать гением русской поэзии, величайшим мыслителем и пророком. Человеком, способным вместить в себя целый мир.

Время неумолимо… Оно,  как реки - остановиться не может. И гибнет в этом потоке всё, что лишено крепкого зерна жизни, оставляя лишь то, что стоит высоких помыслов, способных обратить наше внимание  к нашей великой истории, духовному осмыслению жизни, её главным приоритетам.

 Пушкин – это наш главный национальный приоритет, дающий нам право вдыхать  полной  грудью воздух пушкинского бытия, наполненного солнечной энергией и страстью великого крестного хода, сотрясающего сердца и умы всего человечества и поныне.
Несмотря на прошедшие столетия, этот воздух излечивает, напитывает каждую клеточку русского человека божественной, духовной силой, чтобы ещё глубже понимать истину, сказанную Белинским: «Пушкин – наше всё».

Даже сейчас, когда духовная жизнь в России побежала мутными потоками, когда все расстроилось, изменилось и никак не может уложиться  в нормальную человеческую жизнь, когда русская культура впала в разложение и отдала себя на растерзание силам зла, образ Пушкина по-прежнему становится той духовной инстанцией, которая помогает  человеку изумляться жизнью и красотой существующего мира.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…

Вдумаемся: как много таинственного и волшебного таят в себе эти строки… Как много в них жизни, красоты  и чувства.  Неслучайно Пушкина называют Богом русской поэзии: в сущности – русской жизни.
Пушкин явился России не только создателем  русской литературы, но и создателем литературного языка, огранённого сутью русского национального характера с переливающим блеском огней – восприятия,  многонационального и интернационального. В этом, он не только создатель, но и победитель - как Пётр Великий.  И этот титул остаётся за ним  по сей день.

Другой важный факт: ни кто иной, как Пушкин, первый возвёл русский язык  на степень мирового. Это стало возможным только благодаря тому, что он сам, на протяжении всего своего творчества, опирался на мировой опыт…Мировая литература с благодарностью отнеслась к великому поэту, приняв его в своё общество наряду с Шекспиром, Данте, Гёте, Байроном, Леонардо, Микеланджело, Моцартом, Бетховеном…  Однако,  выражая существующую национальную особенность: «С общечеловеческим элементом,  писал Достоевский, -  к которому стал жадно склонен русский народ, он, мы уверены, наиболее познакомится через Пушкина».

Да и как иначе. Если дух Пушкина излучал солнечное средоточие нашей истории. Её самой сути…

«Пушкин – наш Бог - Слово, - пишет Гачев. – Безглагольно лежало Бытие, и вдруг из пушки – не на Луну, но на Землю выстрелило: сошло Слово. И чего ни коснётся – всё заголосит своим и нашим, человечьим голосом: Весна («Гонимы вешними лучами…»),  Любовь (письмо Татьяны),  Море («Прощай, свободная стихия!»), Петербург («Красуйся, град Петров»). Воистину, как чародей: отмыкает уста явлениям: «Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит». У него – тождество Бытия и Мышления: всё, бывшее – слывшее только вещественным: Анчар, Туча, «Мороз и Солнце», - обнаруживает дух и время».

Пушкин хорошо понимал свою значимость в русской литературе, поэзии  и  истории. Правда это осознание пришло к нему не сразу. Как всякий земной человек Пушкин прошёл через многие соблазны и греховные помыслы. Было время, когда  многое нужно было пересмотреть, от многого  отказаться, в  том числе от настроений «политического радикализма»,  «атеизма» и от увлечения антихристианской мистикой масонства и вольтерьянства.  Отказаться от общего дела, рискованных предложений друзей  было непросто, учитывая тот факт, что русское образованное общество  шло по этому  пути 125 лет (со времени революции Петра I).

 Как человек истинно русский, наделённый  великодержавной силой, ясностью и мудростью, Пушкин чувствовал ложность этого пути, и он нашёл в себе силы освободиться от этого. Прав он был или нет – судить не нам. Хотя, за письмо государю, с выражением раскаяния и твёрдого намерения не противоречить порядку,  многие противники существующего так и непоняли Пушкина…  Другие, напротив, радовались искренне его примирению с правительством. Либеральная молодёжь вообще видела в Пушкине настоящего друга декабристов, которым, Он, Пушкин, шлёт «Послание в Сибирь».

Для истории важен факт:  после  примирения и раскаяния… Пушкин продолжает свою великую, этапную работу, в том числе и над прозаическими статьями.
«…Моя душа расширилась, - пишет он  Н.Раевскому, - я чувствую, что могу творить».

Гоголь ещё при жизни Пушкина писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: Это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте. В такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
 
Важно отметить, что сияние пушкинской славы не затмило других поэтов его времени: К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, А.А.Дельвиг,  К.Ф.Рылеев – вот имена  немногих, кого Пушкин  высоко ценил и уважал. Более того, он благоволил творчеству этих поэтов и посвящал им множество своих стихов.

Поэты   почитали Пушкина - как мудрого учителя и национального гения. К сожалению, все они  либо погибли, как Рылеев, либо медленно умирали в тюрьмах и на каторге, как Кюхельбекер, Одоевский, Раевский, Бестужев. Другие либо замолчали совсем, либо оказывались от своих прежних взглядов и убеждений.

«Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина, звучала в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в отдалённое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением» - писал Герцен, вспоминая  годы реакции.

На наш взгляд, поэзию Пушкина можно сравнить с колокольным звоном, напоминавшем о суетности всего земного и величии вечного.
Своими произведениями он пробуждал сердца, волновал души человеческие,  призывая  граждан к национальному самосознанию и единению, каждый раз  убеждая русского человека в том, что образованный человек должен вдуматься в государственное и гражданское устройство общества, членом которого он является и должен по мере своих возможностей неустанно способствовать его улучшению.

В статье «Жребий Пушкина» Булгаков пишет: « …О том, кому дано сотворить великое, надлежит знать то, что ещё важнее, нежели его творение. Это есть его жизнь, не только как фактическая биография или литературная история творчества, но как подвиг его души, её высшая правда и ценность. Пушкин не только есть великий писатель, нет, он имеет и свою религиозную судьбу, как Гоголь, или Толстой, или Достоевский, и, может быть, даже более значительную и, во всяком случае, более таинственную. Поэт явил нам в своём творчестве не только произведения поэзии, но самого себя, откровение о жизни своего духа в её нетленной подлинности».

По прошествии времени мы понимаем, что чистота звучания Пушкинской поэзии есть   явление России. И чем дальше уносит нас время, тем проникновеннее звук пушкинского гения. Ибо время - это тоже инструмент,  и он требует, чтобы прошли годы, столетия, прежде чем  энергия чувств обретёт отчётливость и твёрдость.
 
Как  понимаем и то, что,  в хаосе Бытия его поэзия проникнута гармонией космоса,  утверждающая свет, добро, любовь.
Очень хотелось бы, чтобы это  триединство   вело наших детей, внуков, правнуков  все последующие поколения  к нашим алтарям, к нашим пророкам, святым мощам… и нашему гению – Пушкину.

2 июня 2009 года