Венгры как гунны

Петр Золин
Гунны как венгры
Глубины исторической памяти

Если брать археологические индикаторы финно-угров, то они нередко мало отличаются от тюрков, индоиранцев, да затем балтов и славян. http://www.sampodialogi.ru/taide_Koristetaide_1_ru.html
http://sampodialogi.ru/taide_Koristetaide_2_ru.html
http://sampodialogi.ru/taide_Koristetaide_3_ru.html
http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/3.htm
и др.

С учетом «проварки» народов в огромном миграционном котле Евразии, близость культур бывшего ностратического суперэтноса относительно устойчива и неизбежна.
 
http://www.novgorod.ru/images/1009.gif Вариант появления финно-угров во 2 тыс. до н.э.
Если помнить об активном расхождении пращуров индоевропейцев из низовий Волги и Дона в дальние земли Европы, путь отсюда в округу Трансильвании и Паннонии был торным. Регион Трансильвании и Паннонии фигурирует и как праславянский http://gorod.dp.ua/photo/fullpic.php?id=5554
http://www.celtica.ru/content/view/172/176/
Сюда отчасти выходила и гото-славянская черняховская культура
http://derzava.com/statji/poisk_kornej.html
Иногда на картах Аварский каганат фигурирует вне славянского мира, хотя территория каганата во многом была заселена славянами http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/010/001/266880259.jpg
Здесь затем проявит себя и пеньковская культура, близкая антам
http://ru.wikipedia.org/wiki/Древние_славяне

Сайт Кельтика http://www.celtica.ru/
на основе добротных исследований отмечает, что находки вещей скифского типа (оружия, преимущественно наконечников стрел, деталей конского убора и украшений в зверином стиле) послужили основанием для предположений о далеких походах скифов и завоевании ими территории Румынии (главным образом Добруджи), Болгарии, Восточной Венгрии, а также областей лужицкой культуры. Даже отдельные скифские вещи, находимые в Западной Европе (во Франции и др. ), считают оставленными там во время набегов.

Конечно, надо учитывать и иные формы контактов - даже посредством связей не с самими скифами, а с другими народами, заимствовавшими от скифов элементы их культуры. Но не в могильных комплексах же, где вся связано со скифами.

Письменные источники говорят о миграциях скифов на запад примерно с V в. до н.э. Археологические материалы больше свидетельствуют о скифском влиянии на местное население, чем о завоевании. Это утверждение не исключает возможность отдельных набегов скифов. Возможно, походы не сопровождались значительными переселениями скифов и не оказали решающего влияния на судьбы подвергшегося набегам местного населения.

Вместе с тем многие черты скифской культуры прослежены на памятниках верхнего и среднего течения Тисы в Венгрии, относящихся к середине VI-V в. до н.э. В этом регионе затем обитали сарматы-языги. А позже здесь был и столичный округ Аттилы, населенный славянами.
Захоронения скифов здесь совершены под низкими курганными насыпями или в бескурганных могильниках в неглубоких ямах, иногда засыпанных камнем или закрытых деревом. Типы погребений различны: трупосожжения или трупоположения, вытянутые на спине, а иногда скорченные на боку. В инвентаре значительное место занимает керамика, близкая по форме к сосудам, распространенным на территории лесостепных скифообразных культур. Металлические изделия в основном гальштатских типов, но имеются и близкие к скифским образцам изделия. Вероятнее всего, эти памятники оставлены местным населением, подвергшимся влиянию скифской культуры и притом не собственно скифской степной, а скифообразной лесостепной.  То есть сколоторами- земледельцами.

Скифским считается погребение в Артанде (Бигар, Венгрия), где найдены богатое оружие и золотые украшения, а также бронзовая гидрия пелопоннесского происхождения. Погребение датируется первой половиной VI в. до н.э. Вероятно, местной аристократии принадлежали погребения со скифскими вещами: это трупосожжения в Цольдгаломпусте17, где найдено сделанное из электра изображение оленя в архаическом скифском зверином стиле (V в. до н.э.), и в Тапиасентмартоне, где также обнаружено электровое изображение оленя (VI-V вв. до н.э.).


В Юго-Западной Словакии в VI-V вв. до н.э. также сказывалось скифское влияние. С этим влиянием связывают погребения всадников с лошадьми на обширных биритуальных кладбищах.

В Хотине в могильнике VI-III вв. до н.э. найдены 247 трупоположений, 122 трупосожжения и 10 погребений коней. Керамика в основном позднегальштатская лепная, но встречается и сделанная на круге. Восточное влияние видно в оружии (трехгранные стрелы и железные копья, акинаки, колчаны с наконечниками, типичными для скифского стиля), конской сбруе, украшениях. Характерны пинтадеры с геометрическим орнаментом. Бронзовое посеребренное зеркало можно считать местной репликой античного образца. Близкие по характеру находки встречены и в других местах Словакии.

В Восточной Словакии, соседней части Западной Украины и Венгрии выделяют куштановицкую культуру (или группу), на памятниках которой также сказалось скифское влияние.

Гальштатско-скифскую область в Словакии некоторые ученые считают этнически скифской. Однако из исторических источников ничего не известно о пребывании здесь скифов. Большинство элементов культуры этой области местного происхождения. Что же касается скифских элементов, то они могли быть заимствованы и без переселения скифов, без их этнической экспансии. То же можно сказать и о пребывании скифов на территории Румынии и Болгарии. К югу от Дуная лишь две-три находки скифских вещей датированы временем до IV в. до н.э. По-видимому, курган в с. Царевброде (Ендже, Болгария), в котором найдено трупоположение с двумя глиняными сосудами, железным мечом, множеством бронзовых наконечников стрел скифского типа, золотой пластинкой и бронзовой уздой, был скифским VII или VI в. до н.э. (вводное в кургане погребение - бронзового века)21. Несомненно, больше элементов скифской культуры обнаруживается в VI-V вв. до н.э. у северных фракийцев в предгорных областях Карпат, в Южной Молдове, на севере Мунтении и Олтении: это акинаки, крестовидные накладки, бронзовые зеркала. В могильниках Бырсешти и Фериджиле найдены акинаки и другие вещи, свидетельствующие о контактах со скифами. Однако на гетских памятниках (в том числе в могильнике Фериджиле и некоторых могильниках Северной Болгарии) наряду со скифскими мечами найдены однолезвийные мечи-кинжалы иллирийского типа. Большая часть железных наконечников копий из гетских памятников также связана по происхождению с иллирийцами.

Это говорит о контактах гетов и фракийцев с соседними народами, в том числе со скифами и иллирийцами. С конца VI в. до н.э. у гетов и фракийцев появляются предметы, выполненные в зверином стиле, несколько отличающемся от собственно скифского. Обычно этот стиль называют скифо-фракийским, или фрако-скифским. А. И. Мелюкова пишет: «Болгарские исследователи пытаются объяснить происхождение фрако-скифского звериного стиля этническим и культурным родством скифских и фракийских племен, близким уровнем их социального и экономического развития, связями тех и других с греческим миром и таким образом отрицают прямую зависимость фракийского искусства от скифского. Но на всей обширной территории обитания фракийских племен не найдено вещей звериного стиля VII- VI вв. до н.э., которые можно было бы рассматривать как пратипы более поздних произведений. В Скифии они представлены в достаточном количестве. Объяснить происхождение фрако-скифского искусства родством фракийцев и скифов невозможно еще и потому, что племенам Северного Причерноморья доскифского периода, действительно, возможно, родственных фракийцам, но ассимилированных скифами, прообразы скифского звериного стиля не были известны. В Северном Причерноморье скифский звериный стиль не имеет местных корней и складывается вместе со всем комплексом скифской культуры только в VII-VI вв. до н.э. Таким образом, возникновение скифо-фракийского звериного стиля скорее всего следует объяснить влиянием скифского искусства на фракийское.

Скифы, как считают некоторые ученые, вторглись и в области, лежащие к северу от Карпат, и через Польшу достигли Лужицы.

Знаменитый клад из Феттерсфельде (сейчас Виташков, Западная Польша), найденный в 1882 г., как предполагают, представляет могильный инвентарь скифского полководца (царя), погибшего во время похода. Клад состоял из золотых украшений (в том числе в виде рыбы), выполненных в зверином стиле или в стиле ионийского искусства, оружия и конской упряжи24. Датируется концом VI в. до н.э. Если все другие скифские вещи могли попасть в Центральную Европу и на Балканы в результате торговых и иных контактов, то наиболее веским археологическим доказательством скифских походов считались находки характерных скифских бронзовых наконечников стрел. Тем более веским казалось это доказательство, что такие стрелы найдены на разрушенных позднелужицких городищах и в могилах, где были похоронены люди, вероятно, погибшие от этих стрел. На находках скифских стрел основаны и предположения о походах скифов в Моравию и Чехию. Однако в последнее время появились доказательства того, что такие стрелы не были исключительно скифскими и могли иметь различное происхождение.

Возможность скифских походов в восточную часть Центральной Европы нельзя исключить, но для некоторых ученых навсегда - бесспорных археологических подтверждений им нет
(якобы есть иные бесспорные).

1  J. Wiesner. Die Thraker Stultgart, 1963. Термин «фракийцы» встречается уже у Гомера. Его сведения о Фракии обычно относят к X-IX вв. до н.э., а некоторые эпизоды - к VII в. до н.э.

2  См.: статьи Т. Д. Златковской (К вопросу об этногенезе фракийских племен. - Советская этнография, 1961, 6, стр. 82-94, Этнические процессы во Фракии в II-I тысячелетиях до н.э. - VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М. 1964), опирающейся на языковедческие работы В. Томашека (W. Tomaschek. Die alten Thraker. - Sitzungsbenchte der Wiener Akademie, Philosophisch-historische Klasse, Bd. CXXVIII, CXXX CXXXI, 1893- 1894), В. Георгиева (Тракийская език София, 1957) и историко-археологическое исследование И. Венедикова (Праизходът на траките. - Езиковедско-етнографиски изследования в памет на акад. Ст. Романски София, 1960, стр. 525-543).

3  S. I. de Laet. La prehistoire de l'Europe Paris. - Bruxelles, 1967, стр. 164.

4  К. Hadaczek. Zloty skarby Michalkowskie. Krak;w, 1904, M. Hoernes. Goldfunde aus der Hallstattperiode. - Mitteilungen der k. k. Zentralkommission. Wien, 4, 1906, О. Menghin. Zum Goldfund von Michalkow. - Wiener Prahistonsche Zeitschrift, 3, 1916.

5  I. Nestor. Ein thrakokimmenscher Goldfund aus Rumamen. - Eurasia Septentrionalis Antique, IX, 1934.

6  В. Миков. Вълчетрънското златно cькровище. София, 1958.

7  D. Веrсiu. Quelques problems communs de la prehistoire de la Roumanie et de celle de la Bulgarie. - Известия на Археологически институт. БАН, XXIII, 1960, стр 266 cл.

8  S. Moruntz. Le Hallstatt ancien en Roumanie. - Studii ;i cercetari de istorie veche, XVI, 1965, A. Vulpe. Zur Mittleren Hallstattzeit in Rumanien (Die Basarabi-Kultur). - Dacia, IX, 1965.

9  D. Berciu. Quelques problems..., стр. 267.

10  Мелюкова приписывает молдавскую группу памятников упомянутым у Геродота агафирсам (А. И. Мелюкова. Памятники скифского времени лесостепного Среднего Поднестровья. - Материалы и исследования по археологии СССР, 64, 1958, стр. 5-102, Она же. Культура предскифского периода в лесостепной Молдавии. - Материалы и исследования по археологии СССР, 96, 1961).

11  А. И. Мелюкова. К вопросу о границе между скифами и гетами. - Сб.: Древние фракийцы в Северном Причерноморье. М., 1969, стр. 61-80.

12  Большая роль в создании этой концепции принадлежит М. И. Ростовцеву. См.: М. И. Ростовцев. Эллинство и иранство на юге России. Пгр., 1918 и другие работы, а также V. P;rvan. Dacia, an Autline of the Early Civilisation of the Carpato-Danubian Countries. Cambridge, 1928, T. Sulimirski. Kultura luzycka a Scytowie. - Wiadomosci archeologiczne, XVI, 1939 (1948), Он же. Scythian Antiquites in Central Europa. - The Antiquaries Journal, XXV, 1-2, 1945.

13  T. Sulimrski. Die Skythen in Mittel- und Westeuropa. - Bericht V International Kongress Vor- und Fruhgeschichte, Hamburg, 1958 Hamburg, 1961.

14  А. И. Мелюкова. К вопросу о памятниках скифской культуры на территории Средней Европы. - Советская археология, XXII, 1955, стр. 239-253.

15  А. И. Мелюкова. К вопросу о памятниках скифской культуры..., стр. 245-246.

16  M. Пардуц (М. Parducz). Могильник гальштатской эпохи в Сентеш-Векерцуг (русск. резюме). - Acta Archaeologica Hungaricae, 2, 1952, стр. 143 cл., 4, 1954, стр. 25 cл., 6, 1955, стр. 1-22.

17  N. Fettisch. La trouvaille scythe de Zoldhalompuszta. - Archaeologia Hungaricae, 3, 1928.

18  Archaeologiai ;rtesito, 41, 1927 (публикация H. Феттиха).

19  M. Du;ek. Thrakisches Gr;berfeld der Hallstattzeit in Chotin Bratislava, 1966.

20  J. B;hm, J. Jankovich. Skythov; na Podkarpatske Rusi. - Carpatica, I, Praha, 1936. Вопрос о происхождении куштановицкой культуры спорен. По мнению И. Лендьел (J. Lengyel. Beitrage zur Ursprungfrage der Kustanovice Kultur. - Folia archaeologica, XII, 1960, стр. 61-69), это местная гальштатская культура, испытавшая сильное воздействие со стороны степных скифов, осевших на территории Закарпатья. По мнению Г. И. Смирновой и К. В. Бернякович (Происхождение и хронология памятников куштановицкого типа Закарпатья. - Археологический сборник, Государственный Эрмитаж, 7 Л. - М., 1965), куштановицкая культура совершенно не связана со скифским населением степей Северного Причерноморья, а принадлежит к кругу скифообразных культур лесостепи.

21  А. И. Мелюкова. Скифские элементы в гетской культуре. - Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР, 105, 1965, стр. 32. Существует, однако мнение, что инвентарь кургана в Царевброде носит фракийский характер. См.: М. Чичикова. Керамика от старата желязна епоха в Тракия. - Археология, София, X, 1968, 4, стр. 27, примеч. 66.

22  Д. Димитров. Материальная культура и изкуство на траките през ранната елинистическа епоха. - В кн.: Археологически открытия в България. София, 1957, стр 66.

23  А. И. Мелюкова. Скифские элементы в гетской культуре, стр. 39.

24  A. Furtw;ngler. Der Goldfund von Vettersfelde. - Berliner Winckelmanns-Programm, 43, 1883 (то же в кн. Kleine Schriften, II. Berlin, 1912; Т. Malinowski. Mozliwo;ci interpretacyjne znaleziska zlotych przediniot;w w Witaszkowie. - Wiadmo;ci archeologiczne, XXX, № 3- 4, 1964.

25  O. Klemann. Die dreifl;geligen Pfeilspitzen in Frankreich. Mainz, 1954.
http://www.celtica.ru/content/view/342/165/

Поле для дальнейших исследований велико.

 
http://www.novgorod.ru/images/1009.gif Вариант появления финно-угров во 2 тыс. до н.э.
 
10 тыс. лет назад                12 веков назад
http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=4152&start=25
http://media.meta.ua/files/pic/0/19/242/EluEGFdoWk.jpg

Венгры признаются родственным народам - ханты, манси, финны и иным финно-уграм.

Ве;нгры — самоназвание мадьяры (венг. magyarok), в западной Европе — Угры (хотя используется и термин «хунгари», с явной памятью о гуннах). Составляют подавляющее большинство жителей Венгрии. Значительное число венгров проживает также в Румынии (историческая область Трансильвания), Сербии (северная часть края Воеводина), Словакии, Украине, России, Германии, Австрии, США и Канаде. Больше всего венгров за пределами Венгрии живёт в Румынии — 1,8 миллиона человек.
 В самой Венгрии проживает около 10 млн венгров, что составляет 96 % от населения страны. По вероисповеданию большинство венгров — католики, имеется значительное число протестантов, главным образом кальвинисты и лютеране.

Предками венгров признаются воинственные полукочевники-скотоводы, прародиной которых считаются области к востоку от Урала. Одним из вариантов перемещения их пращуров могла быть участие в полиэтничной сейминско-турбинской культуре 2 тыс. до н.э. Примерно в I тыс. н. э. венгры перекочевали в бассейн Камы, позже в причерноморские и приазовские степи и находились в начале средневековья под властью хазар и протобулгар.

Мадьярский союз – народ - состоял из семи собственно венгерских племён и трёх союзных, этнически хазарских родов отколовшихся от Хазарии под названием Кавары. В 896 г. под предводительством Арпада и Курсана они поселились в Трансильвании, откуда они овладели Паннонией и впоследствии оккупировали сегодняшние земли восточной Австрии и южной Словакии. Венгры совершали набеги на Западную Европу. Самыми боеспособными и жестокими с врагами в мадьярских войсках являлись хазарские отряды каваров. В связи с ними как отголоски тогдашних времен, в легендах и сказках многих европейских народов описываются страшные огры — людоеды, великаны, жестокие и беспощадные. Вместе с тем в немецком и «хуны» - великаны.

Со временем (X—XI век) пришельцы-венгры ассимилировали местное население (в том числе и славян) и, переняв многие их обычаи, культуру, слова их языков, перешли на оседлое проживание. Образовалось Венгерское государство, которое за свою историю имело различные размеры и содержало в себе различные территории. Стала образовываться венгерская нация.

Допускают, что венгр — заимствование из польского "w;gier" «венгр» из общеславянск. "*;grъ", ср. древнерусск. "угринъ". По-французски — онгруа; немецкое «хунгариш» — это смешение слов «хун (гунн)+угр». В средние века Венгрию долго называли королевством гуннов, так она упоминается в романе «Песнь о Нибелунгах». Считалось, что венгры вторглись в Европу вместе с гуннами, как их союзники. Вероятно также, что это название позаимствовано у тюркского племени оногуров, с которыми в древности у венгров также был контакт.

Сложная этническая история, смешение разных народов на территории страны, привели к тому, что венгры и ныне делятся на разные этнографические и субэтнические группы. Группы палоци (р-н городов Балашадьярмат и Шальготарьян) и матьо (г. Мезёкёвешд) славятся искусством вышивки по коже и полотну. К западу от Будапешта группа венгров Шаркёза — декоративным искусством и одеждой. В области Хетеш и Гёчей — группа близкая по традициям соседним словенцам. Между Рабой и Дунаем живут куманы (куны) — потомки половцев, вытесненные сюда в период монголо-татарского нашествия. В окрестностях г. Дебрецен сложилась этническая группа гайдуков. На юго-востоке Трансильвании — секеи, как считается, происходят от гуннов, по мнению других учёных — от печенегов - прямых предков татар, казахов и отчасти, киргизов. Самым экзотическим субъэтносом венгров являются магьярабы, проживающие на границе Египта и Судана. Они были переселены сюда султаном Селимом I в 1517 году, и к настоящему времени их наречие имеет лишь отдалённое сходство с венгерским языком.

Венгерский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи имеет одиннадцать диалектов. В средние века на территории страны государственными языками были также немецкий и латинский, поэтому венгерский язык заимствовал много немецких и латинских слов. Кроме того, контакты с протобулгарами и хазарами в древности, а так же и со славянами в разные времена развития, повлияло на то, что в нём довольно много славянизмов и тюркизмов. Поначалу учёные долго не могли определить происхождение этого языка, ведь он не похож ни на один язык соседних народов. Позже было замечено, что по структуре он близок финскому. Но только более глубокое изучение позволило определить, что самый близкий к нему — язык манси.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Венгры
http://ru.wikipedia.org/wiki/Венгры

Кумыки ищут здесь свои  корни
Стоит напомнить первых правителей гуннов.

1 Тедрехон.
Упоминается в первом десятилетии IV в. в "Истории Тарона" Зеноба Глака под именем "царь Севера Тедрехон". Возглавляемые им гуннские войска барсилов вторглись через Каспийский проход на Албанию [1]. Само имя, скорее всего, искаженное от тюркского Тенгрихан. В "Истории агван" (VII в.) оно упоминается как имя главного божества гуннов, приводится также прямая иранская параллель - "Аспендиат". Последняя - одна из форм иранского имени Исфендияр ("святой, священнный, божественный") [2]. По мнению В. Гукасяна, "этот Тенгри-хан явлется одним из первых хаганов или предводителей тюрок" [3], что вполне согласуется с их мировоззрением, согласно которому каждый хаган (каган) или его наследник считался символом бога, его наместником на земле.
 [1] Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван. 1948. Т. 1. С. 345, 349-350
[2] См.: Жюсти Г. Иранише намебух. Марбург. 1895. Р. 308-309
[3] Гукасян В. Тюркизмы в "Истории албан" Моисея Утийского. // Структура и история тюркских языков. М. 1971. С. 248-249

2 Хунугур.
Упоминается под 373-м годом в "Истории агван". Азербайджанский историк 3. Буниятов, комментировавший азербайджанское издание труда М. Каганкатваци [1] не считает это именем собственным, а рассматривает как этноним хунугур. Отчасти он прав. На наш взгляд, это, действительно, отэтнонимичсекое имя собственное Хунуг + эр. Такая практика имянаречения существовала у всех тюрков, в т. ч. и у гуннов [2]. Так, например, М. Кашгарский (XI в.) писал: "Кумук - это имя племени и одного бека из этого племени" [3]. Моисей Каганкатваци, описывая поединок Хунугура с персидским богатырем-воином шаха Шапура II (309-379), дает следующий словесный портрет этого гуннуг-ундурского вождя-предводителя: "В то самое время выступил гунн из гуннов по имени Хунугур.... Сам гунн был высок, исполинского роста и одет в кольчугу, на огромной голове носил клепаный шлем. Медная пластина защищала лоб в три пяди. Древко огромного копья было из крепкого кедрового дерева. Меч его сверкал пламенем и одним только своим видом наводил ужас" [4].

Упоминается под 373-м годом в "Истории агван". Азербайджанский историк 3. Буниятов, комментировавший азербайджанское издание труда М. Каганкатваци [1] не считает это именем собственным, а рассматривает как этноним хунугур. Отчасти он прав. На наш взгляд, это, действительно, отэтнонимичсекое имя собственное Хунуг + эр. Такая практика имянаречения существовала у всех тюрков, в т. ч. и у гуннов [2]. Так, например, М. Кашгарский (XI в.) писал: "Кумук - это имя племени и одного бека из этого племени" [3]. Моисей Каганкатваци, описывая поединок Хунугура с персидским богатырем-воином шаха Шапура II (309-379), дает следующий словесный портрет этого гуннуг-ундурского вождя-предводителя: "В то самое время выступил гунн из гуннов по имени Хунугур.... Сам гунн был высок, исполинского роста и одет в кольчугу, на огромной голове носил клепаный шлем. Медная пластина защищала лоб в три пяди. Древко огромного копья было из крепкого кедрового дерева. Меч его сверкал пламенем и одним только своим видом наводил ужас" [4].  
[1] См.: Каланкатуклу М. Албания тарихи. Баку, 1993, с. 212
[2] Nemet G. Attila ve Hunlari. Ankara. 1982. S. 229)
[3] Divan-i Lugat't-Turk. Ankara. 1940-1943. S. 392
[4] Каганкатваци М. История агван / Пер. с арм. К. Патканян. СПб. 1861. С. 66

3 Баламир
Считается наследником основателя Империи Хунну Мете-кагана в 15-м колене и основателем Еврогуннской империи в 374 г. [1].
Считается наследником основателя Империи Хунну Мете-кагана в 15-м колене и основателем Еврогуннской империи в 374 г. [1].  
[1] Оздек Р. Тюркюн гызыл китабы. Бакы. 1992. 1 китаб. С. 69 …

Даже эти созвучия подчеркивают, что «хунгари» неизбежно помнили Кунегардию, эпическое название Руси.


Т. Н. ДЖАКСОН. AUSTR ; G;R;UM отметила, что о Киеве (K;nugar;r) (8) вообще нет конкретных сведений. Названный около десяти раз в поздних сагах и географических сочинениях, он всякий раз оказывается включенным в списки городов или (в форме множественного числа) в списки земель в Гардарики.

K;nugar;r встречается в несколько ином круге древнескандинавских источников, чем H;lmgar;r : это описание земли по рукописи AM 194, 8° последней четверти XII в.; географическое сочинение "Какие земли лежат в мире", сохранившееся в рукописи первой трети XIV в. Hauksb;k (но, возможно, более раннее); "Деяния датчан" Саксона Грамматика (1208 г.) (в форме C;nogardia); записанный до 1220 г. (вероятно, в 1180-1200 гг.) фрагмент "Саги о Скьёльдунгах"; написанная около 1250 г. и восходящая к германскому героическому эпосу "Сага о Тидреке"; датируемая второй половиной XIII в. "Сага о крещении"; составленная в конце XIII в. и сохранившаяся в рукописи "Flateyjarb;k" (1380-1394 гг.) "Прядь об Эймунде"; описание земли по рукописи AM 764, 4° второй половины XIV в.; целый ряд поздних (по сравнению с королевскими) саг о древних временах – "Сага об Одде-Стреле", "Сага о Хрольве Пешеходе", "Сага о конунге Гаутреке" и др.

Итак, Киева нет в рунических надписях X-XI вв., нет его в скальдических стихах IX-XII вв., нет и в королевских сагах (за исключением "Пряди об Эймунде"). И все же сам же факт принадлежности названия K;nugar;r к топонимическому ряду на -gardr, в котором H;lmgar;r зафиксирован уже в рунической надписи первой половины XI в., a Miklagar;r – в висе скальда Бёльверка Арнорссона, датируемой второй третью XI в. [Skj., B, I, 385], равно как и промежуточное положение Киева между Новгородом и Константинополем на пути "из варяг в греки", освоенном скандинавами уже в IX в., указывает на его появление почти в то же самое время, что и топонима H;lmgar;r. Однако отмеченная нами выше временн;я (связанная с пространственной) последовательность возникновения древнескандинавской топонимии Древней Руси сказалась в том, что топоним K;nugar;r не вошел в традицию королевских саг, где столицей Руси и центром всех происходящих на Руси событий стал несколько опередивший Киев в контактах с варягами H;lmgar;r (9).

Полагая, что древнескандинавская форма K;nugar;r вторична по отношению к латиноязычной Chun(i)gard, а также следуя в толковании латиноязычной формы за схолиастом Адама Бременского [Adam, lib. IV, schol. 120] и за Хельмольдом [Гельмольд, 33], ряд исследователей XIX в. связывал начальную часть топонима K;nugar;r с гуннами [Шафарик 1848, 152; Munch 1874, 266; Куник, Розен 1878, 81-82; Брун 1880 294, и др.], сведения о которых якобы дошли до Скандинавии через немцев и англосаксов [Куник, Розен 1878, 81-82]. Противник "гуннской теории" С. Рожнецкий совершенно справедливо отметил возникающие при таком толковании "лингвистические затруднения", а также невероятность того, "чтобы скандинавы, сами имевшие непосредственные сношения с Русью, получили свои известия о ней окольной дорогой" [Рожнецкий 1911, 28].

На древнерусский прототип топонима K;nugar;r – Киян(ов) город, – пережиточно сохранившийся в былинах, первым указал И. Миккола [Mikkola 1907, 279-280], мнение которого поддержали затем многие исследователи [Рожнецкий 1911, 28-63; Thomsen 1919, 314; Hesselman 1925, 105-111; Брим 1931, 236; Metzenthin 1941, 61-62; Stender-Petersen 1946, 132-133; de Vries 1961, 77-87; Schramm 1984, 77-78; Трубачев 1988, 222]. Общепринятым можно теперь считать мнение, что прототипом для K;nugar;r послужил *Кыян(ов)ъ-городъ – былинный вариант топонима Кыевъ, восходящий к древнему наименованию Киева, бытовавшему в устной речи. Его первый компонент, вероятнее всего, образован от этникона Кыяне "жители Киева", неоднократно засвидетельствованного в летописях.

Древнескандинавские источники фиксируют три огласовки первого корня композита, выступающего обозначением Киева: K;nu/K;nu-, Ki;nu-, K;nu-. В литературе высказывались различные мнения об их соотношении. И. Миккола и вслед за ним В.А. Брим считали наиболее отвечающей русскому исходному *Кыянъ-городъ форму Ki;nugar;ar. Б. Хессельман рассматривал написание через ; как дело рук исландских писцов, а через ; – норвежских. Недостатком этих толкований является то, что всякий раз какая-то одна из трех существующих форм топонима не может быть объяснена достаточно убедительно. Только если принять за исходную форму K;nugar;r, можно, с учетом развития скандинавской системы гласных, объяснить появление и двух других форм. K;nugar;r оказывается в таком случае результатом лабиальной перегласовки, происходившей на рубеже IX-X вв. перед сохраняющимся u преимущественно в западноскандинавских диалектах [Смирницкий 1961, 60-61].
Напротив, Ki;nugar;r выступает тогда как результат преломления на u, представленного, в противоположность перегласовкам, на востоке Скандинавии обильнее, чем на западе [Стеблин-Каменский 1953, 117-119]. В пользу высказанного предположения говорит, с одной стороны, наличие обозначения жителей Киева только в форме K;nir ("Сага о конунге Гаутреке"), сохраняющей не подвергшийся ни преломлению, ни перегласовке гласный ;, с другой стороны, то обстоятельство, что самая ранняя фиксация топонима представляет собой вариант с открытым e (; и ; являются графическим отражением одного и того же звука – открытого e) [Смирницкий 1961, 20].

Оговорюсь все же, что нельзя быть абсолютно уверенным в строгой последовательности развития того или иного топонима. Не исключена возможность, что в нашем случае все три варианта являются попыткой передачи местного звучания средствами древнескандинавского языка (10). Так, С. Рожнецкий полагал, что "K;nugar;r и K;nugar;r равносильны и возникли независимо один от другого" [Рожнецкий 1911, 50].

В. Томсен, Б. Хессельман и Я. де Фрис подчеркнули, что превращение первой части исходного топонимического композита в K;nu- явилось следствием народно-этимологического преобразования, ориентирующегося на древнескандинавское k;na, "лодка особого вида". Возможно, скандинавская народная этимология данного топонима имела в виду известную роль Киева как места сбора построенных в различных пунктах Днепровского бассейна лодок-однодеревок (Const. Porphyr., De adm. imp., 9).

Почему уважаемые авторы не допускают версий куне-гунны (хунгари: европейцы знали о происхождении их с Руси) и даже « куна» ( основная денежная единица Руси той поры), оставим на их совести.

Андрей Николаевич Сахаров допускает, что уход угров из округи Киева был результатом дипломатических актов.

Под 898 годом, в «Повести временных лет» говорится: «Идоша угри мимо Киевъ горою, еже ся зоветь ныне Угорьское, пришедъше къ Днепру и сташа вежами; бе-ша бо ходяще аки се половци». Дальнейшей истории пребывания венгров под Киевом летописец не дает, зато довольно подробно описывает, как они двинулись на запад «чересъ горы великие», начали воевать сидящих там славян, волохов, нападать на греков, теснить моравов и чехов.

Совершенно очевидно: если иноземная рать появляется под стенами большого и богатого города, становящегося уже «матерью русских городов», то не прогулки ради совершается это путешествие на север — в сторону от намеченного движения на запад через Северное Причерноморье. Но русские авторы либо не знали событий, разыгравшихся под киевскими стенами, либо, зная их, сокрыли для последующих поколений. Однако одного не мог скрыть летописец: над русской столицей нависла смертельная опасность. Враги окружили город, стали вежами, т. е. повели себя так, как и другие кочевники — половцы, заклятые враги Руси уже в XI — XII веках. Их манеру осады русских городов прекрасно знал древний автор и живо воспроизвел ее, описывая венгерский выход из степей.

Ключ к разгадке этой маленькой, по масштабам истории, тайны, может быть, находится в одной из венгерских рукописей, которой отечественные авторы не очень-то доверяли, упрекая ее в возвеличивании венгерской истории, фальсификации событий и т. д., как будто в средневековой истории вообще существовали официальные повествования, свободные от классовой феодальной, личностно-монархической, религиозной, националистической и прочей тенденциозности.

Вот хроника неизвестного венгерского автора XII —XIII веков, восходящая к оригиналу еще более раннему — XI века, в которой рассказана история венгеро-русской войны на исходе IX века.

Венгерский хронист повествует, как, двигаясь на запад, кочевья венгров дошли до киевских земель и «захотели подчинить себе королевство руссов». Значит,  венгры действительно отвлеклись от первоначального пути и передвинули свои шатры на север, намереваясь захватить богатую русскую столицу.

Киевский князь, имени которого венгерский автор не называет, решил дать врагу бой и выступил навстречу венграм» но был разбит войском венгерского вождя Альмоша. Воины Альмоша преследовали руссов вплоть до стен Киева, за которыми те и укрылись. А далее хронист рисует обычную в таких случаях картину поведения завоевателя в чужой стране: венгры пошли по округе, забирали «имениям, т. е. собственность руссов, грабили городки и села, пытались штурмовать киевскую крепость.

Надо сказать, что это подтверждают и арабские свидетельства. Гардизи. У них [славян] есть обычай строить крепость, соберутся несколько человек и строят крепости, так как мадьяры постоянно нападают на них и грабят их. Когда мадьяры приходят, славяне удаляются в построенные ими крепости; в крепостях и укреплениях они по большей части проводят зиму; летом живут в лесах. У них много пленных.52-122<
http://oldru.narod.ru/text_4_2.htm


А. Н. Сахаров констатирует, что в  этих условиях руссы запросили мира, и их посольство появилось в лагере Альмоша.

В ходе переговоров венгры потребовали прислать к ним в лагерь заложников, предоставить им на дорогу продовольствие, одежду и другие необходимые припасы, а также выплачивать, начиная с этого года и далее, ежегодную дань в 10 тысяч марок. В свою очередь и руссы выдвинули свое требование: венгры должны немедленно покинуть киевские земли.

Хронист пишет, что Альмош посоветовался со своими вельможами и венгры «исполнили просьбу князя руссов и заключили с ним мир». А ниже, возвращаясь к этому

же сюжету, хронист подчеркнул, что Альмош и его вельможи, приняв советы руссов, заключили с ними «крепчайший мир».

Так закончилась эта грустная для руссов история.

Как когда-то греки с радостью смотрели в 9 веке на уходящие в море однодревкн руссов, так теперь руссы, наверное, в молчании и радостном смущении взирали со стен киевской крепости на свертывавших свои шатры венгров, на этот огромный кочевой табор, удалявшийся навсегда из этих мест в сторону Угорских гор, т. е. Карпат, за которыми через несколько десятков лет венгры создадут свое объединенное государство.

Так еще один ранний дипломатический договор отложился в истории нашего народа, нашего отечества. И снова это был типичный для того времени договор «мира и любзИ'>, венчающий военные действия.

На этот раз Русь, Олгг были проигравшей стороной. Не поэтому ли летописец обошел всю эту историю, скрыв от последующих поколений первый внешнеполитический позор Рюриковичей? Кто знает. Но вовсе исключить такой подход к делу не приходится.

И снова мир, снова дань, ежегодная денежная дань, о которой упоминалось много раз и до этого применительно к разным странам и разным хронологическим периодам. Теперь ее выплачивала Русь, выплачивала вынужденно и неизвестно сколько лет.

Впрочем, здесь можно сделать одно любопытное отступление. И суть его заключается в том, что, начиная с этого времени, Русь и Венгрию связали какие-то особые отношения, которые ясно прослеживаются на протяжении столетий, и, судя по всему, инициаторами этих отношений выступили руссы.

http://www.bibliotekar.ru/polk-14/6.htm

Могли «хунгари» в Европе твердить, что Киев – это их Кунегард ?! А почему бы и нет.

Венгры поселились в округе недавно рухнувшего Аварского каганата, ранее земель Аттилы с его славянами-аварами (времен Диоклетианаhttp://proza.ru/2009/05/22/544
), а еще ранее – мест появления здесь сарматов и скифов.

Хунгари по долгой памяти – вероятнее всего, - заняли то, что считалось устойчивой принадлежностью Великой Скифии.

Такова философия исторического действия.