О стремлении к познанию

Валерий Космиади
Дети часто задают вопросы «что это?» и «почему?» Некоторые взрослые сохраняют эту «детскую» любознательность на протяжении всей жизни. Хотя жизнь не часто поощряет таких любопытных. Для укорота придуманы пословицы – «много будешь знать, скоро состаришься», «меньше знаешь, крепче спишь» и т.п.

Любопытство и любознательность у разных людей имеют различную природу, мотивацию. Большинство склонно верить авторитетам, принимая удобную для них в данный момент концепцию. И любые противоречия этой концепции или не замечаются (позиция страуса), или опровергаются по принципу – «этого не может быть, потому что не может быть никогда».

Поскольку в советские времена образование в СССР было престижно, и уровень его был высок, развивались такие структуры, как журнал «Рационализатор и изобретатель», общество «Знание», много изданий, популяризирующих научные достижения – «Знание – сила», «Техника – молодежи», «Химия и жизнь», «Природа». Был востребован интерес к познанию окружающего мира, к поискам решений различных проблем.

Нынешний откат в науке, производстве, (да во всем!) порождает нигилизм и пофигизм населения. Я пробовал разговаривать со знакомыми геологами на тему Тунгусского феномена, но встречал только отмахивания обеими руками – да черт с ним, другие заботы и мысли. Когда у людей нет желания понять простые, но значимые вещи, они никогда не избавятся от зависимостей, прививаемых правящей мразью, самопровозгласившей себя «элитой».

По каналу «Культура» демонстрировался фильм Франца Фицке  о растущей и эволюционирующей Земле. Показывали глобусы Фогеля, один в другом, говорящие о росте объема и массы Земли. Но не называлась главная, вытекающая отсюда мысль – что Земля развивается, как живой организм. Когда в 1988 году во МГРИ на кафедре общей геологии я представил схему палеотектонической реконструкции трех древних платформ – Русской, Сибирской и Северо-американской, мне был задан вопрос – «по-вашему получается, что Земля развивается, как живой организм?» Когда я ответил – «да», мне заявили – «Это нонсенс!»

Известно, что в мире неостановимы процессы развития науки, техники. Исследования ведутся во многих странах, и приоритет принадлежит более шустрым, не обязательно глубоким. Высосанная из пальца «тектоника литосферных плит» пришла к нам вместе с «Кока-колой» и американскими ценностями, и то, что в Германии нашлись люди, думающие о строении Земли согласно моим представлениям, говорит о нарастающем идейном противостоянии Старого света и США Все-таки Германия дала миру много философов, а  США попкорн и потребительство.

Я высокого мнения об инструментах германского производства. Но кроме высоких технологий производства нужна высокая идея. Гитлера не спасла от краха технологическая мощь вермахта. Он посягнул на жизнь – жизнь русского, многонационального народа, который поддерживала сама Земля. И если заключить творческий союз с германскими исследователями и разработать модель роста Живой Земли, то результатом этой работы должна быть депортация всех засланцев из Штатов и возрождение тяги к познанию окружающего мира, а не биржевых ставок.