Вишни на траве

Лауреаты Фонда Всм
ТАМАРА КОСТОМАРОВА - ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "ВЕРНИСАЖ 4" ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

    "Как внизу, так и наверху;
                и как наверху, так и внизу"*

                Отражение - как форма
                взаимодействия человека и
                Времени
               


Не так давно произошло событие, которое долгое время для меня оставалась загадкой. Случилась эта история в небольшом приморском городке, куда я прибыл на отдых. Был я здесь впервые.
Всё началось с того, что на второй день после приезда ранним утром я собрался к морю, мне захотелось полюбоваться его просторами на восходе солнца.
Я начал спускаться по тропинке к побережью, но неожиданно  ощутил странное беспокойство, – показалось, что я уже здесь бывал: чуть примятая зелень под ногами, зигзаг набегающей волны, похожей на медузу, скала недалеко от берега, её отражение в море,  прозрачный сосуд, напоминающий вазу, вишни на траве... Всё это промелькнуло в памяти невостребованным воспоминанием, нужно было лишь убедиться в присутствии жёлтого облака над головой. Жёлтое облако… Жёлтое… Почему жёлтое? Неужели тогда оно было таким же? Я посмотрел на небо и замер: облако висело надо мной, точь-в-точь повторяя контуры медузы-волны, и как в прошлый раз отражалось на её зеркальной поверхности.
Утомлённый неожиданностью, я опустился на траву и закрыл глаза, картины последовали одна за другой, но та, которую только что видел, оставалась главной. Очнувшись, убедился, что всё на месте, даже облако посреди небесного пространства оставалось таким же загадочным и неожиданным.
Но что это за видение, отражением чего оно является? Касается ли только меня или связано с другими людьми, какую информацию несёт и что воспроизводит?

В том, что оно имеет отношение к моей судьбе, я не сомневался, потому что к этому моменту чувствовал Время и кое-что понимал в жизни.
Вот оно, Время... как непрерывная субстанция, как его отражение во всём и всего сущего в нём. Я слышу поступь Времени и его голос, в его руках вижу священную книгу, в которой записано всё: от истории возникновения жизни на Земле и до сегодняшнего дня. В ней записано прошлое и будущее человечества, записана и эта минута как миг настоящего. Книга разбивает укоренившийся в моём сознании миф о том, что всё течёт в одном направлении. Теперь я знаю, что  это не так, ибо всё в жизни повторяется, как например сегодняшняя картина, явленная мне; в настоящей минуте она лишь отражение прошлого или будущего.
Время – великая тайна, и не всем дано разгадать его, это подвластно только избранным. Ловлю себя на мысли, что задумываюсь о тайне Времени и своём месте в нём, ещё о том, зачем пришёл в этот мир, отражением чего (или кого) являюсь, какой посыл отправляю миру и, наконец, смогу ли поклониться своему отражению во Времени.
Кого-то эта мысль пронзает на миг, кого-то не трогает совсем, а кого-то очаровывает так, что невозможно забыть её звучание, и человек начинает размышлять, –  как размышляю сейчас я…

И вот я стою на границе воды и суши и чувствую, что семь вишенок, разбросанных на зелёной траве, олицетворяют семь периодов моей жизни. Одни периоды находятся близко друг к другу, другие же, наоборот, удалены, но в каждом из них – своя стезя, свой стержень. Этот стержень, или главное событие, является следствием причин, возникших в прошлые времена, о которых я не подозревал и не подозреваю, но от того, каким я вышел из этого события, зависит моё настоящее и его отражение в будущем.
Судя по всему, меня обогатили эти события. Вижу это по восьмой вишенке, она крупнее других и, похоже, –  аккумулировала результаты семи остальных. Эти результаты я посылаю девятой вишенкой (или сгустком энергии) Провидению, ибо только оно может принять мой жизненный опыт. Но сколько ещё таких событий-вишенок отпущено  на моём веку, – об этом знает только Время.

Итак, по левую сторону – семь периодов моей жизни. Это прошлое. Прямо передо мной скала-точка, это настоящее. Она стоит посредине между прошлым и будущим,  олицетворяя твердь, а будущее, укрываясь загадочным облаком, прячется в небесной выси.
Переживу ли твердь-настоящее, буду ли помнить прошлое, поверю ли в будущее?..

Мне не подвластно Время, но в моей власти прислушаться к нему, а также к себе, чтобы в первом почувствовать себя, а во втором Время. Чтобы в который раз внять словам Заратустры:
«Всё идёт, всё возвращается; вечно вращается колесо бытия. Всё умирает, всё вновь расцветает; вечно бежит год бытия.
Всё разбивается, всё вновь соединяется; вечно строится всё тот же дом бытия. Всё разлучается, всё вновь встречается; вечно остаётся верным себе кольцо бытия.
Бытие начинается в каждое Теперь. Вокруг каждого Здесь катится сфера Там. Середина везде. Путь вечности идёт по кривой».




* Закон аналогий, сформулирован Клавдием Птолемеем (100-165 н.э.), астрономом, астрологом, математиком, географом.