О стихосложении и поэзии

Анатолий Стафеев
http://astafeev.ru/poesianotes.html

Что наиболее важно в поэзии? Вопрос банальный и не имеющий четкого ответа. Рифмоплет ответит, что рифма, в лучшем случае – рифма и строфа. Дурак, – который не способен найти ответа и пытается придумать отговорку – что всё должно быть замечательно, а идеалист, что главное внутреннее содержание. Что же касается поэта, то я убежден, что для него такого вопроса не стоит в принципе. Форма, конечно, должна быть максимально хорошей, но она появляется сама, без особых усилий со стороны человека. Что бы добиться четкости рифм и везде попадать в строфу надо просто набить руку. Это не требует таланта, это вопрос больше трудолюбия, но это не поэзия. Хочу сразу отметить, что определений поэзии существует масса и они зачастую обозначают совершенно разные вещи, а потому отталкиваться от различных словарей ит.д. не целесообразно. В крайнем случае, все их знают и могут в любой момент посмотреть.
Дело в другом. Сама по себе зарифмовка строчек это даже не творчество, это процесс   
больше «механический» и он не требует от человека от человека создания чего-то принципиально нового. Он требует только одного: установить рамки, некие правила и писать, отталкиваясь от них. Нет, я не говорю, что такого рода зарифмовки всегда плохие и эстетически или идейно убогие. Они могут быть очень удачными, но это не творчество, не искусство, а, следовательно, и не поэзия.
Момент творчества это, как известно, момент свободы. Любые рамки свободу ограничивают и, хотя какие-то границы все равно останутся, рамок этих должно быть наименьшее количество. А рифма и строфа… Они сами появляются. По крайней мере должны появляться сами, причем в самых неожиданных местах. По ходу непосредственно написания стихотворения, крайне редко возникают проблемы с формой. Конечно, от природы мало кто может не испытывать никаких технических трудностей, надо, повторюсь, просто «набить руку», и тогда человек становится свободен от механической работы и может выразить в стихотворной форме любую свою мысль, любой образ.
Я согласен, что если оставлять рифму как есть, как она пришла, то она может быть не самой удачной. Но вот в чем парадокс: за века существования поэзии оригинальных рифм почти не осталось, а если они есть, то они не совсем благозвучные. Если читателю кажется, что рифма и благозвучна, и оригинальна, то, скорее всего, он просто не очень хорошо знает представителей русской поэзии и их творения. И тут уже, на мой взгляд, проблема не в том как написано, а в том как воспринято.
Моя глубокая убежденность состоит в том, что поэзию надо чувствовать. Стихотворными формами можно передать те идеи и настроения, которые невозможно передать словами или сформулировать в четкую мысль. Наиболее поэтичные произведения все (ну или почти все) понимают, а спросишь о чем оно ответ, конечно, будет, но будет он не четким и не сможет вобрать в себя всю глубину произведения.