Дорога в юность

Вера Вавилова-Кириченко
         Позади остались хлопоты и суета, мелкие неприятности и заботы. Я располагаюсь в купе вагона. На перроне остались провожающие меня дочь и внучек, муж. Поезд зашипел, предварительно лязгнул вагонами и медленно тронулся. Я махала  рукой в открытое окно, пока родные лица не  исчезли из поля зрения. Волнение несколько улеглось.  Я зашла в купе и смотрела с грустью на проплывающие мимо дома, улицы, деревья. Как долго вынашивала в мыслях эту поездку, представляла её в деталях. Поезд, отстукивая свой ритм колёсами, уносит меня в город моей юности, в  Самару ( когда-то Куйбышев). В этом городе прошла моя студенческая жизнь, там я встретила свою первую любовь. Какой он теперь мой город? Узнаю ли я его улицы и кварталы, набережную Волги и родной институт? Прошло больше 30 лет с того момента, как я покинула город. Мои раздумья прервала бойкая молодая женщина с чёрными озорными глазами.
        -  Ну, что? Будем знакомиться?
Зера, так звали попутчицу, работала учительницей в Тольятти. Вместе с подругой и её мамой она ехала до Самары. Её задор энергия выплёскивались через край.. Она знала много интересных историй, артистично рассказывала различные случаи из своей практики, комически разыгрывая острые моменты. Её подруга, спокойная уравновешенная женщина, удачно дополняла её, и вместе они составляли изумительный дуэт для общения. Зера с восторгом рассказывала о своих учениках, давала характеристику каждому .  Очевидно, что её воспитанникам повезло с учительницей. Чувствовалось, что она вкладывает в них душу, и школа не просто работа для неё, а кусочек  жизни.
      С интересными людьми, и дорога интересная, и время летит незаметно. Я давно не ездила в поездах. Моё внимание привлекали пейзажи за окном: степи Казахстана с разбросанными аулами, мазары-кладбища, пустыня с гордо шагающими верблюдами. Везде живут люди со своими заботами и проблемами.
       Самара встретила меня новым вокзалом из синего стекла и пластика. Его купол высился над высотным зданием. Всё сооружение напоминало ракету. Просторные переходы, светлые перекрытия, эскалаторы, комфортные залы ожидания  -  всё радовало глаз. Нет толкотни и шума, которые сопровождают старые вокзалы. Брат и племянник ловко подхватили мои вещи, и спустя несколько минут мы уже мчались по широким проспектам города. Я просила ехать медленнее. Вглядываясь в новые улицы города,  пыталась узнать тот прежний, родной мне город.
       Новые высотные дома чередовались с прежними деревянными домишками  -   свидетелями прошлого века, контрастируя с ними и подавляя их своей мощью и величием. По моей просьбе мы остановились у старого общежития мединститута, которое располагалось в бывшей царской тюрьме. Когда-то мы шутили, что в камере одиночке четыре студента живут. Сейчас я не поверила своим глазам. Прошло столько лет, а всё, как прежде! Так же живут студенты на четвёртом и третьем этажах, на нижних находятся некоторые кафедры института. Здание не раз ремонтировалось, но архитектура осталась прежней  -  внушительное здание из красного жжёного кирпича с железными ступенями по периметру внутри.
      Перед глазами проплыли годы моей юности, когда восемнадцатилетней девчонкой поднималась по этим лестницам. В этих стенах я изучала латынь и химию, историю и английский язык. Сердце учащённо забилось, и я не могла сдержать волнение. Глаза затуманились слезой. Как неумолимо бежит время!
     На следующий день, утром мы с братом поехали на набережную. Величавая Волга медленно несла свои воды по бескрайнему руслу. Вдали проплывала баржа. Солнце отдавало своё последнее сентябрьское тепло. Ноги утопали в песке пустынного пляжа. Отдыхающих почти нет  -  не сезон. Я разделась,  с разбега, вздымая миллионы брызг, бросилась в воду и поплыла, резко взмахивая руками. Тело обожгла холодная вода. Я почувствовала бодрость и прилив энергии. Хорошо!  Волны от проходящего катера покачивали  меня. В голубом ясном небе плыли лёгкие маленькие облачка, слышался крик чаек. Спокойствие и умиротворение. Я помню этот летний пляж, наполненный  смехом и гомоном отдыхающих. Мы прибегали сюда в перерывах между экзаменами, играли в волейбол, плавали на перегонки. Молодые, загоревшие, полные энергии и задора с дерзкими мечтами и планами покорить и завоевать весь мир. Как распорядилась судьба? Куда забросила она моих друзей-сокурсников? Как сложилась жизнь у каждого?
      Медленно шагаю по набережной. Сейчас её заполнили многочисленные кафе, шашлычные. Звучит музыка современных шлягеров, наслаиваясь одна на другую. Я вспоминаю тенистые аллеи с уединёнными скамеечками, с которых открывался чудесный вид на Волгу. Можно часами сидеть и любоваться могучей рекой, проходящими  мимо судами, катерами рыбаков. Мы гуляли тогда влюблённые и счастливые, целовались на скамеечке, а солнце целовало Волгу, окуная свой раскалённый диск в её прохладные воды. Его последние лучи скользили по спокойной глади воды, унося с собой сумерки уходящего дня. Мой взгляд останавливается на скульптуре «Лыжница на воде». Я помню её! Мы фотографировались здесь группой после очередного экзамена. Дома, в старом альбоме хранится это фото, и я найду его, когда вернусь. Лыжница совсем не изменилась. Её не состарили годы. А мы? Тридцать  -  немалый срок. Я шагаю по проспекту. Много новых современных красивых зданий. Кое-где сохранились старые деревянные дома, и я узнаю их. Драматический театр со скульптурой Чапаева на тачанке перед фасадом совсем не изменился. Здание ещё дореволюционное, исторический памятник. Театр оказался закрыт, труппа уезжает на гастроли. Через служебный вход я попадаю прямо на сцену.  Я окидываю взором небольшой зрительный зал с зачехлёнными креслами. Сейчас он кажется мне таким маленьким, как будто съёжился от тяжести прошлых лет. Сколько спектаклей я просмотрела здесь! 
      Я направляюсь к своему институту по знакомой и совсем неузнаваемой улице. Она стала пешеходной. Мостовая бульвара выложена фигурной брусчаткой, в центре устроены небольшие фонтаны со скамеечками вокруг. По обе стороны сверкают витрины многочисленных магазинов, зазывает огнями реклама. Мой родной институт всё там же. Я узнаю его по внушительному фасаду,  выдающимся  углом фронтоном на стыке двух улиц Чапаевской и Ленинградской. По широкой просторной лестнице поднимаюсь в деканат. И вот первая неожиданная встреча! Декан факультета  -  Юрка , тот самый юноша, когда-то худощавый, высокий, серьёзный и вдумчивый. Сейчас Юрий Петрович охотно рассказал мне о наших сокурсниках, показал музей института. На фото я узнала множество своих друзей. В теперешних солидных докторах наук и профессорах еле угадывались прежние девчонки и мальчишки. Я вновь окунаюсь в атмосферу своего института и кажется, что прошедшие годы нам ни по чём.
      Самара осталась позади. Поезд снова мчит меня дальше, в Москву, к новым встречам, впечатлениям и воспоминаниям. Богат тот человек, кому есть, что вспомнить. Нашу память, наше сокровище, не смоет наводнение, не испепелит огонь, не сотрут годы. Пока мы помним, мы живём!
    Столица России встречает привычным гомоном и суетой. Вчера  жители столицы отпраздновали очередную годовщину своего города-героя. Я с подругой, которая встретила меня, направляюсь на Поклонную гору. Фото на память у триумфальной арки, у памятника  Георгию-Победоносцу, у храма, построенного в его честь. Отшумел праздник. Рабочие демонтируют  сцену на площади, но многочисленные ларьки продолжают работать. Аллея фонтанов искрится на солнце мириадами брызг, взмывая ввысь водяными салютами. «С днём рождения, Москва!»  -  выложено цветами на газоне. Москвичи отдыхают, катаясь на роликовых коньках и лыжах по гладким асфальтированным аллеям. Времени до отправления поезда совсем мало, а так хочется везде побывать, но нельзя «объять необъятное». Мы следуем в Александровский сад. Фонтаны со скульптурами: удалая тройка, дельфины, резвящиеся в водной стихии, сказочные персонажи оставляют незабываемое впечатление. Масса газонов со всевозможными цветами. Сегодня воскресение.  Москвичи  и туристы отдыхают здесь. На скамейке о чём-то беседуют две бабули. Они живут недалеко и частенько приходят сюда посмотреть на прохожих и по- стариковски посудачить. Молодые мамочки с колясками неторопливо прогуливаются по аллеям, наперебой расхваливая своё чадо, обсуждая новые  питательные смеси а может моду и косметику. Чувствуется атмосфера отдыха, нет суеты, толкотни и шума.
    Я не успеваю побывать в Кремле  -  дорога вновь зовёт меня.
Сидя в купе и наблюдая за проносящимися мимо постройками пригорода столицы, я думаю о том, как изменилась она. Новые современные здания удачно вписываются в архитектуру прежней Москвы. Улицы заполнили многочисленные супермаркеты. Жители тоже стали другими. На улице группа пожилых людей распевает песни революционных лет, произносят речи, лозунги. Монахи собирают пожертвования на строительство очередного храма или его реставрацию. Собрались обсудить свои проблемы глухонемые. Они тоже о чём-то спорят, усиленно жестикулируя. У них свой лидер   - черноволосая женщина в красном свитере и джинсах. Когда она обращается к присутствующим, те уважительно прекращают все споры. Сколько людей  -  столько и мнений, интересов. Каждый выбирает общество себе по душе.
       Поезд мчит меня на Украину, в город моего детства. Вагон почти густой. Я в купе одна. Можно спокойно поразмыслить над увиденным. За стенкой плачет ребенок. Он не просто плачет, а истерически кричит. Вчера мама и малыш двух лет заходили ко мне в купе. Мальчик еще не разговаривает, на все указывает мальчиком и произносит «ууу». Ему понравилось гостить у меня, но мама его быстро увела. Может боялась, что малыш мне мешает. Его истошный рев сейчас вызывал у меня негодование:
     - Неужели родители не могут успокоить?
Я взяла детскую книжечку и нерешительно постучала в соседнее купе. Из-за двери слышался строгий голос папы:
     - Успокаивайся, слышишь? Я сказал, успокойся.
     - Боже мой!- подумала я. – Малыш возможно и слова такого не знает, а уж тем более не может понять, что ему надо сделать, как это успокоиться. Он просто плачет от обиды, а может от строгого папиного голоса. Ведь стоит его только отвлечь чем-нибудь и проблема решится. 
      Я, извиняясь, открываю дверь купе. Папа сидит весь мокрый от пота, с силой прижимает к груди орущего сына. Напротив сидит мама в ожидании результата папиного воспитания.
      - Егорка, посмотри, какую книжечку я тебе принесла, - протянула я малышу книжку.
Малыш вздрагивая всем своим тельцем, повернул ко мне мокрое от слез лицо.
      - Не беспокойтесь. Мы сами справимся, - сухо, поджав губы, произнесла мамочка.
      - Извините, - смущенно произнесла я и закрыла дверь.
Я сидела в купе и ругала себя последними словами:
      - Как неловко получилось. И чего ты вечно суешь нос в чужие проблемы? Думаешь такая умная, все знаешь, все умеешь?
    Я успокоилась после того, как затих малыш, накричавшись вдоволь.
      - Почему мы, родители, так часто пользуемся своей силой, своим превосходством взрослого. Мы не пытаемся понять маленького человечка, а  просто диктуем свои условия, требуем, наказываем. А ведь малыш не может ответить тем же, силы слишком не равны. Может причину его непослушания и капризов нужно искать в себе. Вначале мы балуем, зацеловываем, ласкаем чрезмерно, а затем начинаем кричать и наказывать, когда малыш расшалился. Может просто вести себя ровнее, сдержаннее и не придется бросаться из крайности в крайность.
      Знакомый перрон вокзала. Сколько раз я приезжала сюда студенткой, а за тем с семьей, с детьми в свой родительский дом, в свой город детства. Мы медленно проезжаем по центральным улицам. Как много нового! Не узнать старого Волынска. У речушки, на ее набережной высится курган со статуей Траса Шевченко, ровные аллеи, газоны с цветами,  аккуратные скамеечки и фонари. Красиво! А вот и знакомая улица, по которой я бегала девчонкой. Аллея старых каштанов. Хочется дотронуться до них рукой.
     - Здравствуйте, милые. Как вы тут, старички?
    Машина проносится мимо. Вот и улица, и дом родной. Я обнимаю угол дома, такого дорогого и милого, я обнимаю его, как одухотворенное существо, как маму, которая растила меня в этом доме, как отца, что учил меня житейской мудрости. Из глаз текут слезы, я не стесняюсь их. Это и радость встречи с родными и близкими, и горечь, что нет уже рядом родителей, не стоит на крыльце мама, не спешит навстречу отец. Годы делают свое дело, и время неумолимо бежит вперед.
      На следующий день я тороплюсь пройти знакомыми улицами, тороплюсь в свою родную школу, в спортивный зал, парк. Мне хочется все и всех увидеть. Мы встречаемся с одноклассниками в уютном кафе «Старое подвирье». Нас не много, двенадцать человек. Прошло 37 лет, как закончили школу. Судьба разбросала нас в разные стороны. Нам есть о чем поговорить сейчас. Ведь все мы чего-то достигли в жизни, кем-то стали, у каждого не только дети, но и внуки растут.
    Друзья пригласили меня в зону отдыха Песочное, на берегу которого расположился уютный домик. Озеро окружает большой лиственный лес. Хотя пора для купания давно прошла, я с удовольствием поплавала в озере. В лесу меня ожидала масса грибов. Они прятались под золотистой осенней листвой, под хвоей и мхом, но их любопытные шляпки выглядывали из-под укрытия и они попадали в корзинку. Осенний лес! Как прекрасен он в своём золотом убранстве! Как богат его наряд. Лучики солнца скользят по его палитре от светло-жёлтого до ярко-багряного цвета. Мазки искуснейшего художника  -  природы, разбросаны по листве. На опушке белые стволы берёз с желтоватой листвой, а рядом зелёная ель и багряный клен. В кустарнике сплел свою паутину паучок. Она дрожит от ветерка и переливается на солнышке серебряными нитями. Под ногами ковер из золотистых листьев, изумрудного мха и шишек.
    Так хочется лежать на этом ковре и , закрыв глаза, вдыхать ароматы леса: запахи трав и опрелых листьев, хвои и грибов. Слушать музыку леса: щебет птиц и шум могучих сосен, шелест листьев и хруст сухих веток под ногами, стук дятла и кукование кукушки.
      Мы возвращаемся поздно вечером с корзинами грибов, уставшие , но счастливые.

      Каждый день меня ждали интересные встречи. Я побывала в детском реабилитационном центре для детей – инвалидов. Видела сколько внимания и заботы проявляют к ним организаторы и воспитатели. Компьютеры, тренажерный зал, работа с бисером, рисование и лепка. Развивают двигательные и мыслительные способности детей.  На занятиях в музыкальной школе у талантливого педагога я с удовольствием слушала детские голоса ее учеников. Незабываемой и проникновенной была встреча с моей учительницей Ефросиньей Михайловной. Она хорошо помнила всех своих учеников, знала о судьбе почти каждого из нас.
     Особенное впечатление произвело на меня посещение Почаевской лавры и монастыря. Комфортабельный туристический автобус мчал нас по магистрали Западной Украины в сторону Тернополя к святому месту всех православных -  Почаевской горе. В начале XIII столетия, во время нашествия хана Батыя на Киевскую Русь, монахи киевских пещер бежали на Запад и поселились в местности Почаевской горы. По народному приданию в 1240 году было явление Божьей Матери на горе Почаевской. Место это считается святым по многим приметам и чудотворным явлением. В 1990 году Лавра отметила 750-летие со дня своего основания.
    Золоченые купола соборов, мелодичный перезвон колоколов встречают множество паломников.  В Успенском соборе идет служба. Я замираю от святости и великолепия убранства собора, посещаю Пещерный храм , где хранятся мощи святых.
    Недалеко от Почаевской горы расположен действующий мужской монастырь. Монах рассказывает много интересного о событиях на горе Почаевской. Мы спускаемся к колодцу со святой водой. Затем мы следуем к святому источнику и, хотя уже осень и довольно холодно, а температура воды всего + 6 градусов, я окунаюсь в ледяную воду, которая слывет здесь целительной. В сумочке я увозила святую почаевскую воду, а в сердце благоговение от пребывания в святом месте.
    Самолёт набирает высоту, он возвращает меня домой, в Ташкент. Мысли, опережая полёт, несутся к дому, семье, детям и внукам. Я возвращаюсь из прошлого, из своей юности, возвращаюсь в свой Узбекистан. Теперь здесь моя Родина и здесь мой дом. Видя в аэропорту знакомые лица и услышав знакомый говор, щемит сердце в тоске по родному и близкому. Ну, здравствуй, мой Ташкент, здравствуй, Звезда Востока!