Об обрядовой стороне религии

Дмитрий Литвинцев
Как человек верующий с одной стороны, с другой - не чуждый логике и
критическому взгляду на вещи, я долгое время не мог найти место
обрядовой стороне религиозной жизни в системе отношений "человек - Б-
г". Религиозные таинства, обряды, то что составляет как бы внешнюю
видимую канву любой из традиционных религий, вызывали у меня в лучшем
случае некое недоумение, привлекая разве что эстетической своей
составляющей. "Зачем все эти глупости"-думал я:"Какое соббсно
отношение они имеют непосредственно к вере", они скорее отвращают
человека от Б-га, просто не оставляя времени на проявление
религиозного чувства и работе сознания, пожирая время, отпущенное
человеком, на многочисленные нелепые на первый взгляд религиозные
отправления. К чему все эти: причастия, крещения, исповеди, десятки
молитв на все случаи жизни. Они кому нужны? Б-гу? Вряд ли. Речь идет
конечно о христианстве в первую очередь, но если поковыряться в любой
современной традиционной религии все эти вещи без труда найдешь.
А потом у меня как-то случилось время да и повод (некий толчок,
ощущение) об этом подумать и вот что я как будто для себя понял.
Соббсно непосредственно к вере обряды, ритуалы, таинства отношения не
имеют ровно никакого. Это магия в чистом виде. Магия как она есть.
Т.е. нематериальное, не физическое воздействие на природу вещей с
целью их изменения. В данном случае воздействие на природу человека.
Вспомним, что такое храм в первоначальном значении у иудеев. Это
место где собираются люди чтобы совместно помолиться (усиливая
религиозное чувство друг друга) и консолидироваться против внешнего
угрожающего мира. Т.е. всё это есть не иначе как защита верующих и
усиление некоторых свойств их натуры.
Скажем, что есть крещение - это есть приобщение к мощному
христианского эгрегору, дающему защиту от воздействий различного
характера со стороны недружественных культур, конфессий и просто
нехороших людей, зла тебе желающих. И это действительно так, оно
работает. Проверено в том числе и на себе.
Что есть исповедь? Любой человек с этим знакомый, скажет, что она ни
в какое сравнение по степени воздействия с походом к психоаналитику
не идет. Это есть ритуал поддерживающий в человеке душевное
равновесие. Священник здесь на самом деле по большому счету даже не
нужен, он не более как символ. Суть этой великолепнейшей вещи
заключается в том, что человек помогает себе сам, но посредством
определенного механизма (которых последователи Фрейда, беззастенчиво
у церкви и позаимствовали). Разумеется всё это справедливо если
действо не превращается в фарс. Но сообсно это касается любого
обряда, если ему не отдаваться искренне и с чувством :), то смысла в
нем нет никакого. Профанация.
И ещё, заметьте, люди религиозные регулярно бывающие на причастии,
исповеди редко страдают психическими расстройствами, даже генетически
обусловленными (типа шизофрении), а если таковые и проявляться у них,
то в куда более мягкой форме. Я уже не говорю о отклонениях вызванных
стрессами, агрессивным давлением среды.
А молитва? Кто когда-нибудь имел дело с мантрами совершенно четко
определенное сходство тут уловит. Это инструмент приводящий человека
в определенное состояние, способ концентрации на чем-либо в данном
случае на общении с Творцом.
И т.д. можно еще долго на эту тему распространяться. Но главное же в
том заключается, что эти самые ритуалы, обряды, таинства, вероятно,
полезны и нужны для человека, для его душевного: равновесия, здоровья
и комфорта, но по сути к вере они отношение имеют опосредованное.
Т.е. можно быть христианином и распевать себе мантры или заниматься
многочисленными восточными духовными и физическими практиками, к
вере, скажем в Христа - это иметь отношение не будет. Никакого