Цена Кристалла Мудрости

Алексей Шмыгля
Лидеров не выбирают на выборах
 

Лекция достопочтенного Дзюнсэя Тэрасавы

Исторический факультет Карагандинского Государственного Университета
Республика Казахстан, 24 октября 2008 г.

Короткое вступление о своем опыте странствий

Я очень рад тому, что смог посетить этот прекрасный университет. Перед началом нашей встречи я ознакомился с вашим археологическим музеем и его запасником. Интерес к истории Центральной Азии возник у меня много лет назад. И этим вечером я хотел бы открыть вам причину  моего глубокого интереса, который разделяют и мои ученики. Я поделюсь с вами своим взглядом и пониманием духовной культуры и цивилизации, которая сформировалась в Центральной Азии и затем широко распространилась по всему Евразийскому континенту.

Вы серьезно изучаете и преподаёте историю. Я же, не будучи экспертом этого предмета, выскажусь как духовный человек -  буддийский монах, вот уже 40 лет постоянно странствующий по различным частям света. Родился и вырос я в Японии, 6 лет провёл в Индии, затем около 20 лет находился в Англии и также странствовал по всей Западной Европе. Это было время больших перемен, которые привели к падению берлинской стены, к переменам в Восточной Европе и Советском Союзе, дошедшим и в Центральную Азию. Я посетил Москву впервые в 1988 году, когда все уже начало сильно изменяться – во время Перестройки Горбачёва. Затем путешествовал на Ближнем Востоке – в Израиле, Ираке. Последние 10 лет часто бывал в Китае и Индии а также иногда посещал Пакистан. В Центральную Азию, в Алма-Ату я впервые приехал в 1991 году, сразу после августовского путча. Это стало моим первым посещением Казахстана. О себе могу сказать, что я путник, странник, преодолевающий все виды барьеров: национальные, культурные, цивилизационные, религиозные. Благодаря собственному опыту широких странствий, я все больше чувствую важность исторической роли кочевников, особенно в древние времена.

 В древности люди странствовали ради знаний

Как развивалось мировоззрение человечества? В доисторическую эпоху знания, прежде всего, обретались из опыта. Люди не могли узнать о чем-то иначе, потому что у них не было газет, университетов,  книг, интернета, ведь тогда не было не только электричества, но и самой письменности. Но каким-то образом знания передавались в те древние времена.

Вы, изучая археологию, должны были обратить внимание на одну  вещь, я написал об этом в гостевой книге. Наскальные рисунки и  захоронения всех эпох и каменного, и бронзового, и медного, и железного веков демонстрируют, что схожие элементы культуры широко распространялись по всей Евразии от Дальнего Востока до восточной Европы, от Каспийского моря до Индии в южной Азии. Петроглифы, обнаруженные в Кашмире на берегах реки Инд идентичные тем, что найдены здесь и на Алтае. Чаще всего на камнях запечатлены горные козлы,  охотники, солнцеголовые шаманы, танцоры. Если бы люди не знали, как передавать и распространять знания то схожие элементы культуры не смогли бы появиться на всей этой обширной территории. Значит, люди уже тогда каким-то образом делились своим опытом, распространяли знания. Транспортных средств, текстов и книг тогда практически не было, но в Северной Корее и в Казахстане находят идентичные вещи одного периода. Как это стало возможно?  Очевидно, люди передвигались и постепенно преодолевали огромные расстояния. Не возможно было передавать и распространять знания иначе. Я осознал важность этого факта и теперь хочу поделиться с вами.

Также я пришёл к выводу, что ещё до формирования так называемой кочевой культуры уже существовали объединения людей, которые были истинными странниками. Я тоже странник, путешествую всю жизнь из года в год, и смело могу утверждать, что это не фантазия - мой жизненный опыт тому подтверждение. Конечно, в наши дни мне приходится передвигаться  на самолётах,  поездах и автобусах. Но в древности были люди, которые и без всех этих современных транспортных средств по-настоящему странствовали. Есть  рыбы, которые, преодолевая тысячи километров, доплывают от Аляски до Индонезии. Птицы проделывают путь от Сибири до Индии. Нам только кажется, что людям это было не под силу. Вопрос в том, зачем они странствовали? Среди мотивов часто упоминается торговля и бизнес. Приводят пример Великого Шёлкового Пути, по которому перевозили шёлк. А ещё раньше был нефритовый путь, по которому перевозили нефрит из Ирана в Китай, что говорит о том, что уже в те времена люди путешествовали через Афганистан и Центральную Азию. Но неужели, странствовали только ради торговли?

На самом деле в древности люди были более мобильны, чем сегодня!!! Они не обрабатывали землю и поэтому им не зачем было оседать на одном месте, они ни на кого не работали и не получали зарплату! У них не было причины всю жизнь проводить на одном месте, как сегодня у тех, кто живет в городе! Поэтому они много путешествовали. До того как люди приручили животных, они жили только охотой и собирательством. Значит, им необходимо было перемещаться. Но я не думаю, что люди странствовали только ради пропитания.

Нам нужно освободиться от предубеждений! Не может быть, чтобы причиной для странствий были лишь еда или торговля. В древности люди, прежде всего, были искателями знаний! В глубине человеческой природы таится устремлённость к поиску, заставляющая действовать. Это то, что возвышает нас  над материей и придаёт нашим передвижениям глубоко духовную осмысленность. Этот мотив был гораздо сильнее, чем просто поиски пищи для себя или пастбищ для скота. Люди хотели получить новые знания, через обретение нового опыта и поделиться своими открытиями с другими, искали новых встреч. Благодаря этому, накапливались знания и без какой либо письменности, передавались сквозь тысячелетия из поколения в поколение. Вся культура созданная человечеством основывается на широкой передаче знаний и обмене опытом на протяжении сотен тысяч поколений. Это отличало человека от других животных на самой ранней стадии его развития. Затем сложились общество, род, народ. Постепенно возникли  царства и племенные союзы. Настала очередь политики, захватов и войн. Но люди всегда хранили изначальное устремление к поиску знаний. Каких знаний? Для чего?


Мотивы Будды в поисках совершенного знания
 
Извечный вопрос в том, зачем искать знания. Здесь я хотел бы обратить ваше внимание на один из буддийских текстов, в котором, на мой взгляд, собраны  весь опыт и знания человечества.  Именно сутры Будды являются  кристаллом и эссенцией этих знаний, а не просто религиозными книгами, в которых записаны поучения какого-то одного проповедника. Это подобно тому, как одно великое раскидистое дерево вырастает из множества глубоких корней. Изучая буддийские сутры, можно увидеть насколько далеко и глубоко уходят эти изначальные корни. Я хотел бы предложить вашему вниманию цитату из Лотосовой Сутры, в  которой объясняется смысл поиска знаний. Это история о том, как сам Будда давным-давно в своих бесчисленных прошлых перерождениях искал знания, стремился к наивысшей мудрости – просветлению.

«В прошедшие века в течение неисчислимых кальп я искал Сутру о Цветке Дхармы, и не было [во мне] лености и усталости.» (Сутра о Цветке Дхармы. Гл. XII)

Уже здесь в самом начале этой главы, Будда говорит о том, как долго он искал мудрость. На протяжении неисчислимых кальп – значит в течении невообразимого количества лет. То есть, он стремился искать знания еще в бесконечно далёком прошлом, задолго до того как достиг Просветления и стал Буддой,

«В течение многих кальп [я, возрождаясь], становился царем [некой страны], но давал обет искать непревзойденное бодхи и [никогда] не отступал  [от этого в своем] сердце».

Здесь говорится о том, что каждый раз он рождался наследником престола, становился правителем и был лидером, заботившимся о своем народе. Но ему была нужна наивысшая мудрость, поэтому, оставаясь царем – правителем, он искал непревзойдённое бодхи. Каким образом?  Оставив беспокойства о своём богатстве, семье имуществе, и даже о теле и жизни.

«Пожелав достичь совершенства в шести парамитах, [царь] усердно делал подаяния, не жалея в сердце о слонах, конях, семи редкостных [драгоценностях], странах, городах, женах, детях, слугах, служанках, свите, голове, глазах, костном и головном мозге, плоти, руках и ногах, и не щадил собственной жизни. В то время жизнь людей [в этой стране] продолжалась неизмеримо [долго]».

Он бал царем, но продолжал искать мудрость путем отказа от всего, чем обладал – он отдавал все, не оставляя себе ни чего. Вначале, он пожертвовал своим дворцом и имуществом, затем семьей – женой и детьми, наконец, своим телом – головой и костным мозгом.

Идеалы высшего героизма у скифов

Теперь давайте вспомним о том, какими были идеалы древних кочевников, в особенности саков и скифов, к которым принадлежал и род Будды. Об их немыслимом благородстве писали древнегреческие историки, в частности Геродот, а так же персидские летописцы. Важнее всего для скифов была дружба. Бывало, что, спасая побратима, друг жертвовал своими женой и детьми. Во время пожара первым он выносил из огня не членов своей семьи, а своего раненого побратима. А когда умирал царь, его слуги убивали себя, чтобы быть захороненными вместе с ним. Конечно, современному человеку это кажется бессмысленной жестокостью. Но для шакьев - саков - скифов благородство выражалось в абсолютной преданности и самозабвенной жертвенности. Того, кто мог так поступать считали истинным лидером, ради него все в свою очередь были готовы жертвовать своей жизнью. В приведенной выше цитате повествуется о прошлой жизни Будды, в которой он доказал всему народу, что является таким лидером. Он оставил всё ради людей, ради знания. Это полностью соответствует идеалам  благородства и наивысшей героической преданности -  свойствами истинного вождя древних кочевников. В сутрах Будды в неизмененном виде сохранились те же идеалы.

И так, царь был готов отдать всё даже свои руки и голову ради знания. В те времена люди жили бесконечно долго. Это значит, что тогда люди обладали невообразимыми добродетелями. Они не старели, не болели, не умирали преждевременно. То есть тот правитель родился в Золотом Веке и его народ был счастлив. Но всё же его глубоко волновал один вопрос.

«Ради Дхармы [царь] оставил страну и престол и передал управление царевичу. Ударив в барабан и возгласив на четыре стороны [свое намерение, он] искал Дхарму, говоря: «Может ли кто нибудь поведать мне о Великой Колеснице? Я до конца жизни буду делать подношения [тому человеку] и служить [ему]».

Правитель, живя в таком счастливом Золотом Веке, всё же был готов пожертвовать всем ради блага своего народа. Ему нужна была наивысшая мудрость, чтобы спасти свой народ,  поэтому он самоотверженно искал знание. Такова была высшая цель правителя. Ради этого он отказался даже от власти, передал престол своему сыну и оставил царство. Он странствовал по четырём сторонам света, ударяя в барабан, и вопрошал: кто может научить меня высшему знанию, дать ответ на мой вопрос? В древности били в барабан для того что бы собрать весь народ по особо значимому случаю. Звуки барабана означали нечто очень важное, к чему относились очень серьёзно.
 Этот эпизод дошёл до нас из невообразимо давних времён. Так сам Будда искал наивысшую мудрость. И очевидно, что это берёт начало в духовной традиции древних кочевых народов – прежде всего шакьев.

 Как в древности передавались знания, и кто становился лидером

Что же было дальше?
«В то время был один святой. Придя к царю, [он] сказал: «У меня есть [сутра] Великой Колесницы,  [она] называется Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Если не будешь мне перечить, [я] действительно поведаю [тебе о ней]».

Наконец  жертвенные усилия царя и его  странствие с барабаном увенчались результатом: он нашёл учителя, который мог дать ответ на его вопрос, научить мудрости.

«Царь, услышав слова святого, подпрыгнул от радости и последовал за  святым. [Он делал ему] всевозможные подношения, собирал плоды, зачерпывал воду, приносил хворост, готовил пищу, а также делал [свое] тело сидением [для святого], никогда не ощущая усталости ни в теле, ни в мыслях. [Он] прислуживал [святому] тысячу лет и ради [обретения] Дхармы усердно всем [его] снабжал, так что [у святого] ни в чем не было недостатка».

Обратите внимании на то, как передавалось знание. Для этого совсем не понадобились интеллект, информация, теории, книги. Царь учился у святого,  просто прислуживая ему во всем: приносил хворост для костра, воду, собирал плоды, готовил пищу.  Учиться это значит, в первую очередь учиться служению. В наше время почти нет разницы между преподавателем университета и его студентами. На парах просто происходит переливание информации из мозга преподавателя в мозги студентов. На этом всё заканчивается. Процесс обучения превратился в нечто вроде релизации соглашения по торговле знаниями. В истории о прошлой жизни Будды и вообще в древности всё было иначе. Ученик был слугой учителя, помогавшим ему во всём, делая изо дня в день одно и тоже: приносил воду, собирал дрова для костра и лесные плоды, готовил пищу и подносил ее учителю. В случае с Буддой так продолжалось тысячу лет. Всё это время он не делал ничего другого: не читал никаких книг, не заучивал никаких теорий, не усваивал никаких интеллектуальных знаний. Но тем не менее он получал знание. Какое знание? Абсолютную мудрость, заключенную в Лотосовой Сутре, являющуюся космическим знанием. Что такое Вселенная? Что такое пространство? Что такое жизнь? Как спасти всё человечество? Лотосовая Сутра содержит ответы на эти вопросы. Поэтому Будда искал её во всех своих прошлых перерождениях. Ради неё он отказывался от имущества, власти, оставлял свою страну, покидал семью, жертвовал своим телом и жизнью. Таким же образом древние саки и скифы искали знание. Мы можем найти свидетельства об этом у древнегреческих историков и в персидских летописях. Подобная легенда звучит и в знаменитом китайском фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». В ней рассказывается о  юноше, который поднявшись на вершину высокой горы, попросил её духа-хозяина, вылечить своих тяжело больных родителей и бросился в пропасть. Он погиб, но родители его выздоровели. Существует множество похожих легенд о самозабвенной жертвенности. В них выразились извечные идеалы высшего героизма, к которым стремились древние кочевники. Так же и Будда в своих прошлых перерождениях жертвовал всем ради спасения своего народа.

Сегодня нам нужно ответить на вопросы что такое лидерство, в чем оно заключается, и где находится его источник? В древности первенство было не за теми, кто отличался военными или политическими способностями. Все зависело от того, насколько самоотверженно вождь воплощал наивысшую мудрость. В этом была суть лидерства. Для избрания вождя не нужно было  проводить агитацию, оказывать военное давление, прибегать к обману, политике, пропаганде, одним словом, к тому, что можно увидеть во время выборов в любой стране, будь это парламентская республика или коммунистическая диктатура. Однако в древние времена у народов, обитавших на степных просторах Евразии, лидером становился тот, кто обладал наиболее высоким моральным, духовным авторитетом и мудростью, кто воплощал космические знания.