Крейсер Железяка

Виктор Свиридов
    Вот стоит на Неве крейсер «Аврора». И хорошо, что стоит. История!
Подумалось: а хорошо бы рядом стояли и «Титаник», и линкор «Марат», и т.д. … Сколько походов, сколько больших и малых историй за этими названиями кораблей…

       А почему бы рядом с ними не стоять и моему крейсеру «Железяка», капитаном которого я был почти тридцать лет…  У «Железяки» тоже есть своя история, крошечные отрывки из которой мелькают в моих записках-зарисовках. Однако благодарные потомки (увы!) не увидят моего крейсера рядом с «Авророй»…
       Несколько слов о названии моего корабля. Дело в том, что наша компания начала ходить в байдарочные походы задолго до приобретения мной байдарки. И я участвовал в походах на чужих плавсредствах вторым номером. В те времена только-только появлялись байдарки «Прима», «Луч», которые были весьма примитивны. Но самая старая сборная лодка (прапрадед появившихся позже байдарок) имелась у моего друга Андрюши. Представьте это чудо: сборный каркас-утюг, на который одевается (без натяга) сморщенный чехол и зашнуровывается спереди, как ботинок! Вёсла не байдарочные, а как на обычной лодке-плоскодонке… Вот в такой лодке-башмаке, вернее - утюге плавали-ходили в походы мы вдвоём с Андрюшей.
      Остроумный Рыжий стал давать названия кораблям нашей эскадры, и эти названия почему-то приживались сразу и обсуждению не подлежали. Например, Андрюшин башмак-утюг почему-то именовался: госпитальное судно «Щелья»…  А новенькая «Калибри» Рыжего сразу была названа «Джинжер де Люкс»… Вот и приобретённую мной байдарку Рыжий сразу окрестил крейсером «Железяка»…

     На самом деле это была трёхместная байдарка типа «Салют» образца шестидесятых гг. двадцатого века. Её стрингеры и шпангоуты были изготовлены из алюминия, а шкура из прорезиненной материи. Другие тактико-технические характеристики «Салюта» объяснять не имеет смысла, ибо кому-то они известны, а кому-то ни к чему. Среди байдарок того времени «Салют» был самым тихоходным, ибо «Калибри», «ЭРЗЕТ» и т.п. корабли иностранного производства были легче, имели лучшие обводы (да с эстетической точки зрения выглядели приятней). Однако байдарки типа «Салют» могли взять на борт гораздо больше груза, а главное: в нагруженном состоянии были абсолютно устойчивы (моряки говорят – «остойчивы»)
    
    Для дальних походов байдарка «Салют» была очень подходящим кораблём (с моей точки зрения!), поэтому я мечтал стать счастливым обладателем этого судна. Но при окладе в 100 рублей купить байдарку за 90 рублей было весьма проблематично. (Особенно имея жену, ребёнка и кооперативную квартиру…)
   Каюсь, каюсь… сгораю от стыда… я копил деньги в тайне от жены (случайные премии, сверхурочные, подработка…) И вот, когда деньги накоплены, я притащил домой новенький, пахнущий резиной брикет весом в 35 кг. И соврал, что временно взял байдарку в нашем профсоюзно-спортивном комитете. (Истина открылась через очень-очень много лет, когда актуальность вопроса прошла сама собой).

  3 июля 1969 г. крейсер «Железяка» был спущен на воду. Если водой назвать ручей шириной в три лаптя. (Подробнее см. в рассказе «Речная пехота»). Этому кораблю была суждена долгая и нелёгкая жизнь. Однако он никогда не подводил. Несколько раз он тонул. Первый раз в августе 1969 г. на Лемве (см. «Оверкиль»), второй раз на той же Лемве в 1972 году. Тогда на моём крейсере плыли Коля с Мишей. Мы выделили им, как новичкам, именно этот устойчивый корабль. А устойчивость его в тяжело нагруженном состоянии была просто фантастическая! Можно было спокойно сесть на один борт без риска перевернуться. И вообще «Салют-Железяка» в гружёном состоянии позволял любые вольности. 
     Однако Коля, который вообще первый раз сел в байдарку, не понял Мишиной команды «табань!» и… они воткнулись в острый камень под скалой, пропороли борт не хуже, чем «Титаник», наш крейсер  моментально наполнился водой, зарылся носом и начал тонуть. Глубина в том месте была несколько метров… Мы с ужасом наблюдали эту картину, спеша на помощь. А наши друзья всё не всплывали… Первым вынырнул  Миша, а Коли всё нет и нет… Потом он рассказывал, что пытался под водой снять сапоги… однако бросил это занятие и всплыл… Корабль не успел окончательно потерять плавучесть, и его общими усилиями вытащили на берег. Огромную дыру заклеили… Ружьё, фотоаппарат и многое другое осталось на дне, а крейсер «Жезеляка» ещё долгие годы нёс службу…

      О его надёжности говорит такой случай. Однажды, прибыв на место назначения, мы стали собирать байдарки. И с ужасом обнаружили, что у моей «Железяки» не хватает двух стрингеров. И тем не менее, заменив их деревянными палками, мы прошли весь маршрут без происшествий… Мы даже переплыли Усу при очень сильной волне, но это уже совсем другая история…
     Последний раз крейсер «Железяка» прошёл свой водный путь в 1998 году (без меня). Этот путь окончился трагически для моего друга Андрюши, но рассказывать об этом не хочу. Крейсер тут не виноват.

   Крейсер «Железяка» - это тоже наша маленькая история. Пусть даже очень маленькая…
   Но для меня и моих друзей заслуги этого крейсера неоспоримы, и ничуть не меньшие, чем у «Авроры». Почему бы не поставить их рядом?