Размышления об аскезе. Начало

Сергей Дубков
Слышалось мне как-то слово аскеза. Что это такое? – возник вопрос у меня в голове, и мне очень хотелось найти ответ на этот вопрос. В результате моих поисков набралось много различной информации, с которой я собственно сейчас и поделюсь с моим дорогим читателем.

Раньше я всегда говорил и писал о том, что человеку необходимо чувство комфорта, собственно от этих слов я не отказываюсь, но пришло время поговорить об ограничении этого самого комфорта в виде аскезы.

Аскеза означает добровольное принятие того, что не очень приятно для тела, но благоприятно для самоосознания и развития личности.

Не буду писать слишком заумные лекции, а напишу как можно проще и доходчивей. На сколько это просто получилось, рассудите после прочтения. Договорились?

Самый простой пример аскезы это когда человек решил посвятить себя служению Богу. Приходит он в монастырь, допустим, и говорит о своём намерении настоятелю монастыря. Настоятель даёт этому человеку правила с чего начать. По сути, эти правила и есть аскезы, то есть нужно соблюдать пост, ограничить себя от интимных отношений и так далее. Вот эти правила аскезы и есть те самые ограничения комфорта на благо развития духовной деятельности.

Но мы конечно в монастырь не собираемся и аскезы нам эти не к чему, но в нашей повседневной жизни они случаются на каждом шагу.

К примеру, человек решил вести здоровый образ жизни. В это понятие входит делать каждое утро зарядку. Сказано – сделано! Проснулся утром и подумал о том, что нужно сделать зарядку. Повалявшись ещё десять минут в постели, окончательно подавив свою лень, встаёт и начинает делать некие движения руками, ногами, задницей. Особого энтузиазма в этом нет, но вчера решил что надо, так что нужно дальше насиловать своё тело, для того чтобы быть здоровым.

На третий день уже чувствуется, что зарядка не укрепляет его здоровье  нужно искать другие методы для оздоровления организма в целом.

Через месяц уже были опробованы дыхательные гимнастики, афирмации, трансерфинг, цигун, прана-майя и так далее. Здоровья осталось на прежнем уровне, правда почки от вчерашнего пива немного побаливают. «Наверное, всё это не для меня» – подумал человек и с пивом пошёл искать ответы на страницах различных сайтов и электронных книг.

А чём говорит данный пример? Думаете, всё дело в том, что он не умеет остановиться на чём-то одном? Нет, не только в этом!

Аскеза влияет на волю и веру человека. Ведь не хватило человеку силы воли встать рано утром и сделать зарядку с хорошим настроением. Наоборот, через лень, через силу он стал делать какие-то движения. Наверное разум не верил в то что эти движения помогут ему поправить здоровье, а это уже показывает наличие веры.

И так с каждым разом с надеждой на авось, кабы-нибудь, а вдруг случиться чудо. Хотя вера в то, что ничто уже в этой жизни его удивить не сможет гораздо сильнее.

Возможно отсутствие учителя, наставника играет в этих решениях и начинаниях очень важную роль, но что сетовать на то, что если да кабы.

Допустим вот ещё один пример аскезы. Быть верным своей жене. Это добровольное решение. Нужен ли здесь учитель и наставник?

Возможно, и нужен, чтобы смотрел, одёргивал если что. А то вдруг сексуальная активность повыситься при виде длинноногой красавицы. И как тут к ноге свою конечность привязать, чтоб сдержаться.

А наставник подойдёт, даст в морду, освежит мозги и всё в порядке, верность будет сохранена. А тебе нужен такой наставник? Как ты думаешь? А может, ты желаешь приставить наставника к своей жене или невесте? Это тоже вариант. А если так, то, сколько в тебе веры после этого?

Не комфортно конечно, когда сидишь и сдерживаешь себя, но зачем же тогда брать на себя эту аскезу, это правило – быть верным.

А, выбирая здоровый образ жизни, думаем ли мы о том, что болезни возникают от плохих черт нашего характера, а не оттого, что утром гимнастику не делаем.

Вывод будет такой: прежде чем выбрать себе правило или аскезу нужны знания о том, что за этим стоит (следует). Готовы ли мы лишиться прежнего комфорта ради того, чтобы получить желаемое. И не стоит брать на себя столько, сколько не в силах унести.

Чаще всего мы желаем получить комфорт для тела и меньше всего для души. Стоит задуматься над этим, не так ли?