Фауст и Каин

Роман Мошенский
Жажда знания – это то, что объединяет главных героев «Фауста» Гёте и «Каина» Байрона. Каин и Фауст стали жертвой дьявола, так как жаждали знаний, которые только он мог им дать.

Дьявол в трагедии Гёте «Фауст» представлен как искуситель, готовый быть в подчинении у человека лишь бы получить в награду его душу. Мефистофель – наполовину животное. Чаще всего он предстаёт в облике человека с копытом вместо ноги. В нём нет ничего божественного. Он творит зло там, где для этого, казалось бы, нет никакой необходимости. Сатана в «Фаусте» хитрый, изворотливый и лицемерный.

Мефистофель говорит: «Я часть той силы, что вечно всем желает зла и вечно совершает благо.» Примерно тоже самое только другими словами сказал Люцифер в «Каине». Люцифер у Байрона практически равен Богу. Каин сначала принимают его за ангела. И ведёт себя Люцифер как божество: величественно, благоразумно. Лишь иногда возникает сомнение в том, правдивы ли речи его или это очень хитрая уловка.

Люцифер и Мефистофель схожи тем, что они показывают хорошее знание человеческой сущности, человеческих страстей, слабостей.

Слова Люцифера заставляют всерьёз задуматься над тем, что есть зло. На самом ли деле Ева совершила ошибку, попробовав плод древа познания. Змей сдержал обещание. Она была изгнана из Рая, но получила обещанные знания. И зачем Бог сотворил древо познания, если его плоды нельзя вкушать?

Люцифер Байрона лишь косвенно влияет на грехопадение главного героя. Он лишь удовлетворил его желание знать больше. Не есть ли больший грех – слепо верить в Бога, не пытаясь даже понять, что есть Бог? С позиции современного человека Каин Байрона более интересен как личность.

 Возможно, вера и отличается от знаний тем, что она не требует доказательств. Но тогда можно внушить людям, что Сатана – это Бог, творящий благо, и они будут ему слепо преклоняться.

Каин искал что-то новое, пытался понять смерть, чтобы сделать лучше свою жизнь. Каин согрешил, но раскаялся. То есть не перешёл на сторону зла.

Картина мира у Гёте и у Байрона не пессимистична и не оптимистична. Она дуалистична. И тот и другой доказывают необходимость сосуществования двух начал. Зло может порождать добро и наоборот. Каин говорит о том, что видел, как ягнёнка ужалила ядовитая змея. Тот умирал на глазах матери. Адам приложил к ране ягнёнка какое-то растение. Умирающее животное стало оживать и вскоре припало к материнским сосцам. «Так зло рождает благо», - сказал Адам.

Это действительно так. Всё познаётся в сравнении. Чтобы осознать, как ценна жизнь, нужно знать и помнить о смерти. Благие же намерения Фауста часто оборачивались злом. Его врачевание убивало крестьян. Его жажда познания ( по сути благое желание ) принесла очень много зла.

В «Фаусте» так же как и в «Каине» дьяволу не удаётся заполучить душу главного героя. В обоих произведениях герои совершают грех. Из-за их идей и желаний гибнут другие люди, но в конце они всё же осознают свою вину. Только Фауст попал на небеса, а Каин оказался в изгнании. Пожалуй, в этом проявляется свойственный Байрону пессимизм. Более того, автор наводит читателя на мысль о том, что расплата за этот грех куда более серьёзная. Авель убит. Следовательно, всё человечество произошло от Каина. То есть все мы произошли от убийцы, и его грех живёт в каждом из нас.