Белый цвет

Мария Эксер
СЦЕНАРИЙ ИГРОВОГО ФИЛЬМА – НОВЕЛЛЫ

АВТОР СЦЕНАРИЯ
МАРИЯ ЭКСЕР


 
Пролог
ТИТРЫ: «Село Мирзаани, 1862 год»
НАТ. ДЕНЬ. Жухлая трава, сухая коричневая земля, серые камешки, белые, черные, мелкие и крупные, между ними сочится вода. Ветром несет что-то белое, легкое, несет по самой земле, цепляет это что-то за сухие травинки, несет прямо под ноги. А ноги оказываются маленькие, белые, пухлые, детские ноги, ножки.
НАТ. ДЕНЬ. До синих гор тянутся виноградники. Идет сбор винограда. Слышны возгласы людей, Вот женщина кладет виноградинки в рот, ведро колотит чью-то молодую мускулистую ногу, мужчины кряхтят под весом тяжелых плетеных корзин до верха заполненных виноградом.
К белой пыльной дороге тянутся тропинки, широкие и узкие, едут телеги  и тележку, добротные и ветхие. Образовался затор, минута, и разъехались ослик и лошадью, засмеялись зазевавшиеся женщины, издалека наблюдавшие за осликом. И снова покатились со скрипом тележки, цокают копыта большие и маленькие, ветер треплет гривы, шлепают, шаркают в белой пыли ноги детей, женщин, старух, мужчин.
НАТ. ДЕНЬ. Виноградник опустевший, обобранный, а среди желто-зеленых листьев висит одна черная виноградина. Маленькая детская ручка трогает бугристые листья, маленькая девочка идет вдоль лозы.
ГОЛОС МАТЕРИ
- Мариам, где ты?
Маленькая девочка на зов оглядывается, появляется из зелени виноградника, подходит к корзинам с виноградом. Мужские руки сажают маленького толстого карапуза голой попой на виноград. Мама смотрит на мужа, который заводит лошадь в оглобли телеги.
МАТЬ
- Что же ты делаешь? Он же весь виноград передавит.
Ребенок ерзает попой по виноград, пытаясь подняться, Раздавленный виноград красным размазывается по ножке, капли скатываются к пухлой стопе. Отец смеется. Мать подходит к дерев, возле которого прямо на траве разложены тарелки, горкой насыпаны помидоры, пучки зеленого лука. На сучковатой ветке висит белый кувшин, заткнутый скрученными желтыми кукурузными листьями. Мама садится на траву, распускает белый платок, длинные косы падают на плечи и высокую пышную грудь. Мариам косолопит к матери. Папа подхватывает сына, целует в липкую попу и сажает обратно на виноград. Телега трогается с места, ребенок реагирует на движение.
МАРИАМ
- Никала

НАТ. ДЕНЬ. ТИТРЫ «Тбилиси, 1918». Панорама заснеженного города.
Военно - грузинская дорога. Вдалеке на холме виднеется Крестовый монастырь и пригород Мцхета. От города и к городу тянутся по дороге военные обозы.
НАТ. ДЕНЬ. КАХЕТИНСКОЕ ШОССЕ. Крестьяне с товаром медленно идут к Тбилиси. Один поток людей вливается в город, со вторым потоком люди выходят из города. Шагает пехота, на солдатах военная форма разных государств: царской армии, английских войск, французских, казаки едут верхом. Вот военные подходят к Тбилиси и, не заходя в город, расходятся в разные стороны, будто окружают город.
НАТ. ДЕНЬ. ГОРОД. Река делит город пополам. По темному деревянному мосту идут люди: степенные пары горожан, крестьяне с корзинами, личные мальчишки. Ветер треплет зонтики дам и банты гимназисток, с фиалками в руках бегущих по улице. А моста стоит высокий сутуловатый человек в черном потертом пальто без пуговиц, смотрит на другой берег, будто ждет кого. В руках шляпа. На ветру он ежится, поднимает воротник пальто, и отвернувшись, бредет к городу. Ему навстречу начинается город: деревянные балкончики, каменные стены, лавки и торговые ряды, газовые фонари, огонь которых дрожит.
НАТ. ДЕНЬ. ГОРОД. А вот и бани холма с маленькими разноцветными домиками, мечетью, церквями и синагогой. Суббота – банный день. Входа в Пеструю баню столпились женщины.
НАТ. ДЕНЬ. Напротив армянской церкви остановились два пеших свадебных кортежа. Визгливо дудят музыканты, раздувая щеки, пытаются переиграть друг друга, косятся по сторонам, вызывают смех прохожих, торговцев кинто и ремесленников карачогелов, группы молодых художников с планшетами. Художники останавливаются, разглядывают свадьбы, кто-то пытается зарисовать движущиеся фигуры. Пузатый грозный священник тер-тер с черной бородой до самых глаз на пороге армянской церкви неодобрительно качает головой. И в эту минуту мимо церкви проходят евреи в ермолках в сине-белых накидках в синагог, которая виднеется неподалеку, и посмеиваются.
ИНТ. НОЧЬ. Деревянная лестница жилого дома. Двери под лестницей открыты. Сквозь двери: рваный ковер на деревянной тахте, небольшой стол крыт клеенкой, на ней угадывается рисунок – женское лицо и женская грудь. Мужская рука разглаживает край закручивающейся клеенки. Под столом банка с кистями. Рука наливает красное вино в стакан. Капли брызжет на рисунок, на лицо женщины. Пальцы художника растирают каплю вина на щеках и груди женщины, придавая лицу румянец и тепло коже.

ИНТ. ДЕНЬ. Гостиная жилого дома. В большой комнате как-то особенно солнечно. В комнате Нико. Он причесан, борода подстрижена. Пальто почищено, пуговицы чудесным образом появились. Это шинельные пуговицы с двуглавым орлом. Он оглядывается по сторонам, смотрит на блики в поверхности рояля.
ИНТ. ГОСТИНАЯ. Нико разворачивает к Нине картины. Нина разглядывает. На картинах две женщины, лежащие на белом и черном. У плеч каждой из них небольшие желтые птички.
НИНА
- Кто эти женщины, Нико?
НИКО
- Это грешные женщины.
НИНА
- И вы их рисуете?! Зачем, Нико?
НИКО
- В них есть любовь к жизни. Видите цветы вокруг и птичка у плеча? Я их жалею, Нина. Белым цветом я прощаю их грех. Вам нравится?
НИНА
- Да…да…(отводит глаза)
НИКО
- Я дарю их вам.
НИНА
- Боже…
Пальцы Нины начинают щипать виноградную гроздь, лежащую на тарелке. Нико наблюдает, как пальцы нежной руки уродуют виноград. Виноградинки ложатся по краям тарелки.
НИКО
- Вы не хотите… Нежели вы не можете простить им их грех?
НИНА
- Не в этом дело, Нико, вы продайте картины! Вы сможете купить помочь сестре, вы же рассказывали, что Мариам болеет. Постойте. Не перебивайте меня. Продайте картины и рисуйте дальше. Вам же надо тепло одеваться, хорошо питаться, жизнь не становится легче…да и…
НИКО
- Я не продаю картины.
НИНА
- Я знаю, Нико, знаю, но вас безбожно обирают. Ваши картины перепродаются, а вам жить негде. Как же можно?
(Нина начинает плакать)


НИКО
- Вот вы и пожалели меня. Почем вы так добры ко мне, Нина?
Нико касается плеча плачущей Нины, та испуганно отступает назад. Нико мгновенно становится из растроганного строгим и серьезным. Нина снова щиплет виноград да поглядывает недоуменно на картины. Смотрит на настенные часы.
НИНА
- Скоро брат придет.
Нико усмехается и надевает шляпу.
НИКО
- Все в жизни имеет две стороны: добро и зло. Со злом надо бороться добром. Вот вы пожалели меня. Это добро.
НИНА
- При чем тут жалость? Вы упрямец, Нико. Давайте говорить серьезно. Обещайте, что вы возьмете деньги за пейзаж. Княжна очень просила… (Нико качает головой) Да что за наказанье разговаривать с вами! Знайте же, пока вы не образумитесь, я не хочу вас видеть!
Нико кланяется, надевает шапку и идет к дверям.
НИНА
- Нико, постойте…
Нико оборачивается в дверях.
НИКО
- Белым цветом прости мои грехи, святая Нина.
На блюде виноградинки кругом, сквозь них просвечивает солнце. Свет сползает с винограда на ощипанный голый скелет виноградной грозди.


ИНТ. ВЕЧЕР. Таверна. По ступенькам подвала спускается пьяный Нико, а ему навстречу поднимается и гремит песня.
Нико садится за первый попавшийся стол. Пьяные голоса приветствуют Нико, присылают ем на стол стакан вина и тарелку еды.
ГОЛОСА
- Вааа, кто пришел!!! Нико пожаловал! За Нико! За лучшего маляра в городе!
- Не просто маляра, за самого лучшего маляра на белом свете!
- Нико, выпей с нами!
Нико поднимает стакан вина в тосте, но к еде не притрагивается. К нему присаживается человек.
ЧЕЛОВЕК
- Человек, заработать хочешь? Золотом плачу. Еще двое нужны.
Нико молчит. Человек смотрит на хозяина за прилавком.
ХОЗЯИН
- Оставьте его. Другого найдем.
Входит человечек в одежде восточного торговца. Оглядывается, завидев Нико, присаживается за его стол, начинает есть с его тарелки. Нико угрюмо смотрит на него.
ТОРГОВЕЦ
- Нечего тебе тут делать. Поехали со мной. Мне надежные люди всегда нужны. В Стамбуле я тебе клиентов найду, ты только рисуй свои вывески. Война идет, слышишь? На войне умирают только драки, на войне деньги делать надо. Только имя надо будет поменять. Селим! Благословенное имя! Аллах тебя не оставит с таким именем! Поверь мне!
НИКО
- Уйди.
ТОРГОВЕЦ
- Ты мне не возражай! Я тебя жить научу. Ни одна женщина тебе отказать не сможет. Когда с деньгами вернешься, все твоими будут, и крестьянки, и княжны, а, Селим?
Нико сшибает стакан вина со стола. Вино разливается и брызжет на торговца.
ТОРГОВЕЦ
- Глупый человек ты, Нико, глупый и никчемный!
Нико остается один. Сидит, смотрит в одну точку. Поднимает глаза, перед ним толстый кабатчик.
КАБАТЧИК
- Ты когда закончишь стену красить? Мне столы ставить надо!
НИКО
- Сейчас дорисую…
КАБАТЧИК
- Дорисует он… ты еле на ногах держишься.
Нико шатаясь, под смех окружающих, подходит к наполовину расписанной стене. Постояв минуту, Нико берет кисть из малярного ведерка, расплескивая краску, закрашивает свой рисунок.
КРИК КАБАТЧИКА
- Ты что делаешь?
На крик оборачиваются сидящие за столом. Нико стоит у стены, закрашивает небрежно белым, и поверх невысохнувшей краски он начинает наносить новый рисунок. Прямо на глазах возникает зеленое цветущее дерево и лань. Шум в кабаке стихает, все молчат.

НАТ. ГОРОД. ВЕЧЕР.
Православная церковь у скалы. В глубине храма горят сотни свечей, колышется горячий воздух над ними, и лики на иконах как живые.
СВЯЩЕННИК
- Показывай…
Нико из кармана достает сверток, неловко разворачивает обертку и протягивает плоскую дощечку священник. Тот издали, не прикасаясь к руке Нико, пытается разглядеть. Это икона святого Георгия. Краски яркие, рисунок наивный. Маляр смотрит на священника, смотрит ему в глаза. Священник пренебрежительно отводит его руку.

ИНТ. КАБИНЕТ.
В кабинете в кресле плачет Нина. По комнате ходит печальный Лука.
Лука
- Как ты могла, глупая? Как ты могла?
НИНА
- Прости меня, Лука, я не знаю, зачем я это сказала…
Лука
- Ты все еще живешь салонным флиртом. А ты обидела человека! Художника!... ты моего друга обидела.
НИНА
- Прости, прости…
Лука
- Куда он пошел?
НИНА
- Я не спросила…
Лука
- Что теперь с ним будет? Он больше никогда не придет в наш дом…
Картины с женщинами стоят между братом и сестрой. Лука срывается с места.

НАТ. ВЕЧЕР. ТБИЛИСИ. Лука спешным шагом в распахнутом пальто идет по старинным улочкам, останавливается, разговаривает с торговцами, ремесленниками. Проходит мимо церкви, где священник следит за работой маляра, красящего при помощи трафарета номер на стене дома. Лука проходит к площади, где несколько таверн - духанов. Спускается по лестнице вниз, через мгновение снова выходит на улицу. Постояв, по брусчатке узенькой улицы поднимается в гору.
НАТ. НОЧЬ. СЕЛО ММРЗААНИ. К деревне по заснеженному полю и едва видной дороге пешком идет Нико. За плечом ковровая сумка, воротник пальто поднят, шляпа нахлобучена до бровей, борода заиндевела. Лают собаки, в окнах домов тусклый свет кое-где.
НАТ. ДВОР РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА. Нико привычным движением открывает замок, толкает калитк и входит во двор. Дорог ему переступает здоровенная собака, рычит и лает. Нико останавливается.
НИКО
- Не узнал, бессовестный, уйди.
Рычание собаки превращается в виноватое поскуливание. Громадный пес повизгивая, трется об ноги Нико, подпрыгивает и все пытается лизнуть Нико в нос, вызывая у того смех. Открываются двери маленького дома. На пороге мужчина с керосиновой лампой в руке.

ИНТ. КОМНАТА В РОДИТЕЛЬСКОМ ДОМЕ. Мужчина ставит керосиновую лампу на стол, крутит колесико, огонек под стеклом начинает гореть чище и ярче. Нико у порога стряхивает с себя снег. Возле ног ковровая сумка.
ЗЯТЬ
- Проходи, чего стоишь.
В двери с улицы просится собака, царапает двери. Нико проходит к столу, садится, потом возвращается за сумками. Начинает выкладывать на стол съестное, какие-то свертки. В дверях из другой комнаты появляется женское лицо, зять сердито и молча делает знак рукой, лицо пропадает.
Собака царапает двери и скулит. Зять идет к дверям, резко открывает их, дверь бьет по собаке, слышен визг и скулеж.
ЗЯТЬ
- Отойди! Уйди, тебе говорят!
Нико печально смотрит на зятя, потом оглядывает комнат. На комоде стоит тарелка с пшеницей, а посередине воткнута свеча. Рядом стоит стакан вина, накрытый куском хлеба. Плохонький дагерротип едва различим, на нем изображена молодая девушка и молодой зять.
ЗЯТЬ
- Никто не знал твоего адреса, а она сообщить не успела. Доктор сказал, скоротечная лихорадка, вроде как у матери вашей была. Вот письма ее к тебе.
Зять выдвигает ящик комода. -  Вернулись.

Нико тяжело опускается на стул. Зять разглядывает свертки на столе.
ЗЯТЬ
- Забери ты это, ее нет, а мне это ни к чем.
В дверях снова появляется женское лицо, зять сердито делает знак, лицо пропадает.
НИКО
- Налей вина, помянуть хочу.
Зять из темного угла достает оплетенный кувшин, с полки берет два стакана и наливает вина.
ЗЯТЬ
- Хорошая была женщ…
НИКО
- Не надо этого.
Нико залпом выпивает вино. Встает, надевает шляпу, застегивает пальто, идет к дверям. Зять смотрит на стол в свертках, вытягивает из свертка шаль…
ЗЯТЬ
- А…
НИКО
- Пригодится.
Зять виновато опускает голову. Нико выходит из дома, ему навстречу бросается собака. А в комнате над лампой и свертками склоняются зять и женщина в ночной рубашке до пят.
НАТ. НОЧЬ. СЕЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ. Появляется сельское кладбище, часовня с образом над входом. Не глядя на часовню, Нико крестится, идет меж могильных плит. Могила. На ней дата рождения и смерти: 1860-1918, имя Мариам. Нико садится рядом с могильной плитой, достает что-то из кармана, быстро-быстро рисует. Останавливается, то ли молится, то жалуется. А на могильной плите расцветает гроздь винограда, смеется желтая птичка да белый платок скользит… или это снег засыпает могильную плит…

НАТ. НОЧЬ. ПОЛЕ. В поле со странными тенями, фигурами, переваливаясь в снег, идет Нико. Он странно петляет в поле, обходя тени, застывшие фигуры, и вдруг панорама под светом выглянувшей луны превращается в занесенный снегом виноградник, а застывшие тени и фигуры это виноградные ветки, виноградник, рядами тянущийся к горизонту.
ГОЛОС Луки
- 7 апреля доставлен в приемный покой мужчина неизвестного звания, бедняк, на вид лет 60…
А вот и место, где когда-то маленький Нико с сестрой и родителями собирал виноград. А вот и развилка, ведущая от виноградников к деревне.
ГОЛОС Луки
- … в тяжелом состоянии, с отеками всего тела, со слабым пульсом. Через несколько часов, не приходя в сознании, скончался…
Нико замедляет шаг, приближается к поляне перед виноградником, останавливается, потом идет дальше, обходит виноградник и сворачивает за дерево, за плетенную ограду.
ГОЛОС Луки
- Тело погребено на кладбище святой Нины в месте, отведенном для бродяг…. Нико, Нико…(срываясь на крик) Никала….
Нико останавливается и оглядывается, потом идет дальше. Фигурка Нико становится все меньше, сливается с тенями и горизонтом.
ГОЛОСА РЕМЕСЛЕННИКОВ И ДР.ПЕРСОНАЖЕЙ
- Никалас гаумарджос!
МАРИАМ
- Никала!!!
Слышен переливчатый детский смех.
ЗТМ.