Болгария Приазовья

Петр Золин
Болгария Приазовья

Влияние гаплогрупп в статье Авары http://proza.ru/2009/05/31/646
Болгария и болгары - часть раннесредневековой истории народов на землях России. Очень важная и во многом меняющая летописные подходы к прошлому нашей страны. Есть картографические попытки замять эту историю невзрачными цветными пятнами.
 
http://mmmmmm2002.narod.ru/index.files/image006.jpg

Не очень вдохновляют схемы.
 
http://odnapl1yazyk.narod.ru/p_bulg2.gif
 
Есть более информативные карты, но со значительным унижением славян (они громят Византию, а обозначены как «протославянские племена») и передачей заметной части их земель балтам или финнам
 
http://zarubezhom.com/Images/Khazars-okolo650goda.png Около 650 г.
Представленная вверху карта тоже не лишена недостатков (какие карты их не имеют ?!). Но она подчеркивает, что регионы будущих городов Подонья попадают первоначально на земли, контролируемые в 6 – 7 вв. болгарами и их союзниками.
Если оногуры – преимущественно болгары, то необходимо вспоминать события времен Онегесия http://proza.ru/2009/05/22/544
Как помним, около 461 или 463 г. к восточным римлянам прислали послов сарагуры, уроги (роги времен Германариха ?)  и оногуры (родичи Онегесия ?) , племена, выселившиеся из родной земли вследствие враждебного нашествия сабиров [локализуемое к югу или к востоку от Урала как родственные гуннам , именующееся у позднейших авторов Sabeiroi, откуда, вероятно, происходит и наименование Сибири. Прокопий (ВР, II, 29) фиксирует их (по изгнании аварами) в северокавказских степях, хотя вспоминаются и савары Птолемея], которых выгнали авары,  в свою очередь изгнанные народами, жившими на побережье океана [и покинувшими свою страну вследствие туманов, поднимавшихся от разлития океана, и появления множества грипов (грифов ?): было сказание, что они не удалятся прежде, чем не пожрут род человеческий; поэтому-то, гонимые этими бедствиями, они напали на соседей, и так как наступающие были сильнее, то последние, не выдерживая нашествия, стали выселяться].
Так и сарагуры, изгнанные с родины, в поисках земли приблизившись к уннам-акатирам и сразившись с ними во многих битвах, покорили это племя и прибыли к римлянам, желая приобрести их благосклонность. Император и его приближенные, обласкав их и дав подарки, отправили их назад.
Океаном был и Сарматский океан. Аварины упоминались Птолемеем недалеко от него. Как помним, Птолемей точкой отсчета влиятельных народов Сарматии принял земли венедов Восточной Прибалтики (Венедского залива Сарматского океана):
 
http://forum.chuvash.org/iB_html/uploads/post-9-66164-1_8.jpg 6 - 7 вв.

Еще один очень важный момент (кроме ошибочного перевода gens как племя вместо народ) в истории раннесредневековых тюркских и близких им народов. Вместо хакан (каган, греч. каганос ) источников ученые используют модернизируемое «хан».
Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. П. М., 1995. С. 586 – 587.
Если каган может быть вариацией Гога (Гага) в тюркских языках, то в поздних «ханах» этот смысл уже не прослеживается. Кроме того властители болгар и иных выходивших из округи Руси (Роси) народов «игемон» (аваров; Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. П. М., 1995. С.227), «господин болгар» (С.229), «государь Болгарии» ( С. 285) и т.д. Наблюдаются и сближения терминов архонт – рекс – каган.

Как и многие другие народы на планете некоторые болгары преимущественно тюрского происхождения (исламского толка – он не терпит возражений) старательно ведут весь род человеческий от себя. «До последнего времени Северная Африка носила название Барбария (от Балгария, Болгария). Булгары 20 – 30 тысяч лет назад расселились по всей Европе и Азии, дав толчок к развитию многих цивилизаций и народов. В древности многие народы «смягчали» произношение буквы «б» и «г» в этнониме «булгар», то есть произносили пулгар, булкар, булхар или пулкар. До сих пор земля хранит названия «булгар» в Западной и Центральной Европе»: И приведены сотни созвучий со всех континентов.
Bulgar, Bulgarlar, Bulgarian, Bulgaria, Bulgari, Bulgary, Булгар, Булгары, Булгарлар, Булгария, Булгари
СОСТАВИТЕЛИ:
Тагир Абдулл Аль Булгари /Tagir Abdull Al Bulgary
Фаргат Габдулл-Хамид Нурутдинов-Булгари/Fargat Gabdull-Hamid Nurutdin-Bulgari
Рашид Магсум улы Кадыр Аль Булгари/Rashid Magsum uly Kadyr Al Bulgari
http://www.bulgarlar.com/Toponim/Toponim.html

Если помнить происхождение болгар из многотысячелетнего миграционного котла Евразии http://proza.ru/2009/05/31/646 , то - конечно, - перед нами позднеантичный полиэтнос. Но вот ранняя языковая его основа требует уточнений.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20754


В конце 20 века среди болгарских историков получила популярность теория восточно-иранского происхождения булгар.[2] По этой теории, древние булгары были ираноязычны и обитали в зоне, лежащей между западной частью Гиндукуша, Парапамизом и рекою Оксусом — (Аму или Хигон), отделявшую её от лежащей севернее Согдианы.
В древности местность называлась Бактрия (греч.), или Балхара (самоназвание), со столицей в городе Балх. Отсюда болгарские историки выводят этноним «болгары», привлекая тот факт, что булгар армянские источники называли булхи, а также упоминания в индийских источниках народа балхики и родины булгар в горах Имеона (где и была Бактрия) в раннесредневековых источниках.[3]
Привлекаются для доказательств и другие факторы - антропология, чье происхождения от палеоевропеоидных групп населения, а значит связано с индо-иранцами, имена протобулгар[4], и множества других. Сторонники теории считают, что древние булгары на начальном этапе говорили на восточно-иранском языке, но потом сменили его на тюркский язык. За пределами Болгарии эти теория не получила заметного распространения.[5]

Вместе с тем в средневековых источниках в качестве азиатской прародины булгар фигурируют именно Имеонские (Имейские) горы, традиционно идентифицируемые с пограничным районом между Афганистаном и Таджикистаном.

В армянском географическом атласе VII века «Ашхарацуйц», составленном на основании более древних сведений, племя булхи [6], помещается рядом с саками и массагетами.[7].

Агафий Миринейский, рассказывая о набеге хана Забергана в 558 году, дал краткое описание древней истории «гуннов» (булгар), обитавших некогда в Азии за Имейской горой:

«Народ гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами, или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались котригурами, другие утигурами.»[8]

Феофилакт Симокатта в описании войн между племенами Тюркского каганата локализовал родину уннугуров (предполож. булгарское племя) в Согдиане (равнинная область на границе Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, охваченная Гиндукушем): «Только Бакаф, некогда построенный уннугурами, был разрушен землетрясением, и Согдиана испытала на себе и мор и землетрясение.»[9]

Михаил Сирийский [автор XII века, пересказал легенду из несохранившейся «Истории» VI века Иоанна Эфесского. ] передал легенду о трех братьях «скифах», вышедших от горы Имаон (Памир, Гиндукуш, Тянь-Шань) в Азии и дошедших до Танаиса (Дона). Представляет интерес упоминание вместе с булгарами неких пугуров, возможно вышеупомянутых «пугу» из китайских источников (гипотетическое предположение):

«В то время три брата из Внутренней Скифии вели с собой тридцать тысяч скифов и за шестьдесят дней прошли путь от горы Имаона. Они шли в зимнее время, чтобы находить воду, и достигли Танаиса и моря Понтийского. Когда они достигли границ ромеев, один из них, по имени Булгариос, взял с собой десять тысяч мужей и отделился от своих братьев. Он пересек реку Танаис и подошел к Дунаю, впадающему в Понтийское море, и послал (своих представителей) к Маврикию просить дать ему область, чтобы поселиться в ней и стать помощью ромеев. Император предоставил ему Дакию, Верхнюю и Нижнюю Мезию… Они обосновались там и стали охраной для ромеев. И ромеи назвали их булгарами…
Другие два брата пришли в страну аланов, называемую Барсалия (Берсилия) и города которой были построены ромеями, например Каспий, именуемый ворота Тораяна (Дербент). Булгары и пугуры, населявшие эти места, в старые времена были христианами. И когда иноземцы начали править этой страной, они стали называться хазарами по имени старшего из братьев, которого звали Хазариг (Казариг).»[11]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Праболгары
http://www.kroraina.com/fadlan/v_sirotenko.html
http://odnapl1yazyk.narod.ru/protobul.htm

Это вариант известных Византии легенд об этногенезе болгар.

Столица приазовских болгар в 6 – 7 вв. становилась Фанагория
(в округе ее Тамарха, будущая русская Тмутаракань).

Великая Болгария (Булгария) в узком смысле слова (виз. ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; болг. Велика България) — полиэтничное объединение с преобладанием раннесредневековых болгарских этносов, существовавшее в причерноморских и азовских степях. Чаще определяют существованию не более полувека - между 632 г. и ок. 671 г.

Основу объединения составил протоболгарский этнос кутригуров, которому с привлечением славян и остатков антов удалось освободиться от контроля аваров, чьё могущество было подорвано неудачной попыткой захвата Константинополя в 626 г.


Властителю (кагану) кутригуров, Кубрату (годы правления: 632—665), удалось объединить свои силы с болгарами-утигурами (находившимися ранее в зависимости от тюрков), а также с угрским народом оногуров. Так якобы возникла Великая Булгария. Среди болгарских племён усилился род Дуло.
В 619 году властитель болгар Органа принял в Византии христианство. Свой престол Органа оставил сыну своей сестры Кубрату.
Кубрат родился ок. 605 года и воспитывался при дворе Византийского императора. В 12 лет крестился. В 632 году Кубрат сел на престол. Кубрат женился в 635 году на дочери богатого грека Евдокии. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция. Однако нет никаких свидетельств того, что христианство получило дальнейшее распространение в его государстве. Впоследствии внук Кубрата —Тервел, сын Аспаруха и правитель Дунайской Болгарии вероятно тоже был христианином. В точности прямых свидетельств нет, но есть убедительные косвенные доказательства.

Великая Болгария при Кубрате была независима как от авар, так и от хазар. Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата, то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве праболгарские княжения (архонства) и противостоять опасности. Но после его смерти Великую Болгарию поделили пятеро его сыновей, Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек.
Каждый из сыновей Кубрата возглавил свое собственное архонство (в науке нередко – «орду»), и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. Результатом натиска последних стало разделение Великой Болгарии и прекращение её существования. Но оставались огромные людские ресурсы болгар, которые в итоге внесли немалый вклад в Великое переселение народов, оказали влияние на многие исторические события и даже формирование народов, сохранившихся до наших дней.
Примерно в 665 году Кубрат умер. Его захоронение нашли около села Малая Перещепина Полтавской области Украины. Было извлечено большое количество золотых и серебряных изделий и печать с именем Кубрата, которые сейчас хранятся в Эрмитаже (см. перещепинский клад).

Старший сын Батбай остался на месте, второй сын Котраг со своим народом перешёл Дон и поселился напротив Батбая. Третий сын Аспарух со своим народом ушёл на Дунай и там основал Дунайскую Болгарию. Затем похоронен был Аспарух якобы на территории современного города Запорожье. Четвёртый сын со своим народом двинулся в Паннонию к аварам, пятый сын ушёл со своим народом в Италию.

Одни из болгар, преимущественно кутригуры, под началом Котрага двинулась на север и, наконец, осела в районе средней Волги и Камы, где впоследствии было образовано государство Волжская Булгария. Волжские булгары или Булгары, признаются предками современных казанских татар и чувашей.

Другие болгары, в основном утигуры, под началом Аспаруха, пошли на запад и ок. 650 г. остановилась в районе нижнего Дуная. На землях и в округе бывшей Малой Скифии.
Жившие здесь славяне признали Аспаруха в качестве своего сюзерена.
Считается, что с течением времени булгары слились со славянами, и из этого смешения завоевателей и завоёванных появилась новая нация, болгары, сумевшая создать одно из первых славянских государств, Болгарское царство. Якобы название отражает тюркское происхождение прежнего правящего клана, новая нация в целом славянская по языку и культуре (естественно, с учётом влияния последующих событий бурной истории этого народа).

Проблемы трактовки полиэтносов типа болгар заключаются в том, что в них для общения могут использоваться несколько языков. Византийский посол Приск в середине 5 века отметил это в столице Аттилы: «Представляя разноплеменную смесь, скифы, кроме своего варварского языка, легко изучают и унский или готский, а также и авсонский (чаще трактовка - т. е. латинский ), если у кого из них есть сношения с римлянами, но мало кто из них говорит по-эллински, кроме пленников, уведенных из Фракии и иллирийского побережья». http://proza.ru/2009/05/22/544

Это очень важное свидетельство, что элита Скифии тяготела к полиглотству. Еще Геродот отмечал, что с народами Сибири и Урала скифы находили общий язык с помощью опытных переводчиков (толмачей), способных говорить на семи языках http://arii.ru/08-2.html

Среди болгар могли быть продолжатели этнической памяти разных скифов и сарматов – индоевропейцев (включая и славян), тюрков (преимущественно античных саков), да и части финно-угров и северных семитов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Булгария

Сохраняются разные версии происхождения самого названия болгары. Согласно одной из теорий, слово болгары с тюркского переводится как «восставшие». Согласно теории Гесера Курултаева первоначальной формой является «Балгар», которая потом переходит в «о» в славянские прозношения (напр. в старо-болгарские летописи). Бал-/балч- означает ГОЛОВА,ГЛАВНОЙ, а «-гар» — «род», «народ». То есть болгар (балгар) = «Главный народ». Подозрительно созвучие «болгар» - Волга. Есть и  другие любопытные сопоставления  http://www.protobulgarians.com/belurtag.htm

Среди болгар были тюрки (как и среди аваров), но явно не только тюрки. И это подтверждают археологические культуры Подонья и Нижнего Подунавья
http://www.slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm


Булга;ры, болга;ры (лат. Bulgares, греч. ;o;;;;;o;, болг. прабългари, протобългари, първобългари, хуно-българи) участвовали в этногенезе таких современных народов России как казанские татары, чуваши, балкарцы… Но не стоит забывать о значимости болгаро-славян.

Конечно, все еще преобладает версия, что булгары были частью огурского массива племён, первоначально обитавших в Центральной Азии и называемых в китайских источниках тиелэ. Тогда булгары являляются одной из самых ранних тюркских групп, продвинувшихся в Европу в ходе Великого переселения народов. Булгарский язык относят к числу западно-тюркских языков и наряду с вымершим хазарским и современным чувашским составляет их особую, наиболее архаичную, группу. Болгары, вероятно, пользовались тюркскими диалектами. Но принявший в 619 году христианство  Органа и воспитанный в Византии Кубрат неизбежно знали и греческий, традиции которого были сильны и в Приазовье.
Органа имел еще имя Гостун, более тяготеющее к славянским . Он мог получить его от вероятной славянской матери  http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2424
Допускают, что Гостун – это недолговременный правитель Болгарии между Органой и Кубратом. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хан_Болгарии. Село Гостун есть на юге Болгарии.
Имена с корнем на Гост (начиная с Гостомысла) известны средневековой русской истории. В берестяных грамотах представлены Гостила личн.: Р. ед. ў Гостили 2; Д. ко Гостиле Торж. 9; Гостилъ м. личн.: И. ед. Гости[л]... 688 (возм. от Гостила, Гостилець); Р. ш Гостила
726; см. также Готилъ; гостьба ж. !торговля": Р. ед. гозбе 567; Гостьмеричи мн. м. (или -иц] мн. ж.) геогр.: М. в Гостьмеричахъ 492 (возм. от исходного вида с -мър-, а не с -мер-)
Гост\та личн.: И. ед. [Г]о[стьта] 945; Р. ш Гостьты 9, (!от") ...остьтъ 380 (?); Т. Гостьтою 527
http://gramoty.ru/?id=dnd
Имени Кубрат нет, но есть Купреяничь м. отч.: Р. ед. [ў Кў]пре[ь]ница 132; Купръ м. личн.: В. ед. Купра 298, Купр%а 298. И немало созвучий купець (ранн. -пьц-) м.: В. мн. кўпьцъ 794
купити г.: инф. куопити 943; през. коупьть ти и 655; пвл. коупи 478, 687, коупи ми
Вит. 1, купи 129, 354 (2;), Ст. Р. 30, купи ми 125, 283, не купи 282, куопи 943;
2 мн. купите 173; 2 мн. (?) не купи(...) Ст. Р. 2; перф. ед. м. купиле єсомъ 178,
купиле 32, купилъ єсмь 282, коупилъ еси 109, се купило 318; сосл. ед. м. что бы ...
купилъ 354; прич. прош. ед. м. коупивъ 109; прич. страд. И. ед. с. куплено 775 (2;);
И. мн. ж. коуплены 439; не купь (прич. през. ед. м. или през. 3 мн.) Ст. Р. 2
купл\ ж.: И. ед. коупль Пск. 6; коуплъ (= <коуплъ> В. мн. или <коупль> Р. мн.) 877
купнyи п.: Р. ед. ж. с купнои грамотъ 53
Нет и имени Органа. Но есть Оркадъ (ранн. -рък-) м. личн.: И. ед. Оркадь 672
орогъ м. !лощина", !низина" В. ед. 805; . ородошо (или О-) 194 (?); оромица ж. !пахотная земля", !пахота": Р. ед. из ъръмице 854; Ортемка (или Орт]мка) м. личн.: И. ед. [W]ртьмъ#ка 97
Ортемья (ранн. -рьт-) м. личн.: Д. ед. къ [Орте]мьъ 667; . Ор- [ь]мие 638
Орт]мьинъ п. прит.: И. ед. м. .ртимиене 325 (NB е перед н) (?)
орудь5 с. !дело", !тяжба": М. ед. о моемо ороудье 531
Орьшиная ж. по мужу: Р. ед. оу Орьшинее Ст. Р. 21
Ор]шко (ранн. -шьк-) м. личн.: Р. ед. ш Орьшька 581
http://gramoty.ru/?id=dnd
В связи со всякими «органами» и «органом» имя неизбежно бы из употребления вышло. До Органы в началах правителей Болгарии фигурируют
Зиези
 ? ?
Авитохол (Аттила ?)
153—?
хан (хакан)
Ирник (его сын Эрнак)
455—465
хан (хакан
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хан_Болгарии

Далее идут имена, которые могут иметь как тюрские, так славянские и иные трактовки. Аспарух (Аспар-хрук;668—701) напоминает аланов Аспаров (Избора славян ?), в 5 веке определявших политику императоров Византии. Тервел 701—721; Кормесий 721—738; Севар 738—753; Кормисош 753—756; Винех 756—761/762; Телец 761/762—765 ; Сабин 765—766/767; Умор 766/767; Токту 766/767—767/772; Паган 767/772—768/772; Телериг 768—777; Кардам 777—802; Крум 802—814; Омуртаг 814—831
Затем происходит переход к явно славянизированным именам типа
Маламир
831—836
хан (хакан)
(регент — кавхан Исбул 831—840)

Пресиан I
836—852
хан (хакан)
(регент — кавхан Исбул 831—840)

И это продолжалось вплоть до последних болгарских царей.
Самое раннее ретроспективное упоминание о булгарах относят к армянскому историку V века Мовсесу Хоренаци. По его словам при армянском царе Аршаке I, сыне Вагаршака, булгары уже поселились в армянских землях: «В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну.»[12] Время правления Аршака I датируется 1-й половиной II в. до н. э., что вызывает сомнение историков в достоверности данного сообщения. Мовсес Хоренаци ссылается на более раннего летописца Мар Абаса Катину, жившего самое позднее на рубеже III—IV вв.

Первое упоминание о булгарах в синхронном источнике содержится в анонимном латинском хронографе 354 года, где в списке племен и народностей Причерноморья и Прикаспия (потомков Сима) на последнем месте называются булгары (Vulgares).[14]

Далее свидетельства об их активности исчезают из источников вплоть до распада Гуннской империи. Это даёт основания предполагать, что булгары входили в тот огромный союз племён, который современники именовали гуннами.

В ранней средневековой историографии прослеживается вазаимозамещение булгар и гуннов. Захарий Ритор в «Церковной истории» (середина VI века) относит все народы (включая «бургар»), проживающие к северу от Кавказа в Прикаспии, к гуннским. Иордан разделяет булгар и гуннов, описывая в середине VI века места их расселения: «Далее за ними [акацирами] тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим. А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен...».

Источники середины VI века, рассказывая о набегах кочевников в 50-е—70-е годы VI века, упоминают либо булгар, либо утигуров и кутригуров (позже оногуров). С конца VI века в Европе эти названия начинают заменяться этнонимом булгары, а с VII века окончательно используется только название булгар. Отсутствуют убедительные свидетельства современников, которые позволили бы однозначно идентифицировать утигуров и кутригуров как булгар, однако большинство историков склоняются к такому выводу на основании более поздних свидетельств и анализа синхронности событий.

Кутригуры обитали между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя в том числе степи Крыма вплоть до стен греческих колоний на полуострове. Утригуры расселились по берегам Азова в районе Таманского полуострова.

Считают, что первое свидетельство о появлении булгар на Балканах содержится в хронике VII века Иоанна Антиохийского: «Два Теодориха снова приводили в смятение дела ромеев и опустошали города близ Фракии, вынудив Зенона (славянина из пиратов Траско-лисия !?) в первый раз склониться к союзу с так называемыми булгарами.»
Речь о V веке. Союз византийцев с булгарами против остготов датируется 479 годом.

Булгары появились на Дунае незадолго до того. Заметка на полях болгарского перевода греческой стихотворной хроники Константина Манассии (XII век) относит переселение к 475 году.

Булгары периодически беспокоят границы Византийской империи. Первый набег на Фракию отмечен в 491 или согласно хронике Марцеллина Комита в 499 году.

В 502 году они повторяют набег на Фракию, а в 530 году Марцеллин Комит замечает о поражении булгар от византийцев. Вскоре булгары стали совершать набеги в союзе со славянскими племенами, которые впервые отмечены в письменных источниках с начала VI века.

В 539—540 годах булгары проводят рейды по Фракии к эгейскому побережью и по Иллирии до Адриатического моря. Их значительное число поступает на службу к императору. Например, в 537 отряд булгар принимает участие в оказании помощи византийскому гарнизону, осаждённому готами в Риме. Известны случаи и вражды между двумя основными силами булгар, которые умело разжигала византийская дипломатия. Чтобы обезопасить свои границы от слишком беспокойных соседей, каковыми являлись кутригуры, император Юстиниан с помощью богатых подарков и денег направил против них силы восточной ветви булгар — утигуров. В итоге кутригуры потерпели поражение, но вскоре два племени вновь смогли объединиться против империи.

Около 558 орды булгар (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцам удаётся отбросить силы Забергана назад. Но его войско все ещё сильно и представляет большую опасность для столицы империи. Несмотря на это булгары возвращаются в свои степи. Причиной тому служат известия о появлении к востоку от Дона неизвестных сил. Это были авары во главе с каганом Баяном. Политика империи здесь понятна.


Византийские дипломаты использовали авар для борьбы против напирающих на Константинополь булгар. Взамен им предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия и немногочисленна (по некоторым данным 20 тыс. всадников), она оказывается сильнее. Возможно, тому способствует бедственное положение авар — ведь они спасаются бегством от идущих вслед за ними тюрков (тюркютов). Первыми подвергаются нападению утигуры (560), затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшаяя судьба кутригуров тесно связана с политикой авар.

Ок. 566 передовые отряды тюрков достигают берегов Чёрного моря в районе устья Кубани. Утигуры признали над собой сюзеренитет тюркского кагана Истеми и уже в составе его войска участвовали в захвате древней крепости Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581 появились под стенами Херсонеса. О тюрках в ранней истории России мы еще кратко поговорим.


После ухода авар в Паннонию и ослабления Тюркского каганата, который из-за внутренних неурядиц утратил контроль над своими западными владениями, булгарские племена вновь получили возможность заявить о себе. Их объединение и связано с деятельностью Кубрата. Этот правитель онногуров (уногундуров http://proza.ru/2009/05/22/544 ), с детства воспитывался при императорском дворе в Константинополе и по некоторым источникам в 12 лет был крещён(однако по этому поводу до сих пор идут споры).

В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария. Её территория занимала Нижнее Прикубанье и Восточное Приазовье, по другим оценкам зону от Ставропольской возвышенности и Фанагории до Южного Буга. Около 634—641 Кубрат заключил дружественный союз с византийским императором Ираклием.

Уже сказано, что после смерти Кубрата (ок. 665)  его старший сын — Батбаян остался в Приазовье и, допускают, стал данником хазар. Другой, Котраг, ушёл со своей частью народа на правый берег Дона. Третий, Аспарух, вместе со славянами положил начало современной Болгарии. Смешение булгар со славянами и остатками местных фракийских племён – признается – и привело впоследствии к возникновению нынешнего болгарского этноса.

Другие сыновья Кувер (Кубер) и Альцек (Алцек) ушли в Паннонию, к аварам. Одна группа булгар, руководимых Кувером, играла важную роль в политике Аварского каганата. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешёл на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа, видимо, вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629—639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны. До конца VIII века эти булгары сохраняли свой язык.

К более позднему периоду, к концу VIII века, относится появление булгар на Средней Волге и Каме, где они вскоре перешли к оседлому образу жизни и создали государство Волжская Булгария, которое сначала находилась в зависимости от Хазарского каганата, а после его падения (в 60-е гг. X века) стало полностью самостоятельным. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие и ряд угро-финнских племён, являются казанские татары и чуваши.

Часть булгар осталась на своих коренных землях — в Предкавказье и причерноморских степях. Вскоре они, как свидетельствуют археологические данные, заняли Крымский полуостров и частично продвинулись в северном направлении — в степи и лесостепи Приднепровья. В средневековых источниках они упоминались до сер. X века и были известны как «чёрные болгары».

Материалы Зливкинского некрополя (Украина), некрополей Крыма и могильников на территории Волжской и Дунайской Болгарий показывают, что булгары относились к брахиокранным (круглая или короткая голова) европеоидам с незначительной примесью монголоидности . По краниологическим материалам Зливкинского могильника, относящегося к салтово-маяцкой культуре, антропологический тип булгар устанавливается как «брахикранный европеоидный тип со средними размерами лица и черепа».
 Европеоидная брахиокрания характерна как для азиатских, так и для части европейских сарматов, исключая аланов, чей антропологический тип был долихокранным европеоидным, для междуречья Амударьи и Сырдарьи с предполагаемой родины протоболгар среди некрополей ирано-язычных народов, также у современных памирских народов. Происхождение европеоидной брахиокрании протобулгар, связывается с так называемыми палеоевропеоидными группами населения.

Пока не удалось выделить четкие этнографические признаки булгар среди других кочевых народов в археологическом материале в период до VIII века, погребения раннего периода отдельные археологи относят как принадлежащие булгарам лишь на основании сведений из письменных источников о проживании в данной местности в соответствующую эпоху булгар.

Общие сведения о погребальном обряде, составленные по могильникам VIII—IX вв.: ямные захоронения, тела клались на спину в неглубоких прямоугольных ямах в вытянутом положении. Ориентация головы на север или запад. Сопутствующие предметы: глиняный горшок и немного мяса. Кони и вооружение стали встречаться в захоронениях в Болгарии. В позднее время встречаются так же подбойные могилы. В частности они присутствовали у волжских булгар по описаниям Ахмеда ибн Фадлана (920-е годы) который непосредственно побывал у волжских булгар:

И когда умирает мусульманин у них, и (или) когда (умирает)какая-нибудь женщина-хорезмийка, то обмывают его обмыванием мусульман (т.е. по обряду мусульман), потом везут его на повозке, которая тащит (его) понемногу (вместе) со знаменем, пока не прибудут с ним к месту, в котором похоронят его. И когда он прибудет туда, они берут его с повозки и кладут его на землю, потом очерчивают вокруг него линию и откладывают его (в сторону),потом выкапывают внутри этой линии его могилу, делают для него боковую пещеру и погребают его. И таким же образом они (жители) поступают со своими мертвыми.

Далее этот обычай хоронить в подбое стал доминировать среди волжских булгар, судя по археологическим материалам, и до сих пор казанские татары практикуют подбойные могилы .

Жилища булгар представляли собой юрты на кольях, с очагом в середине жилища.

Для протобулгар-утригуров характерна искусственная деформация черепа, в некоторых некрополях находят до 80 % таких черепов. У другого племени протобулгар-кутригуров этот обычай встречается незначительно. Сам обычай впервые зафиксирован в степях Средней Азии среди ирано-язычных кочевников, далее он начал преобладать у поздних сарматов, кушан, хорезмийцев, аланов и других ирано-язычных кочевников и служит этноопределяющим признаком.


Известно десятки надписей и фрагментов надписей на протобулгарском языке греческими буквами. Надпись из Преслава - самая объемная надпись такого рода.
Надпись из Надь -Сент-Миклош - вторая по объему и по значению надпись.
4 короткие надписи из Силистры.
Короткая надпись из Плиски, состоящая из двух частей.
7 частично сохранившихся надписей, обнаруженных в деревнях Чаталар и Попина, и в Плиске; лишь 4 из них поддаются переводу.

Все протобулгарские надписи греческими буквами происходят из одной четко очерченой области - Северо-Восточной Болгарии (вместе с Добруджей, ранее Малой Скифией). За ее пределам подобные надписи не были найдены, за исключением надписи из Надь-Сент-Миклоша. Язык надписей зафиксировал язык, царственного двора.


Религия булгар за века неизбежно носила политеистический характер. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось "Эдфу", отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:

«Интересно, что все народы имеют свое название создателя. Арабы его называют Аллах в единственном числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия Ход-ехт и Ход-Борехт, что просто означает Тот Самый. Индийцы и народ Синда его называют Шита Вабит и Махадева. Тюркский народ его называет Бир Тенгри, что означает "Бог Единственный". Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Елохим означает "бог" на их языке. Я слышал, что булгары называют Создателя именем Эдфу, а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали – Фа. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак.».

Исследователи связывают булгарского Эдфу (Едфу) с Памиром, где местные иранские народы называют Солнце: ягнобцы - афтоба, пуштуны - афтаба, шугнанцы - офтоб, гилянцы - эфтеб, язгулемцы - офтоба, сарикольцы - офтаб. Также солнце в зените в тех районах именовали как Адху и Едх. [43] Также есть версия отождествления булгарского Эдфу с иранским Ходай и осетинским Хуцау.[44] По мнению профессора Добрева наиболее вероятно, Эдфу восходит к иранским JAD, JED (праздничный, солнечный), и может быть переведено как "солнечный бог".

Археологические находки в Плиске указывают на следы зороастризма у булгар. В крепости найдено здание с платформой в центре для огня, аналоги которого находят у зороастрийцев.[45] Жрецов булгары называли колобры. По аналогии исследователи связывают название с эфталито-аварами, приводя сведения византийца Симокатты, который называет аналогичные названия жрецов — бо-колобры.[46] Само происхождение колобров связано, опять же с Памиром и с памирцами, а также прародиной Балхарой, где жрецов кто выполняют ритуалы называют Кулбры. Название связано, также с индо-европейскими параллелями у Индийцев, кельтов и др.[47]

Потомки булгар Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские булгары при Алмыше в 922 — Ислам от Багдадского халифата. Впоследствие дунайские болгары оказались завоёваны мусульманской Османской Империей (Турцией), а потомки волжских булгар — христианской Россией.

; P. B. Golden An Introduction to the History of the Turkic Peoples. - Wisbaden, 1992. - C.92-104., Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV - X вв. - Л., 1979. - С.57. Китайские источники ([1], [2]) перечисляют Пугу (пугусцы, пугу) среди 15 племен народа теле, обитавшего к востоку от Аральского моря в северном Китае и Монголии. Эти сведения относятся к VII—VIII вв. Болгарский лингвист Б. Симеонов пришёл к выводу, что в древности слово булгар должно было звучать 'пу-ку' или 'бу-гу'. Такое название племени или группы племён нередко упоминается в китайских источниках в период с 103 г. до н. э. по VIII век.
; Толчок этому дала работа П. Добрева, где он дешифровал болгарские рунические надписи, предполагая их сходство с сармато-аланской письменностью, происходившей по его предположению от памиро-иссыкского письма. Также установил тип булгарского языка (восточно-иранский) записанного греческими письменами. Добрев опубликовал версию перевода рунических надписей из деревни Мурфатлар с помощью аланского письма. См. [3] В процессе дешифровки Добрев установил язык надписей как восточно-иранский, родственый памирским языкам.
; Историческо изследване и превод и семантиката на ентонима Българи ; «Болгары», докум. фильм, реж. и сценарист П. Петков, опер. Кр. Михайлов. Производство bTV. 2006 год, Болгария.
; Гл. ас. д-р Петър Голийски, СУ “Св. Климент Охридски”, Център за източни езици и култури, катедра “Класически Изток” статья "Предговор"
; См.О.Прицак. [O. Pritsak The Slavs and the Avars. http://www.kroraina.com/slav/op/op_slavs_avars_4.htm]
; В версии русского перевода использованы названия 'булхи' бхухи и бушхи: [4]
; Карта центральной Азии по армянской географии «Ашхарацуйц» VII в.: реконструкция С. Т. Еремяна
; Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. 5.11
; Феофилакт Симокатта. История. 7.8.7
; Михаил Сирийский, автор XII века, пересказал легенду из несохранившейся «Истории» более раннего писателя VI века Иоанна Эфесского.
; Цитируется по [5] и [6]
; Моисей Хоренский. История Армении, кн. II, 9
; Армянские цари Вагаршак и его сын Аршак считаются полулегендарными, время их правления точно не установлено. Предположительно Аршак правил около 190 г. до н. э. См. [7].
; Chronographus anni 354. Cap. XV. Liber generationis. Monumenta Germaniae Historia. Auctor. Antiquissimi, t. Х1, р. 105.
; Иордан, «Гетика», 36
; Например Фредегар в своей хронике рассказывает о войне 631 года внутри аварского каганата между аварами и булгарами, которые прежде часто упоминались в других источниках как кутригуры, подвластные аварам. Феофан замечает: «соплеменные болгарам котраги» (Хронография, г. 6171), в котрагах видят обычно кутригуров.
; В. Т. Сиротенко. Письменные свидетельства о булгарах IV—VII вв.: Славяно-Балканские Исследования, Историография и источниковедение Академия Наук СССР, Институт Славяноведения и Балканистики. Изд. "Наука", Москва, 1972
; «Премудрого Манассии летописца, събрание летно». ГИМ. Синод. рукопись No 38, л. 78; «При Анастасии цри начаше блъгаре поемати зема сия, пршедше у Бъдыне. И прежде начаше поемати долная зема Охридская. И потом сия зема въса». На листе 79: «От исхода же българом до нин 870 лет». Таким образом, глосса на листе 78 утверждает о начале булгарской колонизации Балканского полуострова в правлении Анастасия (491—518), а глосса на листе 79 подчеркивает, что «исход» булгар (приход их с Прикаспия) произошел не в правление Анастасия, а раньше в 475 г., так как в конце рукописи (л. 140) помечено, что она составлена в 6853 г., т. е. в 1345 г. Следовательно, дата «исхода» булгар (из Прикаспия) 1345 минус 870 год. См. [8]
; По сообщению Павла Диакона остготы убили в сражении короля булгар Бузана (Pauli. Hist. Romana, XV, 11, Monum. Germ. Hist. AA II, р. 213—214.). Точная датировка устанавливается по привязке к большому пожару в Константинополе, случившемуся в 491 г. согласно хронике Марцеллина Комита.
; Хроника Марцеллина Комита. 499 г.: «Bulgares Thraciam deuastantes»
; Хроника Марцеллина Комита. 502 г. Феофан в своей «Хронографии» поместил этот набег под 5994 годом (соответствует 502 или 503 году) с примечанием: «Так называемые булгары вторгались в Иллирию и Фракию, о которых никто до того ничего не знал.»
; Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура – М., 1967.- С.39.[[9]]
; Беневоленская Ю.Д. Антропологические материалы из средневековых могильников юго-западного Крыма. - МИА, 1970, № 168. - С.196 [[10]]
; Салтово-маяцкая культура; Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.,1999.Афанасьев Г.Е. Где же археологические свидетельства существования Хазарского каганата? // Российская археология 2001. – №2. – с.43-55.
; См. библиографию в русском переводе D. Dimitrov, The Proto-Bulgarians north and west of the Black Sea, Varna, 1987 : [11]
; Герасимова М.М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. «Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы», 1987
; Антропологический тип включает в себя набор параметров черепа. Обычно приводится лишь один, черепной индекс (соотношение длины и ширины головы), как наиболее устойчивый для разделения сильно отличных рас.
; МАТЕРИАЛЫ К КРАНИОЛОГИИ САРМАТОВ Багашев А. Н.[[12]]
;
; Гинзбург В.В. Этногенетические связи населения Сталинградского Заволжья (Антропологические материалы Калиновского могильника // МИА. № 60.- С.572. [[13]]
; Longworth James M., стр. 152. [14]
; А. Баяр книга "Тайная история татар"
; Болгары Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. - С.182
; Путевые заметки Ахмеда ибн Фадлана [15]
; Дроздова Галина Ивановна ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ XVI-XIX ВЕКОВ(ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)
; Деформация черепа в младенческом возрасте с помощью давящей повязки.
; Русский перевод D. Dimitrov, The Proto-Bulgarians north and west of the Black Sea, Varna, 1987 : [16]
; Т. К. Ходжайов. ОБЫЧАЙ ПРЕДНАМЕРЕННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ГОЛОВЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
; Смирнов К. Ф. Курганы у сел Иловатка и Политотдельское Сталинградской области// Материалы и исследования по археологии СССР. Вып 60. Т.1. — М., 1959.9
; Бернард С. Бахрах. История алан на Западе.
; ; Перевод с болгарского. M. Tahir, Le livre de la creation de el-Balhi. Paris, 1899, v. IV, p. 56: [17]
; П. Добрев [18]
; К. Рахно "ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОТОБОЛГАР"
; Протобулгары причерноморья: [19]
; Иван Танев Иванов "Религия протобулгар" [20]
; Шегор Расате статья "Жречеството достоверният национален елит"[21]

http://ru.wikipedia.org/wiki/Праболгары

Роль болгар в истории народов России ныне насчитывает десятки книг и сотни публикаций, значительной частью отраженных в Интернете.
Это наш исторический народ и это важная часть истории и философии России.
Как и ныне отец и сын Киркоровы, без которых трудно представить российскую культуру.

Да, зерна философии болгарского народа 6 – 8 вв. выявляются с трудом, так как народ вынужден был искать свое прочное место на земле и защищать себя. Но он защитил и выстоял, дал добротную поросль и в виде иных народов. И хотя бы зерна философии этого раннесредневекового народа будут обязательно определены. Они во многом связаны с исторической активностью болгар той поры.