Краткий обзор Тамары Костомаровой

Фонд Всм
Общие впечатления от конкурса члена жюри Тамары Шарковой- Костомаровой

«Этот конкурс нелегко было судить, потому что в номинации много хороших произведений, – таких, которые запоминаются сразу,  с первого прочтения. Они написаны грамотным, динамичным языком, правильно выстроена композиция, –  начало, кульминация, конец, – всё в развитии, всё взаимосвязано, сюжет не отпускает. Об этих произведениях можно сказать двумя словами: хорошая проз»:

Пранор – За отвагу

Достойный рассказ. Несколько размытой показались сюжетная линия и особенно концовка.

Юрий Останин – Солдатам Державы
Технически стихотворение выдержано, ясно звучит гражданская позиция автора. Рифмы кое-где не точные, но, на мой взгляд,  компенсированы хорошим звучанием.

Татьяна Лаврова -Волгоград - Девочка, прошедшая войну

Проникновенное стихотворение, открытое, эмоциональное, высоко гражданское. Слово звучит щемящей болью от тех потерь, которые преподнесла эта разрушительная война.

Игорь Панфилов – Учитель

Рассказ, написан острым, хорошим языком, сюжет развивается динамично, захватывает неустрашимость и смекалка Гриши. Рассказ читается без отрыва.

Иван Паршиков - И небо голубое, и Клин журавлей

Суровое военное повествование, - тема раскрыта, но по объёму произведение значительно превышает допустимые рамки. Есть замечания и по стилю, есть и другие замечания. Впрочем, они не умаляют достоинства рассказа.

Сергей Аршинов - Большая беда

Публицистическое эссе, написано с болью. Чувствуется, что автора волнуют вопросы отношения к старикам-ветеранам и к армии, хотя порой кажется, что вопросы эти носят риторический характер. Есть отдельные замечания по стилю: на мой взгляд, некоторые фразы и предложения излишне утяжелены подробностями. Кроме того, начало повествования перегружено повтором наречия "просто", также можно вполне обойтись и без слова "практически".

Эргэдэ - Ленинградские дети

Стихотворение о детях войны. Поэтическое слово в нём представлено с душой, - так, что каждой строкой проникает в сердце.

Гавриил Иваниченко - Память нам свята

В стихотворении звучит тема защиты города Армавира, - тема высокогражданская. Но, на мой взгляд, автору не удалось раскрыть её в поэтическом жанре, потому что данное стихотворение нельзя назвать таковым, - оно далеко от норм стихосложения. Такой жанр, как стихотворение в прозе, тоже требует соблюдения определённых норм.

Ольга Орленко - Лепешки из Ташкента

С первого прочтения трудно ухватить фабулу, по этой причине сложно отследить связи, но в конце рассказа всё становится на свои места. Чувствуется, что сюжет правдив и взят из жизни.

Павел Маленёв - Отцу из окопов хотелось домой

В поэтических строках автор сумел рассказать о боли деревни и о бедах её жителей, а также о "творчестве" фининспекторов, и о том, что "отец из окопов не вернулся домой". Стихотворение из тех, которые "берут за живое".

Ян Кауфман - Возвращение...

Текст воспринимается легко. Несколько нечёткой показалась сюжетная линия.

Анатолий Аргунов - Дядя Петя

Этот рассказ один из тех, которые при первом прочтении запоминаются сразу.  Написан хорошим, динамичным языком (читать - одно удовольствие), хорошо выстроена композия: начало, кульминация, конец, - всё в развитии, всё взаимосвязано, сюжет не отпускает. Автор мастерски объединил страницы прошлого с современностью: и там, и там - своя трагедия, и она в сюжете проходит красной нитью. Хорошая проза.

Александр Плэчинтэ - Что за времена?

Рассказ впечатляет болью за наших стариков-ветеранов, о которых государство вспоминает зачастую накануне дня Победы. Так и не сказал Евгений Петрович мэру о том, что забота о стариках и детях - это первейшая обязанность власть предержащих. "А может, они добрее, увидят его особую гордость – ордена Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медали «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина», - говорит автор устами ветерана. -  Вдруг и поддержат, ведь за их же будущее воевал. И скажет он мэру всю правду, что нужно заботиться  и о стариках, и о малых детях, которых не могут согреть руки матери". Не успел сказать,- ночью сердце ветерана остановилось

Игорь Рассказов - Этот праздник со слезами на глазах

На первый взгляд публицистическое эссе не имеет отношения к тематике конкурса. Но если заглянуть глубже в проблему, то приходишь к выводу, что связь всё-таки есть, потому что автор пытается провести параллель между прошлым, настоящим и будущим и сказать о том, что наши отцы и деды воевали не за то, чтобы сейчас превращались в мусорные свалки улицы городов и спивалась молодёжь ("дурь всегда берёт себе в попутчики неокрепшие души"). Автор пытается сказать также и о том, что настоящее - это фундамент будущего. Несколько аморфна точка зрения по отношению к власти: вроде бы и не виновата в происходящем и в то же время  несёт прямую ответственность за все те безобразия, которые творятся в нашей жизни

Мария Гринберг – Маша Хари

Рассказ не оставляет равнодушным читателя, хотя сюжет поначалу воспринимается трудно: пришлось перечитать несколько раз, чтобы уловить его ход и все взаимосвязи. На мой взгляд, излишне представлены зверства убийства девушки, нечётко оформлен  и сам текст рассказа.

Эдуард Шульман – Застолье

В общем потоке воспоминаний теряется военная тема, она звучит лишь несколькими отдельными штрихами, тогда как другие детали застолья (такие, как вода в бутылках вместо водки) кажутся слишком затянутыми. Стиль повествования суховатый, к тому же автор грешит лишними наречиями, такими как "практически" и "совершенно". Тем не менее, несмотря на высказанные замечания, работа представляет интерес в качестве воспоминаний как для самого автора, так и для его потомков.

Веда Конг - Дыхание жизни

Хороший, яркий рассказ, написан умело и эмоционально, задевает за живое. Запоминается образ молодой и мужественной женщины Евгении. Несмотря на то, что Женя получила похоронку на мужа, она идёт усмирять колхозного грозу-быка Лоскита, возвращает к жизни Миньку. Не всегда чётко выстроена прямая речь, например, всего два слова в середине рассказа включают в себя слишком объёмный пояснительный текст, при этом теряется общий смысл этого отрывка.


Борис Кунин – Я знаю

В рассказее два главных действующих лица: немец Герхард и сам рассказчик. Отец Герхарда и дедушка рассказчика воевали в Великую отечественную войну, можно сказать, один против другого , но их судьба свела вместе. "Ну, а мы с тобой просто обязаны были встретиться, - квинтэссенцией звучат слова автора. - Внуки двух бывших военнопленных, один из которых теперь осваивает немецкий на родине Гёте и Шиллера, а второй учится у него русскому и каждый день смотрит дома российское телевидение". Из недостатков можно отметить повторы слов, таких, как "практически" и "совершенно".

Анатолий Комиссаренко – Танковое побоище

Почти историко-публицистическое эссе, а хотелось бы побольше художественности. На мой взгляд, несколько скомкана и концовка рассказа.

Миша Конь - Закурим...

Эпизод войны описан хорошо, но сам текст требует шлифовки: встречаются огрехи типа "кристаллы мёрзщей земли", или выражение "то совсем близко, то отдалясь", - правильно будет - "отдалившись" и т.д.