Чужая боль

Александр Мотузов
В рассказе были использованы цитаты из книги Клайва Льюиса – «Боль».

 Потрёпанный томик Льюиса в очередной раз попал в руки совершенно обычного мужчины средних лет. Маленький столик в углу, так хорошо знавший  все его тайны, был как всегда свободен в ожидании своего любимого посетителя.
 «Разные дороги ведут к Христу. Но не забыть бы, что все они проходят через Голгофу», - прочитал он над предисловием.
 Он знал её наизусть. Который год он уже вот так приходит сюда, садится за этот самый столик и ждёт, пролистывая страницы книги. Такие родные страницы.
 Это читательский зал был самым маленьким из всех, что ему удалось найти. Именно за это он так полюбил его, ведь ждать обычно приходилось недолго. Ближе к полудню зал начал заполняться. Бесчисленное множество студентов, книголюбов и просто случайных посетителей нарушало доселе могильную тишину библиотеки. Маленький зал наполнился мелодичным ровным шелестом страниц книголюбов и напористым, резким и быстрым шелестом вечно опаздывающих и нервных студентов.
 И вот наконец к столику в углу подошёл молодой человек с толстой серой книгой в руках.
- Здесь свободно? – спросил он, оглядываясь по сторонам в поисках других свободных мест.
 «На студента мало похож, да и на постоянных посетителей тоже», - подумал мужчина, а сам поспешил ответить, - Конечно, присаживайтесь.
 Молодой человек присел и уткнулся в «Психологию бессознательного» всеми любимого дедушки Фрейда.
- Для учёбы, или для себя? – усмехнувшись, спросил мужчина.
- Учёба… точнее самая непонятная её часть, -  ответил собеседник, не отрываясь от текста.
 «В самом сложном из всех созданий, Человеке, появляется еще одно качество, кроме сознания, которое мы именуем разумом, и благодаря которому он может предвидеть свою собственную боль, которой с этих пор предшествует острое душевное страдание, а также предвидеть свою собственную смерть, тогда как он страстно желает непрерывности существования…», - назойливо вертелось перед глазами.
- Фрейд всегда вызывал восхищение тех, кто пытался понять и отвращение тех, кто понимать не желал, - пробормотал мужчина, отведя взгляд  на деревья за окном.
- Ага… - студент уже был погружён в океан, где тонуло большинство из интересующихся его глубинами.
Вдруг мужчина резко схватился за живот, издав еле слышный стон и навалился на соседа.
- Вам плохо? Вызвать скорую? – студент испугался и подскочил со стула.
Почти сразу же мужчина сел прямо, прокашлялся и поправил рукой волосы.
- Всё хорошо, извините. Я болен. И боль… она постоянно преследует меня. Знали бы вы какого это… - сдавленным голосом пробормотал мужчина.
- А что с вами? Вы уверены, что не нужа скорая? – успокоившись, молодой человек сел на место.
- Уверен, но у меня далеко не всё в порядке. Боль – вот камень преткновения моей жизни. Вам вряд ли известно какого это. Каждый день, каждый час, каждое мгновения испытывать муки. И никак не находить ответ на единственный вопрос: зачем? – мужчина взял книгу в руки и повернулся к собеседнику.
- Зачем? – удивился студент, - Странный вопрос.
 - Процитирую Льюиса: «Если вы призываете меня верить, что все это — дело рук великодушного и всемогущего духа, я отвечу, что все доказательства указывают на противоположное. Либо никакого духа за вселенной нет, либо этот дух безразличен к добру и злу, либо же это злой дух», - монотонно прочитал мужчина и добавил, -  Я тоже так когда-то думал. И, как и Льюис, предал эти суждения в пользу этого пресловутого духа.
- Но как это связано? Я не понимаю, - студент захлопнул свою книгу и посмотрел в глаза этому странному мужчине.
- Я не спрашиваю «почему?». Я не спрашиваю «за что?». Я спрашиваю «зачем?». Какой смысл в том, что я должен терпеть боль всю свою жизнь, не забывая о ней ни на секунду?
- Обратитесь в церковь. Я думаю, что эти… священники знают ответы на подобные вопросы, - молодой человек замялся. Ему не нужен был этот разговор.
- Да нихрена они не знают! Они как школьные учителя. Знают то, что написано в их книжках и пихают это в наши мозги! Банальные прописные истины… и больше ничего.
- Я не верю в Бога. Если бы он существовал, он бы не допустил, чтобы мир… чтобы люди докатились до такого, - едва ли не с гордостью заявил студент.
- «Я никогда не замечал, что сама сила и легкость аргумента пессимистов тотчас же ставит перед нами проблему. Если вселенная так плоха, или даже наполовину так плоха, то каким же образом люди приписали ее создание мудрому и доброму Творцу? Люди, возможно, глупы, — но вряд ли настолько. Прямое умозаключение от черного к белому, от дурного цвета к доброму корню, от бессмысленного создания к бесконечно мудрому Творцу поражает воображение», - снова процитировал мужчина, - Не правда ли?
- Это лишь вопрос веры. Кто-то верит, а кто-то нет, - смутился собеседник.
- Во многих книгах вы прочитаете, что в средние века люди верили, что Земля плоская, а звезды расположены очень близко, но это ложь. Уже в первый век Новой эры люди знали. Не верили, а именно знали, - напирал мужчина, - Люди чувствуют себя увереннее со знанием, а не с верой.
- Я не вижу смысла в этом разговоре. В любом разговоре о вере, - студент хотел бежать. Ему было неловко, ему это не нужно, он этого не хотел.
- Я тоже не видел, до тех пор как моей верной спутницей не стала боль. Ночью и днём. Но, друг мой, она дала толчок  к самопознанию. Я многое понял, кроме одного: «зачем?». Ведь я не считаю, что боль – это единственный и лучший толчок к самосовершенствованию. Поэтому и не могу найти правильный ответ. Нужный мне ответ, - монотонно сказал мужчина.
- Я вас понимаю, - скороговоркой пробормотал молодой человек и направился к выходу.
- «Сын Божий принял смертное страдание не затем, чтобы люди пострадали, но чтобы их страдания могли уподобиться Его страданиям», - кричал вдогонку странный мужчина, едва ли не смеясь.

 Как только студент ушёл, мужчина положил книгу на место и вышел из библиотеки.
«До встречи через месяц, случайный собеседник», - ликовал он, радостно улыбаясь прохожим.
Можно дальше наслаждаться жизнью…