Это невозможно!

Нина Левина
+ + +
Дерево трудно растёт —
Скудные соки питают.
Дерево листья теряет,
Горьким становится плод.

Дерево скорби и слёз
Тени не бросит широкой.
«Дерево, что' в тебе проку!..» —
И осерчает Христос.
(21 июля 1992)
(автор Владимир Цивунин)


Очень кстати эти стихи совпали с впечатлением, (раздражённым донельзя), от романа Романа Сенчина "Елтышевы". («Дружба народов» за 2009 год, номера 3 и 4).
Взялась читать с интересом. Вообще показалось, уровень что ли вырос у писателя: богаче язык, прорисовка портретов, характеров.
Но по мере чтения - раздражение стало появляться.  Ни одной прогалины, сплошная житейская грязь - во всем: в быте, отношениях, времяпрепровождении, работе, наконец. Даже любовь - и та испоганена.
Пусть кто хочет на меня обижается, но я всё же скажу: ребята, так нельзя. Вот критик Алиса Ганиева пишет про потерю нравственных ориентиров у героев Сенчина. Я не так воспринимаю - потерять можно то, что имеешь. Их (нравственных ориентиров) у героев Сенчина и нет, и не было.
И я не верю Роману!
Потому что не может быть так, что все люди совсем забыли о Боге (пусть надо мною смеются атеисты), но так быть не может. Его можно и не вспоминать, но ОЩУЩАТЬ-то - ну как? Есть глаза, уши, кожа... Неужели через эти органы одна грязь лезет?
Ладно, жизнь поворачивается самой своей корёжистой стороной, ладно - возраст, неудачи по службе, сын в тюрьме, другой - никакой, жена стареет, а тебя окружают одни пьяницы, и любые твои попытки выбраться встречают лишь кол сверху, упорно сталкивающий тебя вниз... Почему? Это реализм?
Итак, сюжет романа. Годы, похоже, девяностые. Городская семья проживает в небольшом городке. Муж – капитан милиции – работал в вытрезвителе, по его вине несколько человек были травмированы…
(Вообще, Николай Елтышев - пример оборзевшего мента, выворачивающего корманы у алкашей, попавших в трезвяк).
Его увольняют за «несоответствие и халатность» и выселяют из служебной квартиры.
Один его сын, Денис, сидит за драку и увечье, второй, старший Артём, совершенно безвольный, ни на что не годный чморик. Жена – библиотекарь.
Переезжают, раз негде жить, втроём в родное село жены Валентины, к старой её тётке. У них «Москвич» и гараж в городе. Начинают обживаться, своим новым статусом не довольны, работы нет, деньги тают, с деревенскими не сдружились. Жизнь начинает катиться под откос. Артём быстренько слюбливается с местной потаскушкой, она беременеет, и их женят. Сын уходит в приймаки.
Со сватами Елтышевы тоже не сходятся. В деревне их не приняли – «городские», да и к разжалованным милиционерам у нас сочувствие мало кто имеет.
Чтобы хоть как-то жить, они начинают торговать спиртом «с колёс».
Начинается серия смертей (прямо Шекспир какой-то: смерти, как в добротной трагедии, для недетективного, не драматургического произведения - даже и излишек), в которых явно или косвенно виноват старший Елтышев. Исчезает (потом находится по весне уже мёртвой) тётка. В лесу Елтышев встречается со своим давним обидчиком и в драке ломает ему позвоночник, тот умирает, Елтышев его бросает, скрываясь с места преступления. Потом в ссоре отец становится виновником неудачного падения и гибели старшего сына. Всё это на фоне деградации (спивания тем самым спиртом) и обострения имеющихся болезней у жены.
Возвращается из тюрьмы младший Денис – последняя надежда родителей на помощь и защиту, и в первый же вечер гибнет в драке. Через полгода умирает сам хозяин.
Жена доживает без него в избе, на инвалидности – у неё диабет. Хочет восстановить отношения с бывшей невесткой, но та её не пускает на порог. Женщина, увидев в детсаду внука, пытается с ним поговорить, но срывается в истерику, узнав, что у внука другая фамилия, и её настигает инсульт.
Всё, конец. Елтышевых никого больше нет – жила семья и нету.
Расплата на земле?
Написано крайне реалистично, почти – очерк, но совершенно никакой художественности, никаких потаённых течений. Полная бездуховность героев и персонажей, и полная голимая описательность.
Тут и безуспешные поиски работы в селе, и хождения за лекарствами, положенные диабетчикам, и тошные будни вытрезвителя, и сельское тягучее бесцельное времяпрепровождение, и немного мистики с приснившимся покойником, требующим заменить ему обувь, в которой он похоронен.
И всюду - ни одного лучика надежды, а если она хоть где-то пытается пробиться, её тут же гасят жизненные обстоятельства и полное равнодушие людей к своей жизни, нежелание или неумение её изменить. Будто люди находятся в тюрьме, где от них почти ничего не зависит.
Сенчин – странный художник. Он замечательно хорошо излагает, но мрачность его романов и прочих произведений зашкаливает разумные пределы.
Не знаю, мне очень не по душе такое видение жизни.
В тексте нет ни каких-то острых мыслей, рассуждений, аналогий, аллюзий, не говоря про метафоры или символы. Голимая и только безобразная жизнь, в которую, в предложенных автором обстоятельствах, я не верю.
Если кто-то живёт, как Елтышевы, то он просто долго не протянет – или в петлю залезет, или раком заболеет. Невозможно, чтобы так  жить изо дня в день. А перестать страдать - только напившись. Ну, один, десяток,может, так и живёт, но чтобы вся деревня!
Сенчин же собирает в одном месте сплошь нравственных уродов или безвольных, еле влачащих себя по жизни, нытиков и их всех "заставляет" мучиться жизнью безо всякой надежды.
Мне кажется, творчество Романа Сенчина направлено против жизни. И плод его трудов горек.
Роман! Ну нельзя же так! Ведь "осерчает Христос"!