Четыре языка

Михаил Каплан
ЧЕТЫРЕ ЯЗЫКА
Рабби Шимон Бар Йохай сказал: «Горе тому, кто считает, будто Тора – это простое повествование и обыкновенный рассказ… Если бы Тора описывала наш мир, то даже среди его правителей нашлись бы более высокие примеры… Нет, все слова Торы описывают Высшую реальность и Высшие тайны». Книга «Зоар» с комментарием «Сулам», гл. «Бэаалотеха», п. 58
Любовь на четырех языках
Уже давно мне хотелось купить книгу о каббале. Вообще-то я не очень разбираюсь в этой области, но у нас на углу есть книжный магазинчик, и я подумал, что там мне наверняка посоветуют что-нибудь стоящее.

Войдя внутрь, я вдохнул аромат старых книг. Пожилой седовласый продавец в роговых очках взглянул на меня выжидающе. Звали его Мандельбойм. Услышав о каббале, он широким жестом обвел свой магазин:

– Молодой человек, все, что вы здесь видите, это книги по каббале.

Я взглянул на бесчисленные издания Гмары, Торы, Мидраша и остался в полном недоумении.

– У вас есть несколько минут? – спросил он.

На свое счастье я согласился остаться и выслушать его.

Четыре кодовых языка
– Так вот, – сказал Мандельбойм, – все эти книги были написаны каббалистами, обладавшими духовным постижением. Они напрямую ощущали единую силу абсолютной отдачи, которая пронизывает всю реальность. Ее цель – объединить нас в любви и поднять до своего уровня. Каббалисты хотели рассказать о ступенях духовного пути, а сделать это можно было только знакомыми нам словами – словами нашего мира.

К этому времени мы с Мандельбоймом уже сидели за прилавком.

– Каббалисты пишут четырьмя способами, четырьмя разными «кодовыми языками», и все они говорят об од-ном – о духовном мире.

Смысл этих слов по-настоящему заинтриговал меня. Такого я еще не слышал. «А не запереть ли входную дверь, чтобы никто не помешал нашей беседе?»

Язык ТАНАХа
– Первый язык – это язык Торы, Пророков и Писаний, – тут Мандельбойм хитро улыбнулся и умолк.

– Как же так! – воскликнул я. – Ведь ТАНАХ рассказывает о сотворении мира и истории народа Израиля! Причем тут каббала?

Мой собеседник лукаво прищурился.

– Возьмем, к примеру, первые слова Торы: «Вначале создал Бог небеса и землю». Слушайте внимательно: Творец создал реальность, состоящую из двух сил – силы отдачи и силы получения. Вот, что такое «небо» и «земля». Каббалисты объясняют, что творение должно достичь максимальной ступени развития – уровня Творца. Однако для этого нужно научиться использовать обе эти силы вместе.

– Не понимаю, – пожаловался я.

– Если бы в нас была заложена только сила отдачи, «небеса», то мы бы, как ангелы, всю жизнь помогали другим без права выбора. А если бы у нас имелась только сила получения, «земля», то мы стремились бы лишь получать наслаждения, подобно животным. Однако в духовном мире человек формируется из особого сочетания сил: он должен поднять «землю» на высоту «небес».

Бросив на меня острый взгляд, Мандельбойм добавил:

– Так вот, знайте: все каббалисты писали, что Тора рассказывает только об этом.

Язык Галахи
– Давайте же посмотрим, как нужно выстраивать эти силы.

Мандельбойм снял с полки увесистую книгу Гмары и прочел с распевными интонациями еврейского меламеда – учителя:

«Двое держат талит. Один говорит: весь он мой. И другой говорит: весь он мой… Один говорит: весь он мой. А другой говорит: половина его моя… Один берет три четверти, а другой – одну».

Математика происходящего была мне ясна, а вот смысл…

– На языке Галахи, – пояснил Мандельбойм, – можно подробно и точно описывать этапы духовного пути. Вернемся к двум основополагающим силам мироздания. «Талитом» называется творение. В начале духовного пути две эти силы – отдачи и получения – «держат» человека, властвуют над ним. То ему хочется объединиться с ближним, то воспользоваться ближним себе на пользу. Однако по мере духовного продвижения человек берет власть над силами в свои руки и учится правильно совмещать их в каждом состоянии.

– Но разве можно властвовать над собственными желаниями? – удивился я.

Язык Агады
Мандельбойм достал откуда-то снизу книгу под названием «Мидраш Раба» и сдул с нее пыль.

«И толкались сыновья в утробе ее». Когда Ривка стояла возле учебного дома, Яаков шевелился, пытаясь выйти… А когда она проходила мимо кумирни идолопоклонников, Эсав шевелился, пытаясь выйти».

– Метафоричный язык, верно? – улыбнулся Мандельбойм. – Каббалисты назвали его языком сказаний. Он применялся для описания таких духовных состояний, которые трудно изложить другим языком. «Яаков» - это положительная сила, помогающая творению подниматься на ступень Творца. А «Эсав» – это сила, которая будто бы мешает творению на пути к цели.

– Ну ладно, две силы – это понятно…

– Добрый юноша, – вежливо прервал меня Мандельбойм, – Мидраш объясняет, как управлять этими силами. Всё зависит от «учебного дома», то есть от окружения, которое вы себе выберете. Слышите? Окружение! Именно оно определит того человека, которым вы станете завтра. Или вы полюбите ближнего, народ, страну – или решите, что весь мир у вас в долгу.

Язык каббалы
– Понимаете, каббалисты не хотели навевать нам мысли о материальном мире. Они надеялись, что мы захотим, действительно захотим понять и увидеть за их словами подлинное духовное состояние, о котором идет речь.

Помолчав, Мандельбойм произнес:

– Да… Нужно только сильное желание… Ничего больше. Погодите! Я принесу вам что-то.

Он быстро вернулся и положил передо мной книгу «Зоар» с комментарием «Сулам» рава Йегуды Ашлага.

– Это язык каббалы, наиболее подходящий для нашего поколения. Человек, который учится на этом языке, понимает, что Тора говорит о Высшем мире, об абсолютной любви среди душ. Он не путает Тору с моральными наставлениями или с историческими летописями. Но самое главное – читая эти книги, ты чувствуешь, что они говорят именно с тобой и именно о тех двух силах, которые помогают тебе на пути.

Глаза Мандельбойма победоносно блестели за стеклами очков:

– Язык науки каббала включает в себя остальные языки. Только он поможет современному поколению поднять «землю» до «небес».

Я ухожу, а Мандельбойм, как обычно, стоит у входа и глядит на лица прохожих. Какой интересный человек: сам того не заметив, я получил у него первый урок по каббале.