По главной магистрали с кислой миной на лице

Борис Бем
    Репортаж
                90 минут из   жизни Северной столицы


             Вместо предисловия:
 
Публицист  Борис БЕМ  уже  много  лет живет в Германии.  Прошлым летом он посетил родные места и увидел абсолютно другой город. Центр мегаполиса  засверкал свежевыкрашенными фасадами, вместо привычного асфальта на тротуарах во многих  присутственных местах вымощена брусчатка.
Журналист поставил перед собой цель: пройтись  пешком по Невскому проспекту от Московского вокзала до Дворцовой площади, подышать с горожанами питерским воздухом , воочию , а не по  картинкам увидеть перемены к лучшему в облике города, в настроении и сознании людей или наоборот…

Итак, стрелки часов на фронтоне Московского вокзала застыли на отметке: 8-30 утра. Я вынырнул из дверей станции метро «Площадь Восстания» и отправился  четной стороной  Невского по направлению к арке главного штаба, на  десять утра у меня было назначено  деловое свидание  в военном издательстве.
…По нежно-голубому небу плыли свежевыстиранные,  лохматые облака , погода была теплой и солнечной , настроение –оптимистичным . На углу улицы Маяковского мои раздумья прервал зычный голос одного молодого человека:
 «Не проходите мимо, рекламная акция парфюмерии!- Берете один флакон духов , второй получаете бесплатно…
В мои планы не входила покупка , поэтому я , повертев пузырек в руках ,отдал его продавцу , извинился  и пошагал было дальше, да не тут то было. Передо мной вырос еще один бугай , под два метра ростом , и продолжил:
 «А если возьмешь сразу два флакона , станешь участником беспроигрышной лотереи, тираж мы разыгрываем тут же, не  отходя от кассы. Из за угла на меня надвигалась  взлохмаченная девушка с хитрыми глазами и наглым взглядом , сразу было видно, из одной компании.
 –Не хочешь брать парфюм , возьми набор теней для своей бабы…
Такого напора я не ожидал, глаза мои забегали, взглядом я отыскивал в толпе человека в милицейской форме, но увы ,  спаситель не появлялся .Продолжать дискуссию мне не хотелось , однако и в дураках оставаться тоже. Похоже , эти уверенные в себе ребята , отпускать меня с миром не желали. Я сделал шаг назад и , развернувшись, быстро устремился вперед по Невскому. Добры - молодцы дернулись было за мной , но я , не оборачивая головы , поднял  над собой старое редакционное удостоверение бордового цвета ,форматом , напоминающее милицейское. За спиной я услышал развязное :
 «Морду , что ли набить фараону?
 Коробейники отстали , очевидно , одумались , да и начинать  драку на центральной улице было глупым занятием…
   На углу Литейного проспекта  мое внимание привлекла следующая картина. Шедший впереди меня молодой парень ,  нагибается к панели и поднимает увесистую пачку долларов. Обернувшись ко мне и, удивленно мигая глазами, неожиданно предложил:
 «Вот бабки нашел, какой-то лох обронил.- Давай поделим по братски?
 Где-то в какой-то газете я уже читал про подобные жульнические приемы , но виду не подал , а невозмутимо посоветовал:
 – Ты нашел , тебе и флаг в руки ! 
Я обошел парня и прибавил шагу…У Дома книги, что на углу канала Грибоедова , меня ожидал еще один сюрприз. Рыжеволосый мужик, стоявший у подоконника с витриной, с давно не бритым лицом  и пикантным «амбре» изо рта, предложил мне  купить потертую книгу о партайгеноссе Бормане.
–Представляешь ,-с пылом завзятого книгочея, убеждал он меня, -эта книжка-сенсация!- Мартин Борман оказался  «шестеркой» Сталина и передал Верховной ставке немецкий план Курской битвы.
Сообщение меня несколько изумило и я полез в пистон брюк, вытащил две пятидесятирублевки , одну протянул мужику, а другую небрежно  положил в карман жилетки. Зажав книжку под ремень брюк , я поблагодарил продавца и заторопился дальше , впереди золотым шпилем переливалась верхушка адмиралтейства…
Стало припекать, я расстегнул все пуговицы куртки. У набережной реки Мойки молодая девчушка с рассыпанными по лицу веснушками, бойко торговала мороженым. Я сунул руку в карман жилетки , но денег не обнаружил. Автоматом я проверил второй карман, но и он оказался пустым. Мне ничего не оставалось делать, как открыть портмоне и вытащить оттуда последнюю десятирублевую бумажку.
Да , здорово обвел меня вокруг пальца бородатый книголюб. Он так ласково терся вокруг меня, что я и не заметил , как он виртуозно  вытянул из кармана  жилетки пятидесятирублевку…
Я подходил к воротам главного штаба  .   Выйдя на брусчатку Дворцовой площади ,  услышал звуки джазовой музыки. Пятеро молодых людей играли на духовых инструментах , у одного из них висела на груди  большая консервная банка , перевязанная рыболовной леской, в ней бренчала мелочь. Увидев меня, лабух поманил   к себе  и бесцеремонно предложил:
 –Подержи жбанчик с мелочугой мил-человек.- Видишь ,народ подгребает. Загипнотизированный фамильярностью, я застыл на месте. Мужик сунул мне в руки банку, и я весь превратился в слух. Над площадью витали знакомые и незнакомые мелодии , толпа зевак увеличивалась, пополняя банку скупой мелочью. Очевидно, прохожие приняли меня за резервного музыканта, который после трудов праведных отдыхает ,подставляя грудь и лицо летнему солнцу…
Я взглянул на часы, стрелки показывали десять утра. Моя полуторачасовая прогулка по Невскому проспекту проспекту, к счастью, завершилась. Я поставил банку с мелочью на мостовую и сделал реверанс в сторону музыкантов. Зазвенел мой мобильник, и я быстрым шагом  направился к  парадной , на которой висела вывеска «Издательство газеты «На страже родины».


      

                Санкт-Петербург–2008г..