Монастыри Подмосковья

Луша Галушкина
Ездила по делам в Уваровку. По пути заехала в три монастыря.

Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь был основан в пятнадцатом веке по просьбе младшего сына Дмитрия Донского на высоком берегу Моссквы - реки.
Лет десять назад монастырь почти весь ещё был разрушен: остались трапезная, где было общежитие, из окон которого слышался мат, да пьяный кураж; и надвратная церковь с мощами Ферапонта, основателя монастыря, которую к этому времени успели восстановить монахи.
Во время войны здесь был лагерь для военнопленных, после войны тоже лагерь, но НКВД.
Сейчас монастырь полностью восстановлен, идут службы, монашеская братия молится и за наш район - у нас нет ни одного монастыря.

В Лужецком монастыре набрала из родника, над которым выстроена шатровая часовня, святой воды. Попила, умылась и поехала дальше, повернув направо, в сторону Бородино. Ехала и вспоминала, как описывл Лужецкий монастырь Эразм Стогов, дед Анны Ахматовой:

"Близ Можайска есть монастырь, называется Лужецкий[ii]. Говорили, что в этом монастыре иеромонах[iii] Константин — из полковников и человек весьма ученый, хорошо знает французский язык. Не знаю, как устроил отец, но поместил меня с Иваном в монастырь; нам отвели келью во втором этаже. Никто о нас не заботился, никто не учил; обедали мы в трапезе с монахами; после обеда монахи собирались в так называемую беседную, комната с нарами. К нам в келью входили не иначе, когда мы ответим «аминь». Более года я жил в монастыре и вынес познания: la fourchette — вилка, et le couteau — ножик."

В Спасо-Бородинский монастырь я приехала через тридцать минут. Он уникален. Тем, что это первый памятник Бородинской битвы, и ещё тем, что построен по инициативе и на средства женщин в память о мужьях, женихах, отцах и братьях.
Раньше я ездила к батюшке, провожая нас домой, он всегда говорил: "Не поддавайтесь воинственному духу , который здесь витает". Наверно, этот дух повлиял и на настоятельницу этого монастыря". Перевели моего знакомого в другую церковь.

В будние дни службу ведут монашки монастыря. Я поставила свечи, написала записочки и пошла к преподобной матушке Рахиль, святой этого монастыря. Как при жизни шли к ней люди с просьбами, бедами и всем она помогала, так и сейчас идут к ней за помощью. Умерла она в тысяча девятьсот двадцать восьмом году, когда монастырь был уже закрыт. Поэтому похоронили её за пределами монастыря, а совсем недавно над могилой построили часовенку. Молодая послушница из Дагестана,  трудно ей даётся переход из мирской жизни, упиралась лбом в крест и молилась, молилась, слова скапливались, им становилось тесно, и они вырывалась из часовенки и летели в небо. Я не стала ей мешать. Поехала к Колоцкому монастырю мимо музея Льва Тостого, он приезжал сюда, собирал материал к книге "Война и Мир".

 В Колоцком монастыре, куда я зашла за ведром для обливания, меня напоили чаем. Чай был сладким, пирожки с капустой, с грибами, тыквой, были ещё горячими, только из печи, с блестящей корочкой, душистые. Матушка благословила меня, и дала ключ от колодца. Раньше он был открыт для всех, но туда стали бросать монетки.
Шесть веков назад на месте колодца крестьянин Лука нашёл икону Божией Матери. На месте явления чудотворной иконы забил святой источник. С тех пор вода в источнике не пересыхает.

Говорят, что сам Наполеон пил воду и обливался из этого источника. А в монастыре на колокольне сначала у Кутузова был наблюдательный пункт, и он готовил сражение здесь, но потом решил отступить и столкнуться с французами на Бородинском поле.
После ухода русской армии из обители, её сразу занял Наполеон, и теперь уже он с колокольни изучал место будущего сражения.
К надкладезной часовенке надо было идти по полю. Летом среди ржи цветут васильки и ромашки, сейчас цвели одуванчики. Набрав воды, я разделась и вылила на себя ведро воды, потом забросила ещё раз ведро в колодец, и ещё раз(к ведру привязана верёвка). Больше трёх вёдер я в этот раз не выдержала, вода холодная, зубы сводит, когда пьешь. Но зато потом становится легко.

Я закрыла колодец, вернулась в монастырь, подошла к свитку иконы Божией Матери, оригинал был утерян в годы советской власти, и поехала в Уваровку.

На   фотографии  колокольня  Колоцкого  монастыря.